Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку по учебнику Н.В. Нечаевой составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx | 75.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Худоеланская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
На заседании МО «29» августа 2015г. Приказом директора № 42
«27»августа 2015г. Зам. директора по УВР МКОУ «Худоеланская ООШ»
Протокол №1 ________/Павлова Г.А./ « 29 » августа 2015г.
Руководитель МО __________/В.А. Авдеенко/
______/Басацкая С.Л./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
по учебнику Нечаевой Н.В.
для 4 класса
Составил:
учитель начальных классов
Стрельцова Н.И.
первой кв. категории
с. Худоеланское
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса «МКОУ Худоеланская ООШ» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г. N273-ФЗ.
- ФГОС НОО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373, зарегистрирован Минюстом России №17785 22.12.2009.
- Программа начального общего образования система ЛВ. Занкова, составители Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011г.
Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
- познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема; - воспитывать у учеников позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учётом специфики этих учебных предметов представлено в программах «Русский язык» и «Литературное чтение». После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в программе содержательными линиями:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи:
- виды речевой деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология» обязательной части учебного плана. Учебный план МКОУ «Худоеланская ООШ» на 2015-2016 уч. год утвержден приказом №42 от 29.08.2015г. предусматривает организацию процесса обучения в объеме 170 часов (5 часов в неделю). В соответствии с этим реализуется типовая программа по русскому языку Н.В. Нечаевой.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
-осознание русского языка как основного средства человеческого общения;
-восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
-способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
-умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка являются:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических и лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное; умение ( в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы , как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Требования к освоению программы предусматривает два уровня: «обучающийся научится» и «обучающийся получит возможность научится»[1]. Это предполагает, с одной стороны, гарантированность достижения результатов всеми учащимися, а с другой стороны – возможность обеспечения потребностей учащихся, имеющих более высокий образовательный потенциал.
Личностные УУД | |
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; – знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки; – этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, и других людей и сопереживание им; – чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка. | – внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности /неуспешности учебной деятельности; – адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. | – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (например: часть речи – самостоятельная часть речи; глагол – глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.); – устанавливать аналогии | –осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия. | – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.
Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный-безударный; согласный твердый мягкий, парный непарный; согласный звонкий-глухой, парный-непарный.
Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.
Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительных ъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3 склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Глаголы-исключения. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Возвратные глаголы.
Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные.
Наречие. Признаки, значение и употребление в речи. Виды наречия, образование наречий.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи.
Частица. Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.
Междометие как средство эмоционально-экспрессивного выражения чувств.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании (управление, примыкание, согласование) и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, да.
Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания: - сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением; - сочетания чк, чн, щн; - перенос слов; - прописная буква в начале предложения, в именах собственных; - проверяемые безударные гласные в корне слова; - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; - непроизносимые согласные; - соединительные буквы о и е в сложных словах; - буквы о и е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях существительных; - двойные согласные; - непроверяемые гласные и согласные в корне слова; - гласные и согласные звуки в неизменяемых на письме приставках; - разделительные ъ и ь; - мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь); - буквы е и и в суффиксах существительных ек и ик; безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин); - буквы о и е на конце наречий; - безударные окончания имен прилагательных; - раздельное написание предлогов с личными местоимениями; - правописание частицы не с глаголами; - мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов 2 лица единственного числа (пишешь, учишь); - мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании ться; - безударные личные окончания глаголов и глаголов-исключений; - раздельное написание предлогов с другими словами; - знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; - знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; - знаки препинания (запятая) в сложных предложениях; - знаки препинания при оформлении диалога и прямой речи: тире, кавычки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).
Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста. План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Алгоритм написания изложения.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Всего 170 ч (5 ч в неделю 34 недели), планируются 137 ч, резерв 33 ч
№ п/п | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
1. | 1-я часть учебника 1. Что нужно для общения | 15 ч | Знакомиться с новым учебником. Использовать приемы ознакомительного и просмотрового чтения. Практиковать приёмы устного общения в повседневных и в специально создаваемых ситуациях: на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Использовать языковые и неязыковые средства устного общения в различных речевых ситуациях. Практически овладевать диалогической формой речи. Выражать собственное мнение, аргументировать его. Овладевать основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладевать основными нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Применять особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практически овладевать устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение, смешанный тип). Понимать, что речь - отражение культуры и развития человека. Голос, движения, мимика, жесты - отражение индивидуальных особенностей человека. Соблюдать нормы орфоэпической речи. Анализировать собственную успешность участия в коллективной, групповой работе. |
2. | 2. Обращение | 9 ч | Знакомиться с обращением. Ставить знаки препинания при обращении: запятая, восклицательный знак. Наблюдать смысловую зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств. Правильно оформлять предложения с прямой речью (П). Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Оценивать правильность выполнения учебной задачи. Группировать слова с изученными орфограммами, объяснять выбор написания. |
3. | 3. Части речи 1) Склонение имен существительных в форме единственного числа | 45 ч 8 ч | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Находить в тексте имя существительное. Объяснять лексическое значение, употреблять в речи. Опознавать имена собственные. Различать имена существительные, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?» (одушевленные, неодушевленные). Различать имена существительные мужского, женского и среднего рода. Изменять существительные по числам, ставить в начальную форму. Изменять существительные по падежам. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Выполнять морфологический разбор имен существительных (алгоритм см. в учебнике). Писать безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь) |
4. | 2) Склонение имен существительных в форме множественного числа | 7 ч | Сравнивать формы имени существительного имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. Изменять существительные в форме множественного числа по падежам. Писать безударные падежные окончания имен существительных во множественном, в том числе в родительном падеже (нет туч). |
5. | 3) Склонение имен прилагательных | 14 ч | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ. Объяснять значение, употреблять в речи, ставить в начальную фору (ед.ч, м.р.). Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Наблюдать зависимость форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменять прилагательные по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Выполнять морфологический разбор имён прилагательных. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Писать безударные окончания имен прилагательных. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Различать и характеризовать тексты типов речи – повествования, описания, рассуждения (П). Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающие изложения, сочинения - описания и сочинения - рассуждения). Прогнозировать и устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки. Моделировать алгоритмы применения орфографических правил. Оценивать свои возможности грамотного написания. |
6. | 4) Местоимение Личные местоимения Склонение личных местоимений | 2 ч 5 ч 6 ч | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Находить в тексте местоимение. Иметь общее представление о местоимении. Выделять из речи личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи. Устанавливать лицо местоимений. Склонять личные местоимения. Писать раздельно предлоги с личными местоимениями. Представлять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличать предлоги от приставок. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. |
7. | 2-я часть учебника 3. Части речи (продолжение) 5) Грамматические признаки глагола Неопределенная форма. Вид глагола Прошедшее время глагола Настоящее и будущее время. Правописание глаголов на -ться и -тся Лицо глагола Правописание ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа Спряжение глагола Правописание безударных личных окончаний глаголов | 42 ч 8 ч 4 ч 4 ч 3 ч 4 ч 10 ч 9 ч | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимо - анализ выполнения заданий. Находить в тексте глагол. Объяснять лексическое значение, употреблять в речи. Различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Ставить глагол в неопределенную форму. Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Знакомиться с категорией вида глагола. Изменять глаголы по временам. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спрягать). Определять I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам. Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (выполнять морфологический разбор глаголов (алгоритм см. в учебнике). Писать:
безударные личные окончания глаголов. |
8. | 4. Сложное предложение | 6 ч | Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. (П) Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. (П) Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). (П) Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. |
9. | 5. Наречие 1) Употребление наречий в речи | 12 ч 5 ч | Узнавать наречия в предложении, тексте. Объяснять лексическое значение, употреблять в речи. Составлять предложения с наречиями. Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу. Образовывать наречия от существительных, прилагательных. Писать наречия с приставками из-, до-, с, в-, на-, за. |
10. | 2) Образование и правописание наречий | 7 ч | Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология, особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением. Оценивать свои возможности при выборе степени сложности предлагаемых упражнений. |
11. | 6. Законы языка в практике речи | 8 ч | Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). (П) Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. (П) Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью. В течение учебного года осуществлять проект, вести исследование (по выбору): «Великие люди России»; «Темы природы, добра и зла, взаимоотношений между людьми в творчестве твоего народа». Оформлять работы, подготавливать доклад, его представлять с сопровождением на бумажном или электронном носителе. |
Описание материально-технического обеспечения учебного предмета
Методическое обеспечение
1. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык. Учебник для 4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013
2. Нечаева Н.В. Русский язык в начальной школе: 3-4 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя, 2013
3. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
4. Контрольные и проверочные работы. 1-е полугодие. Система Л.В. Занкова/Сост. С.Г.Яковлева.- 4-е изд. перераб. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
5. Контрольные и проверочные работы. 2-е полугодие. Система Л.В. Занкова/Сост. С.Г.Яковлева.- 4-е изд. перераб. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Технические средства обучения:
Интерактивная доска TRIUMPH BOARD 78 Multi Touch | 1 | |
Компьютер Acer | 1 | |
Проектор Optoma X300+ | 1 | |
Документ-камера TRIUMPH A405 | 1 | |
Интерактивная система голосования TRIUMPH TB Voting RF550 (25 пультов + 1 пульт учителя) | 1 | |
МФУ Сanon I-SENSYS MF | 1 | |
Акустическая система 40 W TOPDEVICE TDA-501 Wood | 1 | |
Программное соглашение на использование системы LEGO Education WeDo | 1 |
Электронно- программное обеспечение (по возможности):
Интерактивное пособие «Русский язык» 4 класс.
DVD BOX Русский алфавит (V 2.0)
DVD BOX Основные правила и понятия (V 2.0)
DVD BOX Звуки и буквы русского алфавита (V 2.0)
DVD BOX Словарные слова (V 2.0)
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата фактич. |
Что нужно для общения (15 часов) | |||
1 | Средства устного общения. Речевая ситуация. | 01.09.2015 | |
2 | Предложение, средства связи слов в предложении, виды предложений. Редактирование текста телеграммы | 02.09.2015 | |
3 | Стиль, тип и тема текста. | 03.09.2015 | |
4 | Заголовок и основная мысль текста. | 04.09.2015 | |
5 | Работа со словарём, словарной статьёй. Синонимы, стилистически окрашенные слова | 07.09.2015 | |
6 | Диалог. Зависимость смысла предложения от форм слов и их порядка. | 08.09.2015 | |
7 | Описание как тип текста. Роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании. | 09.09.2015 | |
8 | Роль Ь и Ъ. | 10.09.2015 | |
9 | Правописание безударных окончаний имен существительных. | 11.09.2015 | |
10 | Урок коррекции знаний. Словарный диктант. | 14.09.2015 | |
11 | Обобщение знаний по теме «Что нужно для общения». | 15.09.2015 | |
12 | Входная контрольная работа (диктант) | 16.09.2015 | |
13 | Работа над ошибками. Синонимы, лексическая сочетаемость. | 17.09.2015 | |
14 | Определение лексического значения слова. | 18.09.2015 | |
15 | Фразеологизмы, их роль в языке. | 21.09.2015 | |
Обращение (11 часов) | |||
16 | Обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. | 22.09.2015 | |
17 | Выделение обращения. Части речи, которыми возможно выразить обращение. | 23.09.2015 | |
18 | Роль обращений в устном народном творчестве (заклички, скороговорки). | 24.09.2015 | |
19 | Средства устного общения. Обособление обращений. | 25.09.2015 | |
20 | Виды обращения в зависимости от адресата и места общения. | 28.09.2015 | |
21 | Обращение, состоящее из нескольких слов. | 29.09.2015 | |
22 | Выделение обращения в устной и письменной речи. Обобщение. | 30.09.2015 | |
23 | Обобщение знаний по теме. Средства устного общения. | 01.10.2015 | |
24 | Обобщение знаний по теме. Инсценирование. | 02.10.2015 | |
25 | Контрольный диктант по теме «Обращение» | 05.10.2015 | |
26 | Урок коррекции знаний | 06.10.2015 | |
Части речи (3 часа) | |||
27 | Части речи: самостоятельные и служебные | 07.10.2015 | |
28 | Грамматические признаки частей речи. | 08.10.2015 | |
29 | Части речи, их грамматические признаки. Части речи и члены предложения. | 09.10.2015 | |
Склонение имен существительных в форме единственного числа (13 часов). | |||
30 | Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. | 12.10.2015 | |
31 | Правописание окончаний существительных третьего склонения в творительном падеже. | 13.10.2015 | |
32 | Правописание окончаний существительных третьего склонения в Р., Д., П. падежах. | 14.10.2015 | |
33 | Контрольное списывание. | 15.10.2015 | |
34 | Правописание окончаний существительных. | 16.10.2015 | |
35 | Контрольный диктант за 1 четверть. | 19.10.2015 | |
36 | Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных. | 20.10.2015 | |
37 | Согласование существительного и прилагательного. | 21.10.2015 | |
38 | Падежные окончания имен существительных. | 22.10.2015 | |
39 | Правописание окончаний имен существительных. | 23.10.2015 | |
40 | Правописание безударных окончаний имен существительных. | 26.10.2015 | |
41 | Обобщение знаний: составление таблицы «Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей». | 27.10.2015 | |
42 | Проверочная работа по теме «Склонение имен существительных в форме единственного числа» | 28.10.2015 | |
43 | Урок коррекции знаний. | 29.10.2015 | |
Склонение имен существительных в форме множественного числа (9 часов) | 30.10.2015 | ||
44 | Склонение имён существительных в форме множественного числа. | 30.10.2015 | |
45 | Типы склонения. | 09.11.2015 | |
46 | Окончание как грамматический показатель. | 10.11.2015 | |
47 | Грамматические признаки имён существительных | 11.11.2015 | |
48 | Имёна существительные в форме множественного числа. | 12.11.2015 | |
49 | Склонение имён существительных в форме множественного числа. | 13.11.2015 | |
50 | Обобщение знаний по теме Склонение имен существительных в форме множественного числа | 16.11.2015 | |
51 | Проверочная работа по теме «Склонение имен существительных во множественном числе» | 17.11.2015 | |
52 | Урок коррекции знаний | 18.11.2015 | |
Склонение имен прилагательных (15 часов) | |||
53 | Склонение имён существительных в форме множественного числа. | 19.11.2015 | |
54 | Типы склонения. | 20.11.2015 | |
55 | Окончание как грамматический показатель. | 23.11.2015 | |
56 | Грамматические признаки имён существительных | 24.11.2015 | |
57 | Имёна существительные в форме множественного числа. | 25.11.2015 | |
58 | Склонение имён существительных в форме множественного числа. | 26.11.2015 | |
59 | Обобщение знаний по теме Склонение имен существительных в форме множественного числа | 27.11.2015 | |
60 | Проверочная работа по теме «Склонение имен существительных во множественном числе» | 30.11.2015 | |
61 | Урок коррекции знаний | 01.12.2015 | |
62 | Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного. | 02.12.2015 | |
63 | Образование имён прилагательных. | 03.12.2015 | |
64 | Правописание падежных окончаний прилагательных. | 04.12.2015 | |
65 | Роль прилагательных в речи. | 07.12.2015 | |
66 | Определение частей речи. Словарный диктант. | 08.12.2015 | |
67 | Особенности склонения имен прилагательных. | 09.12.2015 | |
Местоимение (2 часа) | |||
68 | Особенности склонения прилагательных женского рода. В.п. и Т.п. | 10.12.2015 | |
69 | Безударные окончания имен прилагательных. | 11.12.2015 | |
Личные местоимения (7 часов) | |||
70 | Исследование грамматических признаков личных местоимений. | 14.12.2015 | |
71 | Контрольный диктант за 2 четверть. | 15.12.2015 | |
72 | Работа над ошибками. Урок коррекции знаний | 16.12.2015 | |
73 | Исследование грамматических признаков личных местоимений. | 17.12.2015 | |
74 | Синтаксическая роль личных местоимений. | 18.12.2015 | |
75 | Грамматические признаки личных местоимений.. | 21.12.2015 | |
76 | Связь грамматических признаков личного местоимения и существительного. | 22.12.2015 | |
77 | Комплексная работа | 23.12.2015 | |
78 | Урок коррекции знаний | 24.12.2015 | |
Склонение личных местоимений (8 часов) | |||
79 | Склонение личных местоимений. | 25.12.2015 | |
80 | Склонение личных местоимений. | 12.01.2016 | |
81 | Правописание предлогов с личными местоимениями. | 13.01.2016 | |
82 | Правописание предлогов с личными местоимениями. | 14.01.2016 | |
83 | Грамматическая связь глагола с личными местоимениями. | 15.01.2016 | |
84 | Личные местоимения. Контрольный словарный диктант. | 18.01.2016 | |
85 | Грамматическая связь глагола с личными местоимениями. | 19.01.2016 | |
86 | Склонение личных местоимений. Обобщение. | 20.01.2016 | |
Грамматические признаки глагола (22 часа). | |||
87 | Неопределенная форма глагола. | 21.01.2016 | |
88 | Вид глагола. | 22.01.2016 | |
89 | Совершенный и несовершенный вид глагола. | 25.01.2016 | |
90 | Простое и составное сказуемое. Словарный диктант. | 26.01.2016 | |
91 | Образование глаголов совершенного и несовершенного вида. | 27.01.2016 | |
92 | Правописание глагольных суффиксов. | 28.01.2016 | |
93 | Проверочная работа по теме «Неопределенная форма глагола. Вид глагола». | 29.01.2016 | |
94 | Работа над ошибками. Прошедшее время глагола. | 01.02.2016 | |
95 | Правописание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени. | 02.02.2016 | |
96 | Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом –л-. | 03.02.2016 | |
97 | Изложение | 04.02.2016 | |
98 | Настоящее и будущее время глагола. Правописание глаголов на –ться и –тся. | 05.02.2016 | |
99 | Правописание возвратных глаголов. | 08.02.2016 | |
100 | Проверочная работа по теме «Настоящее и будущее время глагола. Правописание глаголов на –ться и –тся». | 09.02.2016 | |
101 | Работа над ошибками. Лицо глагола. | 10.02.2016 | |
102 | Личные окончания глаголов. | 11.02.2016 | |
103 | Личные окончания глаголов. Тест. | 12.02.2016 | |
104 | Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. | 15.02.2016 | |
105 | Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. | 16.02.2016 | |
106 | Окончания глаголов 2-го лица единственного числа. | 17.02.2016 | |
107 | Проверочная работа по теме «Лицо глагола» | 18.02.2016 | |
108 | Урок коррекции знаний | 19.02.2016 | |
Спряжение глагола (10часов) | |||
109 | Спряжение глагола. | 22.02.2016 | |
110 | Спряжение глагола. Ударное окончание. | 24.02.2016 | |
111 | Определение спряжения у глаголов с безударным личным окончанием. | 25.02.2016 | |
112 | Определение спряжения глагола по форме 3-го лица множественного числа. | 26.02.2016 | |
113 | Словарный диктант. Определение спряжения глагола по форме 3-го лица множественного числа. | 29.02.2016 | |
114 | Определение спряжения родственных глаголов. | 01.03.2016 | |
115 | Алгоритм определения спряжения глагола. | 02.03.2016 | |
116 | Обобщение по теме «Спряжение глагола» | 03.03.2016 | |
117 | Контрольная работа по теме «Спряжения глаголов». Диктант. | 04.03.2016 | |
118 | Урок коррекции знаний | 07.03.2016 | |
Правописание безударных личных окончаний глаголов (9 часов). | |||
119 | Правописание безударных окончаний глаголов 3-го лица единственного числа. | 09.03.2016 | |
120 | Правописание безударных окончаний глаголов 3-го лица множественного числа. | 10.03.2016 | |
121 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 11.03.2016 | |
122 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Тест. | 14.03.2016 | |
123 | Контрольный диктант за 3 четверть | 15.03.2016 | |
124 | Работа над ошибками. Урок коррекции знаний. | 16.03.2016 | |
125 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 17.03.2016 | |
126 | Обобщение по теме: безударные личные окончания глаголов | 18.03.2016 | |
127 | Повторение «Правописание безударных личных окончаний глаголов». | 21.03.2016 | |
128 | Контрольный диктант «Правописание безударных личных окончаний глаголов». | 22.03.2016 | |
Сложное предложение (12 часов). | |||
129 | Сложное предложение. | 23.03.2016 | |
130 | Определение грамматической основы сложного предложения. | 24.03.2016 | |
131 | Запятая в сложном предложении. | 25.03.2016 | |
132 | Определение грамматической основы сложного предложения. | 04.04.2016 | |
133 | Сравнение сложного предложения с простым с однородными членами. | 05.04.2016 | |
134 | Сложное предложение. Обобщение. | 06.04.2016 | |
135 | Сложное предложение. Обобщение. | 07.04.2016 | |
136 | Проверочная работа по теме «Сложное предложение». | 08.04.2016 | |
137 | Работа над ошибками. | 11.04.2016 | |
138 | Сложное предложение. Обобщение. | 12.04.2016 | |
139 | Контрольное списывание. | 13.04.2016 | |
140 | Сложное предложение. Обобщение. | 14.04.2016 | |
Наречие (15 часов). | |||
141 | Употребление наречий в речи. | 15.04.2016 | |
142 | Наречие как часть речи. | 18.04.2016 | |
143 | Отличие наречия от существительного. | 19.04.2016 | |
144 | Связь наречия с глаголом. Словарный диктант. | 20.04.2016 | |
145 | Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества. | 21.04.2016 | |
146 | Обобщение по теме «Наречие» | 22.04.2016 | |
147 | Проверочная работа по теме «Наречие как часть речи». | 25.04.2016 | |
148 | Работа над ошибками. Образование и правописание наречий. | 26.04.2016 | |
149 | Образование наречий от прилагательных. | 27.04.2016 | |
150 | Роль наречий в речи, преобразование прилагательных в наречия. | 28.04.2016 | |
151 | Образование наречий от существительных. | 29.04.2016 | |
152 | Способы образования наречий. Отличие наречий от существительных в форме Т.п. | 02.05.2016 | |
153 | Образование и правописание наречий. Обобщение. | 03.05.2016 | |
154 | Контрольный диктант по теме «Наречие». | 04.05.2016 | |
155 | Работа над ошибками. Правописание наречий. Урок коррекции знаний | 05.05.2016 | |
Законы языка в практике речи ( 23 час). | |||
156 | Средства выразительности речи. | 06.05.2016 | |
157 | Выбор заголовка текста. | 10.05.2016 | |
158 | Определение темы текста, его главной мысли. | 11.05.2016 | |
159 | Контрольный диктант за год. | 12.05.2016 | |
160 | Определение главной мысли текста. | 13.05.2016 | |
161 | Средства связи между словами в предложении. | 16.05.2016 | |
162 | Тип и стиль текста. | 17.05.2016 | |
163 | Сравнение текстов. | 18.05.2016 | |
164 | Слова-омонимы. | 19.05.2016 | |
165 | Составление предложений с омонимами | 20.05.2016 | |
166 | Употребление омонимов в речи. | 23.05.2016 | |
167 | Итоговое контрольное тестирование. | 24.05.2016 | |
168 | Сравнение содержания тестов разных жанров. | 25.05.2016 | |
169 | Обобщение знаний по темам 4 класса. | 26.05.2016 | |
170 | Обобщение знаний по темам 4 класса. | 27.05.2016 |
[1] Повышенный уровень усвоения личностных, метапредметных и предметных результатов выделен курсивом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...