Урок по русскому языку в 3 классе по теме "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Задачи:

1.                 отрабатывать умения учащихся определять род имён существительных путём подстановки личного и притяжательного местоимения;

2.                 развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; умение обобщать, группировать слова по определённым признакам;

3.                 воспитать человека, который умеет заботиться о своём здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме "Род имен существительных»

Тип урока: комбинированный.

Цель: создать условия для развития умения определять род имён существительных.

Задачи:

  1. отрабатывать умения учащихся определять род имён существительных путём подстановки личного и притяжательного местоимения;
  2. развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; умение обобщать, группировать слова по определённым признакам;
  3. воспитать человека, который умеет заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык-3» (2 ч.) автор Т.Г. Рамзаева;
  • плакат со словами народной мудрости «Береги платье снову, а здоровье смолоду»;
  • рисунок «помидор»;
  • карточка «токарельф»;
  • карточка « г - - - х»;
  • таблица «Род имён существительных»;
  • таблица с именами существительными во множественном числе;
  • рисунок «пирожок» у каждого ученика);
  • фотографии детей на тему: «Зимние забавы»;
  • рисунок-плакат «На горке»;
  • модель градусника (у каждого ученика);
  • разноцветные магниты;
  • магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент:

У. Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.

У.Сегодня наш урок мы начнём с народной мудрости. Прочитайте. (Слайд 2)

Береги платье снову , а здоровье смолоду.

– Как вы понимаете эти слова?

– Какие гласные чаще всего повторяются в этом предложении? (буквы о, е)

– Это первая строка чистописания (написать на доске).

– Сядьте ровно, красиво и пропишите ое.

– На второй строке напишите слоги и сочетания с данными буквами ог оро оре (написать на доске).

II. Словарная работа.

(Слайд 3)

  1. Первое слово начинается на « ог». (огурец)
  2. Слово рассыпалось «токарельф». (картофель)
  3. Вставьте пропущенные буквы «г - - -х». (горох)
  4. Отгадайте слово по лексическому значению.
    Это травянистое растение, семейства розоцветных, дающее сладкие ягоды красного цвета. (земляника)
  5. Отгадайте загадку.
    Само с кулачок, красный бочок.
    Тронешь пальцем – гладко,
    А откусишь – сладко.
    (яблоко)
  6. Посмотрите на рисунок. Что это? (помидор)  (Слайд 4)

– Обозначьте  безударные гласные, которые нужно запомнить.

Самопроверка (Слайд 5)

III. Актуализация знаний. 

У. Что общего во всех словарных словах? (обозначают предметы)

– На какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? что?)

– Какого рода бывают имена существительные? (м.р., ж.р., с.р.)

– Как определить род существительного?

 Таблица (Слайд 6)

предмет

кто?

что?

существительное

М.р.

(он, мой)

Ж.р.

(она, моя)

С.р.

(оно, моё)

У. Сегодня на уроке мы закрепим умение определять род имён существительных, будем учиться заботиться о своём здоровье.

IV. Работа над новой темой. 

(Слайд 7)

1.

- Ребята, на слайде даны слова. Вы должны составить из них словосочетания, указать род существительных.

-  Посмотрите на существительные. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Лишнее слово хот-дог, потому что это иностранное слово)

-  Обратите внимание на то, что слово хот-дог пришло к нам из английского языка. Состоит из двух частей.

– Кто знает, как переводится первая часть – хот? (горячий)

– Кто знает, как переводится вторая часть – дог? (собака)

– Вот и получилась «горячая собака». Изобрёл хот-дог любитель собак, у которого жила такса.

В настоящее время всё чаще в нашем меню увидеть сэндвичи, хот-доги, гамбургеры.

– Всегда ли полезна такая еда?

– Каким продуктам стоит отдавать предпочтение? Почему?

2.

А сейчас отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
 

-  Трудно представить нашу жизнь без хлеба. Народ сложил много пословиц о нём.

– Какие пословицы о хлебе вы знаете?

(Слайд 8)

Хлеб хлебу брат.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеб да вода – мужицкая еда.

- Кто из вас ребята любит хлеб, мучные изделия?

- В хлебе, ребята, содержатся углеводы, которые необходимы нашему организму для того, чтобы хорошо работал кишечник. Но хлеб не рекомендуется есть в сухомятку, так как это может вызвать икоту. Еще в хлебе содержится очень нужный для нашего организма витамин Е.

- Мучные изделия содержат много калорий, которые приводят к избыточному весу. Предлагаю всем вам немного подвигаться

V. Физминутка. (под музыку) (Слайд 9)

Кто не любит танцевать
И не дружит с физкультурой,
Тот не должен и мечтать
Стройной обладать фигурой.
Кто конфеты, сухари
Уплетает без стесненья,
У того несчастный вид
И плохое настроенье.
А мы все любим веселиться,
Посмотрите на нас.
Любимый танец хип-хоп
Мы танцуем просто класс!


-  Особенно полезно играть, активно двигаться на свежем воздухе. Посмотрите, сколько забав подарила нам зима! Это катание на коньках, на лыжах, на санках.

VI. Работа над пройденным материалом.

  1. Работа в парах. (Слайд 10)

 У каждого из вас на столе лежит булочка .Эта булочка не простая. Она с орфографической начинкой. Вы должны определить род имен существительных.

  1. Работа в группах. . (Слайд 11)

VII. Рефлексия.       

-  У каждого из вас на столе есть модель градусника для измерения температуры тела. Когда человеку плохо, тревожно, температура поднимается до 38, 39, 40, 41.

Если нет тревоги, всё хорошо, температура 36,6. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать.

– Измерьте температуру своего тела.

– Большинство ребят в классе чувствуют себя хорошо.

– Благодарю всех за работу. Будьте здоровы! Урок окончен.

VIII. Итог урока. Домашнее задание.

– Как определить род существительных?

– Эти знания помогут вам выполнить дома упражнение 13.

– Благодарю всех за работу. Будьте здоровы! Урок окончен.

Парная работа

Кони, тарелки, щипцы, груши, гвозди, клещи, коровы, цветы, молоко, сливки, ученики, метро.

Кони, тарелки, щипцы, груши, гвозди, клещи, коровы, цветы, молоко, сливки, ученики, метро.

Кони, тарелки, щипцы, груши, гвозди, клещи, коровы, цветы, молоко, сливки, ученики, метро.

Кони, тарелки, щипцы, груши, гвозди, клещи, коровы, цветы, молоко, сливки, ученики, метро.

Кони, тарелки, щипцы, груши, гвозди, клещи, коровы, цветы, молоко, сливки, ученики, метро.

Кони, тарелки, щипцы, груши, гвозди, клещи, коровы, цветы, молоко, сливки, ученики, метро.

Групповая работа

Медведица –

Тигрица-

Львица –

Слониха –

Гусыня –

Кошка –

Лошадь –

Корова –

Зайчиха -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...

Открытый урок по русскому языку 3 класс "Дательный падеж имени существительного" для конкурса "Учитель года - 2016."

В данном материале представлен конспект урока, самоанализ по ФГОС, дополнительный материал и презентация....