Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» УМК ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Склярова Наталья Николаевна

Урок русского языка в 4 классе

 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

в единственном числе»

Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме:

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.»

Образовательная цель: отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_4_kl_pnsh.docx51.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

в единственном числе»

Учитель: Склярова Н. Н.

2014-2015 учебный год

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Тип урока

Урок закрепления нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме:

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.»

Образовательная цель: отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.

Планируемые

результаты

Метапредметные:

Личностные УУД: 

- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать
способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять  план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

отрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, ;уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.

Предметные:

- Уметь использовать в речи  речевые единицы,

- Уметь сравнивать разные  формы имен существительных;

- Знать  правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.

Основные понятия

 Склонение, название падежей, вопросы к падежам,  окончание, часть речи;

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова Русский язык учебник для 4-го класса. Часть III

-  тетрадь

- проектор, экран, компьютер, карточки  для групповой работы, картинки с изображением Анишит Йокоповны, Асырк и Торка, летучей мыши.

- презентация Power Point

Организация

пространства

Эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах;

Ход урока

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока

Планируемые

результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-создание эмоционального настроя на урок; организация внимания школьников

-  вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.

Договаривают слова, дарят улыбки, садятся.

Организует быстрое включение учащихся в

урок. Мотивирует к учебной деятельности.

На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).

Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Девизом нашего урока будут слова

«Знаем. Хотим узнать. Узнаем.»

Личностные УУД: -учить оценивать качество и уровень усвоения учебного материала;

 -развитие самоорганизации в учебном действии, положительный эмоциональный настрой на урок
Познавательные УУД: учить анализировать, сопоставлять, самостоятельно делать выводы

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

II. Актуализация опорных знаний. Реализация общеучебных умений и навыков

Цели:

- организовать актуализацию знаний;

-провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала.
-развивать логическое мышление

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Запись числа, классной работы.

Определяют: Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Дети проверяют  безударную гласной в корне слова.

Буква О.

Письмо букв.

Вспоминают ранее пройденное.

Осуществляют самопроверку и взаимопроверку.

Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Организует  актуализацию умений писать буквы по алгоритму и образцу и знаний полученных ранее.

Организует выполнение учащимися самопроверки и взаимопроверки.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

1.Минутка чистописания с фонетической зарядкой

Учитель: Красиво писать -
Ученики:
красоту творить. 
- Вот и мы начнем урок с красивого письма.
Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа.
(Помним правила посадки)

-Прочитайте слова, определите орфограмму. Ходьба, ковёр, холод, звонок, дочурка.

-Устно проверьте.

-Какая безударная гласная встречается во всех словах?

-Напишите в соединении 3 раза заглавную и строчную букву О о.

-Какой элемент в этой букве?( Овал)

-В каких буква встречается этот элемент? (Буквы а в д б ю ф)

- Напишите эти строчные буквы по два раза.

Чтобы продолжить минутку чистописания нам надо вспомнить, что мы знаем об имени существительном..

А работать  мы будем следующим образом , если Вы согласны, то в тетради пишите букву «А», а если нет то букву «е», а к доске пойдёт  _______________

Уч. -Вы готовы? Начали…
¬ Существительное – это член предложения. (Е)_
¬ Отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?”(А)
¬ Обозначает действие предмета. (Е)  --Обозначает предмет. (А)
¬ Изменяется по падежам? (А)
¬ Изменяется по числам? (А)
¬ Изменяется по родам? (е)
¬ В русском языке пять падежей? (Е)
Уч. Возьмите карандаш и проверьте себя и ________(у доски)и оцените.

.еАеАААее.

-Проверку мы будем осуществлять условными сигналами. Если вы согласны с выбором ученика, то поднимаете «+», если нет , то « - ».

-Что же такое имя существительное?

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме, строят рассуждения. (Коммуникативные УУД)

Уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку;

(Регулятивные УУД)

III. Целеполагание и мотивация

  Цели:

- организовать постановку цели урока;

-организовать составление совместного алгоритма действий;

-    определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности. 

Работают с пословицей.

Определяют тему урока .

Обдумывают цели урока и произносят их с помощью учителя.

Соотносят существитель ные какого рода и с какими окончаниями относятся к каждому склонению.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного алгоритма действий. 

Организует определение средств.

Организует выполнение учащимися самостоятель-ной работы по определению склонения.

Работа с ЦОР.

Птич?к., д.роже, з.л.той, ветка, клетк..

Птичке ветка дороже золотой клетки.

.

-
-
Послушайте стихотворение. О чем оно рассказывает?
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.
Ветер его холит, холят степи,
Пред гостями он лежит парной,
Сытный , белый, черный и ржаной –
Круто жизнь замешана на … (дети хором … хлебе)
(Показываю иллюстрацию хлеба и хлебных изделий)
- Важен ли для нас хлеб? Почему?
- Что обозначает русская пословица «Хлеб всему голова»?
- Из чего пекут хлеб? (из муки)
- Из чего делают муку? (из пшеницы)
- Из какого еще злака делают хлеб? (Из ржи)

- Ваши ответы нужно записать в три столбика по склонениям.

1 скл. Пшеница, мука, (папа)

2 скл. Хлеб, (село, поле)

3 скл. Рожь, (тишь, жизнь)

-Какие существительные относятся к 1 склонению?--Какие существительные относятся к 2 склонению?--Какие существительные относятся к 3склонению?Работа с ЦОР. 

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; отбирать информацию, анализировать её (Познавательные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

IV. Усвоение знаний и способов действий.

Цель: Содействовать усвоению уч-ся знаний и способов действий по овладению этими знаниями.

.

Физминутка для глаз

Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для

психоэмоцио нальной разгрузки учащихся.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя, называют средства.

Выполняют задание к упражнению в тетради на печатной основе. Ученики работают фронтально, отвечая на вопросы и самостоятельно определяют падежное окончание. Самооценка.

Организует самопроверку по эталону и проверку работающих у доски.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Просит детей пройти к окну и выполнить зарядку для глаз.

Показывает картинку и озвучивает изображение.

  1. Определение  Алгоритма «Как нужно действовать , чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного».

- Как правильно писать безударные окончания имён существительных? Вспомним алгоритм наших действий.

1.Поставить существительное в начальную форму.

2.Определить склонение.

3. Определить падеж существительного.

3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.(посмотреть в таблицу)

4. Проверить с помощью слов- помощников

-Какие слова-помощники?

I скл. – стена, земля.

II скл. – село, царь.

III скл. – степь, рожь.

- Почему именно эти слова?

-Что нам поможет в работе? (свой опыт, наши наблюдения, учебник, учитель).

2. Работа в тетради на печатной основе. (стр.55 упражнение 50)

3 Объяснение аналогичного домашнего задания. У. 3 стр.102 упр.107

Физминутка для глаз и на расслабление мышц.

- Я буду называть существительные разного склонения, а вы выполнять определенные движения.

        1 скл. – хлопок в ладоши.

        2 скл. – прыжок.

        3 скл. – приседание.

Сорока, синица, скворец, чиж, ель, ворона, жаворонок.

Аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, объяснять орфограммы. Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме  (Коммуникативные УУД)

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)
Формулировать познавательные цели, отбирать информацию, анализировать, самостоятельно делать выводы;
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления.

( Регулятивные УУД)

V. Закрепление полученных знаний.

Цель: Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях
 - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи по алгоритму.

- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включение в дальнейшую познавательную деятельность. 

Выполняют задание, проговаривая алгоритм проверки.

Выполняют самопроверку и самооценивание.

Организует повторение умений дописывать окончания имен существительных в ед. числе с опорой на алгоритм с проговариванием во внешней речи.

 Организует  актуализацию умений находить словарные и родственные слова, проверку знания частей речи.

  1. Самостоятельная работа.

 Индивидуальная работа по карточкам

Группа А  Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение подчёркнутых   существительных.

От деревни ( 1скл., Р.п.) к лесу через поле вела тропинка. В лесу она вела от ели (3 скл., Р.п.) к дубу (2 скл. Д.п.) и снова к ёлочке (1 скл., Д.П.).

Группа Б Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение существительных.      ( пользуйся таблицей)

К опушк…, у лошад.., на речк…, без ошибк .., в пол…, около площад…, к рощ…

2 Самопроверка.

-У кого всё правильно?

-У кого есть ошибки?

-В каком месте ошибки?

-В чём причина?

 -Исправьте ошибки.

Проверка работы учеников  на закрытой доске

Регулятивные: умение контролировать и оценивать результаты действий.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Личностные: расширение активного и потенциального словарного запаса.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

VI  Применение знаний и способов действий

Цель: обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
Применить свои знания для грамотного написания безударного окончания.

Цель: самостоя

тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок.

Выполняют задание под руководством учителя коллективно (один у интерактивной доски, остальные с светофорами.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы по определению безударного окончания им. сущ..

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

1.Работа с ЦОР.

Работа по склонению существительных.

2.Проверка по эталону.
-У кого всё правильно?

-У кого есть ошибки?

-В каком месте ошибки?

-В чём причина?

 -Исправьте ошибки.

3. Работа над тестом.

1. 4 5.

Учиться формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.  Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

 (Регулятивные УУД).

Сотрудничать в совместном решении учебной задачи, определять, какая информация нужна для решения учебной задачи, строить логическую цепочку рассуждений.(Познавательные УУД):  

Регулятивные: умение контролировать и оценивать результаты действий.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Личностные: расширение активного и потенциального словарного запаса.

VII  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цели:

- зафиксировать изученное на уроке;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают самооценку. 

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Какую цель ставили? Достигли цели?

Какая тема урока была?

Я сегодня на уроке учился____________

Я работал с _____________настроением.

Я________ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _________________ .

 (Ответы детей)

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

IX. Информа ция о домашнем задании.
Цели: Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Д.з. Учебник 3 ч.,упр.107 с. 102

Спасибо за урок. Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Эту проблему можно решить следующим образом.

Существует главное правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных:безударные окончания проверяй ударными в том же склонении, в том же падеже.

В каждом склонении “работают” слова – ключи

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Земля

Конь

Степь

Река

Окно

Печь

Вода

 

 

Алгоритм. (Запиши порядок выполнения шагов)

1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово. (Избушка – оконч.– а, 1 склонение)

2 шаг. Подбираю слово – ключ, ставлю его в ту же форму. (Река – из реки)

3 шаг. Если у слова – ключа окончание …..; значит, и в данном слове будет такое же окончание.

(Из реки – окончание ударное -и, значит, из избушки тоже пишется окончание –и)

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п

-и-, -ы-

 

-и-

Д.п.

-е-

 

-и-

П.п

-е-

-е-

-и-

е А е А А А е е.

Карточка личных достоинств.

Я хотел бы достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно

 

 

Выполнять запись в тетради аккуратно

 

 

Выполнять все задания без ошибок

 

 

Порадоваться за товарища

 

 

Оценочный лист

Вид работы

Оценка

1. Минутка красивого письма

 

2. Деформированное предложение

 

3. Определение склонения.

 

4. Работа в тетради на печатной основе.

 

5. Самостоятельная работа.

 

6. ЦОРы

 

7. Тестирование

 

 

                                         Итого

 

          Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение подчёркнутых   существительных.

От деревн. к лес. через поле вела тропинка. В лесу она вела от ел.  к дуб. и снова к ёлочк. .

         

Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение существительных.      ( пользуйся таблицей)

К опушк…, у лошад.., на речк…, без ошибк .., в пол…, около площад…, к рощ…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

•Урок русского языка в 4 классе по теме•«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" проведён с использованием проблемно-поискового метода. Тип урока-урок введ...

Урок русского языка в 4 классе. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения. Обобщение.

На уроке дети закрепляют и обобщают алгоритм правильного  выбора безударного окончания в именах существительных....

Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"

Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...

Открытый урок русского языка в 4 классе " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"

Тип урока: обощение и систематизация знаний.  Урок проводится с использованием  оборудования : компьютера, проектора, интерактивной доски, документ - камеры, системы тестирования качества зн...