открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roishozhdenie_rysskih_familii.docx16.82 КБ
Файл roishozhdenie_rysskih_familii.pptx691.27 КБ

Предварительный просмотр:

                             Министерство образования и науки РФ

                                    Министерство образования РБ

Конспект открытого урока по русскому языку на тему:

             «Происхождение русских фамилий»

                                                                       Дата проведения 9.04.2013

                                                                     Место проведения 2 а класс

                                                                     Учитель Коряковцева Л.Н.

                                 2012-2013 уч. Год

Цели: 1)выяснить происхождения русских фамилий, соблюдать правило написания фамилий с большой буквы;2)развивать мышление;3)воспитывать чувство уважения к предкам, истории.

Оборудование: слайды, карточки со словами, рисунки дерева ,кустарника ,травы.

                                                             Ход:

1.Мотивация.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Можешь их и сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

2.Запись числа ,кл., работы.

3.Чистописание:Элементы какой буквы будем писать?

4.Словарь:Назови лишнее слово среди данных.

Лиза, Пётр, Виолетта, Степан, Куприянов, Елена. (Почему?)(СЛАЙД 1)(СЛАЙД 2)

Слово произошло от латинского «фамилиа»,что означает «семья».Как связаны друг с другом эти слова ?

5.Актуализация знаний.

Каждый день, смотря телевизор, слушая радио, читая книги, мы сталкиваемся со множеством фамилий. Собирая тетради, раздавая их, мы произносим фамилии. А что они обозначают, откуда они появились? На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Ученик читает стих.

У каждого человека есть своя фамилия. Это очень важно, ведь если люди имели только одну фамилию, была бы неразбериха. Существует целая наука, изучающая фамилии- антропонимика.(СЛАЙД 3)

Как вы думаете, сколько в нашей стране русских фамилий?(более 200 тысяч)

А сейчас в тетрадях запишите начало предложения и закончите его.(СЛАЙД 4)

Какое правило необходимо соблюдать в этом предложении?

8. Интересно, входит ли ваша фамилия в число самых распространённых в России?

Давайте посмотрим ,какие фамилии наиболее часто встречающиеся в нашей стране.(СЛАЙД 5)В нашем классе фамилии не часто употребляемые.А есть ли среди ваших знакомых, друзей, соседей кто-то, чья фамилия входит в данный список .Расскажите о них.

9.Слово ФАМИЛИЯ пришло в Россию в повседневную жизнь благодаря указам Петра 1. Раньше до указа у людей кроме имени было прозвище или прозвание.

Первые фамилии появились в Нижнем Новгороде, потом в Москве, постепенно они распространились по всей территории страны.

10.Сейчас мы проведём небольшое исследование .Цель которого звучит так: от чего произошли фамилии на Руси? (СЛАЙД 6)Посмотрите на список .Как вы думаете , от чего произошли данные фамилии?(от имени отца, деда, крёстного)

Причём, обратите внимание, если имя оканчивается на твёрдый согласный, то фамилия оканчивалась на –ов,(Мирон-Миронов), если имя оканчивалось на мягкий согласный, то  на –ев(Андрей-Андреев), если имя оканчивалось на –а,-я,то фамилия оканчивалась на –ин.((Ерёма-Ерёмин, Бусыга- Бусыгин).

Давайте попробуем образовать фамилии ,используя данные особенности.(по цепочке устно).Игнат, Богдан ,Руслан, Матвей, Елисей ,Игнатий, Григорий, Илья, Фёдор, Антон, Василий, Прокопий, Ефрем, Пантелей, Фома, Лука, Фока.

Итак ,первая группа фамилий произошла от имён(карточка).

Прочитайте  этот список.(СЛАЙД 8)Подумайте ,от каких названий они произошли?(карточку)Обратите внимание, что такие фамилии оканчиваются на –ский или –цкий. Попробуйте письменно образовать фамилии от данных населённых пунктов  .Пушкино, Танайка, Москва. Запишите их в строчку через , .

Что у вас  получилось?(1 уч. Читает)У кого так же? Встаньте. Молодцы!

11.Физ-ка.

Проверим ваше внимание. Если я называю фамилию Лебедев -вы плавно машете руками, Кошкин- умываемся, Зайцев –прыгаем,  Мышкин -пищим и ходим на носочках. Запомнили?(Мышкин, Кошкин,  Зайцев, Лебедев, Зайцев, Кошкин, Мышкин, Лебедев ,Кошкин, Зайцев, Мышкин ,Лебедев, Кошкин, Рыбкин)

12.Кто обратил внимание на прозвучавшие фамилии, а они от чего образовались?

(карточку)Кто относится к животному миру? Интересный факт, больше всего так называемых птичьих фамилий. 42 % от общего числа. Наверно, это не случайно, всем хочется быть похожими на птиц.  Почему? Попробуем образовать фамилии от названий этих птиц(СЛАЙДЫ 9-18)(кто образует, поднимите руку)

13.Животный мир неразрывно связан с каким миром? Интересно ,есть ли фамилии, образованные от названий растений ? Приведите примеры. Эти фамилии можно разделить на группы.

                Деревья                        кустарники                        травы

(Работа на доске)Запишем по 2 в каждую группу. Итак, следующая группа образована от названий растений.(карточку).

14.Все фамилии прекрасны, но мне кажется, что очень гордится своей дед у Даши Савиных.(Плотников).В 6 б классе учится Рустик, сосед Карима (Рыбаков).У меня был одноклассник- Пастухов .Рядом с бабушкой Даши Романовой, напротив Наташи Трегубовой  жили Кузнецовы. От чего же произошли их фамилии? (карточку)Кем были предки Плотниковых, Рыбаковых, Кузнецовых?

15.Рефлексия.Мы рассмотрели 5 основных групп фамилий.

Послушайте басню С.Михалкова «Смешная фамилия».Действительно, какую фамилию не носил человек, главное, чтобы он был   …(СЛАЙД 19)

16.Оценивание.Сегодня на уроке активное участие в исследовании приняли участие….

17.Д/З.с.27    упр. 13   Поискать в интернете,от чего произошла ваша фамилия? Сделать небольшое сообщение на следующем уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ф а милия

Слайд 2

« « фамилиа »- семья

Слайд 3

Антропоними - ка-наука,изучаю-щая фамилии .

Слайд 4

Моя фамилия- … .

Слайд 5

1.Смирнов-1,862 % 2.Иванов-1,33% 3.Кузнецов-0,998% 4.Соколов-0,856% 5.Попов-0,806% 6.Лебедев-0,753% 7.Козлов-0,636% 8.Новиков-0,61% 9.Морозов-).568% 10.Соловьёв-0,486%

Слайд 6

Иванов Петров Сидоров

Слайд 7

[ ] - ов [ ‘]- ев [ а ]- ин [ й ‘ а ]

Слайд 8

Благовещен-ский,Уфимский,Полянский

Слайд 19

Всё дело не в фамилии, А в человеке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по русскому языку "Мой любимый русский язык"

Материал будет полезен для проведения уроков русского языка на этапе обобщения знаний основных разделов русского языка....

Презентация урока-игры по русскому языку "Мой любимый русский язык"

Презентация предназначена для восприятия игрового материала....

Урок русского языка "Его Величество Русский язык"

Урок 2 класс русский язык  по теме "Его Величество — Русский язык" В ходе урока были поставлены цели:    -     обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения ...

Урок - викторина по русскому языку "Могучий, великий русский язык"

Данный урок проводился в рамках предметной недели в начальной школе. Предметная неделя была посвящена русскому языку и литературному чтению....

Открытый урок во 2 «В» классе по русскому языку

Тема. Предложение.  Главные члены предложения.Цель: развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения, прививать любовь к природе.Планируемые ...

Открытый урок по теме:"Великий и могучий русский язык"

Урок русского языка был дан в рамках обмена ППО в монгольской школе...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...