Внеклассное занятие по русскому языку "Слова-близнецы (омонимы)"
классный час по русскому языку (3 класс) по теме

Бочкарева Анастасия Владимировна

Задачи:

  • познакомить детей с группой существительных-омонимов, научить находить их и объяснять значение каждого слова-омонима;
  • развивать устную речь, логическое мышление, слух, внимание;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova-bliznecy.rar1.14 МБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(с презентацией)

Автор: Бочкарева Анастасия Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ Чехов-3 СУИОП

Задачи:

  1. познакомить детей с группой существительных-омонимов, научить находить их и объяснять значение каждого слова-омонима;
  2. развивать устную речь, логическое мышление, слух, внимание;
  3. воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: презентация.

Ход внеклассного мероприятия.

  1. Вступление. Слайд №1. 

К доске выходят 2 ученика, у каждого на груди табличка «НОРКА».

Учитель. День вступил в свои права,

В гости к нам пришли слова.

Посмотрите: что за чудо?

Перед нами близнецы.

Я спросила: «Вы откуда

Появились, молодцы?»

Отвечали мне слова:

Ученик 1. Заверяем, голова,

          Что и раньше с нами встречи

                 Ты имел наверняка.

                Мы – слова из русской речи,

                Из родного языка!

                Одинаково нас слышат,

                Одинаково нас пишут.

Ученик 2. Но важна не только внешность,

                Потому не торопись,

                Не всегда нужна поспешность –

                Ты до смысла доберись.

                Наподобие начинки,

           Смысл запрятан в серединке.

                Схожим лицам вопреки –

                Мы по смыслу далеки.

Давайте прочитаем хором первое слово, второе слово. Что вы заметили? (Ответы детей).

Правильно, эти слова одинаково пишутся и одинаково слышатся, но по смыслу совершенно различны. Давайте проверим это.

Что означает первое слово «норка»? (хищный зверек с ценным мехом) Слайд №2.

Что означает второе слово «норка»? (углубление в земле, жилище животных). Слайд №3.

Слова, которые одинаково пишутся и одинаково слышатся, но имеют разные значения, называются словами-близнецами, а по-научному – омонимами. Слайд №4. 

Давайте прочитаем хором.

Внешне они похожи друг на друга, как две капли воды, потому-то они и называются близнецами. Кто знает, кто такие близнецы? (дети, родившиеся одновременно от одной матери). Слайд №5.

Сегодня мы с вами научимся находить такие слова и объяснять их значение.

  1. Основная часть.

Ребята, часто говорят: «На быках мосты стоят». Может, вот на таких хвостатых да рогатых быках стоят мосты? Слайд №6. Бывает так? Конечно нет! А почему же так говорят?

Ученик 3.  Что за шутки? Говорят:

                На быках мосты стоят.

                Вот он мост, под ним река,

                Ни единого быка!

                Не пойму я ничего – утонули что ли?

                Или все до одного убежали в поле

                От нелегкого труда?

                Ну а мост на чем тогда?

Ребята, мост действительно стоит на быках, но только на каменных. Быки – это промежуточная опора моста. Слайд №7. Сколько река ни беснуется, сколько ни старается – мост на крутолобых бетонных быках ей не сдвинуть.

Значит, это тоже слова-близнецы. Что  означает слово «быки» в первом случае? (Домашние животные). Слайд №8. Во втором случае? (Каменные опоры моста). Слайд №9.

Послушайте еще одно стихотворение.

Ученик 4. Кто вы?

                      Мы лисички, дружные сестрички! Ну а вы-то кто же?

                      Мы лисички тоже!

                 Как, с одной-то лапкой?

                         Нет, еще со шляпкой!

Кто подскажет, где здесь слова-близнецы? (Лисички)

О каких лисичках идет речь? Какие два значения имеет это слово?

Лисичка – это хищный зверь в рыжей шубке. Слайд №10. Лисичка – съедобный гриб, имеющий такую же окраску, как мех лисы. Слайд №11.

Отгадайте загадку:

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят.

А как пашет –

Семь плугов тащит.

Правильно, это трактор. Слайд №12.  Кто знает, как называется ходовая часть трактора? (Гусеницы)

О каких гусеницах идет речь? О тех, из которых впоследствии получается бабочка? (Нет) Слайд №13.  

У трактора гусеницы хоть и стальные, но они словно живые, состоят из многих отдельных частей. Каждая такая часть называется «трак». Слайд №14. Отсюда и название – ТРАКтор.

Стальная гусеница – это как бы дорожка без начала и без конца, на таких гусеницах трактор едет, как на колесах. С двумя такими дорожками, справа и слева, трактор не увязнет ни в снегу, ни в песке, ни в болоте.

Итак, ребята, мы выяснили, что слово «гусеница» тоже имеет два значения.

Гусеница – личинка бабочки, червяк. Слайд №15. Гусеница – стальная дорожка трактора. Слайд №16. 

Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно знать значения слов-близнецов?

Во-первых, таких слов в русском языке не очень много, а, следовательно, запомнить их не составит труда. Во-вторых, знать значение таких слов нам необходимо для того, чтобы не попасть в смешную ситуацию, как это случилось с двумя вашими одноклассниками. Встретились как-то раз два друга…

Выходят два ученика. Сценка «Овсянка».

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, у меня дома тоже есть овсянка…

- Люблю я овсянку!

- И я люблю!

- Она желтая, красивая такая…

- И вкусная. Особенно с молоком.

- Как это – вкусная? Как это – с молоком?

- Да так! А еще хороша с маслом и с сахаром!

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку! А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?!

- Какая каша? Не каша, а птица! Птица! ОВ-СЯН-КА! Не слыхал про такую, что ли? Пойдем ко мне, мою овсянку слушать!

- Пойдем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

Ребята, почему мальчики не поняли друг друга?

Слово «овсянка» имеет два значения. Какие?

Овсянка – маленькая перелетная птичка из отряда воробьиных. Слайд №17. Овсянка – овсяная крупа, овсяная каша (из овса). Слайд №18.

Вот, ребята, для чего нам нужно знать значение слов-омонимов, - чтобы не попасть в нелепую ситуацию.

  1. Закрепление.

Давайте повторим, какие слова называются близнецами? А как их называют по-научному?

Сейчас я буду читать стихи, ваша задача – найти в них слова-близнецы и объяснить их значение. Будьте внимательны!

  1. В море суши полоса

Называется коса.

И у девушки коса –

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса,

Косит травушку коса,

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос? Слайд №19.

  1. Шел я с сумкой за плечом,

Вижу – бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду –

Как домой я попаду? Слайд №20.

- Какие еще ключи вы знаете?

Ученик 5. Много разных есть ключей –

                   Ключ - родник среди камней,

                        Ключ скрипичный, завитой,

                   И обычный ключ дверной.

  1. Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали –

Мы играем в шашки. Слайд №21.

  1. Встав на цыпочки, лисица

За плетень во двор косится:

- Петя, Петя, Петушок,

Дай на время гребешок,

Причешу я только хвост!

А петух не так уж прост –

Знает – что возьмет лисица,

То назад не воротится! Слайд №22.

А сейчас мы проверим, кто из вас самый смекалистый!

Вопросы на смекалку:

  1. Каким ключом нельзя открыть дверь? (Скрипичным, гаечным, родниковым)
  2. Какую ноту кладут в суп? (Соль)
  3. Из каких ноготков нельзя собрать букет? (На пальцах)
  4. Из какого крана нельзя брать воду? (Из подъемного крана)
  5. Какой лук не кладут в суп? (Лук – оружие для стрельбы)
  6. Какой иглой не сошьешь рубашку? (Сосновой иглой, иглой ежа)
  7. На каких полях не пашут и не сеют? (На тетрадных полях)
  8. Каким гребнем не расчешешь волосы? (Гребнем петуха)

  1. Итог занятия.

- О каких словах мы сегодня говорили?

- Как они называются?

- Чем они похожи? Чем отличаются?

- Ребята, есть слова-омонимы, значение которых установить легко, но встречаются и такие слова, которые сложно объяснить. Например, «банка» - это стеклянный сосуд, посуда, и «банка» - скамья в лодке. Слайд №23.

- В этом случае вам поможет толковый словарь русского языка. Слайд №24. При чтении книг вы можете воспользоваться толковым словарем, он вам подскажет, какое значение имеет то или иное слово.

Источники:

1. Н.Н. Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе», Москва, Просвещение.

2. Яндекс-картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"

занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....

Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»

В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"

Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...

Интеллектуальная игра "Изучаем русский". Внеклассное занятие по русскому языку.

Внеклассное занятие "Изучаем русский" можно провести в рамках предметной недели по русскому языку. Занятие содержит задания для трёх команд....

"Русский - это весело!" Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе.

Внеклассное занятие по русскому языку. В конкурсах участвуют две команды "Точка" и "Запятая". За победу дети получают баллы. В игре школьники выполняют различные задания: собирают пословицы, вспоминаю...