Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Наречие".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Наречие как часть речи" по ФГОС. Урок- исследование. Наблюдаем, сравниваем, анализируем, делаем выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_fgos.docx | 10.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по ФГОС.
Тема : «Наречие как часть речи».
Учитель Корабельникова Светлана Викторовна
УМК «Школа России».
Цель урока:
1.Стимулировать учащихся на самостоятельный поиск характерных признаков наречия.
2. Формировать умение распознавать наречие среди других частей речи.
3. Развивать у учащихся умение точно употреблять наречия в устной и письменной речи.
Ход урока:
1.Введение в урок. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте , пожалуйста, гостей. Сегодня наш урок посвящен тем, кто любит русский язык.
Слайд 1.
Какое время года на улице? Осень. Предлагаю начать наш урок со стихотворения об осени.
Прочитайте на доске текст с пропущенными буквами( один ученик вслух).
Слайд 1.
Осень
П…спевает брусника,
Стали дни х…л…днее,
И от птич(ь)его крика
В сер…це стало грус…нее.
Стаи птиц ул…тают
Прочь, за синее море.
Все д…рев(ь)я блистают
В разноцветн… уборе.
Со…нце реже смеет(ь)ся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень пр…снет(ь)ся
И заплачет спросонья.
Константин Бальмонт
Какой увидел осень русский поэт? Ответы .
Вставьте пропущенные буквы, называя орфограммы (по одному дети выходят к доске, пишут буквы, называют орфограммы, передают мел (маркер) друг другу).
Какую работу мы можем провести с этим текстом по нашей теме?
Определить части речи.
Запишите последнее предложение, определите части речи.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Какими частями речи выражены слова «скоро», «спросонья» дети затрудняются ответить.
Подсказка : собери слово из выделенных букв.
Какая тема нашего урока? Ответы.
Наречие .
Какие цели мы поставим сегодня на уроке при изучении новой темы? Ответы. «Вспомнить…, понаблюдать.., узнать…».
На доске карточки в форме лесенки (желтые — вопросы, синие — ответы).
Ребята, открывая карточки с ответами , вы будете подниматься по ступенькам лестницы, открывая новые знания.
3.Постановка учебной задачи. Проблемное объяснение нового материала.
Что вы знаете о наречии? (затрудняются ответить).
Где найти информацию? Помощь учителя или в учебнике.
Наблюдаем, анализируем. Составляем план работы.
Дети вспоминают : по каким признакам классифицируем слова как части речи.
- Как узнать, на какие вопросы отвечает наречие?
Найдем главное слово, поставим вопрос и запишем словосочетание с наречием :
проснется (когда?) скоро (обратить внимание: главное слово -глагол)
заплачет (почему?) спросонья
стало (как?) грустнее
смеется (как?) реже
улетают (куда?) прочь
Учащиеся делают выводы :
Наречия отвечают на вопросы: как? когда? где? куда? откуда? почему?,
относятся к глаголу ( поясняют глаголы, обозначают признак действия),
в предложении выступают в роли обстоятельств.
4. Физминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернули вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
5. Первичное закрепление. Мини-проект.
Слайд 2.
Шумно прокралась осень в сад.
Нигде на зеленой траве не лежат охапки сухих желтых листьев. Всегда услышим, как спелое яблоко упадет на землю. Последние цветы тускло пестреют среди облетевших кустов. На дне пруда плохо видны каждая травинка, каждый камушек.
Смысловой анализ информации. Дети обращают внимание на второе предложение : в саду нигде нет сухих листьев, а время года — осень. Подсказываю, что этот текст с секретом : нужно найти наречия, заменить их антонимами и снова прочитать восстановленный текст . Дети с удовольствием выполняют эту работу : хочется побыстрее прочитать восстановленный текст.
Вот что получилось:
Незаметно прокралась осень в сад. Всюду на зеленой траве лежат охапки сухих желтых листьев. Иногда услышим, как спелое яблоко упадет на землю. Последние цветы ярко пестреют среди облетевших кустов. На дне пруда хорошо видны каждая травинка, каждый камушек.
Шумно - тихо-незаметно (текстуальные синонимы).
Понаблюдаем :
Какую роль играют наречия при описании осеннего пейзажа? Прочитайте текст без наречий.
Вывод: без наречий нет четкого представления картины.
6. Включение нового знания в систему знаний.
Исследуем:
Изменяется ли форма у наречия?
Выдвижение гипотезы : наречие - изменяемая часть речи. В практике учащихся 4 класса все изученные части речи изменялись.
Понаблюдаем за двумя столбиками словосочетаний.
незаметный след
незаметная тропка
незаметное пятно
незаметные следы
незаметными следами
незаметными тропами
Что вы скажете про первый столбик словосочетаний?
Ответы детей. Прилагательное изменяется в зависимости от формы существительного.
Что обозначает имя прилагательное?
Признак предмета.
А что обозначает наречие?
Признак глагола.
Задание: определите время глагола «прокралась», измените его. Составьте словосочетания с наречием.
Прокралась незаметно
крадётся незаметно
прокрадется незаметно
прокрадусь незаметно
прокрадешься незаметно
Наблюдения : наречие не изменилось.
Какой сделаем общий вывод?
Наречие — неизменяемая часть речи.
Разберите по составу слово незаметно( вместе).
При наличии ошибок недостающую информацию найдите в учебнике на стр. 73
( у наречия не может быть окончания, т.к. не изменяется).
7. Самостоятельная работа по группам.
Подобрать и записать наречия (кто больше и быстрее ). Работа на время (использую песочные часы).
Дождь барабанит(как?) __________________.
Ветер воет(как?)______________________________.
Тучи ходят(как?)___________________________ .
Солнце светит (как?)__________________________.
Листья кружатся (как?) ________________________.
7. Рефлексия деятельности.
Какую задачу ставили перед собой?
Познакомиться с наречием.
Что нового узнали на уроке? Почему у наречия нет окончания?
8.Домашнее задание .
Составить текст об осени, используя наречия.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....