рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Буянкина Нина Александровна

пояснительная записка, тематическое планирование,календарно-тематическое планирование по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx63.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»:                                        «Согласовано»:                                       «Утверждено:

на заседании МО учителей                     Заместитель директора по УВР             Директор МБОУ «БСОШ»

начальных классов                                   __________     /Кулагина Г.В. /              ____________   /Кулагин И.А./

Руководитель МО

_________   /Гуськова Л.Я./                    «   » __________ 2015 г.                          «___»_________ 2015 г.

«   » __________ 2015г.                                          

Рабочая программа

по предмету «Русский язык»

в 4 «Б» классе

УМК «Гармония»

       

                                                             Составитель программы: Буянкина Н.А.,

                                                                                                                   учитель начальных классов            

                                                                       

                                                       

Большие Березники

2015г

Пояснительная записка

       

              Цели  учебного предмета:

Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

формирование специальных умений и навыков по разделам программы.

Общая характеристика учебного предмета

Краткая характеристика предмета

      Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.

     Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом  курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.

   Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

           

Преобладание работы над письменной речью (её развитие  у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.

           

       Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы М. С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык» (издательство Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013 год)

       

     Изменения внесены не были.

    Общий объём часов: на изучение учебного предмета в 4 классе отводится 170 часов. ( 5 часов в неделю )

         

    Место учебного  предмета в базисном учебном плане:

Предмет «Русский язык» входит в инвариантную часть базисного учебного плана для образовательных учреждений Р.Ф. На данный предмет в учебном плане отводится 170 часов (5 ч. в неделю)

                    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

         Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием,

 во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения,

а во-вторых — совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:

 а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;

б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно  целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.

В курсе русского языка 4-го класса продолжаются все линии работы, начатые в предыдущие годы, по каждой из них полностью соблюдается принцип преемственности. Сохраняется коммуникативно-деятельностная направленность обучения, учебник «К тайнам

нашего языка» и сопровождающие его тетради-задачники (1, 2, 3) остаются главным средством организации учебной деятельности младших школьников.

     Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

         

 

    Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с первого класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей. В данном случае реализуется деятельный подход к изучению языка и дальнейшему овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.

   В целом программа 4 го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в основной школе.

Результаты освоения курса

Планируемые результаты формирования

универсальных учебных действий

      В курсе русского языка 4-го класса происходит более полное становление всего комплекса универсальных учебных действий, формировавшихся на протяжении четырёх лет обучения. Итогом этого процесса должно стать достижение тех личностных и метапредметных результатов, которые планируются на конец начальной школы.

Приведём их.

Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»

У выпускника будут сформированы:

– представление о русском языке как языке его страны;

– осознание языка как средства общения;

– элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

– понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

– желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля  за ней.

Выпускник получит возможность:

– для появления чувства причастности к своей стране и её языку;

– понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

– формирования выраженного познавательного интереса к русскому языку, сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения

предмета «Русский язык»

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (речь учителя, учебники т. д.);

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;   адекватно воспринимать оценку учителя.

Выпускник получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности,

понимать их причины, планировать действия для преодоления

затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической, табличной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил,закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чемуто в устной или письменной форме; адресат – взрослый или сверстник и т. д.);

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимо-контроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

– воспроизводить информацию, доносить её до других;

– создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающихпроблем;

– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

– применять приобретённые коммуникативные умения в практике

                                            Тематическое планирование

Русский язык

4 класс

п/п

Наименование разделов

Макси-мальная нагруз-

ка на

 уч-ся,ч

Из них

Теорет.

обуч-е,

ч.

Дик-тант

Списы-вание

Сочине-ние

Изложе-ние

1.

Знаем – повторим, не знаем- узнаем

20

19

1(к)

2.

Знакомимся со словосочетаниями

14

13

1

3.

Представляем ещё одну часть речи

5

4

1

4.

Проверяем себя

4

3

1(к)

5.

Пишем объявления

2

1

1(к)

6.

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных

32

27

2(к)

1

2

7.

Части речи: что мы о них знаем

14

12

1(к)

1

8.

Учимся писать личные окончания глаголов

20

17

1(к)

1

1

9.

Новое о строении предложений

12

11

1(к)

10.

Учимся рассуждать

7

6

1(К)

11.

И снова о главном работнике в языке - слове

20

17

1(к)

2

12.

Размышляем, рассказываем, сочиняем

14

10

1(к)

1(к)

1

1

13.

Перелистаем учебник

6

6

                                                Итого:

170

146

9

2

4

9

Содержание учебного предмета

1четверть

1.Знаем-повторим, не знаем-узнаем.

Краткое описание содержания раздела

В данном разделе повторяется материал изученного в1,2,3классах.

Систематизируются  знания детей по фонетике и графике. С повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение

мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й’]. Анализируются слова с разных сторон  фонетики и графики.

Продолжается работа над предложением. Повторяются основные синтаксические работы над предложением.

Повторяются термины «слово», «звук», «устная и письменная речь», «главные и второстепенные члены предложения».

Обобщение знаний об однокоренных словах, о составе слова. Ознакомить с назначением личного дневника и особенностями оформления в нём записей.

Ученик научится: знать ранее изученные орфограммы.

Ученик получит возможность научиться: восстанавливать в памяти способы действий, ведущих к решению учебных задач.

2.Знакомство со словосочетаниями.

                   

Краткое описание содержания раздела

  Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения»

 в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся знакомятся со значениями словосочетаний и продолжают осваивать постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»). Работе над словосочетанием придаётся большое значение с точки зрения интеллектуального развития детей и развития их речи – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности.

 Учащиеся знакомятся с правилами построения правильной и грамотной речи, построению словосочетаний со связью управление, согласование.

Ученик научится:                                                                                                                                                         -знать  опознавательные признаки однокоренных слов для их выявления;                                                     -отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;

– выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса;                                                                                                                                                                                - находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;                                                                   – конструировать слова из заданных частей слова;

– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;

– соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;

различать изменяемые и неизменяемые слова.

Ученик получит возможность научиться:                                                                                                        - строить словосочетания и определять их роль в предложении;

– конструировать предложения.

3.Представляем ещё одну часть речи.

Краткое описание содержания раздела

   Знакомство  учащихся с наречием, с его особенностями как часть речи. Обучение образованию наречий, грамотному их написанию, уточнить значимость наречий в нашей речи.

Обучение учащихся пересказу текста с заменой первого лица третьим.

Ученик научится:                                                                                                                                                         -знать о правописании наречий, образовании наречий.

Ученик получит возможность научиться:                                                                                                       – образовывать наречия;

– применять правило написания наречий.

4.Проверяем себя.

Краткое описание содержания раздела

  В данном разделе у учащихся должны быть сформированы умения применять полученные знания орфографии на письме.

Основные термины раздела «корень», «суффикс», «приставка», «окончание».

Ученик научится:                                                                                                                                                         - знать об особенностях объявления как речевого жанра.                                                                                   Ученик получит возможность научиться:                                                                                                       - применять полученные знания на письме.

5.Пишем объявления.

Краткое описание содержания раздела

  Обучение составлению и написанию объявлений.

Учащиеся знакомятся с терминами «объявление», «афиша».

Ученик научится:                                                                                                                                                         - знать об особенностях объявления как речевого жанра.

Ученик получит возможность научиться:                                                                                                      - составлять и записывать объявления

2 четверть

6.Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных.

Краткое описание содержания раздела

   В данном разделе повторяются сведения об именах существительных, системы падежей и способов их определения.

Знакомство с термином «склонение».

Обучить учащихся письменному анализу имени существительного и имени прилагательного, решению орфографических задач.

Развивать умения воспринимать и воспроизводить текст, в центре которого человек.

Обучить способу действия при определении безударного окончания имен существительных и имен прилагательных.

Развивать умения распознавать падежи.

Учить детей «читать» картину, осмысливать её содержание, научить соотносить художественный текст и художественные средства картины.

Формировать умения грамотно употреблять в речи форму именительного падежа имён существительных множественного числа.

Развивать умения правильно передавать содержание текста, дополнять текст своими словесными картинами.

Закрепить грамматико- орфографические умения.

Ученик научится:                                                                                                                                                         знать

– изученные сведения об именах существительных;

– систему падежей и способы их определения;

– понятие «склонение» 

Ученик получит возможность научиться:                                                                                                     

– приме нять приобретенные знания и умения;

– определять падежи, изменять по падежам.

З четверть

7.Части речи: что мы о них знаем?

Краткое описание содержания раздела

Обобщение знаний о частях речи.

Развивать умения выборочно передавать содержание рассказа, умение проверять слова с изученными орфограммами.

Знакомство с новыми терминами «количественные числительные» и «порядковые числительные» и их изменением по родам и падежам.

Обобщение знаний детей о местоимении. Развитие умения грамотно использовать формы местоимений в речи.

Развивать умения детей правильно определять у глагола неопределённую форму, образовывать различные глаголы. 

Ученик научится:                                                                                                                                                        

определеть понятия «порядковые числительные».

 Ученик получит возможность научиться:                                                                                                     

- склонять имена числительные.

8.Учимся писать личные окончания глаголов.

Краткое описание содержания раздела

Развитие умений использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений, формировать умения строить текст.

Знакомство с новым термином «спряжение». Формировать умения определять спряжение глаголов.

Формировать умения распознавать в тексте глаголы- исключения и правильно писать окончания глаголов.

Обучить детей письменному анализу глагола как части речи, формировать умения грамотно писать  безударные личные окончания глагола.

Расширять речевой опыт детей. 

Ученик научится:                                                                                                                                                        

знать

- определение понятия «спряжение», способы определения спряжения глаголов, о наличии двух глагольных спряжений, об окончаниях каждого спряжения. 

Ученик получит возможность научиться:                                                                                                     

– соотносить временную форму глагола с его начальной формой;

– распознавать спряжение глаголов по ударным окончаниям.

– распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы

– обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов.

9.Новое о строении предложений.

Краткое описание содержания раздела

В данном разделе познакомить детей с особенностями однородных членов предложения. Развивать умения ставить запятую при однородных членах, выбору союзов и постановке знаков препинания.

Знакомство со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём. 

Ученик научится:                                                                                                                                                        

Знать

- об особенностях однородных членов предложения. 

Ученик получит возможность научиться:                                                                                                     

– распознавать в предложении однородные члены предложения, связанные с помощью союзов и без них;

– ставить запятую при однородных членах;

 - грамотно составлять и записывать предложения с однородными членами.

10.Учимся рассуждать.

Краткое описание содержания раздела

Обучить умению логически мыслить и оформлять свои мысли в определённом типе речи- рассуждении, наблюдать за особенностями назначения и строения рассуждения.

Основные термины раздела «объяснение» и «размышление».

Обучать построению рассуждений. 

Ученик научится:                                                                                                                                                        

Знать

-о двух видах рассуждений (объяснение и размышление).

 Ученик получит возможность научиться:                                                                                                     

- оформлять свои мысли и рассуждения .

4 четверть.

11.И  снова о главном работнике в языке- слове.

Краткое описание содержания раздела

Знакомство учащихся с жизнью слов в русском языке, и их происхождением.

Устойчивые обороты в русском языке, закреплять знания о ранее изученных орфограммах.

Развивать умения кратко передавать содержание текста. Наблюдать за многозначными словами.

Обобщение знаний о синонимах и антонимах, совершенствовать точность речи, развивать орфографическую зоркость.

Обучить работе с непроверяемыми написаниями с опорой на этимологический анализ.

Знакомство с историей возникновения некоторых фразеологических оборотов.

Систематизация изученного о слове. 

Ученик научится:                                                                                                                                                        

знать

- о жизни слов в русском языке, их происхождении; 

Ученик получит возможность научиться:                                                                                                     

- применять знания об изученных орфограммах в практической работе.

12.Размышляем, рассказываем, сочиняем.

Краткое описание содержания раздела

Закрепить умения строить предложение при включении его в текст.

Расширить представления детей о способах связи предложений.

Познакомить с жанром рассказа, его особенностями. Обучать пересказу текста от своего имени; редактированию текста.

Знакомство с термином «сочинение» и памяткой «Как писать сочинение».

Обучать написанию сочинений-сказок, сочинений-рассуждений; словесных зарисовок по серии картинок, составлению текста письма.

Развивать умения воспринимать картину описательного характера и создавать по ней текст, навык орфографически грамотного письма. 

Ученик научится:                                                                                                                                                        

знать

- состав слов, значение термина «сочинение». 

Ученик получит возможность научиться:                                                                                                     

- строить простые и сложные предложения;

- писать сочинения-сказки, письменно передавать сказочную историю, пользуясь секретами речи.

13.Перелистаем учебник.

Краткое описание содержания раздела

Закрепление знаний об имени существительном , имени прилагательном, глаголе, местоимении, числительном и наречии.

Повторить и обобщить изученное за курс начальной школы. 

Ученик научится:                                                                                                                                                        

знать

- основные особенности известных типов речи. 

Ученик получит возможность научиться:                                                                                                     

- выполнять задания, связанные с употреблением частей речи;

- высказать свое мнение (рассуждать) об уроках русского языка.

Календарно-тематическое планирование

Русский язык  

4 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Вид занятия

Кол-во часов

Виды

самостоятельной работы

Дата проведения

занятия

Планируемая

Фактическая

1 четверть

45ч

 

1.

Знаем – повторим, не знаем - узнаем

20

 

1.1

Перечитаем письмо

Урок повторения

1

 Работа по учебнику

1.2

Обо всём понемногу

Урок повторения

1

 Работа в парах

1.3

Обо всём понемногу

Урок повторения

1

Работа по учебнику

1.4

Обо всём понемногу

Урок  повторения

1

  Работа по учебнику

1.5

 Всё ли ты помнишь о речи

  Урок  повторения

1

 Работа в тетрадях

1.6

Всё ли ты помнишь о речи

Урок повторения

1

  Работа в тетрадях  

1.7

Всё ли ты помнишь о речи

Урок повторения

1

 Работа в парах

1.8

Делаем дневниковые записи

Урок повторения

1

 Работа по учебнику

1.9

Что ты знаешь о словах

Урок повторения

1

 Работа по карточкам

1.10

Как ты умеешь анализировать слова?

Урок повторения

1

 Работа в тетрадях

1.11

Как ты умеешь анализировать слова?

Урок повторения

1

 Работа в парах

1.12

 Как ты умеешь анализировать слова?

Урок повторения

1

Работа по учебнику

1.13

Как ты умеешь анализировать слова?

Урок повторения

1

 Работа с текстом

1.14

Готовимся к проверке  своих знаний и умений

Урок повторения

1

Тестирование

1.15

Готовимся к проверке своих знаний и умений

Урок повторения

1

 Работа по учебнику

1.16

Готовимся к проверке своих знаний и умений

Урок повторения

1

 Работа с текстом

1.17

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение»

 

Контроль знаний и умений

1

 Выполнение грамматических заданий

1.18

Работа над ошибками

Закрепление изученного

1

Работа в тетрадях

1.19

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе

Комбинированный урок

1

 Работа в парах

1.20

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе

Комбинированный урок

1

 Работа по учебнику

2.

Знакомимся со словосочетаниями

14

 

2.1

Как предметы, признаки, действия назвать точнее?

Комбинированный урок

1

 Работа по учебнику

2.2

Как предметы, признаки, действия назвать точнее?

Комбинированный урок

1

 Работа в тетрадях

2.3

Наблюдаем за значениями словосочетаний

Комбинированный урок

1

 Работа с текстом

2.4

Наблюдаем за значениями словосочетаний

Комбинированный урок

1

 Работа в тетрадях

2.5

Наблюдаем за значениями словосочетаний

Комбинированный урок

1

 Тестирование

2.6

Что может приказывать имя существительное?

Комбинированный урок

1

 Работа по карточкам

2.7

Что может приказывать имя существительное?

Закрепление изученного

1

 Работа по учебнику

2.8

Кому и в чём подчиняются имена существительные?

Комбинированный урок

1

 Работа с текстом

2.9

Кому и в чём подчиняются имена существительные?

Закрепление изученного

1

 Работа в парах

2.10

Что может приказывать главный член словосочетания?

Закрепление изученного

1

 Работа в тетрадях

2.11

Сочинение по картине В.С Васнецова «Богатыри»

Урок развития речи

1

 Работа в тетрадях

2.12

Работа над ошибками

Закрепление изученного

1

Работа с текстом

2.13

Учимся правильной речи

Урок изучения нового материала

1

 Работа по учебнику

2.14

Учимся правильной речи

Закрепление изученного

1

 Тестирование

3.

Представляем ещё одну часть речи

5

 

3.1

Представляем ещё одну часть речи

Урок изучения нового материала

1

 Работа по учебнику

3.2

Представляем ещё одну часть речи

Комбинированный урок

1

 Работа по карточкам

3.3

Представляем ещё одну часть речи

Закрепление изученного

1

 Работа в тетрадях

3.4

Изложение

Развитие речи

1

 Работа с текстом

3.5

Работа над ошибками

Закрепление изученного

1

 Работа с текстом

4.

Проверяем себя

4

 

4.1

Проверяем себя

Закрепление изученного

1

 Работа по карточкам

4.2

Проверяем себя

Закрепление изученного

1

 Работа в тетрадях

4.3

Контрольный диктант №2 по теме «Знакомимся со словосочетаниями»

 за

1 четверть

Контроль знаний и умений

1

 Выполнение грамматических заданий

4.4

Работа над ошибками

Закрепление изученного

1

 Работа с текстом

5.

Пишем объявления

 

2

 

5.1

Пишем объявления

Развитие речи

1

 Работа по учебнику

5.3

Контрольное списывание

Контроль знаний и умений

1

 Работа с текстом

 

 

 

2 четверть

32ч

 

6.

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных

32

 

6.1

Что ты знаешь об именах существительных?

Комбинированный урок

1

 Работа по учебнику

6.2

Открываем новый секрет имён существительных

Изучение новой темы

1

 Работа в тетрадях

6.3

Открываем новый секрет имён существительных

Комбинированный урок

1

 Работа в парах

6.4

Открываем новый секрет имён существительных

Закрепление изученного

1

 Работа по учебнику

6.5

Дополняем памятку

Комбинированный урок

1

 Работа в тетрадях

6.6

Изложение повествовательного текста

Развитие речи

1

 Работа с текстом

6.7

Работа над ошибками

Закрепление изученного

1

 Работа в тетрадях

6.8

Известное правило подсказывает новое

Изучение новой темы

1

 Работа в парах

6.9

Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных

Изучение новой темы

1

 Работа по учебнику

6.10

Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных

Комбинированный урок

1

 Работа по карточкам

6.11

Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных

Комбинированный урок

1

 Работа в парах

6.12

Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных

Закрепление изученного

1

 Тестирование

6.13

Контрольный диктант

№3 по теме «Имя существительное»

Контроль знаний и умений

1

 Выполнение грамматических заданий

6.14

Работа над ошибками

Закрепление изученного

1

 Работа в тетрадях

6.15

Как не ошибиться в безударных окончаниях имён прилагательных

Изучение новой темы

1

 Работа с учебником

6.16

Как не ошибиться в безударных окончаниях имён прилагательных

Комбинированный урок

1

Работа в парах

6.17

Как не ошибиться в безударных окончаниях имён прилагательных

Закрепление изученного

1

 Работа по учебнику

6.18

Изложение. Анализ содержания изложений

Развитие речи

1

 Работа с текстом

6.19

Сочинение по картине А.А.Пластова

« Первый снег»

Развитие речи

1

 Работа по учебнику

6.20

Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?

Изучение новой темы

1

 Работа по карточкам

6.21

Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?

Закрепление изученного

1

 Работа в тетрадях

6.22

Поговорим об именах существительных в именительном  и родительном падежах множественного числа

Изучение новой темы

1

 Работа в парах

6.23

Поговорим об именах существительных в именительном  и родительном падежах множественного числа

Закрепление изученного

1

 Работа с текстом

6.24

Повторяем, тренируемся в правильном письме

Закрепление изученного

1

 Работа с орфограф. словарём

6.25

Повторяем, тренируемся в правильном письме

Закрепление изученного

1

 Работа по учебнику

6.26

Контрольный диктант №4 по теме «Имя прилагательное»

 за

2 четверть

Контроль знаний и умений

1

 Выполнение грамматических заданий

6.27

Работа над ошибками. Повторяем, тренируемся в правильном письме

Закрепление изученного

1

 Работа с текстом

6.28

Открываем ёщё несколько секретов правильной речи

Изучение новой темы

1

 Работа в тетрадях

6.29

Открываем ёщё несколько секретов правильной речи

Комбинированный урок

1

 Работа по учебнику

6.30

Открываем ёщё несколько секретов правильной речи

Закрепление изученного

1

 Работа в парах

6.31

Размышляем, фантазируем, рисуем

Комбинированный урок

1

 Работа в тетрадях

6.32

Размышляем , фантазируем , рисуем

Закрепление изученного

1

 Тестирование

 

 

3 четверть

53 ч

 

7.

Части речи: что мы о них знаем?

14

 

7.1

Части речи- имена

Изучение новой темы

1

 Работа по учебнику

7.2

Выборочное изложение

Развитие речи

1

 Работа с текстом

7.3

Работа над ошибками. Части речи

Закрепление изученного

1

 Работа в тетрадях

7.4

Секреты имён числительных

Изучение новой темы

1

 Работа по учебнику

7.5

Секреты имён числительных

Комбинированный урок

1

 Работа в парах

7.6

Секреты имён числительных

Закрепление изученного

1

 Работа в  тетрадях

7.7

Учимся пользоваться личными местоимениями

Изучение новой темы

1

 Работа с карточками

7.8

Учимся пользоваться личными местоимениями

Закрепление изученного

1

 Работа по учебнику

7.9

Что известно о неопределённой форме глагола

Комбинированный урок

1

 Работа с текстом

7.10

Что известно о неопределённой форме глагола

Комбинированный урок

1

 Работа в парах

7.11

Что известно о неопределённой форме глагола

Закрепление изученного

1

 Работа в тетрадях

7.12

О чём рассказывают глагольные окончания?

Изучение новой темы

1

 Работа с текстом

7.13

О чём рассказывают глагольные окончания?

Закрепление изученного

1

 Тестирование

7.14

Контрольный диктант №5 по теме «Части речи: что мы о них знаем?»

Контроль знаний и умений

1

 Выполнение грамматических заданий

8.

Учимся писать личные окончания глаголов

20

 

8.1

Сочинение по картине

К.Ф.Юона «Волшебница зима»

Развитие речи

1

 Работа по учебнику

8.2

Имена склоняются, а глаголы…

Комбинированный урок

1

 Работа в тетрадях

8.3

Склонений - три.

 А спряжений?

Изучение новой темы

1

 Работа в парах

8.4

Склонений - три.

 А спряжений?

Комбинированный урок

1

 Работа с текстом

8.5

Склонений - три.

 А спряжений?

Закрепление изученного

1

 Работа по карточкам

8.6

Зачем и как узнавать спряжение глагола?

Изучение новой темы

1

 Работа в тетрадях

8.7

Как по неопределённой форме узнать  спряжение глагола?

Изучение новой темы

1

 Работа по учебнику

8.8

Как по неопределённой форме узнать  спряжение глагола?

Комбинированный урок

1

 Работа с текстом

8.9

Как по неопределённой форме узнать  спряжение глагола?

Закрепление изученного

1

 Работа по карточкам

8.10

Правильные действия – правильная буква

Изучение новой темы

1

 Работа в парах

8.11

Правильные действия – правильная буква

Комбинированный урок

1

 Работа с текстом

8.12

Правильные действия – правильная буква

Закрепление изученного

1

 Работа по учебнику

8.13

Дополняем памятку характеристиками глагола

Комбинированный урок

1

 Работа в тетрадях

8.14

Применяем знания, совершенствуем умения

Комбинированный урок

1

 Работа по карточкам

8.15

Применяем знания, совершенствуем умения

Комбинированный урок

1

 Работа в парах

8.16

Применяем знания, совершенствуем умения

Закрепление изученного

1

 Тестирование

8.17

Изложение

Развитие речи

1

 Работа с текстом

8.18

Работа над ошибками

Закрепление изученного

1

 Работа в тетрадях

8.19

Контрольный диктант №6 по теме «Учимся писать личные окончания глаголов»

Контроль знаний и умений

1

 Выполнение грамматических заданий

8.20

Работа над ошибками

Закрепление изученного

1

 Работа в тетрадях

9.

Новое о строении предложений

12

 

9.1

Члены предложения бывают однородными

Изучение новой темы

1

 Работа по учебнику

9.2

Члены предложения бывают однородными

Изучение новой темы

1

 Работа с текстом

9.3

Члены предложения бывают однородными

Комбинированный урок

1

 Работа в тетрадях

9.4

Члены предложения бывают однородными

Комбинированный урок

1

 Работа в тетрадях

9.5

Члены предложения бывают однородными

Закрепление изученного

1

 Работа по карточкам

9.6

Члены предложения бывают однородными

Закрепление изученного

1

 Работа по учебнику

9.7

Предложения бывают сложными

Изучение новой темы

1

 Работа в тетрадях

9.8

Предложения бывают сложными

Комбинированный урок

1

 Работа в парах

9.9

Предложения бывают сложными

Закрепление изученного

1

 Работа с текстом

9.10

Закрепляем свои знания

Закрепление изученного

1

 Тестирование

 9.11

Контрольный диктант №7 по теме «Новое о строении предложений»

  за

 3 четверть

Контроль знаний и умений

1

 Выполнение грамматических заданий

9.12

Работа над ошибками. Закрепление пройденного

Закрепление изученного

1

 Работа с текстом

10.

Учимся рассуждать

7

 

10.1

Учимся рассуждать

Изучение новой темы

1

 Работа по учебнику

10.2

Учимся рассуждать

Изучение новой темы

1

 Работа с текстом

10.3

Учимся рассуждать

Комбинированный урок

1

 Работа по карточкам

10.4

Учимся рассуждать

Комбинированный урок

1

 Работа по учебнику

10.5

Учимся рассуждать

Закрепление изученного

1

 Работа в парах

10.6

Контрольное изложение

Контроль знаний и умений

1

 Работа с текстом

10.7

Работа над ошибками. Учимся рассуждать

Закрепление изученного

1

 Работа в тетрадях

 

 

4 четверть

40ч

 

11.

И снова о главном работнике

 в языке  -слове

20

 

11.1

Могут ли приходить в языки новые слова?

Изучение новой темы

1

 Работа с учебником

11.2

Могут ли приходить в языки новые слова?

Комбинированный урок

1

 Работа в тетрадях

11.3

Могут ли приходить в языки новые слова?

Закрепление изученного

1

 Работа по карточкам

11.4

А могут ли слова уходить из употребления?

Комбинированный урок

1

 Работа в тетрадях

11.5

Поговорим о значении слов.  

Развитие речи

1

 Работа со словарём

11.6

Сжатое изложение

Развитие речи

1

 Работа с текстом

11.7

Поговорим о значении слов. Изложение

Развитие речи

1

 Работа в тетрадях

11.8

От значения слова к правильному написанию

Изучение новой темы

1

 Работа в парах

11.9

От значения слова к правильному написанию

Комбинированный урок

1

 Работа по учебнику

11.10

От значения слова к правильному написанию

Закрепление изученного

1

 Работа с текстом

11.11

Что мы знаем о словах?

Изучение новой темы

1

 Работа по карточкам

11.12

Что мы знаем о словах?

Комбинированный урок

1

 Работа в парах

11.13

Что мы знаем о словах?

Закрепление изученного

1

 Работа по учебнику

11.14

Что надо уметь, чтобы писать грамотно?

Изучение новой темы

1

 Работа в тетрадях

11.15

Что надо уметь, чтобы писать грамотно?

Закрепление изученного

1

 Работа с текстом

11.16

Проверяем себя

Закрепление изученного

1

 Тестирование

11.17

Проверяем себя

Закрепление изученного

1

 Работа по учебнику

11.18

Контрольный диктант №8 по теме «И снова о главном работнике

 в языке  -слове»

Контроль знаний и умений

1

 Выполнение грамматических заданий

11.19

Работа над ошибками. Закрепление пройденного

Закрепление пройденного

1

 Работа с текстом

11.20

Знаешь ли, как правильно?

Закрепление пройденного

1

 Работа по учебнику

12.

Размышляем, рассказываем, сочиняем

14

 

12.1

Предложение в тексте

Комбинированный урок

1

 Работа с текстом

12.2

Предложение в тексте

Закрепление пройденного

1

 Работа в тетрадях

12.3

Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем

Развитие речи

1

 Работа по карточкам

12.4

Изложение

Развитие речи

1

 Работа с текстом

12.5

Работа над ошибками

Закрепление изученного

1

 Работа в тетрадях

12.6

Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем. Контрольное списывание

Развитие речи

1

 Работа с текстом

12.7

Составляем собрание сочинений

Развитие речи

1

 Работа по учебнику

12.8

Составляем собрание сочинений

Развитие речи

1

 Работа в тетрадях

12.9

Составляем собрание сочинений. Сочиняем сказку

Развитие речи

1

 Работа в парах

12.10

Составляем собрание сочинений. Составление текста- рассуждения

Развитие речи

1

 Работа с текстом

12.11

Составляем собрание сочинений. Составление словесных зарисовок по серии картинок

Развитие речи

1

 Работа по учебнику

12.12

Контрольный диктант №9 по итогам

 4 класса

Контроль знаний и умений

1

 Выполнение грамматических заданий

12.13

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем»

Развитие речи

1

 Работа по учебнику

12.14

Работа над ошибками

Закрепление изученного

1

 Работа с текстом

13.

Перелистаем учебник

6

 

13.1

Перелистаем учебник

Закрепление изученного

1

 Работа в тетрадях

13.2

Перелистаем учебник

Повторение изученного

1

 Тестирование

13.3

Перелистаем учебник

Повторение изученного

1

 Работа по учебнику

13.4

Перелистаем учебник

Повторение изученного

1

 Работа по карточкам

13.5

Перелистаем учебник

Повторение изученного

1

 Работа по учебнику

13.6

Перелистаем учебник

Повторение изученного

1

 Работа по учебнику

 

 

Всего за год:

170 часов

 

                                             Материально – техническое обеспечение

учебного предмета «Русский язык»

4 класс

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения:

Репродукции картин.                                                                                                                                Учебно-методические комплекты по русскому языку для 4 класса (программа, учебник, рабочая  тетрадь 3шт.).                                                                                                                                                  Таблицы к основным разделам грамматического материала.                                                            Наборы сюжетных картинок.                                                                                                                              Словари по русскому языку.                                                                                                                  Алфавит (письменный и печатный)

Технические средства обучения:                                                                                                                       Магнитофон, компьютер, проектор, экспозиционный экран.                                                                       Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

Экранно-звуковые пособия:                                                                                                                   Презентации уроков.

Оборудование класса:                                                                                                                                      Ученические столы двухместные с комплектом стульев.                                                                                          Стол учительский.                                                                                                                                                                          Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.                                                 Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

                          Учебно – методическое обеспечение по русскому языку

4 класс

Основная методическая литература:

Учебник русского языка «К тайнам нашего языка»  для  4 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях, 2013г.в.

Тетрадь-задачник к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 класса в 3-х частях – 2015г.в.

Авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, Смоленск «Ассоциация XXI век»

Методическое пособие в двух частях: Русский язык – 4 класс,

Поурочные планы по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»,  автор – составитель: Е.Ф.Макашова

Волгоград: издательство «Учитель», 2009г.

Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам для 4 класса общеобразовательных учреждений, авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014г.в.

Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко; Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009г.

Г.С.Ковалёва,О.Б.Логинова «Планируемые результаты начального общего образования», Москва «Просвещение» 2011г.

Электронное сопровождение к учебникам и тетрадям: в свободном доступе на сайте «Образовательная система Гармония»

Дополнительная  методическая литература:          

Журнал «Начальная школа»

БакулинаГ.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.4класс-М.:Владос,2000.

Петленко Л.В., Романова В.Ю.Краткий справочник по русскому языку.-М.:Айрис-Пресс,2005.

И.М.Стронская «Все части речи русского языка в таблицах и схемах».Издательство Дом «Литера», 2010.

Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...