открытый урок по русскому
план-конспект урока по русскому языку на тему

Из опыта работы. Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Имена существительные, имеющие форму только единственного  (множественного) числа.
Тип урока:Комбинированный
Цель: Подвести детей к осознанию понятия: что имена существительные могут употребляться только в единственном числе или только во множественном числе и прививать им умение самостоятельно выбирать такие имена существительные.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения употреблять в речи имена существительные, изменять их по числам;
- расширять кругозор учащихся;
- учить использовать в работе ранее полученные знания.
Развивающие:
- развивать умения учиться ставить учебную задачу и способы её решения;
- развивать орфографию  зоркость, речь, мышление, вырабатывать внимательность и наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учению, интерес к предмету, любознательность.
Материально- техническое обеспечение:
учебник русского языка Нечаева Н.В, компьютер, интерактивная доска, карточки для работы в парах, таблицы для самооценки
Прогнозируемые результаты.
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения числа имен существительных;
- осознание учащимися ценности изучаемогоспособа определения числа имен существительных;
-осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- создать условия для развития у учащихся познавательного интереса к новому учебному материалу;
- умения применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- развитие навыков анализировать и сравнивать;
выделять существенные признаки, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- создать условия для развития у учащихся умения находить имена существительные, имеющие форму только единственного (множественного) числа;
- сравнивать такие имена существительные;
- умение применять знания в жизненных ситуациях.

Ход урока:


I.Самоопределение  к учебной деятельности.
1. Организация детей к уроку. Психологический  настрой.
- Доброе утро, ребята!

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

(отрывок из песни «Улыбка»)

Вот с таким хорошим настроением мы и начнем наш урок.
II.Актуализация опорных знаний.
- Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте слова.
- Что вы можете сказать: (одно слово лишнее, глагол)
- Почему? Докажите.
(глагол обозначает действие предмета и т. д.)
- А что вы знаете об имени существительном??
(существительные могут быть главным членом предложения -подлежащим и второстепенным членом– дополнением и т.д.)
III.Открытие нового знания.
- От данных имен существительных устно образуйте форму множественного числа.
(директора, дирижёры, доктора, жонглёры, инженеры, космонавты, почтальоны, солдаты, шофёры)

- Какой можно сделать вывод?
(данные имена существительные употребляются как в единственном числе, так и во множественном числе)

- Как вы думаете ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Молодцы! Какова же тема нашего урока?

- Что же будет самым главным для нас на уроке ?
IV. Первичное закрепление УУД.

- А чтобы это доказать, нам придется творчески поработать.
1. Работа в группах
- Сейчас  мы с вами будем работать  в группах.
- Прочите задание, которое необходимо выполнить. (слайд 2)
А теперь вы работаете каждый в своей группе.
- Пожалуйста, давайте послушаем представителя каждой группы:
1 группа - ______
2 группа - какие подобрали имена существительные?
3 группа –
- А вы ничего не заметили необычного?
- А что необычного в этих словах?
(
чернила, брюки- употребляются только во множественном числе)
- И так, какой же  вывод можно сделать?

(есть имена существительные, которые употребляются только во множественном числе)

А кто может назвать  свои имена существительные, которые употребляются только во множественном числе?

- Кто еще раз повторит вывод?

-Молодцы!

V. Физминутка.

А теперь мы с вами  отдохнем. Повторяйте за мной. Будьте внимательны!

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Дети, а вы ничего удивительного не заметили в текстефизминутки?

VI.Включение нового знания в систему знаний.

1. Фиксированное затруднение.

-А теперь вернемся к заданию, которое выполняли в группах.

- В форме какого числа употреблены оставшиеся имена существительные?
- Можно  ли образовать форму другого числа у этих имен существительных?

- Мы снова с вами поработаем в группах.

- Запишите полученные формы имен существительных и укажите число.
- Давайте проверим!
- Послушаем представителей каждой группы:

1 группы -

2 группы -

3 группы -
       ед.ч .                     ед.ч.             ед.ч.            мн.ч..                   ед.ч.     мн.ч.
(вьюга       свет      сердце  -сердца       конь - кони
     ед.ч.                      ед.ч.                   ед.ч.                 ед.ч                 мн.ч
лень        здоровье    дружба     школа – школы)

- Дети, так какой же мы сделаем вывод?
( в русском языке есть существительные, которые употребляются  и в единственном числе и во множественном числе и есть существительные,которые употребляются только в единственном числе и только во множественном числе)

- Ребята, назовите имена существительные, которые употребляются только в

единственном числе.

- А теперь  только во множественном числе.

- Молодцы!
2. Работа с учебником стр.14
- Ребята, давайте обратимся к нашему главному помощнику.
- Что же говорит нам учебник об этом?  Прочитайте вполголоса.

VII. Контроль и оценка.
- Ребята, что же нового и интересного вы узнали об имени существительном?
(что есть имена существительные,которые употребляются и  в единственном числе и  во множественном числе и есть существительные, которые употребляются только в единственном числе и только во множественном числе)

- Выполнили мы те задачи, которые ставили в начале урока?
VIII. Рефлексия и самооценка.
 А теперь оцените свою работу по данной таблице.

-Ребята, есть кто поставил «+» во II колонке, поднимите руки. А вIII?

-Молодцы! Потрудились вы на славу.

IX.Д/з.

- Ребята, д/з для вас будет необычным.

У меня две карточки. Одна зеленого цвета – это для тех ребят, которые смогут выполнить д/з без помощи взрослых, а другая – желтого, для тех, кто попросит помощи у взрослых.

Из данных слов выпиши две группы слов:

1)        употребляющиеся только в единственном числе;

2)        употребляющиеся только во множественном числе;

Асфальт, бензин, весы, железо, мёд, ворота, клещи, качели, обои, цемент, духи, очки, щавель, молоко, часы, свёкла.

У каких выписанных имён существительных ты можешь определить род, у каких нет? Сделай вывод.

Выберите для себя д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....