Урок окружающего мира. 3 класс («Школа 2100»). Авторы учебника: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Тема: Пернатые изобретатели.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Минкина Елена Владимировна
Урок окружающего мира по теме «Пернатые изобретатели» в 3 классе занимает последнее место в изучении классов и видов животных. Это первый урок при изучении птиц. Следующий урок должен быть посвящен изучению размножения птиц, видов птиц (перелетные, оседлые). Тип урока: усвоения новых знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. 3 класс («Школа 2100»)

(Авторы учебника: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан)

Тема: Пернатые изобретатели.

Цели: 1. изучить особенности строения птиц, познакомить с образом их жизни, условиями обитания  и движением птиц (приспособление к полету);

           2. развивать умение работать в малых группах (сравнивать, делать выводы, анализировать);

          3. воспитывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер, набор перьев, модели самолётов из бумаги и картона, макеты косточек, сделанные из картона,  рисунки разных групп птиц, листы самооценки.

Технологии: обучение в сотрудничестве, метод проектов.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Какое у вас настроение? Надеюсь, что оно останется хорошим до конца урока, и мы с вами получим удовольствие от общения друг с другом.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать!

На уроке мы будем разгадывать тайны природы, и делать открытия. Какими они для нас будут – вы определите сами.

(Распределение ролей в группе)

- Перед вами на столах карточки:

организаторы активной деятельности каждого члена группы, организаторы культуры поведения в группе, ответственные за отчетность группы. 

- Расставьте карточки на столах соответственно вашему выбору.

  1. 1) Работа с афоризмом:

СЛАЙД. «Жизнь требует движения». Аристотель.

- Как вы понимаете эту фразу?

- О чем мы можем сказать, что находится в движении? (движение Земли вокруг своей оси и Солнца, движение вперед как действие, движение в спорте, в знаниях, профессии…)

2) Проблемная ситуация.

- У меня на столе несколько самолетиков (с короткими крыльями, с длинными крыльями - из картона и бумаги).

- Как вы думаете, какой из самолетов будет двигаться быстрее? Каким должен быть самолет, чтобы он хорошо летал? Проверим на практике правильность предположений.

- Выйдите, пожалуйста, по одному человеку от каждой группы.

(на счет три дети пускают самолетики одновременно)

- Вывод: Вы были правы. Чтобы движение было быстрее,  тело должно быть легким и иметь большие крылья.

СЛАЙД. - Из представителей на картинке выберите те, которые движутся быстрее, выше и дальше остальных (бабочка, летучая мышь, птица, стрекоза).

- Как птицам удается летать?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны определить тему урока. Как назовем тему?

СЛАЙД. - Тема нашего урока «Пернатые изобретатели».

- Что значит изобретать? (придумывать что-то новое, неизвестное ранее)

- Почему пернатые? (перья есть только у птиц)

- Попробуйте дать определение: птицы – это…(пернатые животные, которые умеют летать)

СЛАЙД. Определение птицы – это…

СЛАЙД. Цель нашего урока…

- Все ли птицы умеют летать?

СЛАЙД. - На какие две группы можно поделить данные птицы? (летающие и нелетающие)

СЛАЙД (2 группы птиц – летающие и нелетающие)

- Чтобы птица смогла взлететь, каким должно быть тело? (компактное, обтекаемое). Всё тело птицы пронизано воздушными мешками, поэтому она такая лёгкая.

3) Демонстрация: 

- У вас на столах лежат макеты косточек. Возьмите их и сравните. Чем отличаются они друг от друга?  Какие кости будут крепче и легче? (Сложенные трубочкой. Значит, кости у птиц полые (пустые), наполненные воздухом).

- Какой покров у птиц? Какие перья у птиц? (Легкие, упругие, прочные, теплые. Перья согревают птицу, защищают её тело от повреждений, помогают во время полета).

СЛАЙД. Вывод.

- А всегда ли птицы имели крылья?

- Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты – эпоху динозавров.

СЛАЙД – ВИДЕО (видеосюжет - историческая справка)

- Что же отличает сегодняшних птиц от их предков? (оперение, размеры)

Физминутка.

Птичьи голоса. Релаксация.

СЛАЙД. – Все встали. То, о чем я буду говорить, вы должны будете показать движениями  рук.

- Закройте глаза. Мы отправляемся с вами в лес. Поют птицы. Каждый из вас видит свою птицу. Покажите руками, какой клюв у вашей птицы, голова, крыло, хвост, ноги. Вот ваша птица взмахнула крыльями и полетела. Движения у неё быстрые. Сначала мы её видим большой, потом меньше, затем она превратилась в точку и исчезла. Проводили её взглядом и открыли глаза.

4) Работа в группах (проектная деятельность).

- Сегодня на уроке вы поработаете в группах. В конце урока вы должны будете оценить не только свою работу, группы, но и других групп.

СЛАЙД. - Чтобы работа получилась слаженной, необходимо соблюдать правила работы в группах.

Говори вполголоса.

 Один говорит – другие слушают.

Не перебивай выступающего.

- Сегодня на уроке вы побываете в качестве учёных – орнитологов. Кого называют орнитологом?

СЛАЙД. Определение орнитолога.

СЛАЙД. Цель: определение принадлежности перьев к частям тела птицы, определение их названия.

СЛАЙД. Словарная работа. – Почему перьям дали такие названия?

Задание: Дайте название перьев и определите, с какой части тела эти перья.

- Какую роль играет каждый вид перьев?

- На выполнение  работы отводится 1 минута. Как я скажу «стоп», вы заканчиваете работу. У каждого – только одна группа перьев!

Взяли перья.

СЛАЙД. Отчет групп.

1 группа работает с пуховыми перьями, (с брюха, греет птицу,  удерживая воздух вокруг тела)

- От какого слова образовалось название «пуховые»?

                  2 группа – с маховыми, (из крыла)

- От какого слова образовалось название «маховые»?

                  3 группа – с рулевыми, (из хвоста)

- От какого слова образовалось название «рулевые»?

                  4 группа – с покровными, (с груди, создает контур тела)

- От какого слова образовалось название «покровные»?

СЛАЙД (таблица со стрелками)

- Давайте подведем итог нашим рассуждениям.

(показ крыльев и хвоста птиц)

СЛАЙД. Вывод.

5) Работа в группах.

СЛАЙД – Перед вами птицы. Для вас они распределены по группам.

СЛАЙД. Цель: дать название группам птиц в зависимости от среды обитания и внешних признаков.

СЛАЙД. – Выберите подходящее название для вашей группы птиц и запишите название в таблицу.

- Заполнить таблицу. Время выполнения 2 минуты. Как только я скажу «стоп», все отложили ручки.

 Внешние признаки

Строение лап

Длина ног

Строение клюва

Особенности

Отчеты групп.

СЛАЙД. Древесные – острые когти, помогающие лазить по деревьям, короткие лапы.

СЛАЙД. Наземные – длинные пальцы, небольшой клюв, передвигаются с большой скоростью.

СЛАЙД. Околоводные – лапы с перепонками, короткие ноги, приспособленные для плавания, строение клюва зависит от характера пищи, перья смазывают жиром, выделяемым копчиковой железой.

СЛАЙД. Хищные – острый загнутый клюв, мощные ноги и когти, острое зрение.

- Полезны или вредны хищные птицы? (Одна сова за лето съедает 1000 мышей-полевок, а одна мышь за это время съедает 1 кг зерна. В природе все взаимосвязано. Истребление птиц приведет к нарушениям в пищевых цепочках, к нарушению круговорота веществ в экосистемах)

6) Беседа.

- А как наши птицы приспособились переживать неблагоприятные условия?

(птицы – теплокровные, они приспособились переживать суровые условия зимы,  им помогает перьевой покров. Но пищи не хватает, поэтому некоторые улетают в теплые края, где есть пища)

СЛАЙД. - Как помочь пережить птицам холод и голод зимой?

- Из чего мы можем изготовить кормушки для птиц?

III. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

СЛАЙД. «Движение – это жизнь, жизнь – это движение». Аристотель.

СЛАЙД (анимированные картинки разных движущихся предметов, птиц больше)

- Сегодняшний урок мы начали с самолетиков. На самом деле, если вернуться к истокам, то благодаря птице, человек изобрел самолет, наблюдая за её полетом.

СЛАЙД. По мнению орнитологов, средняя скорость перелёта для мелких птиц составляет порядка 30 км/час, а для крупных около 80 км/час. Часто полёт проходит в несколько этапов с остановками для отдыха и кормления. Чем меньше по размеру птица, тем короче дистанция, которую они в состоянии осилить за один раз. Некоторые мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70 — 90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км. А мы это расстояние на самолете преодолеваем за 4 часа.  Неслучайно самолёт назвали железной птицей.  

- Дайте оценку работы групп. Как работала ваша группа? Другие группы?      

                                             

- Вы были сегодня на уроке учеными-орнитологами, исследователями.

- Мне бы хотелось вам подарить памятку юного исследователя, которая поможет в вашей дальнейшей работе,  чтобы в вашей учебной деятельности постоянно происходило движение мыслей, ума.

- Каждый ученый делает выводы, и я вам предлагаю сделать выводы по сегодняшнему уроку, заполнив данный лист самооценки.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Фамилия, имя____________________________________

«+» или «-»

Я могу объяснить особенности строения птиц

Я могу различать виды птиц по месту и условиям обитания

Я активно работал на уроке и смог правильно ответить на поставленные вопросы

Я смогу рассказать или поделиться своими открытиями с другими детьми

СЛАЙД.    9. Домашнее задание (на выбор):

- Чтобы ещё вы хотели узнать о птицах?

 Подготовить сообщения на темы:

              «Нелетающие птицы»,

              «Рекордсмены среди птиц»,

              «Птицы, занесенные в Красную книгу».

СЛАЙД. Благодарю за урок.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

Урок окружающего мира по теме «Пернатые изобретатели» в 3 классе занимает последнее место в изучении классов  и видов животных. Это первый урок при изучении птиц. Следующий урок должен быть посвящен изучению размножения птиц, видов птиц (перелетные, оседлые).  

Тип урока: усвоения новых знаний

Цели урока:

изучить особенности движения птиц, исходя из их строения, условий обитания и образа  жизни;

развивать умение работать в малых группах (сравнивать,  анализировать, делать выводы);

воспитывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Технология: обучение в сотрудничестве, метод проектов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал в виде таблиц, картинок с изображением птиц, образцов перьев, «муляжей» косточек птиц, модели самолётов из бумаги и картона, листы самооценки, памятки исследователя каждому обучающемуся.

 Анализ структуры урока: образовательные задачи урока направлены на исследование, изучение особенностей движения птиц, исходя из их строения, условий обитания и образа  жизни посредством элементов метода проектов. Тема и цели урока доведены до обучающихся, соблюдались единые требования к обучающимся. Метапредметной темой урока являлось движение, что прослеживалось на протяжении всего урока.

Межпредметность - связь урока окружающего мира с уроками математики (ось симметрии рулевых крыльев), уроками русского языка (образование слов - названий перьев,  значение слова «орнитолог»).

На уроке были использованы методы по виду источника информации: 

словесные (беседа при работе с афоризмами, при отчетах групп);

наглядные (на протяжении урока в виде презентации и раздаточного материала);

практические (запускание самолетиков, рассматривание муляжей косточек птиц).

При переходе к основной части урока с  целью формирования интереса в виде исторической справки был показан фрагмент видеофильма о происхождении птиц.

по виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (при работе с перьями и определении принадлежности птиц к определенным группам).

В течение урока я целенаправленно создавала атмосферу заинтересованности детей, эффективно использовала такие средства воздействия для включения в работу всех обучающихся, как демонстрация движения самолетиков, работа в малых группах.

В процессе урока побуждала обучающихся к самостоятельности в решении поставленных задач. На уроке соблюдался временной режим: организационного момента – 2 мин., основной части урока – 20 мин., заключительной – 5 мин. Все компоненты урока соответствуют поставленным целям и задачам, время использовано рационально, все подготовленные средства обучения были задействованы. Обеспечена логическая связь между частями урока. Организована эффективная обратная связь, дети активно выполняли все задания.

Урок прошел на высоком эмоциональном уровне. Была проведена физминутка с элементами релаксации, что исключило утомление детей.

В заключительной части урока проведена самооценка обучающимися как своих действий, так и действий одноклассников. Учителем и обучающимися подведен итог урока.

Обучающиеся приобрели знания для дальнейшего развития, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Дети получили творческое домашнее задание в виде мини-проекта на темы, заинтересовавшие их. Получена инструкция по выполнению домашнего задания в виде памятки юного исследователя, которая им поможет при подготовке к следующим урокам.

Взаимоотношения на уроке учителя и обучающихся сложились. Присутствовала комфортная эмоциональная атмосфера, реализовалась идея обучения в сотрудничестве на уроке посредством введения элементов метода проектов.

Мне удалось решить на оптимальном уровне поставленные цели урока и получить соответствующие им результаты обучения, избежать перегрузки и переутомления обучающихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира . Программа "Школа 2100" 2 класс. Тема : Зона степей

Цель:познакомить учащихся с природными зонами и проявлением природной зональности.Задачи:1)показать специфику зоны степей...

Конспект урока УМК «Начальная школа XXI века» под ред Н.Ф.Виноградовой 4 класс Русский язык (авторы учебника С.И.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова) Тема: «Глаголы - исключения» Тип урока: освоение новых знаний

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...

Мультимедийная презентация урока окружающего мира по теме: "Домашние опасности". 2 класс ("Школа России" автор учебника А.А.Плешаков)

Урок выполнен в рамках технологии деятельностного метода. Соответствует всем требованиям ФГОС....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс

Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....

Рабочая программа по математике 3 класс, УМК "Школа 2100", авторы учебников: Козлова С.А., Демидова Т.Е., Тонких А.П.

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС для учащихся 3 класса общеобразовательных школ....