Омонимы.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе Голубева О.А.
УМК: “Начальная школа XXI века”.
Тема: Омонимы.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: создать условия на уроке для знакомства с омонимами (их использование в речи)
Задачи:
Предметные: содействовать усвоению формулировки правила;
упражнять в решении орфографических задач в соответствии с правилом;
содействовать формированию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;
Личностные: воспитание культуры общения на уроке;
воспитывать интерес к уроку русского языка, как к учебному предмету;
Метапредметные:
Регулятивные: развивать умение планировать свою деятельность на уроке; умение адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке;
Познавательные: развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения, расширение лингвистического кругозора:
Коммуникативные: учить выражать свои мысли, учить работать в сотрудничестве со сверстниками и учителем
Оборудование:
учебник Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. – 2 класс. – часть 2
задания для диагностики
картинки с изображением слов-омонимов
разноуровневые цветные карточки
конверты (синонимы, антонимы, омонимы)
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| ||
-– Дети, вам тепло? (Да) – В классе светло? (Да) – Прозвенел уже звонок? (Да) – Уже закончился урок? ( Нет) – Только начался урок? (Да) – Хотите учиться? (Да) – Значит, можно всем садиться! Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной. - Откройте тетради. Запишите число, пользуясь правилами красивого письма.
- Как вы думаете, зачем нужно изучать русский язык?
С - с - Как называется общий для каждой пары элемент? (полуовал) 3.Учебное действие - Рассмотрите внимательно образец на доске и сформулируйте цели своей деятельности. (написать по образцу) 4. Контроль и оценка - Карандашом подчеркните те буквы, которые соответствуют правилам красивого письма. - Поменяйтесь тетрадями и подчеркните красивые буквы у соседа. 3)Словарная работа. - Сегодня на уроке мы познакомимся с одним словом, которое начинается с буквы «с» - Подскажу немножко: Какой сегодня день недели ? (среда). - Прочтите слово орфографически. Поставьте ударение, подчеркните опасное место. - Запишите слово в тетрадь. -Каково лексическое значение слова СРЕДА? - Что вы заметили, работая со словарным словом? (два разных по лексическому значению слова пишутся и произносятся одинаково) (ОДИНАКОВО ЗВУЧАТ И ПИШУТСЯ, НО ИМЕЮТ РАЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ) 4)Стадия осмысления. - Какой вывод можно сделать? (Это два разных слова) - Можем ли мы сказать, что это синонимы? Нет -Почему? - антонимы?нет - Почему? Докажите. - Мы открыли новые слова. 4)Постановка проблемы. Наблюдение над ролью омонимов в нашей речи. -Давайте проверим (на доске) День, , тьма, замок, пруд,темнота, ночь, замок, , прут, коса,коса _распределите слова парами Тьма-темнота - синонимы День-ночь –антонимы Замок-замок, пруд-прут,коса-коса -Можно сказать что это синонимы,антонимы? А где мы можем узнать как называются эти слова? (в учебнике) -Чтобы легче было запомнить правило попробуем преобразовать его в схему | Встают, приветствуют гостей Проверяют готовность к уроку Проверяют осанку Записывают в тетрадь число Свободные высказывания детей Духовно-нравственное воспитание Следят за осанкой Записывают слова в тетрадь Работа с орфографическим словарем Прием «да-нетка» Работа в паре Работа с правилом стр. 68 Графическое преобразование информации |
Регулятивные – волевая саморегуляция Коммуникативные (умение строить высказывания) Познавательные ( логический анализ) Регулятивные – наблюдение |
5) Первичное закрепление нового материала Коса - прическа, инвентарь, часть суши Лук - растение, стрелковое оружие Ключ – от замка; источник, родник - Это одно и тоже слово или разные? (одно слово, если оно многозначное должно иметь что-то общее в лексическом значении, а здесь ничего похожего нет – это 3 разных слова). Вывод: каждое слово имеет свое значение. Как же называются такие слова? с. 66 чтение правила Слово омоним произошло от двух древнегречиских слов: омос – «одинаковый» и онима - имя - Давайте устно составим предложение с каждым словом-омонимом. | Экологическое воспитание | Познавательные – умение находить информацию Познавательные Коммуникативные |
5)первичное закрепление | ||
Цель: наблюдение за омонимами, пишущимися одинаково, имеющими разное значение, но различающиеся только ударением. - Обязательно ли омонимы должны произноситься и писаться одинаково? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к упражнению 2. - Прочитайте предложение. - Что называется словами замок, мука, атлас? - Что необходимо сделать со словом, значение которого не ясно? Рубрика «Подсказка» Вывод: есть слова, которые похожи на письме, но если их произнести, то они по звучанию (месту ударения) не совпадают. Это омонимы. - Запишите понравившееся предложение в тетрадь, поставьте знак ударения. - Зачем нам в речи использовать слова – омонимы? | Работа по учебнику с. 67 упр 2
Списать, поставить знак ударения. Запись предложений в тетрадь. |
Познавательные (логический анализ) |
6) Физминутка для осанки (учитель читает стих, дети имитируют движения) « У нас славная осанка, мы свели лопатки, Мы походим на носках, а потом на пятках, Пойдём мягко, как лисята, ну, а если надоест, То пойдём все косолапо, как медведи ходят в лес». | ||
7) Наблюдение за омонимами-омофонами (Термин не вводится.) | Упр 3 с 67 Работа в парах бык (животное) -- бык (крепление=каменное, деревянное=на котором держится мост). На быках дед пахал в поле. Большой мост держался на шести каменных быках. овсянка (птица) -- овсянка (геркулесовая каша) На берегу реки прыгало несколько рыженьких овсянок. В детстве мой папа любил кашу овсянку. Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. Топить корабль. Печку нужно топить. Я лечу горло. Я лечу на самолете. | Познавательные (выделение существенных признаков) |
( Игра «Почтовый ящик». Разобрать слова и определить, где синонимы, антонимы, омонимы. Разнести по правильным адресам. Адреса: СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ ОМОНИМЫ Смелый, храбрый. Весёлый, грустный. Опрятный, аккуратный. Есть-принимать пищу, есть - быть, находиться. Бык - животное, бык - опора моста. Весёлый, радостный. Холодный, горячий Передовой, отсталый. Дети, ребята. | Работа в группах Повторить правила работы в группе. | Познавательные (умение осмыслить задачу Коммуникативные (умение работать в сотрудничестве) |
8. Домашняя работа. 1)Выучить словарные слова По выбору: 2) с. 69 упр 6. Или с.67 упр 1 9. Рефлексия Самым интересным для меня было………… Что нам удалось узнать на уроке? Теперь я умею….. Кто хочет кого-нибудь похвалить? Мне было трудно….. Доволен ли ты своей работой? - Как вы думаете, зачем надо изучать эту тему? Итог урока. Выставление оценок - Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи. | Регулятивные: самооценка собственной учебной деятельности, фиксирование соотношения цели и результатов деятельности, определение степени своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по работе над омонимами и многозначными словами
Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....
" Омонимы" разработка урока по татарскому языку.
Разработка+ презентация к уроку на тему "Омонимы" в 3 классе татарской подгруппы....
тест "Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы." Русский язык. 2 класс
Тест можео использовать на уроках русского языка для контроля освоения тем, связанных с лексикой....
« Омонимы в курсе английского языка во 2-6 классах по учебнику
Цель данной публикации - помощь в работе с учебником Биболетовой М.З. при изучении омонимов за курс начальной школы....
Конспект урока по русскому языку для 2 класса. Тема "Омонимы"
Конспект урока для учеников 2 класса по русскому языку.Тема "Омонимы".Цель: познакомить с понятием "омонимы"....
Конспект урока для 2 класса по русскому языку по теме "Закрепление Омонимов"
Конспект урока для 2 класса по русскому языку по теме "Закрепление Омонимов"Тема" Закрепление.Цель: закрепление знаний об омонимах....
Внеклассное занятие по русскому языку "Слова-близнецы (омонимы)"
Задачи:познакомить детей с группой существительных-омонимов, научить находить их и объяснять значение каждого слова-омонима;развивать устную речь, логическое мышление, слух, внимание;воспитывать любов...