Система упражнений по работе над омонимами и многозначными словами
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_uprazhneniy_po_rabote_nad_omonimami_i_mnogoznachnymi_slovami_4.docx | 237.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Система упражнений по работе над омонимами и многозначными словами.
Цели:
• Познакомить детей с богатством омонимов и многозначных слов.
• Показать отсутствие связи между значениями слов- омонимов.
• Научить различать значения слов- омонимов.
• Научить детей видеть многозначное слово, понимать его значения.
• Конкретизировать понимание детей омонимов и многозначных слов в рисунках.
Упражнения.
- «Конкурс загадок».
Цель: формирование умения употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением.
Подберите к загадкам такие ответы, в которых есть омонимы.
-Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
-Какую соль не кладут в суп?
-Из каких ноготков нельзя собрать букет?
-Из какого крана не льется вода?
-Какой лук не кладут в суп?
-Какой губкой нельзя мыться?
-Какая гусеница не годится для танка?
-Какой кистью не выкрасишь стену?
-Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей.
- «Шуточные стихи».
Найди в стихах слова — омонимы. Объясните их значение.
Любопытный суслик.
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
-Где вы были?
-У Лисички!
-Что вы ели там?
-Лисички!
Храбрая Мушка.
Села Мушка на ружье-
Не спугнуть ничем ее!
Дали выстрел. Дали сто!
Все сидит, И хоть бы что...
3. «Что обозначают слова?»
Что обозначают слова язычок, горлышко, ножка? А что они обозначают в стихотворении И. Токмаковой?
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
4. «Найди многозначное слово».
-Найдите многозначные слова в стихотворении.
Странные вещи в природе бывают.
Ножки у стула, но стул не шагает.
Часто часы бьют.
Но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
«Слон затрубил»,- говорят.
Интересно! Что- то слона я не вижу в оркестре?
А.Кушнер
5. «Кто больше?»
-С приведенными словами придумайте сочетания слов с различными значениями этих слов ( значения не должны повторяться).
Например: мягкая вода, мягкий характер, мягкие согласные, мягкий мох.
Слова: новый, тупой, чистый, холодный, прямой, принять, слушать, тянуть, лицо, пробка, свет, картина.
6. С чем пойдешь , то и найдешь».
-Найдите в стихотворении В.Остера «Дорога» все значения этого слова. Придумайте свои примеры.
Подумайте только! Как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами...
И вот уж пополнилось новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с ее экипажем,
Мы просто и буднично скажем:
ДО ВСТРЕЧИ! СЧАСТЛИВОЙ ДОРОГИ!
Практика работы показывает и подтверждает эффективность лексической работы с учащимися, суть, которой в том, чтобы слово было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями и употреблялось детьми в нужной речевой ситуации.
Дети совместно с учителем и при помощи родителей создавали книжки- помощники с многозначными словами, в которых учащиеся описывали различные значения многозначных слов, подбирали картинки и соответствующие значениям тексты (см. Приложение).
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по работе над усвоением фразеологических единиц
Данный материал может быть использован на уроках обучения грамоте в 1 классе по любой программе....
Система упражнений по работе с антонимами
Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....
Система упражнений по работе с синонимами
Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. ОМОНИМЫ. КАЛАМБУРЫ".
Презентация к уроку. Развитие речи. Авторы программы Л.Д. Мали, О.С. Арямова....
Карточка "Омонимы и многозначные слова" 4 класс
Карточка "Омонимы и многозначные слова" 4 класс...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОМОНИМОВ И МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ
Развитие речи учащихся нчальных классов...
Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, фразеологизмах.
Где писателям уют?Где их помнят, любят, ждутИ заносят в картотеки?Скажем, где?...