Урок русского языка во 2 классе «Слова однозначные и многозначные»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок открытия нового знания по русскому языку. "Слова однозначные и многозначные"
Цели: сформировать знания учащихся по теме «Слова однозначные и многозначные», стремиться формировать умения анализировать на основе нескольких источников; стремиться развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать, способствовать развитию мышления, развивать память; воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, обогащать словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_odnoznachnye_i_mnogoznachnye_urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx | 128.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Антоненкова Наталья Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Волковичская основная школа»
Рославльского района Смоленской области
Урок русского языка
во 2 классе
по теме «Слова однозначные и многозначные»
(по курсу «Русский язык», автор С.В.Иванов)
УМК «Начальная школа ХХI века»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Форма урока: урок
Оборудование: презентация «Слова однозначные и многозначные» , «Русский язык» 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова ; под ред. С. В. Иванова. − М. : Вентана-Граф, 2012. − 176 с. : ил. − (Начальная школа XXI века), толковый словарь, иллюстрации
Цели: сформировать знания учащихся по теме «Слова однозначные и многозначные», стремиться формировать умения анализировать на основе нескольких источников; стремиться развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать, способствовать развитию мышления, развивать память; воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, обогащать словарный запас.
Ход урока
- Организационный момент.
Слайд1. ( работа со слайдом не более 1 минуты)
Приветствие.
«Доброе утро!» - птицы запели.
Умные дети за парты все сели.
Мы за наукой сегодня пойдём
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
И чтобы нам легче было идти,
Лучики солнца нам будут светить.
- Мотивирование к учебной деятельности.
Улыбнитесь солнышку! Оно нас зовёт к открытию тайн нашего языка. Для вас оно приготовило загадку. Прочитайте её (фронтальная работа)
Слайд 2. Кругла, а не месяц.
Желта, а не масло.
С хвостиком, а не мышь.
Что это? (Репа)
( дети читают, отгадывают)
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
(фронтальная работа)
О какой мыши идёт речь в этой загадке? (о животном)
Слайд 3. (рисунок мыши)
Мы открыли слайд, картинку, а что помогло мне открыть этот слайд? (мышка) Показ рисунка компьютерной мыши
мышь мышь
Почему слово одно, а картинки две?
- Выявление места и причины затруднения.
У этого слова два значения.
Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
Определение темы урока.(ответы детей)
Слайд 4. Тема урока: «Слова однозначные и многозначные»
- Построение проекта выхода из затруднения.
Работа по учебнику. Прочитайте стихотворение А.Б «Разговор с дочкой»
«Мне не хватает теплоты»,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты
И в летние денёчки?»
«Ты не поймёшь, ещё мала» -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла!» -
И тащит одеяло.
а) работа по вопросам учебника (фронтальная работа)
- Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?(ответы детей)
б) работа со словарём
- Выпиши из словарика учебника то значение слова теплота, в котором оно употреблено в тексте. (чтение значения слов и выбор детей)
(Дети работают в тетрадях, записывают из словаря)
Теплота 1.То же, что тепло. Теплота в комнате.
2. Ласковость, приветливость. Теплота в семье.
Сделаем вывод: какие слова называются многозначными?
( ответы детей)
Вернёмся к нашей загадке. Давайте посмотрим, есть ли в ней ещё многозначные слова. (дети находят слова - месяц, масло)
А теперь вспомните отгадку. Это репа. А у этого слова, сколько значений? (дети отвечают -1 значение)
Вывод: какие слова называются однозначными?
Самопроверка. Дети сравнивают свой вывод с тайнами языка.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать, руки медленно поднять.
Мы проверили осанку и свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка, и как серый волк – волчишко.
Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся – ежик сладко потянулся.
- Первичное закрепление.
Ребята, вспомним сказку, связанную с нашей загадкой. Это сказка «Репка». В ней все герои помогали друг другу. Мы будем работать в парах и должны помогать друг другу. (парная работа)
Упражнение 1. (устно) Объясни по рисункам значения слов корень и кисть
Одна пара – 1 строчка
Другая пара – 2 строчка
Упражнение 3.
(Проводится проверка работы)
Слайд 5. (Вопросы упражнения 3)
Упражнение 3. (фронтальная работа)
Догадайся, почему названы одним и тем же словом:
- Часть дерева, часть зуба, часть слова;
- Часть руки, часть ягодного растения, инструмент маляра или художника.
- Если затрудняешься, выбери ответ в подсказке.
похожи по форме, по значению
(Ответы детей)
- Самостоятельная работа с самопроверкой.
Упражнение 2. Спиши предложения. Объясни значение слова кисть в каждом предложении.
Можно ли сказать, что у слова кисть несколько значений? Поясни ответ.
На день рождения сестра подарила мне альбом и новую кисть.
На картине кисть винограда была как настоящая.
(Проверка самостоятельной работы)
- Физкультминутка (пальчиковая)
Мышка мыла детям лапки –
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой.
Не забыла и указку –
Смыв с нее и грязь, и краску.
Средний мылила усердно –
Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой –
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла –
Очень он боялся мыла...
- Включение в систему знаний и повторение.
(самостоятельная работа с самопроверкой)
Упражнение 5.
- Чтение текста
Соловушка
Что не вечер, слушаю,
Как поёт соловушка.
- Покажись, соловушка,
Золотое пёрышко!
Отвечал соловушка:
- Сам я - птица серая,
Голос – золотой! (Я.Райнис)
Объясни, в каких значениях употреблено слово золотой.
(дети отвечают)
Если затрудняешься, обратись за помощью к словарику.
- Работа со словарём
(Проверка самостоятельной работы)
- Работа со словарными словами. (фронтальная и самостоятельная работа)
Соловей, сорока.
(записывают слова, ставят ударения, подчёркивают сочетания оро, оло; подбирают однокоренные слова)
(Проверка выполненной работы.)
- Домашнее задание.
Упражнение 4. (объяснение задания)
- Рефлексия деятельности на уроке
Какое открытие для себя вы сегодня сделали?
Какую ставили учебную задачу?
Удалось ли её решить? Каким способом?
Слайд 6.
Урок понравился: я справился со всеми заданиями.
Я доволен собой.
Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился
Задания на уроке оказались слишком трудными.
Мне нужна помощь.
- Итог урока.
Слайд 7 Спасибо за урок!
Я благодарю всех за активную работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 2 класс. Слова с двойными согласными.
Урок русского языка 2 класс. Слова с двойными согласными. На этом уроке дети знакомятся с новой орфограммой.Наблюдают за местом расположения их в слове (в середине слова, в конце). Развивают устную и ...
Конспект урока+презентация урока русского языка 3 класс "Слова с глухими и звонкими согласными в корне"
Урок проводится в форме путешествия. На уроке формируется умение подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах, развивать речь, расширять словарный запас. ...
Урок русского языка 3 класс "Слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне"
Цель:1.Отработать умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.2.Формировать умения правильно подбирать проверочные слова.3.Развивать творческое мышление....
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения и презентация....
урок русского языка 4 класс " Слово и его лексическое значение"
Урок открытия новых знаний....
Разработка урока русского языка. 2 класс. Тема: " Однозначные и многозначные слова"
Подробно описывается каждый этап урока. Выстроена система вопросов и заданий. Используются разные формы организации деятельности обучающихся...