УМК «Перспектива» Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе с использованием естественно – научной лаборатории «Весовые измерения» учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Тема | «Как изучают окружающий мир» |
Цель | Познакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира; - побудить учащихся к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, измерение и т.д.) |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_ispolzovaniem_oborudovaniya.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Перспектива»
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе
с использованием естественно – научной лаборатории «Весовые измерения»
учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты
Тарасенок Светланы Михайловны
Тема | «Как изучают окружающий мир» | ||
Цель | Познакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира; - побудить учащихся к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, измерение и т.д.) | ||
Планируемые результаты | Предметные результаты: - характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование); - знать основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для исследования окружающего мира; - узнавать и называть предметы оборудования Метапредметные результаты: - различать этапы исследования (от постановки цели до вывода); - различать виды оборудования для изучения окружающего мира; - объяснять назначение предметов оборудования; - осваивать в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приёмы использования оборудования; - оценивать свои успехи при выполнении практических работ; - обсуждать рассказ «Изучили» из книги «Великан на поляне»; - делать вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира Личностные результаты: - проявлять интерес к изучению окружающего мира | ||
Основные термины | Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, лабораторное оборудование, коромысло весов, рейдер (регулировочная планка) | ||
Оборудование | - Естественно - научная лаборатория «Весовые измерения»; - секундомер, рулетка, лабораторный спиртовой термометр, микроскоп, бинокль, колба, пробирка; - А. А. Плешаков, А. А. Румянцев «Великан на поляне», А. А. Плешаков атлас-определитель «От земли до неба»; - диск с записью припева песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир» | ||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя и друг друга и желают удачи на уроке | Регулятивные Уметь следовать правилам поведения на уроке |
Актуализация знаний и умений Проверка | В начале урока звучит запись припева песни «Как прекрасен этот мир». - Объясните высказывание французского писателя Анатоля Франса «Любознательность создает ученых и поэтов» - Какие пословицы о силе разума, знаний, умелых рук подобрали вы? Прочитайте одну из них, как вы ее понимаете? - Послушайте, какие вопросы составил сосед по парте, выполняя дома задание 2 в рабочей тетради. Выберите самый интересный вопрос. - Что нового вы узнали, когда искали дома ответы на свои вопросы? | Объясняют смысл высказывания Работают в паре Называют вопросы и ответы, которые они нашли | Личностные Проявлять интерес к изучению темы Коммуникативные Умение работать в паре Слушать и понимать речь других Познавательные Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Самоопределение к деятельности | - Каким способом вы узнавали новое? - Послушайте стихотворение Марка Маламеда Укоряла дочку мать: - Взять и куклу поломать! - Мама, я же знать должна, Как устроена она! - Каким способом узнавала новое девочка? - С какой целью маленький ребенок может ломать игрушки? - Изучать окружающий его мир человек начинает с самого рождения. Сначала ребёнок наблюдает, а затем начинает экспериментировать с окружающими его предметами. Часто он разбирает или разбивает игрушки, чтобы понять, как они устроены. И только приходя в школу, маленький человек начинает познавать мир целенаправленно, на основе научных способов познания. - Как вы думаете, на какие вопросы ответим сегодня на уроке? - Какова цель сегодняшнего урока? (Изучить, какими способами человек изучает окружающий его мир, какими инструментами, приборами и оборудованием он при этом пользуется). | Отвечают на вопросы Высказывают предположения Высказывают предположения | Познавательные Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные Уметь высказывать свое предположение Целеполагание |
Работа по теме урока Работа по учебнику | Изучение материала учебника (с. 8—9) (пошагово) I шаг — изучение метода наблюдения. - Прочитайте вопрос 1 рубрики «Вспомним» на с. 8 учебника. Найдите ответ в тексте и прочитайте сообщение о Жане-Анри Фабре на «Страничках Умного Совёнка» - Вспомните, какие существуют значки метеорологических наблюдений (с. 8—9). - Изучите инструкцию к практической работе «Наблюдение» (в рабочей тетради) и выясните, чем отличаются научные наблюдения от тех, которыми вы занимались раньше. II шаг — изучение метода опытной работы (практическая работа). - Вспомните, какие опыты вы проводили в 1—2 классах. - Чем отличается опыт от наблюдения (вопрос 2 рубрики «Проверим себя»). - Перечитайте первые четыре абзаца теоретического материала учебника. III шаг — изучение метода определения природных объектов. Учитель показывает карточку с изображением растений и животных, названия которых неизвестны учащимся, хотя в природе они могли встречать их, например, нивяник IV шаг — изучение измерительных инструментов и приборов. - Какими измерительными инструментами вы пользовались в 1—2 классах? (вопросы 3 и 4 рубрики «Вспомним»). - Посмотрите на эти приборы (лабораторные весы, секундомер, рулетка, микроскоп, бинокль, лупа). - Сопоставим с иллюстрацией учебника (с.10). - Для чего служит каждый из изображенных предметов? V шаг — изучение метода измерения (практическая работа с использованием естественно - научной лаборатории «Весовые измерения») На каждой парте рычажные весы, наборы разновесов и предметы для взвешивания. Учитель показывает, как пользоваться рычажными весами. -Уравновесьте коромысло весов, перемещая рейдер (регулировочную планку) - Подвесьте чашки весов к обоим концам коромысла и подрегулируйте весы рейдером -Сравните массы разновесов из набора (тяжелее, легче) - Теперь можно определять массу грузиков в граммах - Используйте набор разновесов: пластмассовые кубики по 1 г, латунные гирьки по 10 г. Можно брать по нескольку пластмассовых кубиков, чтобы измерять массы от 2 до 5 г. - Как продолжим предложение? «Весы — прибор для….. измерения массы» (а не «прибор для взвешивания»). Практическая работа по измерению длины проводится в той же последовательности. Учитель сам демонстрирует детям, как измеряется длина достаточно больших поверхностей с помощью рулетки (длина классной доски), а все остальные измерения дети проводят с помощью линейки. VI шаг — чтение и обсуждение рассказа «Изучили» из книги «Великан на поляне» (с. 75). - Какую проблему ставит автор в рассказе? | Вспоминают, какие наблюдения проводили в 1 и 2 классах Вспоминают, для чего использовали атлас-определитель «От земли до неба» Находят соответствующую иллюстрацию в атласе-определителе и зачитывают комментарий к иллюстрации Называют измерительные инструменты и приборы, вспоминают, какие измерения проводили во 2 классе Выполняют работу в соответствии с указаниями учителя Рассматривают разновесы, записывают в рабочие тетради их массы (п. 2 практической работы) Проводят взвешивание трёх предметов (по выбору), записывая результаты в табличку рабочей тетради (пункт 3 практической работы) Сопоставляют результаты измерений, получившиеся у каждой парты Коллективно составляют определение того, каким прибором являются весы. Придумывают вопросы и заполняют графы для определения своих успехов. Слушают чтение рассказа учителем или подготовленным учеником, обсуждают содержание услышанного Делают вывод о проблеме нравственности и ответственности исследователя. | Личностные Уметь оформлять свои мысли в устной форме Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Познавательные Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Познавательные Уметь оформлять свои мысли в устной форме Умение проговаривать последовательность действий на уроке Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Познавательные Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Познавательные Уметь оформлять свои мысли в устной форме Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Регулятивные Уметь работать по инструкции учителя Выполнять задание в соответствии с целью Личностные Ответственное отношение к измерению Познавательные Раскрывать понятие «грамм» и использовать в активном словаре Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные Выполнять само - и взаимооценку учебного задания Коммуникативные Уметь слушать и слышать речь других Уметь высказывать свое суждение, оформлять свои мысли в устной форме |
Физкультминутки | Проводятся под музыку «визитной карточки» припева песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир» после выполнения заданий каждого шага. | Выполняют движения под музыку | Регулятивные Уметь следовать правилам поведения на уроке |
Рефлексия | - Закончите предложения Я (очень, не очень) доволен результатом работы, которую сделал(а) (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя) | Продолжают высказывание | Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Подведение итогов урока | По вопросам рубрики «Проверим себя» и чтение вывода на с. 11 | Читают вопросы и вывод | Коммуникативные Уметь слушать и слышать речь других Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Домашнее задание | Теоретический материал (с. 8-11 учебника), практическая работа по наблюдению за поведением животных, задание 1 в рабочей тетради | Записывают д.з. в дневник | Регулятивные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?» 1 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему нужно есть много овощей и фруктов» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование знаний об овощах и о фруктах , ознакомление с витаминами, их значение для человека Планируемые результатыПредметные:- знать необходимость соблюдения п...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование знаний о необходимости соблюдения тишины, звуков леса, их разнообразие и красота. Планируемые результатыПредметные:- знать необходимость соблюдения пр...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что окружает нас дома?" УМК "Школа России" 1 класс
Тип урока: открытие новых знанийЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся об окружающих их дома предметах.Задачи урокаДидактические:Повторить материал по пройденной теме «Кто...
Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца ...
Технологическая карта урока окружающего мира: «Поговорим о здоровье. Будь заботлив! Если в доме больной» (3 класс) УМК Начальная школа XXI века
Цель урока: Расширение представления об общечеловеческих ценностях и нравственных качествах человека....
Технологическая карта урока окружающего мира «Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)
Цель урока: формирование представлений о труде крестьян на Руси.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление о труде крестьян, о крестьянском праве.2. Ознакомить с терминами «крестьяне»...