Система упражнений по работе над омонимами и многозначными словами
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система упражнений по работе над омонимами и многозначными словами.

Цели:

• Познакомить детей с богатством омонимов и многозначных слов.

• Показать отсутствие связи между значениями слов- омонимов.

• Научить различать значения слов- омонимов.

• Научить детей видеть многозначное слово, понимать его значения.

• Конкретизировать понимание детей омонимов и многозначных слов в рисунках.

Упражнения.

  1. «Конкурс загадок».

Цель: формирование умения употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением.

Подберите к загадкам такие ответы, в которых есть омонимы.

-Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

 -Какую соль не кладут в суп?

-Из каких ноготков нельзя собрать букет?

 -Из какого крана не льется вода?

 -Какой лук не кладут в суп?

-Какой губкой нельзя мыться?

 -Какая гусеница не годится для танка?

 -Какой кистью не выкрасишь стену?

-Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей.

  1. «Шуточные стихи».

Найди в стихах слова — омонимы. Объясните их значение.

 Любопытный суслик.

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

 -Где вы были?

 -У Лисички!

-Что вы ели там?

-Лисички!

 

Храбрая Мушка.

Села Мушка на ружье-

Не спугнуть ничем ее!

Дали выстрел. Дали сто!

Все сидит, И хоть бы что...

3. «Что обозначают слова?»

Что  обозначают  слова язычок,  горлышко,  ножка? А что они обозначают в стихотворении И. Токмаковой?

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

 Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

 Танцует под гармошку.

4. «Найди многозначное слово».

-Найдите многозначные слова в стихотворении.

Странные вещи в природе бывают.

 Ножки у стула, но стул не шагает.

Часто часы бьют.

Но мы не слыхали,

Чтобы кого-то они обижали.

«Слон затрубил»,- говорят.

 Интересно! Что- то слона я не вижу в оркестре?

                                                              А.Кушнер

5. «Кто больше?»

-С приведенными словами придумайте сочетания слов с различными значениями этих слов ( значения не должны повторяться).

Например: мягкая вода, мягкий характер, мягкие согласные, мягкий мох.

Слова: новый, тупой, чистый, холодный, прямой, принять, слушать, тянуть, лицо, пробка, свет, картина.

6. С чем пойдешь , то и найдешь».

-Найдите в стихотворении В.Остера «Дорога» все значения этого слова. Придумайте свои примеры.

Подумайте только! Как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами...

И вот уж пополнилось новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с ее экипажем,

Мы просто и буднично скажем:

ДО ВСТРЕЧИ! СЧАСТЛИВОЙ ДОРОГИ!

Практика работы показывает и подтверждает эффективность лексической работы с учащимися, суть, которой в том, чтобы слово было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями и употреблялось детьми в нужной речевой ситуации.

Дети совместно с учителем и при помощи родителей создавали книжки- помощники с многозначными словами, в которых учащиеся описывали различные значения  многозначных слов, подбирали картинки и соответствующие значениям тексты (см. Приложение).

ПРИЛОЖЕНИЕ

D:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0050.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0051.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0053.JPG

D:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0052.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0054.JPG

D:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0056.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0055.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0057.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0058.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0059.JPG

        

D:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0060.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0061.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0062.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0064.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0063.JPG

D:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0065.JPG

D:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0067.JPG

D:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0066.JPG

        

D:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-25\IMAGE0031.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-25\IMAGE0032.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-25\IMAGE0034.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-25\IMAGE0033.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по работе над усвоением фразеологических единиц

Данный материал может быть использован на уроках обучения грамоте в 1 классе по любой программе....

Система упражнений по работе с антонимами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Система упражнений по работе с синонимами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. ОМОНИМЫ. КАЛАМБУРЫ".

Презентация к уроку. Развитие  речи. Авторы программы Л.Д. Мали, О.С. Арямова....

Карточка "Омонимы и многозначные слова" 4 класс

Карточка "Омонимы и многозначные слова" 4 класс...