Урок по Русскому языку
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
План-конспект урока
по русскому языку в 3 классе по теме: «Правописание букв безударных гласных в корне слова»
Подготовила:
учитель начальных классов
Кутафина Л.Б.
Прохладный, 2015г.
Русский язык
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
В КОРНЕ СЛОВА
Тема: «Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне».
Цель:
Предметные:
-усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
-формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
-развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
-расширение творческой деятельности учащихся;
-формирование объективной самооценки.
Личностные:
-формирование личностных универсальных учебных действий;
- развитие внимания, мышления, интереса к языку;
-развитие умений анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму.
Формы организации: фронтальная, дифференцированная, творческая, самостоятельная по вариантам, в парах.
Деятельность учеников:
– Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Посмотрите на меня. Улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и хочу, чтобы хорошее настроение не покидало нас. – Тихонько сядьте, возьмите листок настроения. (Слайд) – Поставьте цифру 1 около лица, которое соответствует вашему настроению перед уроком. – Откройте тетрадь. Мы тетради все открыли, – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 4 5 Словарная работа. (Слайд) Упражнение «Узнай слово». Перед нами чудо-сад: Не плоды – слова висят. Догадайтесь, что за плод Угодит вам в рот. Вот что растёт в этом саду: а) «китайское яблоко» (апельсин); б) «персидское яблоко» (персик); в) «золотое яблоко» (помидор); г) «скороспелый» (абрикос). – Какая орфограмма есть в этих словах? – Какое слово является новым? (Абрикос.) – Запишите эти слова. Учитель на доске записывает слово абрикос, подчёркивает орфограммы, выделяет корень в слове. – Опишите этот плод. – Сравните ваше описание со значением из толкового словаря. (Зачитывает.) – Запишите однокоренные слова к слову абрикос. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения. | 1 3 3 (Слайд) – Прочитайте слова на доске: Солить, больной, верхушка, краснеет, пищат. – Какая орфограмма есть в каждом из этих слов? (Буква безударного гласного в корне, проверяемая ударением.) – Как это можно определить? (Поставить в каждом слове ударение, выделить корень, подчеркнуть букву безударного гласного.) – Почему написана именно эта буква гласного в корне? (Подбираем проверочные слова и пишем такую же букву гласного.) – Сформулируйте тему урока. (Правописание букв безударных гласных в корне слова.) – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 1. Работа по учебнику. 6 5 (Слайд) Упр. 100 – развивается умение различать ударные и безударные гласные в однокоренных словах. Выполняется коллективно по заданиям учебника. – Почему важно уметь правильно ставить в словах ударение, различать ударный и безударные слоги? (Гласный звук в безударном слоге – признак, по которому обнаруживаем место орфограммы в слове.) – Найдите в тексте однокоренные слова, выпишите их. (Морская –море.) – Какое слово является проверочным? – Каким двум условиям должно отвечать любое проверочное слово? (Оно должно быть однокоренным, в нём гласный звук проверяемой буквы должен быть под ударением.) 2. Наблюдение над словами с двумя безударными гласными в корне. Упр. 101. Сначала проводится устный разбор по заданиям упражнения. Образец рассуждения при списывании: Говорит. В слове 3 слога. Ударный третий слог. В корне говор два безударных гласных. Проверяю букву 1-го безударного гласного – говор, вторую – разговор. Обозначаю орфограмму. 3. Составление алгоритма написания безударных гласных в корне. (Слайд) 1. Ответы на вопросы учебника (с. 91). 2. Составление алгоритма. Учитель может все «шаги» последовательно выводить на слайде презентации или вывешивать на отдельных карточках. • Читаю слово. • Ставлю ударение. • Выделяю корень. • Подчёркиваю буквы безударных гласных в корне. • Подбираю проверочные слова. (Сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов.) • Пишу слово, вставляю буквы. • Обозначаю орфограмму. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙII. Развитие умений – применение знания. | 1 3 4 1(Слайд) Работа в учебнике. 1. Упр. 102 – развивается умение находить слова с двумя безударными гласными в корне, выбирать проверочные для буквы каждого из безударных гласных. Выполняется по алгоритму. Запись и обозначение орфограмм по образцу. 2. Упр. 103 – развивается умение разграничивать проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне, самостоятельно подбирать проверочные слова, где это необходимо. Выполняется под руководством учителя. Ученики работают на доске, проговаривают все «шаги». Дополнительный вопрос: – В каких словах есть непроверяемая буква безударного гласного в корне? (Слайд) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? (Выполнить звуко-буквенный анализ.) – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | – Уточните тему, названную в начале урока. (Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.) – Как правильно выбрать буквы, если в корне слова есть два безударных гласных звука? (Нужно подобрать проверочное слово для буквы каждого безударного гласного.) 4 4 (Слайд) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
V. Домашнее задание. | (Слайд) 1. Упр. 1, с. 101. 2. Задание № 1, тема 3 в рабочей тетради. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная работа
Вспоминаем то, что знаем Два моря. Я тоже море? – спросила морская капля у моря. Конечно, - ответило море. – Просто ты ещё маленькая. (В. Хмельницкий) Прочитайте. Назовите ударный и безударный слог в каждом слове. Назовите ударные и безударные гласные звуки. Какими буквами они обозначены? Почему важно уметь правильно ставить в словах ударение, различать в слове ударный и безударные слоги? Найдите в тексте однокоренные слова, выпишите их. В каком из слов есть орфограмма-буква безударного гласного в корне? А какое слово проверочное? Каким должно быть проверочное слово? море морская
Определяем основной вопрос урока Прочитайте слова . Сколько слогов в каждом слове? Спишите. Поставьте ударение. Сколько безударных слогов в каждом слове? Подчеркните орфограммы-буквы безударных гласных. говорит молоток зеленеть корешок Какой вопрос возникает? Если в корне два безударных гласных звука, как проверить, какие буквы надо писать? Можно ли пользоваться уже знакомым правилом? Попробуйте предположить, как надо действовать?
Решаем проблему, открываем новые знания говорит молоток зеленеть корешок Прочитайте слова второго и третьего столбиков. Поставьте в них ударение. Будут ли они проверочными? Объясните. Сформулируйте вывод. говор молот зелень корень разговор молотит зелёный коренья Спишите. Обозначьте орфограммы-буквы безударных гласных в корне. Составьте инструкцию: как надо действовать, чтобы правильно обозначить на письме безударные гласные звуки в корне слова. Образец записи: золотой – золото , позолота
Сравниваем свой вывод с авторским Как нужно действовать, чтобы правильно написать слово с двумя безударными гласными звуками в корне. Ставлю ударение: зеленеть. Выделяю в слове корень: зеленеть Определяю буквы, обозначающие безударные гласные звуки: зеленеть Подбираю первое проверочное слово: зеленеть – зелень 5. Подбираю второе проверочное слово: зеленеть – зелень, зелёный.
Применяем новые знания. Развиваем умения Произнесите слова. В каких есть два безударных гласных звука в корне? Спишите. Сначала запишите проверочные слова, затем слово с орфограммой . Образец записи: лебедь- лебёдушка -лебединый Головы, голова, головка. Лошаденка, лошадка, лошадь. Колос, колосок, колосья.
Применяем новые знания. Развиваем умения Произнесите слова. Сколько в каждом слове безударных гласных звуков в корне? Подберите проверочные слова. Все ли безударные гласные можно проверить? Холодок, серебро, скатерть, полоса. Образец записи: колбаса – колбаска; молодой – молод, молоденький. Как нужно действовать, если из двух букв безударных гласных в корне слова можно проверить только одну? Спишите. Обозначьте орфограммы в корне слова. Холодок – холод, холодный; серебро – серебряный; скатерть – скатерти, скатёрка; полоса – полосы, полоска.
Итог урока Если в корне гласный звук Вызвал вдруг сомнение, Ты его немедленно Ставь … под ударение . Какие безударные гласные звуки в слове надо проверять? Продолжите четверостишие:
Домашнее задание
спасибо за работу !!! до новой встречи!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "
На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....