Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» УМК ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе
по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
в единственном числе»
Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме:
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.»
Образовательная цель: отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rya_4_kl_pnsh.docx | 51.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
в единственном числе»
Учитель: Склярова Н. Н.
2014-2015 учебный год
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
Тип урока | Урок закрепления нового знания (технология деятельностного метода) |
Дидактическая цель | Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.» Образовательная цель: отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений. |
Планируемые результаты | Метапредметные: Личностные УУД: - Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала; Регулятивные УУД - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД -Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, ;уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД - Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания. Предметные: - Уметь использовать в речи речевые единицы, - Уметь сравнивать разные формы имен существительных; - Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам. |
Основные понятия | Склонение, название падежей, вопросы к падежам, окончание, часть речи; |
Ресурсы: - основные -дополнительные | М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова Русский язык учебник для 4-го класса. Часть III - тетрадь - проектор, экран, компьютер, карточки для групповой работы, картинки с изображением Анишит Йокоповны, Асырк и Торка, летучей мыши. - презентация Power Point |
Организация пространства | Эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах; |
Ход урока
Этап урока и его цели | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Содержание урока | Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: -создание эмоционального настроя на урок; организация внимания школьников - вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха. | Договаривают слова, дарят улыбки, садятся. | Организует быстрое включение учащихся в урок. Мотивирует к учебной деятельности. | На уроке наши глаза внимательно Улыбнулись друг другу, Все расселись по местам, никому не тесно, Девизом нашего урока будут слова «Знаем. Хотим узнать. Узнаем.» | Личностные УУД: -учить оценивать качество и уровень усвоения учебного материала; -развитие самоорганизации в учебном действии, положительный эмоциональный настрой на урок Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
II. Актуализация опорных знаний. Реализация общеучебных умений и навыков Цели: - организовать актуализацию знаний; -провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала. - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | Запись числа, классной работы. Определяют: Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. Дети проверяют безударную гласной в корне слова. Буква О. Письмо букв. Вспоминают ранее пройденное. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку. Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. | Организует актуализацию умений писать буквы по алгоритму и образцу и знаний полученных ранее. Организует выполнение учащимися самопроверки и взаимопроверки. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. | 1.Минутка чистописания с фонетической зарядкой Учитель: Красиво писать - -Прочитайте слова, определите орфограмму. Ходьба, ковёр, холод, звонок, дочурка. -Устно проверьте. -Какая безударная гласная встречается во всех словах? -Напишите в соединении 3 раза заглавную и строчную букву О о. -Какой элемент в этой букве?( Овал) -В каких буква встречается этот элемент? (Буквы а в д б ю ф) - Напишите эти строчные буквы по два раза. Чтобы продолжить минутку чистописания нам надо вспомнить, что мы знаем об имени существительном.. А работать мы будем следующим образом , если Вы согласны, то в тетради пишите букву «А», а если нет то букву «е», а к доске пойдёт _______________ Уч. -Вы готовы? Начали… .еАеАААее. -Проверку мы будем осуществлять условными сигналами. Если вы согласны с выбором ученика, то поднимаете «+», если нет , то « - ». -Что же такое имя существительное? | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, строят рассуждения. (Коммуникативные УУД) Уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; (Регулятивные УУД) |
III. Целеполагание и мотивация Цели: - организовать постановку цели урока; -организовать составление совместного алгоритма действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | Работают с пословицей. Определяют тему урока . Обдумывают цели урока и произносят их с помощью учителя. Соотносят существитель ные какого рода и с какими окончаниями относятся к каждому склонению. | Организует постановку цели урока. Организует составление совместного алгоритма действий. Организует определение средств. Организует выполнение учащимися самостоятель-ной работы по определению склонения. Работа с ЦОР. | Птич?к., д.роже, з.л.той, ветка, клетк.. Птичке ветка дороже золотой клетки. . - - Ваши ответы нужно записать в три столбика по склонениям. 1 скл. Пшеница, мука, (папа) 2 скл. Хлеб, (село, поле) 3 скл. Рожь, (тишь, жизнь) -Какие существительные относятся к 1 склонению?--Какие существительные относятся к 2 склонению?--Какие существительные относятся к 3склонению?Работа с ЦОР. | -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; отбирать информацию, анализировать её (Познавательные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
IV. Усвоение знаний и способов действий. Цель: Содействовать усвоению уч-ся знаний и способов действий по овладению этими знаниями. . Физминутка для глаз Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоцио нальной разгрузки учащихся. | Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя, называют средства. Выполняют задание к упражнению в тетради на печатной основе. Ученики работают фронтально, отвечая на вопросы и самостоятельно определяют падежное окончание. Самооценка. | Организует самопроверку по эталону и проверку работающих у доски. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Просит детей пройти к окну и выполнить зарядку для глаз. Показывает картинку и озвучивает изображение. |
- Как правильно писать безударные окончания имён существительных? Вспомним алгоритм наших действий. 1.Поставить существительное в начальную форму. 2.Определить склонение. 3. Определить падеж существительного. 3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.(посмотреть в таблицу) 4. Проверить с помощью слов- помощников -Какие слова-помощники? I скл. – стена, земля. II скл. – село, царь. III скл. – степь, рожь. - Почему именно эти слова? -Что нам поможет в работе? (свой опыт, наши наблюдения, учебник, учитель). 2. Работа в тетради на печатной основе. (стр.55 упражнение 50) 3 Объяснение аналогичного домашнего задания. У. 3 стр.102 упр.107 Физминутка для глаз и на расслабление мышц. - Я буду называть существительные разного склонения, а вы выполнять определенные движения. 1 скл. – хлопок в ладоши. 2 скл. – прыжок. 3 скл. – приседание. Сорока, синица, скворец, чиж, ель, ворона, жаворонок. | Аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, объяснять орфограммы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД) Снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления. ( Регулятивные УУД) |
V. Закрепление полученных знаний. Цель: Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях - создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включение в дальнейшую познавательную деятельность. | Выполняют задание, проговаривая алгоритм проверки. Выполняют самопроверку и самооценивание. | Организует повторение умений дописывать окончания имен существительных в ед. числе с опорой на алгоритм с проговариванием во внешней речи. Организует актуализацию умений находить словарные и родственные слова, проверку знания частей речи. |
Индивидуальная работа по карточкам Группа А Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение подчёркнутых существительных. От деревни ( 1скл., Р.п.) к лесу через поле вела тропинка. В лесу она вела от ели (3 скл., Р.п.) к дубу (2 скл. Д.п.) и снова к ёлочке (1 скл., Д.П.). Группа Б Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение существительных. ( пользуйся таблицей) К опушк…, у лошад.., на речк…, без ошибк .., в пол…, около площад…, к рощ… 2 Самопроверка. -У кого всё правильно? -У кого есть ошибки? -В каком месте ошибки? -В чём причина? -Исправьте ошибки. Проверка работы учеников на закрытой доске | Регулятивные: умение контролировать и оценивать результаты действий. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Личностные: расширение активного и потенциального словарного запаса. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). |
VI Применение знаний и способов действий Цель: обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Цель: самостоя тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок. | Выполняют задание под руководством учителя коллективно (один у интерактивной доски, остальные с светофорами. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы по определению безударного окончания им. сущ.. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | 1.Работа с ЦОР. Работа по склонению существительных. 2.Проверка по эталону. -У кого есть ошибки? -В каком месте ошибки? -В чём причина? -Исправьте ошибки. 3. Работа над тестом. 1. 4 5. | Учиться формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Сотрудничать в совместном решении учебной задачи, определять, какая информация нужна для решения учебной задачи, строить логическую цепочку рассуждений.(Познавательные УУД): Регулятивные: умение контролировать и оценивать результаты действий. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Личностные: расширение активного и потенциального словарного запаса. |
VII Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цели: - зафиксировать изученное на уроке; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Делают самооценку. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Какую цель ставили? Достигли цели? Какая тема урока была? Я сегодня на уроке учился____________ Я работал с _____________настроением. Я________ доволен собой. Я испытывал затруднения, когда _________________ . (Ответы детей) | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
IX. Информа ция о домашнем задании. | Д.з. Учебник 3 ч.,упр.107 с. 102 Спасибо за урок. Урок сегодня был удачный, |
Эту проблему можно решить следующим образом.
Существует главное правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных:безударные окончания проверяй ударными в том же склонении, в том же падеже.
В каждом склонении “работают” слова – ключи
1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. |
Земля | Конь | Степь |
Река | Окно | Печь |
Вода |
|
|
Алгоритм. (Запиши порядок выполнения шагов)
1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово. (Избушка – оконч.– а, 1 склонение)
2 шаг. Подбираю слово – ключ, ставлю его в ту же форму. (Река – из реки)
3 шаг. Если у слова – ключа окончание …..; значит, и в данном слове будет такое же окончание.
(Из реки – окончание ударное -и, значит, из избушки тоже пишется окончание –и)
| 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Р.п | -и-, -ы- |
| -и- |
Д.п. | -е- |
| -и- |
П.п | -е- | -е- | -и- |
е А е А А А е е.
Карточка личных достоинств. | Я хотел бы достичь | У меня получилось |
Работать старательно и активно |
|
|
Выполнять запись в тетради аккуратно |
|
|
Выполнять все задания без ошибок |
|
|
Порадоваться за товарища |
|
|
Оценочный лист | |
Вид работы | Оценка |
1. Минутка красивого письма |
|
2. Деформированное предложение |
|
3. Определение склонения. |
|
4. Работа в тетради на печатной основе. |
|
5. Самостоятельная работа. |
|
6. ЦОРы |
|
7. Тестирование |
|
| |
Итого |
|
Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение подчёркнутых существительных.
От деревн. к лес. через поле вела тропинка. В лесу она вела от ел. к дуб. и снова к ёлочк. .
Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение существительных. ( пользуйся таблицей)
К опушк…, у лошад.., на речк…, без ошибк .., в пол…, около площад…, к рощ…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"
Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...
Урок русского языка. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Обобщение».
Урок русского языка.Тема: «Правописание безударных падежных окончаний...
Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».
•Урок русского языка в 4 классе по теме•«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" проведён с использованием проблемно-поискового метода. Тип урока-урок введ...
Урок русского языка в 4 классе. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения. Обобщение.
На уроке дети закрепляют и обобщают алгоритм правильного выбора безударного окончания в именах существительных....
Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"
Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...
Открытый урок русского языка в 4 классе " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"
Тип урока: обощение и систематизация знаний. Урок проводится с использованием оборудования : компьютера, проектора, интерактивной доски, документ - камеры, системы тестирования качества зн...