Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Лямцевой Светланы Анатольевны
статья на тему
Тема инновационного педагогического опыта:
«Использование современных электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе как эффективный способ повышения качества знаний».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного
педагогического опыта учителя начальных классов
МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск
Лямцевой Светланы Анатольевны
Тема инновационного педагогического опыта:
«Использование современных электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе как эффективный способ повышения качества знаний».
1. Актуальность и перспективность опыта.
Преподавание таких естественных наук в средней и старшей школе как биология, химия, география, физика немыслимо без широкого применения различных методов и средств обучения.
В связи с последними изменениями в сфере общего школьного образования, введением ФГОС НОО в современной начальной школе именно школьная дисциплина «окружающий мир» как интегрированный курс должна подготовить детей к изучению данных предметов, раскрыв перед ребенком тайны живой и неживой природы, явлений и процессов между их объектами. Сделать это в границах школьного кабинета с использованием, привычных нам, объяснительно-иллюстративных средств обучения не так-то легко.
На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение, ведь школа должна готовить образованных людей, способных легко и быстро ориентироваться в мире информации, самостоятельно мыслить. В наши дни невозможно представить современного специалиста, не владеющего новыми информационными технологиями
Я думаю, не надо напоминать коллегам о том, что все, что связано с компьютерными технологиями, вызывает у учеников большой интерес – это особенно заметно на фоне общего падения познавательного интереса.
Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.
Дети по своей природе – исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой начальная школа сегодня.
Реализовать эти задачи на уроках окружающего мира помогает работа с ЭОР.
2. Гипотеза
Использование на современном уроке ЭОР способствует повышению качества знаний младших школьников.
3. Практическая значимость:
Развитию у детей данных умений способствуют уроки интегративного курса «Окружающий мир», проводимые в форме лабораторного исследования. Совсем недавно в своей педагогической практике я получила возможность применения подобной формы работы в связи с приобретением биологического учебного микроскопа. Семь лет работаю по образовательной программе «Перспективная начальная школа». Здесь мы в состоянии организовать работу не только в рамках конкретного урока, но и вывести изученное без отрыва от концепции программы во внеурочную деятельность, применив ресурсы научного клуба «Мы и окружающий мир». Таким образом мы можем рассмотреть темы: «Строение листа. Виды жилкования», «Строение вещества», «Свойства воды», «Что растения получают из почвы», «Почва и её состав», «Тела, вещества, частицы» и т.д.
В качестве примера применения цифрового микроскопа на практике я приведу фрагмент лабораторного занятия «Рассматривание кожицы лука» при изучении темы «Тела, вещества и частицы».
Мы знаем, что все предметы, которые нас окружают, ученые называют телами.
На данном занятии я предлагаю детям рассмотреть в качестве тела небольшой кусочек кожицы лука.
В ходе выполнения лабораторной работы одной из сквозных задач наряду с непосредственным изучением строения кожицы лука выступает приготовление самого микроскопического препарата. Мы с детьми выполняем необходимые практические действия совместно: отделяем от разрезанной луковицы тонкую пленочку, на предметное стекло капаем воды, кладём на нее пленочку, расправляем иглой, затем капаем на нее водный раствор йода (если использовать фиолетовую луковицу, то йод не нужен), полученное накрываем сверху покрывным стеклом и промокаем выступившую жидкость.
На следующем этапе урока предлагаю рассмотреть детям готовый препарат сначала при маленьком, а потом при большом увеличении. Задаю вопрос: «Что вы видите?». Получаю ответы: «Клеточки, кирпичики…». Обобщаем полученные ответы: эти кирпичики ученые назвали КЛЕТКОЙ.
Вспоминаем с детьми, что на данном этапе изучения курса мы можем рассказать про клетку: она полужидкая – это цитоплазма; внутри еще круглое ядро – помогает расти и размножаться; каждая клетка от соседних отделяется оболочкой перегородкой – она защищает клетку и помогает сохранить нужную форму. Здесь стоит оговориться о том, что более подробно дети будут рассматривать строение клетки в старших классах.
Итак, мы приходим к выводу: лук состоит из клеток. А что такое лук? Это тело, живой организм… Продолжаем вывод: все живое состоит из клеток: и человек, и растения, и лягушка, и микроб, и водоросли.
Обращаю внимание детей на отсутствие расстояния между клетками, в результате чего они приходят к выводу: луковица состоит из твёрдого вещества.
Только микроб – это одна клетка, а например лист – миллионы клеток. В одном листе древесного растения их около 20 000 000.
Есть клетки – гиганты, вы их знаете, но не догадываетесь об этом. Например, рыбная икринка, куриное яйцо. Мы можем приготовить препараты и рассмотреть их в рамках внеурочного занятия научного клуба «Мы и окружающий мир».
В конце лабораторного занятия мы подводим итог: микроскоп помог нам рассмотреть тело и убедиться в том, что всё живое состоит из клеток.
В ходе лабораторного занятия каждая микрогруппа была обеспечена световым микроскопом. Наблюдать за деятельностью учителя в ходе приготовления микроскопического препарата и непосредственного анализа клетки дети могли на мультимедийном экране при помощи применения функций цифрового биологического микроскопа.
4. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).
Цифровой учебный биологический микроскоп в материально-техническом оснащении кабинета начальных классов появился сравнительно недавно. Некоторое время в силу отсутствия методического сопровождения цифровой лаборатории, я не решалась применять её в учебном процессе. Но новые требования к содержанию современного урока диктуют нам применение новых современных средств обучения. Поэтому я начала постепенно знакомиться с принципом работы и функциональными возможностями предоставленной мне лаборатории самостоятельно. На данном этапе работы я могу сказать несколько слов о достоинствах и недостатках работы с цифровым микроскопом.
В первую очередь хочется отметить простоту работы с микроскопом, сочетающуюся с большими его функциональными возможностями.
Цифровой микроскоп дает возможность изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера, а при наличии проектора – на экран.
Изображения объектов можно использовать в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся.
Одна из самых больших сложностей, подстерегающих учителя при проведении лабораторной работы с традиционным микроскопом, это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят его ученики. Сколько раз зовут ребята совсем не к тому, что нужно – в поле зрения либо край препарата, либо пузырёк воздуха, либо трещина…
В этом случае реально производимые и одновременно демонстрируемые через проектор действия с препаратом и получаемое при этом изображение – лучшие помощники. Они наглядно предъявляют ученику правильный образ действия и ожидаемый результат.
5. Оптимальность и эффективность средств.
Использование информационных технологий на уроках дает возможность показать учащимся, что компьютер может быть не только пишущей машинкой или игровой приставкой, но, в первую очередь, сложной интеллектуальной системой для получения знаний. Но, конечно же, работа с цифровым микроскопом или разнообразными программными продуктами, представленными сейчас на образовательном рынке, ни в коем случае не должна заменять классических приемов работы с натуральными объектами, гербариями, световыми микроскопами.
Нам нужно понимать, что это всего лишь один из методических приемов, позволяющих разнообразить проведение урока.
6. Результативность опыта.
Нельзя сказать, что достигнуты большие успехи. Однако следует отметить, что качество знаний от четверти к четверти за период регулярного применения современных электронных образовательных ресурсов характеризуется положительной динамикой. Кроме того, позитивными сторонами данного подхода к учебно-воспитательному процессу выступают:
1) развитие устойчивого интереса учащихся к учебному предмету;
2) расширение и углубление знаний по предмету;
3) оптимальное развитие способностей и привитие определенных навыков проектно-исследовательской работы;
4) развитие навыков самостоятельной работы с первоисточниками знаний;
5) углубление представлений о практическом значении предмета в жизни общества;
6) создание актива, способного оказать помощь учителю в организации урочной и внеурочной деятельности.
Внеурочные занятия позволяют учащимся применять полученные ими знания на практике, расширять и углублять их; повышать успеваемость и стимулировать интерес к учению. Свои результаты они показывают на конкурсах, олимпиадах, фестивалях разного уровня (муниципального, республиканского, межрегионального, всероссийского, международного): Казачков Никита, победитель Международной игры-конкурса по русскому языку «Русский медвежонок» (2010, 2011); Леонтьев Егор, призёр Всероссийского игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа» 2011); Пантелеев Антон, призёр Межрегионального заочного конкурса детских научных работ «Юный исследователь» (2012); Казачков Матвей, победить Всероссийского дистанционного конкурса рисунков «Радуга творчества» (2013); Кеняйкина Елизавета, Светкин Иван. Орехова Вероника, победители и призёры Международного дистанционного конкурса по математике и русскому языку «Новый урок» (2014); Волков Дмитрий, Пелагейкина Анна, призёры Международной олимпиады по окружающему миру (2014)
Положительные результаты моей педагогической деятельности:
Предметы | 2012-2013г 2 класс | 2013-2014г 3 класс | ||
ур.обуч. (%) | % кач. зн. | ур.обуч. (%) | % кач. зн. | |
Русский язык | 100% | 70,1% | 100% | 70,4% |
Литературное чтение | 100% | 90,3% | 100% | 92,7% |
Математика | 100% | 73% | 100% | 73,2% |
Окружающий мир | 100% | 93,1% | 100% | 94,2% |
7. Возможность тиражирования опыта.
Накопленным опытом работы я делюсь со своими коллегами:
-на заседаниях кафедры начальных классов;
-на семинарах учителей начальных классов,
-на педагогическом совете.
Материалы из опыта работы размещены на сайте: http://nsportal.ru/svetlana-anatolevna-lyamceva
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Природные условия и животный мир Антарктиды»
Класс: 4
УМК: «Перспективная начальная школа»
Форма проведения: урок с использованием кейс-технология
Содержание кейса: учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь; кейсы с материалами и заданиями; атласы – определители; жетоны для распределения по группам; мультимедийная презентация; образовательные интернет-ресурсы:
- http://www.infoniac.ru/news/10-interesnyh-faktov-ob-Antarktide.html,
- http://www.gismeteo.ua/catalog/antarctica/,
- http://www.tourister.ru/world/antarctica/antarctica#_block_39,
- http://www.zoojournal.ru/stat.php?idstat=87,
Цель урока: познакомить учащихся с природными условиями и животным миром Антарктиды, дать информацию о работе учёных на этом материке; рассказать об экологических проблемах этой области земли; показать связь между погодой всей планеты и погодой в Антарктиде.
Предметные результаты:
- находить на глобусе и географической карте Антарктиду, давать характеристику её месторасположения, природных условий;
- рассматривать иллюстративный демонстрационный материал, извлекать из него информацию об особенностях животного и растительного мире Антарктиды, приводить собственные примеры;
- устанавливать связь между образом жизни растительного и животного мира и природными условиями Антарктиды.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- освоить способы решения проблем поискового характера;
- освоить основы познавательной рефлексии;
- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- слушать собеседника и вести диалог;
- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты:
- овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
- первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.
Основные термины и понятия темы: Арктика, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс.
Ход урока:
- Организационный момент
Прозвенел дружок-звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Думаем и отвечаем
- Сообщение темы урока
Тема нашего урока «Природные условия и животный мир Антарктиды».
Но урок наш будет необычным. Предлагаю вам отправиться в экспедицию в Антарктиду.
Вам предстоит стать участниками экспедиционных групп и применить свои знания. Согласны?
Я думаю, что вы доверите мне возглавить вашу экспедицию?
- Актуализация знаний
А сейчас послушайте и отгадайте загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Что же это такое? (Глобус)
Скажите, что такое глобус? (Глобус – это модель земного шара)
Красива наша планета. Вы уже знаете, каким цветом обозначены на глобусе реки, моря, горы. А вот почему его «макушки» сверху и снизу выкрашены в белый цвет? (Там вечные снега и льды)
Мы с вами побывали уже в Арктике. Давайте вспомним о ней. А чтобы не откладывать надолго нашу экспедицию, домашнее задание повторим кратко, в форме блиц-опроса:
- Как называют самую северную точку земного шара? (Северный полюс)
- Как называют самую южную точку земного шара? (Южный полюс)
- Что находится на северном полюсе? (Антарктика)
- Чем же интересны эти области земли? (Там вечная мерзлота и по полгода длятся полярный день и полярная ночь)
- С чем это связано? (С вращением Земли вокруг солнца)
- Какой океан омывает Арктику? (Северный Ледовитый океан)
- Где ещё снег и льды круглый год? (В горах)
- Как сказать по-другому – «дрейфующие льды»? (Плавающие)
- Какое явление необычной красоты можно увидеть на Севере? (Северное сияние.)
- Когда не бывает ни утра, ни дня, ни вечера? (Полярной ночью)
- Когда не бывает ни вечера, ни ночи? (Полярным днём.)
- Как называют людей, изучающих Север? (Полярники.)
- Изучение новой темы
Итак, мы неплохо изучили Арктику. Теперь нам предстоит поближе познакомиться с материком, расположенным на Южном полюсе. Для работы нам потребуются учёные-специалисты. Мы разделимся на группы:
1 группа – исследователи;
2 группа – экологи;
3 группа – биологи;
4 группа – служба погоды.
Кейс для исследователей:
Цель: рассказать нам о том, как образуются айсберги и что находится под снегами и льдами Антарктиды.
Что же находится под снегами и льдами Антарктиды?
Вокруг Южного полюса – самые холодные и пустынные районы земного шара, покрытые снегами и льдами. Под снегами и льдами Антарктиды не океан, а земля, закованная в ледяной панцирь. Местами встречаются небольшие участки земли, свободные ото льда. Здесь нет растительности, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники. В глубине есть полезные ископаемые: золото, алмазы, уголь.
Какой снег в Антарктиде? Как он превращается в лёд?
Кажется, что снег в Антарктиде рыхлый, свежий, а шагаешь по нему, как по асфальту. Оказывается, в Антарктиде и снег особый – твёрдый, зернистый. Под собственной тяжестью снежные сугробы утрамбовываются, уплотняются, превращаются в лёд. И так из века в век, из тысячелетия в тысячелетие.
Как происходит движение ледников?
Огромные скопления плотно слежавшегося снега и льда называют ледниками. Под силой тяжести ледники медленно сползают к морю. От сползающих ледников откалываются крупные куски – айсберги, которые уносятся течением в открытое море.
- Итак, что же находится под снегами и льдами Антарктиды?
- Как образуются айсберги?
- А вот в небе появилась огромная птица (На доску прикрепляется рисунок птицы)
- Что это за птица? (Альбатрос)
Альбатрос – вестник холодных краёв, значит до Антарктиды недалеко. Перед нами открывается огромная белая страна. А вот и научная станция, на которой мы будем работать. Мы высаживаемся на ней, на льду видим маленьких человечков с белыми манишками. Кто же это? (Показ рисунка пингвина.)
Более подробно об этих забавных птицах и о других обитателях Антарктиды нам расскажут учёные-биологи.
Кейс для биологов:
- http://www.zoojournal.ru/stat.php?idstat=87,
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%83%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8,
Как выглядят пингвины?
Корабль с ходу ломает лёд, подминает его под себя, расталкивает льдины. И вдруг мы видим на льду группу маленьких человечков в чёрных фраках с белыми манишками. Они смотрят на неведомое чудо, о чём-то переговариваются. Это пингвины – Адели. Полярники их в шутку прозвали «клоунами Антарктиды» за их смешное и озорное поведение. Ещё в Антарктиде встречаются императорские пингвины. Они крупнее.
Чем интересны их повадки?
Пингвины хоть и птицы, а не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Они отличные пловцы и ныряльщики. Гнёзда для птенцов пингвины не делают – негде и не из чего. Но ведь на снег яйцо не положишь – замёрзнет пингвинёнок! Мама – пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину – папе приходится держать его на лапах и согревать собственным пухом. Пятинедельный птенец уже не маленький, и он впервые ступает лапками на снег. Ковыляя, уходит в «детский сад». Сотни сверстников, плотно сбившись в кучу, стоят тёмной толпой, согревая друг друга. Взрослые пингвины со всех сторон оберегают их от ветра и от больших чаек и буревестников, которые могут насмерть забить малых пингвинов.
Какие враги у пингвинов?
Пингвины – взрослые и дети – любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Людей они совсем не бояться. Смело приходят к морякам и зимовщикам в гости.
А боятся пингвины клыкастого и пятнистого тюленя – морского леопарда. Он, подкарауливая пингвинов, прячется под водой.
Есть ли в Антарктиде коренное население?
Жить и работать в Антарктиде нелегко. Холоднее места не сыщешь во всём мире. Даже летом здесь 50-градусные морозы, а про зиму и говорить нечего. Зимой столбик термометра опускается почти до 90 градусов. При таком холоде даже сталь и та делается хрупкой, как стекло. Поэтому человек здесь долго жить не может.
Учёные живут тут в хорошо утеплённых домиках. А работают на морозе в утеплённых электрогрелками одеждах, в защитных масках.
Какие животные здесь обитают?
В глубине суровой Антарктиды не встретишь ни зверя, ни птицу. Но она не мертва. Просто обитатели её держатся поближе к берегу. Тут и теплее, и пищу легче в море раздобыть. Воды прибрежных морей богаты жизнью. Здесь обитают рыбы, губки, морские звёзды и ежи, планктон.
Значит, даже в ледяном царстве Антарктиды есть жизнь. На самом побережье живут забавные птицы – пингвины. В прибрежных водах плавают киты, кашалоты, дельфины, несколько видов тюленей. Среди них так называемые морские слоны, морские леопарды.
- Что вы узнали о пингвинах?
- Какие ещё животные обитают в Антарктиде?
- Почему в Антарктиде нет коренного населения?
- Физкультминутка
А сейчас давайте немного отдохнём и станцуем танец, который исполняют пингвины на своём побережье.
- Продолжение работы по теме урока
О том, для чего учёные ведут наблюдения за погодой в Антарктиде, нам расскажет «Служба погоды»
Кейс для группы «службы погоды»:
- http://www.gismeteo.ua/catalog/antarctica/
- http://www.tourister.ru/world/antarctica/antarctica#_block_39
Почему лёд в Антарктиде никогда не стаивает? Какие там зима и лето?
В Антарктиде лёд никогда не стаивает потому, что коротким полярным летом солнце совсем не поднимается высоко над горизонтом, его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лёд здешнее солнце не может.
Летом солнце совсем не заходит за горизонт несколько месяцев. Это полярный день. А потом бывает полгода полярная ночь. Вблизи Южного полюса бывает величественное и красивое явление природы – полярное сияние.
Почему Антарктиду называют «фабрикой погоды»?
В Антарктиде гораздо холоднее, чем в Арктике, из-за сильнейших ветров – ураганов. Ураганы рождаются в океане, а в Антарктиде набирают силу и движутся дальше в Австралию, Южную Америку. Они влияют на погоду и в других местах. От погоды в Антарктиде зависит погода всей нашей планеты. Поэтому Антарктиду называют «фабрикой погоды» всей планеты.
Скажите, почему Антарктиду называют «фабрикой погоды»?
Какая экологическая опасность грозит человечеству?
А сейчас пришло время поработать нашим учёным – экологам. Они поведают нам о том, из-за чего может возникнуть экологическая опасность. А также расскажут нам об о необычном животном.
(Показ рисунка листозавра.)
Кейс для экологов:
- http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&stable=0&redirect=no
- http://www.eco-pravda.ru/page.php?id=5256
Кто это? Какое отношение он имеет к Антарктиде?
Миллионы лет назад, ещё до появления на Земле человека, в Антарктиде было тепло, росли тропические леса и бродили гигантские животные – листозавры. Об этом учёным рассказал камень с отпечатками следа древнейшего зверя, найденный подо льдом. Эта находка о многом рассказала учёным. Ведь такие животные обитали в тёплом климате. Значит, Антарктида не всегда была ледяной пустыней. А почему она замёрзла? Почему покрылась льдом? На эти вопросы учёные ищут ответы.
Могут ли растаять льды Антарктиды?
А не могут ли опять растаять? Такая угроза существует. На нашей планете работают заводы, фабрики, электростанции. Из их труб валят клубы дыма. Изо всех сил стараются загрязнить воздух миллионы и миллионы автомобилей, тракторов, самолётов и другой транспорт. Из-за них в воздухе накапливается всё больше углекислого газа.
Какая экологическая опасность грозит человечеству?
Углекислый газ образует как бы «шубу» земного шара. Вот эта «шуба» и не позволяет, но как раз столько, чтобы на Земле было не слишком жарко, и не слишком холодно. Так уж мудро «скроила» природа «шубу». Человек же, построив массу заводов, фабрик, машин, как бы перекраивает природную «шубу», делает её всё более тёплой. Хочется ,как лучше, а получается – как хуже. Земля становится всё жарче – меняется климат. Пока чуть-чуть, еле заметно. Но если так пойдёт дальше, дело может обернуться катастрофой. От жары примутся таять льды Арктики т Антарктики. Значит, могут выйти из берегов моря и океаны. Многим странам грозит опасность оказаться под водой. Кое-где, наоборот, возникнут пустыни.
- Что же это за животное?
- Какое отношение оно имеет к Антарктиде?
- Живут ли листозавры в Антарктиде в настоящее время?
- Итак, сделайте вывод. Из-за чего может возникнуть экологическая опасность?
- Итог урока
Наша экспедиция подходит к концу. И подводя её итог, хочу предложить вам разгадать кроссворд. Посмотрим, какие знания вы получили об этом удивительном материке.
7 | |||||||||
4 | И | ||||||||
Л | Н | ||||||||
Ь | Г | 8 | |||||||
2 | Б | 5 | В | Ь | |||||
1 | 3 | 6 | 9 | ||||||
Й | Е | Ю | Т | А | И | Н | Ы | Р | |
С | Г | Л | Р | Г | Т | К | |||
Б | Е | О | А | Т | |||||
Е | Н | С | Н | И | |||||
Р | Ь | К | |||||||
Г | А |
Все слова располагаются по вертикали.
1. Плавающая, ледяная гора. (Айсберг)
2. Шапка бела, два полюса одела. (Снег)
3. Что за зверь? Прекрасный пловец и ныряльщик, а у детёныша другое имя? (Тюлень)
4. Какую птицу называют вестником холодной Антарктиды? (Альбатрос)
5. Ветер разрушительной силы? (Ураган)
6. самое крупное млекопитающее с рыбообразным телом? (Кит)
7. Какая птица холода не боится, а на севере не живёт? (Пингвин)
8. Замёрзшая и затвердевшая вода океана? (Льды)
9. Северная полярная область Земли? (Арктика)
-А теперь давайте хором прочитаем слово, которое у нас получилось по горизонтали:
АНТАРКТИДА.
- Домашнее задание через постановку проблемы (с дальнейшим обсуждением на заседании научного клуба «Мы и окружающий мир»).
-А сейчас давайте поразмышляем и, может быть, немного пофантазируем.
Представьте, что вас, как учёных специалистов, попросили разработать проект, как предотвратить глобальное таяние льдов Антарктиды.
-Что бы вы могли предложить?..
Ваши предложения мы обязательно и с удовольствием рассмотрим и обсудим во внеурочное время на заседании нашего научного клуба.
- Рефлексия
А сейчас, ребята, я предлагаю Вам оценить работу каждой группы по 5-ти бальной шкале. Все вы слышали выступления друг друга и в состоянии оценить полноту представленной информации, указать на возникшие недостатки и дать нужный совет. Суммировав баллы по каждому критерию, представленному в таблице, мы получим итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка будет выставлена группам по следующей схеме: группа, набравшая от 15 до 10 баллов получают «5», 10 - 5 баллов - «4» (низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно).
Группы, заработавшие менее 3 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота информации | Слаженность работы группы | Оценка выступления | Итого | |
1-я группа |
|
|
| |
2-я группа | ||||
3-я группа | ||||
4-я группа |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ЗАПОВЕДНИКИ МОРДОВИИ»
(НА ЭТУ ТЕМУ ОТВОДИТСЯ 1,5-2 УРОКА)
Тип урока: комбинированный
Характеристика деятельности учителя: сформировать представления учащихся о заповедниках, о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека.
Характеристика деятельности детей, направленная на формирование универсальных учебных действий:
- регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
- познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль, разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации, другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам;
- коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.
Характеристика деятельности детей, направленная на формирование личностных результатов: формировать понимание сущности экологических проблем, стоящих перед человечеством; формировать экологическую культуру поведения в окружающей среде, гражданскую ответственность за ее сохранение; воспитывать любовь к родной природе, ее красоте; осуществлять патриотическое воспитание.
Оборудование: компьютер, проектор, толковый словарь, материалы о заповедниках Мордовии.
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник "Окружающий мир", 4 класс, часть 2, авторы: О.Н.Федотова, Г.В.Трофимова, С.А.Трофимов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Улыбнитесь друг другу и пожелайте друг другу удачи.
- Сегодня наш урок мне хочется начать словами: «Охраняйте природу! Она не имеет кулака, ни зуба, чтобы защититься от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, уму и благородству». Л.Лесков
- О чём говорится в этом стихотворении? (Об охране природы).
- Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
2. Повторение пройденного.
- На прошлом уроке мы узнали о том, что малочисленные и исчезающие виды растений и животных Мордовии занесены в Красную книгу. В Мордовии есть своя Красная книга. В неё занесены 170 видов растений и 243 вида животных. За ними проводятся специальные наблюдения, разрабатываются способы их охраны. И мы должны беречь и охранять природу.
- Что же мы должны делать для того, чтобы сберечь их? (Не рвать растения, не обижать животных, соблюдать правила поведения в природе и т.д.)
- А что ещё люди создают для того, чтобы сохранить многие виды растений и животных?
- Кто мне подскажет, как называются такие места? (Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).
- Такие места есть и в Мордовии.
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы отправляемся в экспедицию по заповедным местам родного края.
- Весь класс делится на четыре группы. Каждая группа получает маршрутные листы.
- Определим цель нашей экспедиции.
(Дети высказывают свои цели.) Вместе определяем цель: пополнить свой багаж знаний об охране природы родного края.
4. Работа над новым материалом.
- Давайте обратимся к словарю Ожегова и выясним значение этих слов.
Дети из группы №1: Заповедники.
- Заповедники создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее. В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека.
Дети из группы №2: Заказники.
- Произошло от слова заказывать. Охраняется не вся природа, а только ее часть. Например, редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена полностью, а только ограничена.
Дети из группы №3: Национальные парки.
- Это большие охраняемые участки. Они отличаются тем, что заповедники закрыты для туристов, а национальные парки всегда рады посетителям. Отдыхать, можно наблюдать за животными, но руками ничего трогать нельзя. Но в парке есть такие места, куда не допускают посетителей. Они необходимы для поддержки природного равновесия.
- На сегодняшний день в России существует 101 заповедник. На территории Мордовии находится 3 таких объекта.
5. Работа в группах.
А) Сейчас мы направляемся на северо-запад республики – в Темниковский район. Ответственной будет группа №1.
- Гордостью Республики является Мордовский государственный заповедник имени П.Г.Смидовича.
- Нигде в нашей Республике нет таких лесов, нет такого богатства зверей и птиц, как в заповеднике, что расположился в Темниковском районе. Высокоствольные сосновые боры, темные дубравы, тихие лесные речки не слышат стука топоров, выстрелов охотников, крика и шума отдыхающих – ничто не тревожит обитателей заповедных дебрей: лосей и зубров, рысей и оленей, глухарей и тетеревов, многих других обитателей заповедной зоны.
- Еще царь Петр Первый обратил внимание на охрану лесов Мордовии. И вот в 1936 году заповедник был организован…
- Практически вся территория заповедника покрыта лесами, примерно половину из которых занимают сосновые. В западной и восточной части преобладают березовые леса, в центральной — липовые. В пойме Мокши произрастают дубравы в возрасте 140—150 лет, изредка даже встречаются великаны возрастом более 300 лет. Среди редких видов растений в заповеднике встречаются венерин башмачок настоящий, пыльцеголовник красный, лунник оживающий, который пока нигде больше в Мордовии не обнаружен. На территорию заповедника было завезено 6 видов животных: речной бобр, русская выхухоль, пятнистый олень, асканийский марал, сибирская косуля и зубр. В заповеднике встречаются птицы, занесенные в Красную книгу России, в том числе балобан, беркут, черный аист и другие.
6. Физкульминутка
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой
Качают над водой.
Прямо и гордо умеют держаться
Тихо на воду бесшумно садятся.
Б) Отправляемся в Ичалковский район.
Ответственная будет группа № 2
Национальный парк "Смольный"
Природный парк Смольный расположен на территории Ичалковского и Больше-Игнатовского районов Республики Мордовия. В границах национального парка находятся 10 поселков с населением около 2 тыс. чел. Самым крупным из них является п.Смольный.
Создан с целью сохранения природного комплекса.
Множество живописных мест, таких как пойменные озера, целебные родники, богатые леса делают парк перспективным для развития научного, экологического туризма. На территории национального парка действуют четыре детских летних лагеря, функционирует санаторий-профилакторий "Смольный".
Неведомых дорожек со следами невиданных зверей в Национальном парке «Смольный» не осталось. Целый штат ученых, смотрителей, егерей исходили и изучили каждый уголок этого красивейшего парка, знают все о редких животных, растениях, насекомых и даже… диких туристах. Национальный парк создан в 1995 году. Его задача — сохранить в первозданном виде природу, редкие виды животных и растений, здесь таких около 200.
Обитатели парка
В Смольном есть специальные зоны, оборудованные для отдыха: с беседками, скамеечками, местом для костра. Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов, чтобы своими глазами увидеть нетронутый уголок природы. В южной части парка расположены озера Дубовое-1 и Дубовое-2, выделенные как памятники республиканского значения.
7. Физкультминутка
По родному краю
Дружно мы шагаем.
(Марш на месте)
Справа от нас зелёный луг.
(Поворот)
Слева находится лес.
(Поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок.
(Прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух!
(Махи руками)
Солнце над берёзами светит нам.
(Повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам.
(Наклоны)
В) Движемся в направлении Большеберезниковского района. Следующая остановка в Симкинском заказнике.
Ответственной будет группа №3
В Симкинском лесничестве (Большеберезниковский район) был образован природный парк устойчивого развития. Здесь, в долине реки Суры произрастают хвойные и лиственные леса, находятся многочисленные пойменные озера, болота и луга. Здесь водятся такие редкие виды животных как бобр, выхухоль, лось, косуля, европейская норка, глухарь, тетерев. Более 1 000 видов растений, 40 из которых занесены в Красную книгу Республики Мордовия, огромное количество видов животных можно встретить в Симкинском парке.
О том, случаются ли на свете чудеса, спорить, наверное, излишне. Случаются. В жизни тех, кто в них верит. Немало на свете и таинственных, обладающих необъяснимой силой мест. Мордовия – не исключение. Одно из таких мордовских «чудес света» - священные дубы . Расположены они в Симкинском лесничестве за с.Симкино. Как гласит народная молва, дерево, которому, по подсчетам, не менее 500 лет, избавляет семейные пары от бесплодия, посылает им здоровых детей.
Как бы то ни было, сейчас едут сюда со всей страны. В какой бы день ни приехали вы в Симкинский природный парк, где растет священный дуб, обязательно встретите на пути машины с номерами других регионов. У древнего дуба есть дупло. По поверью, там, в дупле, и нужно сказать дубу о заветном желании. По многовековым преданиям местных жителей и многочисленным свидетельствам очевидцев, данное дерево лечит женщин от бесплодия, помогает при молитвах о здоровье, о семейном счастье, в любовных отношениях. Нижние ветки дерева увешаны сотнями повязок, платочков, веревочек. Каждая повязка - чья-то горячая просьба, выстраданное желание родить и выносить здоровенького ребенка. Висят на ветках и золотые цепочки, детские игрушки, ключи от машин с рабочими брелками от сигнализаций.
Мордовский дуб - "Дерево - памятник живой природы России" - растет на Священной поляне близ села Симкино Большеберезниковского района Мордовии. Возраст - 6 веков, высота дерева - 30 метров, обхват ствола - 3,75 метров.
Г) Есть ещё один уголок в Мордовии, который находится совсем близко от нашего посёлка.
Расскажет нам группа №4.
Ботанический сад МГУ им. Н.П.Огарёва основан в 1960 году, занимает площадь в 50 гектаров. Находится за рекой Инсар в районе села пушкарские выселки и авторемонтного завода.
Весь сад разделён на отделы: дендрарий, цветоводства с розарием, питомник, плодовый сад, местной флоры и полезных растений, мичуринский скверик и т.д.
Сад растёт более пятидесяти лет. Заложил его на 12,5 гектара профессор В.Н.Ржавитин, заведовавший кафедрой ботаники Мордовского университета. В ботаническом саду произрастают более тысячи видов и сортов древесных, кустарниковых, травянистых растений, собранных по всей стране и из многих зарубежных регионов.
Ботанический сад университета имеет тесные научные связи с другими ботаническими садами и научными центрами страны.
Сюда регулярно приезжают экскурсии и школ городов и районов Мордовии, а также из-за ее пределов. Ежегодно сотрудниками ботанического сада проводятся более 50 экскурсий. Хорошие отношения сложились с Республиканской станцией юных натуралистов и рядом школ г. Саранска. Ботанический сад Мордовского университета входит в Совет ботанических садов России, всключен в Список ботанических садов мира.
8. Закрепление пройденного материала.
А) Экологическая викторина.
Каждая группа получает конверт с вопросами. Учащиеся за правильные ответы получают жетоны.
Конверт №1
Задание «Заповедные места»
1. В каком районе находится заповедник им. П.Г.Смидовича? (В Темниковском)
2. Какое чудо есть в Симкинском природном парке? (Священный дуб)
3. Какое чудо совершает священный дуб? (лечит женщин от бесплодия, помогает при молитвах о здоровье, о семейном счастье)
4. Сколько лет растёт ботанический сад ? (Более 50 лет)
5. Какие памятники республиканского значения есть в Национальном парке «Смольный»?
Конверт №2.
Задание «Животные заповедника»
1. Какое животное в заповеднике самое крупное? (Зубр)
2. Какое животное строит хатку? (Бобры)
3. В лесу зимой много сугробов. А из сугробов идёт пар. Почему? (В берлоге спит медведь.)
4. Назовите несколько животных, которые охраняются в заповеднике. (Зубр, бобёр, лось, куница, рысь и т.д.)
5. Почему медведь зимой не может поймать лося? (потому что он спит)
Конверт №3.
Задание «Деревья родного края»
1.У какого дерева зимой красные ягоды? (у рябины)
2. Какие деревья растут в лесах Мордовии? (дуб, осина, липа, береза, ель, сосна, лиственница)
3. Назовите медоносное дерево? (липа)
4. Какое дерево любят кабаны? (дуб) Почему?
5. На каком дереве осенью листья краснеют? (на клене)
Конверт №4.
Задание «Птицы»
- Какую птицу называют птицей мира? (голубь)
- Какая птица никогда не станет матерью? (кукушка)
- Какая редкая птица живет в Темниковском заповеднике? (черный аист)
- Назовите крупных птиц, которые живут в заповеднике? (глухарь, тетерев)
- Загадка: Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло, (сова)
9. Закрепление. Тест.
- Только ли заповедники должны охранять природу? (Нет!). А кто же еще? (каждый человек). Вы умеете охранять природу? Сейчас проверим!
- У вас на столах лежит тест.
- Немного о том, как выполнять тест. После каждого вопроса есть три ответа. Выбери из трёх один – тот, который больше других тебе подходит. Обведи карандашом то количество очков, которое стоит после выбранного тобой ответа, и переходи к следующему вопросу. (У каждого учащегося тест одного содержания, тесты учащиеся выполняют индивидуально.)
Тест "Умеешь ли ты охранять природу?"
Вопрос № 1. Ты нашёл (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?
- Полюбуюсь на него и пойду дальше. (1 очко);
- Засушу его для школьного кабинета биологии. (3 очка);
- Осторожно срежу и поставлю в красивую вазу. (5 очков).
Вопрос № 2. Ты нашёл гнездо с птицами. Что ты сделаешь?
- Покормлю птенцов. (3 очка).
- Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели. (5 очков).
- Буду наблюдать издали. (1 очко).
Вопрос № 3. Ребята собрались в рощу за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними?
- Пойду, но буду собирать очень осторожно. (5 очков).
- Не пойду и других не пущу. (3 очка).
- Сначала расспрошу об этом учительницу биологии. (1 очко).
Вопрос № 4. После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?
- Взял бы с собой, чтобы сдать в городе. (3 очка).
- Отнёс бы в кусты, чтобы никто не поранился. (5 очков).
- Закопал бы в землю. (1 очко).
Вопрос № 5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
- Почти всё знаю и всегда её охраняю. (3 очка).
- Кое-что знаю, но хотел бы знать больше. (1 очко).
- Я люблю природу, но мы ещё этого не проходили. (5 очков).
- Итак, у тебя получилось пять кружочков с числом очков. Сложи их вместе.
- Теперь по сумме определи, к какой из трех групп юных друзей природы ты относишься.
Итак, у тебя получилось пять кружочков с числом очков. Сложи их вместе. Получилось число.
А теперь давайте смотреть, в какую группу вы относитесь!
10. Рефлексия.
- Скажите, ребята, зачем же нам нужны заповедники?
- Правильно! Заповедники нужны для того, чтобы сохранить красоту природы, богатство её животного и растительного мира. У С. Вургуна есть хорошие слова:
Давай пройдёмся медленно по лугу
И здравствуй скажем, каждому цветку.
Я должен над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
- Для чего вам понадобятся полученные знания и, как вы сможете их применить?
- Нашей зелёной планете угрожает опасность. Когда вы станете взрослыми, то только вы сможете её защитить. Вы согласны её сберечь?
11. Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие!
- Все из вас умеют охранять природу! Вы достойно прошли все этапы нашего путешествия и вас можно считать полноправными членами общества защитников природы.
- А в конце нашего путешествия хотелось сказать такие замечательные слова, которые бы вы несли в своих сердцах всю жизнь:
- Как хочу я, чтоб земля вся заповедником была, а красота её лесная в душе у каждого жила. Любите и охраняйте нашу природу!
Человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оцени её спеши -
Она твой давний, добрый лекарь
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помнь истину простую –
Нас много, а она одна.
- Пришло время подводить итоги. Как вы считаете, достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?
- А теперь поставили руки на парту и представили, что вы вышли на поляну. Пошёл дождь. Если вам урок понравился, то пусть капли будут громкими. Упала 1 капля (Дети ударили пальцем по ладошке).
- Упало 2 капли. (Дети ударили двумя пальцами по ладошке).
- Упало 3 капли. (Дети ударили тремя пальцами по ладошке).
- Пошёл сильный дождь! Мне хочется закончить урок этими аплодисментами.
- Спасибо всем за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ "Луховский лицей" г.о. Саранск Великановой Е. А. 2018
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ "Луховский лицей" г.о. Саранск «Организация системы оценивания учебных достижений младших ...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «ЖУКОВСКАЯ СОШ» ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПАНИШКИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «ЖУКОВСКАЯ СОШ» ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПАНИШКИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛ...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ "Луховкский лицей" г.о. Саранск Пищиной Ольги Сергеевны
quot;Исследовательская деятельность в начальной школе как средство повышения учебной мотивации"...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Манаевой Елены Николаевны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Манаевой Елены Николаевны...