Урок русского языка в 3 классе по теме "Состав слова. Закрепление"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок закрепления по теме "Состав слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova._zakreplenie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Состав слов. Закрепление". 3-й класс

Цели урока:

- проверить и закрепить умения учащихся разбирать слова по составу;

- обобщить знания об изученных орфограммах;

- закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами;

- развивать орфографическую зоркость;

- учить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать речь;

- развивать навыки индивидуальной и групповой работы;

- прививать любовь к русскому  языку.

Оборудование урока:

картинки «Снежинка» и «Снеговичок»;

картинки с изображением комьев снега;

карточки с дифференцированным заданием;

таблички для составления слов;

кроссворд для работы со словарными словами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Подготовка рабочего места, посадка при письме, нацеливание на работу.

II. Минутка чистописания.

- Ребята, догадайтесь, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания.

- Эта буква обозначает согласный звук, шипящий, всегда твердый, в словах может чередоваться со звуком г.

Правильно, это буква ж.

III. Объявление темы урока.

- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.

1. Учебное помещение в школе. (Класс)

2. Верхняя одежда. (Пальто)

3. Корм для лошади. (Овес)

4. Защитник Отечества. (Солдат)

5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)

6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

7. Из чего состоит предложение? (Слова).

- Кто может назвать тему урока?

- Что является главной частью в слове?

- Что называется приставкой?

- Как пишутся приставки со словами? А предлоги?

- Что называется суффиксом?

- Что называется окончанием?

- Что называется основой слова?

- Молодцы, правила вы знаете! А теперь посмотрим, как вы их применяете на практике.

- Вернемся к нашей букве. На что она похожа? (Ответы детей).

- Действительно эта буква похожа на снежинку. Как называются осадки, выпадающие в виде снежинок?

- Послушайте четверостишье И.Кравченко:

И стало вдруг белым-бело,

Земля притихла и смирилась.

Очарование прошло,

Снег выпал. Чудо совершилось!

- Что можно слепить из снега?

- К нам в гости сегодня пришел Снеговичок. Он приготовил для вас много интересных заданий.

IV. Орфографическая работа (работа в парах)

- Снеговик состоит из снега, а вы должны образовать от корня снег однокоренные слова и записать их. Но задание он усложняет - на карточках записаны части слова при помощи, которых вы должны образовать новое слово.

- Проверим, правильно ли вы записали слова: снегурочка, снеговик, подснежник, снежный, снежинка, снежок, снеговики.

- С помощью, каких частей слова образовались новые слова? Какое слово “лишнее”? Почему?

- Правильно. Снеговики - это форма слова снеговик. Наверно Снеговичок хочет, чтобы у него был друг и нам надо слепить для него друга. А из каких частей лепят снеговика? Каждое выполненное задание это ком.

V. Закрепление.

1. Дифференцированная работа

На парте лежат листы разного цвета (разноуровневое задание).

1-й уровень

Запиши, устранив в каждом ряду “лишнее” слово. Разбери слова по составу.

А) нос, носит, носик, носатый

Б) гусь, гусята, гусеница, гусыня

В) циркуль, цирк, цирковой, циркач

2-й уровень

Карточки: собери слово

        3-й уровень

Суффиксы и приставки перепутали свои места и получились неизвестные слова. Помоги всем частям слова найти свои места. Подбери каждому слово однокоренное, разбери по составу.

оклеспере, подниквод, ушкизба

VI. Физкультминутка.

- Внимательно читайте слова, которые я буду показывать, если в слове есть приставка, вы поворачиваетесь, друг к другу и обмениваетесь хлопками. А если в слове нет приставки- вы разводите руки в стороны.

подписать, писать, делать, зделать, вез, вывез, занес, перенес, нес

- Если вы были внимательными, то заметили ошибку. Какую? (Зделать - сделать)

2. Работа с текстом 

- Ребята, какой сейчас месяц? А вы знаете, что ноябрь – месяц "полузимник”. Пора холодных ветров и первого льда. В старину ноябрь величали “груднем” потому, что в этом месяце, смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах. Есть у ноября и другие прозвища – “листогной”, “предзимник”. Но у ноября есть и свои приметы.

- Снеговичок хочет поделиться своими секретами.

На доске записан текст с пропущенными орфограммами.

Ё. (на)опушке (у)строил н.ру –

Будет з.ма очень тёплой (в)бору.

Если же (в)ч.ще н.ра, (в)глубине,

Будут м.розы тр.щать (по)в.сне.

– Объяснить орфограммы, записать текст.

– Найдите в тексте слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, 2 суффикса.

3. Работа с окончаниями

      - Прочитайте

В гости хорошо, а дом лучше.

– Получилась пословица? (Нет.)

– Что  нужно  сделать,  чтобы  восстановить  пословицу?  (Изменить слова.)

– Какая часть слова нам поможет связать слова в предложении между собой? (Окончание.)

– Что такое окончание?

– Запишите пословицу, меняя окончания.

– Назовите окончания слов, которые вы изменили.

– Объясните смысл пословицы.

Задание (у доски): (записать и разобрать слова по составу)

- Разберите слова по составу.

Заморозки, городок, подберезовик, лес, наушники.

4. Работа в группах.

- Последнее задание Снеговика очень сложное и интересное. Поэтому, что бы с ним справиться вы будете работать в группах.

Заполнить таблицу

корень + окончание

приставка + корень + суффикс

корень + суффикс

         VII. Итог урока.  – Что значит разобрать слово по составу?

- Молодцы, ребята!!! Мы выполнили все задания, которые приготовил нам Снеговичок и слепили для него друга. Потому что дружба - это замечательные и добрые отношения между людьми.

- А вам понравился урок?

Выставление отметок

Домашнее задание: с. 82, упр. 151


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Урок русского языка 4 класс Тема: "Части речи. Закрепление пройденного материала".

Эта презентация поможет учителям, родителям и детям закрепить свои знания по теме: "Части речи"....

Русский язык 3 класс Тема: Состав слова. Закрепление.

Тема:    Состав слова. Закрепление. Ход урока.Организационный момент: Сегодня мы с вами будем  закреплять знания по       составу слова. Но...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...

Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...