№ урока | Раздел | Тема урока | Дата | Планируемые результаты освоения учебного предмета |
Предметные умения | Специфические универсальные учебные действия (соответствующие содержанию предмета) |
Научится |
1 | Предложение |
Предложение. Главные члены предложения. Виды предложений. Словосочетания. |
|
-устанавливать связь слов в предложении. -различать главные и второстепенные члены предложения.
|
Сравнивать предложения: описывать их сходство и различие.
Находить в тексте разные по эмоциональной окраске предложения.
Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.
Работать в паре: обсуждать смысл учебной задачи и подготавливать свой вариант выполнения задания.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.
Формулировать правило расстановки знаков препинания при однородных подлежащих и сказуемых.
Анализировать текст: находить предложения с изученным правилом пунктуации
Объяснять, когда в речи используются предложения с однородными членами.
Воспроизводить текст в соответствии с заданием. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки
Применять полученные знания в практической деятельности при работе с готовыми текстами, при самостоятельном составлении текстов, при написании изложений. Контролировать правильность записи текста |
2 | Второстепенные члены предложения: обстоятельства. |
|
-находить второстепенный член предложения – обстоятельство – в предложении |
3 | Второстепенные члены предложения: определения. |
| -находить второстепенный член предложения – определение – в предложении |
4 | Второстепенные члены предложения: дополнения. |
| -находить второстепенный член предложения – дополнение – в предложении |
5 | Однородные члены предложения. |
| -знать признаки однородных членов предложения; подлежащих, сказуемых. -применять полученные знания на практике: находить предложения с однородными членами (подлежащими и сказуемыми). |
6 | Союзы и, а, но. |
|
7 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. |
|
8 | Однородные члены предложения. |
|
-знать понятия «союзы», «однородные сказуемые, подлежащие» -уметь соблюдать изученные правила по орфографии и пунктуации. -применять полученные знания на практике: находить и составлять предложения с однородными членами.
-знать понятие «однородные обстоятельства, определения, дополнения» -уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. -применять полученные знания на практике: находить и составлять предложения с однородными членами (обстоятельствами, определениями, дополнениями). |
9 | Контрольное списывание |
|
10 | Работа над ошибками. Связь однородных членов предложения с помощью союзов или интонации перечисления. |
|
11 | Входная контрольная работа №1 |
|
12 | Анализ работ. Работа над ошибками. |
|
13 | Запятая между однородными членами предложения. |
|
14 | Знаки препинания между однородными членами предложения, соединенными союзом и. |
|
15 | Предложения с однородными членами , соединенными союзами. Утвердительные и отрицательные предложения. |
|
16 | Однородные члены предложения (однородные дополнения) |
|
17 | Однородные члены предложения (однородные обстоятельства) |
|
18 | Разбор по членам предложений с однородными главными и второстепенными членами предложений. |
|
19 | Однородные члены предложения (однородные определения) |
|
-знать признаки простого и сложного предложений. -уметь расставлять знаки в простом и сложном предложениях.
|
20 | Простые и сложные предложения |
|
21 | Выделение простых предложений в составе сложного. Постановка знаков препинания. |
|
22 | Упражнение в постановке знаков препинания в простом и сложном предложениях. Разбор предложений по составу |
| -выполнять разбор предложений по составу |
23 | Р. Р. Обучающее изложение |
| -анализировать текст, составлять план текста, записывать его близко к тексту, объяснять смысл слов в тексте предложений |
24 | Ознакомление с прямой речью. |
| -анализировать текст, находить предложения с прямой речью. -выделять прямую речь и слова автора. |
25 | Оформление на письме предложений с прямой речью. |
|
26 | Обращение. Особенности интонации и цели высказывания. |
| -знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; понятие «обращение». -анализировать предложение, без ошибок списывать небольшой текст |
27 | Знаки препинания в предложениях с обращением. |
|
28 |
| Контрольный диктант № 2 по теме "Предложение". |
|
|
|
29
| Части речи Имя существительное | Работа над ошибками. Имя существительное. |
| -классифицировать имена существительные по их лексическому значению |
Устанавливать основные признаки существительных 1-го склонения. Сравнивать ударные и безударные окончания этих существительных (работать по таблице). Формулировать вывод по результатам наблюдений. Устанавливать основные признаки существительных 2-го склонения. Сравнивать ударные и безударные окончания этих существительных (работать по таблице). Формулировать вывод по результатам наблюдений. Анализировать грамматические признаки заданных имён существительных. Сравнивать ударные и безударные окончания этих существительных (работать по таблице). Формулировать вывод по результатам наблюдений. Формулировать обобщённый вывод относительно определения типа склонения имён существительных (работать по таблице). Использовать правило определения типа склонения на практике. Работать в группе и оценивать результаты выполнения работы. Контролировать правильность записи предложений и исправлять ошибки. Моделировать предложения. Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложением.
Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст и исходным. Формулировать обобщённое правило проверки правописания безударных падежных окончаний существительных ударными окончаниями (работать по таблице). Строить алгоритм объяснения правописания безударных падежных окончаний существительных. Использовать правило правописания безударных падежных окончаний существительных при написании диктантов, изложений, небольших сочинений.
Строить алгоритм действий при определении типа склонения существительных в форме множественного числа. Обосновывать написание слов. Группировать слова по типу орфограммы. Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки. |
|
30 | Р. Р. Урок редактирования |
| -совершенствование умений редактировать текст |
31 | Изменение имен существительных по числам. |
|
- употреблять существительные; определять число, род, падеж существительных. - классифицировать существительные по их числу.
- определять число, род, падеж существительных.
-знать лексико-грамматические признаки имён существительных.
- определять одушевлённые и неодушевлённые существительные, род имён существительных. |
32 | Род имен существительных. |
|
33 | Склонение имен существительных |
|
34 | Распознавание падежей имен существительных. |
|
35 | Определение падежа существительных по управляющему слову и падежным вопросам |
|
36 | Именительный и винительный падежи имен существительных. |
|
37 | Основные типы склонений имен существительных. Первое склонение имен существительных. |
|
38 | Второе склонение имен существительных. |
|
39 | Р. Р. Обучающее изложение с элементами сочинения. |
|
40 | Правописание безударных окончаний существительных среднего рода 2-го склонения |
|
-классифицировать существительные по склонению -создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме описания. -использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений; определять основную мысль.
|
41 | Третье склонение имен существительных. |
|
42 | Проверка безударных падежных окончаний имен существительных 3 склонения. |
|
43 | Контрольное списывание. |
|
44 | Работа над ошибками. Проверка безударных падежных окончаний имен существительных1, 2, 3 склонения. |
|
45 | Р. Р. Урок редактирования |
| -совершенствование умений редактировать текст |
46 | Проверка безударных падежных окончаний имен существительных1, 2, 3 склонения |
| - выделять из предложений словосочетания с существительными; находить управляющее слово и определять падеж существительного в словосочетании |
47 | Окончания имен существительных 1и 3 склонения в Р., Д., П. падежах |
|
48 | Безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения |
|
49 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных |
| -знать падежи существительных. -определять падеж имён существительных.
|
50 | Подбор подходящих по смыслу существительных в словосочетания и предложения. |
| -знать основные признаки имён существительных 1, 2, 3 склонения. - распознавать имена существительные 1, 2, 3 склонения; изменять имена существительные по падежам; определять окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения. |
51 | Правописание окончаний имен существительных в В.п. |
|
52 | Окончание имен существительных единственного числа в Т.п. |
|
53 | Контрольный диктант №3 по теме «Окончания имён существительных». |
|
54 | Анализ работ. Работа над ошибками. |
| -знать основные признаки имён существительных 1, 2. 3 склонения. -распознавать имена существительные 1, 2 и 3 склонений; изменять имена существительные по падежам; |
55 | Окончания имен существительных единственного числа. |
|
56 | Окончания имен существительных единственного числа. |
|
-применять полученные знания на практике: изменять имена существительные по падежам; сравнивать ударные и безударные окончания существительных одного и того же склонения; уметь обосновывать написание безударных падежных окончаний; усвоить особенности родительного, дательного и предложного падежей. |
57 | Падежные окончания имен существительных единственного числа |
|
58 | Падежные окончания имен существительных единственного числа |
|
59 | Р.Р. Сочинение на тему «Первые шаги зимы» |
|
60 | Правописание падежных окончаний существительных мн.ч. |
|
61 | Правописание падежных окончаний существительных мн.ч. |
|
62 | Правописание падежных окончаний существительных мн.ч. |
|
-использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений; определять основную мысль.
|
63 | Контрольное списывание. |
|
64 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. |
|
65 | Р. Р. Урок редактирования |
| -совершенствование умений редактировать текст
|
66 | Обобщение знаний об имени существительном. |
| -распознавать падежи, тип склонения существительных, правильно писать безударные падежные окончания. |
67 | Повторение изученного. |
|
68 | Повторение изученного. |
|
-применять полученные знания на практике: уметь определять число, падеж имён существительных, правильно писать падежные окончания
- исправлять ошибки; осознанно применять изученные правила; обобщить знания об имени существительном; разбирать имя существительное как часть речи.
|
69 | Контрольный диктант №4 за 1 полугодие по теме "Имя существительное" |
|
70
| Анализ работ. Работа над ошибками.
|
|
71 | Имя прилагательное | Общие сведения об имени прилагательном. |
| -классифицировать имена прилагательные по числу и роду, употреблять имена прилагательные в речи. |
Анализировать и корректировать собственную работу. | Находить основание для классификации слов. Наблюдать за словосочетанием существительного с прилагательным и устанавливать, от чего зависит род, число, падеж имени прилагательного.
| Формулировать вывод по результатам проведённого сравнения. Устанавливать особенности склонения этих прилагательных. | Анализировать грамматические признаки заданных имён прилагательных. Формулировать общее правило проверки правописания безударных гласных.
| Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имен прилагательных слово с заданными грамматическими характеристиками. Применять на практике различные способы проверки правописания безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. | Склонять имена прилагательные в форме женского рода с твёрдой и мягкой основой в словосочетаниях с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными. Составлять предложения, употребив данные словосочетания. Применять на практике различные способы проверки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
|
72 | Прилагательные антонимы и синонимы. |
| -находить имена прилагательные в тексте; выделять из него словосочетания «существительное + прилагательное». Определять род, число и падеж имени прилагательного по имени существительному. |
73 | Изменение имен прилагательных по числам и родам. |
|
74 | Связь имен существительных с именами прилагательными. |
|
75 | Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. |
| -склонять имена прилагательные единственного числа мужского и среднего рода; уметь писать безударные окончания имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода |
76 | Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. |
|
77 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. |
| -применять полученные знания на практике: склонять имена прилагательные, сочетающиеся с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными; уметь писать и проверять безударные окончания имён прилагательных множественного числа. -определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном тексте; выделять части в сочинении – повествовании. -использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений; определять основную мысль.
|
78 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. |
|
79 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. |
|
80 | Р. Р. Обучающее изложение. |
|
81 | Обобщающий урок. Подготовка к диктанту. |
|
82 | Диктант №5 по теме «Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода» |
|
83 | Анализ работ. Работа над ошибками. |
|
84 | Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода. |
|
-выделять главное для раскрытия темы и главной мысли; уметь находить и исправлять недочёты в тексте. -различать типы текстов. |
85 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа |
|
86 | Р. Р. Урок редактирования |
| -совершенствование умений редактировать текст |
87 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа |
| -применять полученные знания на практике: классифицировать имена прилагательные по числу и роду и падежу.
-употреблять имена прилагательные в речи.
-находить имена прилагательные в тексте; выделять из него словосочетания «существительное + прилагательное»; уметь писать и проверять безударные окончания имён прилагательных множественного числа.
-контролировать свои действия, проверять написанное.
|
88 | Способы проверки безударных падежных окончаний прилагательных в мужском, женском и среднем роде единственного числа |
|
89 | Склонение и правописание окончаний имен прилагательных в форме множественного числа |
|
90 | Склонение и правописание окончаний имен прилагательных в форме множественного числа |
|
91 | Морфологический разбор имен прилагательных |
|
92 | Морфологический разбор имен прилагательных |
|
93 | Диктант №6 по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных» |
|
94 | Анализ работ. Работа над ошибками. |
|
95 | Местоимение | Общие сведения о личных местоимениях. |
| -находить личные местоимения в тексте; правильно употреблять в речи;
- распознавать и употреблять в речи личные местоимения. Определять личные местоимения как члены предложения.
- различать личные местоимения 1, 2 и 3 склонения единственного и множественного числа.
- склонять личные местоимения 1, 2 и 3 склонения множественного числа.
-применять полученные знания на практике: классифицировать личные местоимения по лицам и числам; склонять личные местоимения; - правильно писать личные местоимения с предлогами. | Наблюдать за личными местоимениями единственного числа при склонении (работать с таблицей) и устанавливать, как они изменяются.
Формулировать вывод по результатам наблюдений.
Анализировать текст: находить слова с определённой орфограммой.
Использовать личные местоимения с предлогами и без предлогов в устной и письменной речи.
Выделять глаголы среди других частей речи. Находить основание для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому признаку объединились в группы слова», при этом в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки: для глаголов по вопросам, числам).
Характеризовать роль глаголов в речи.
Определять форму времени глагола.
Наблюдать и устанавливать, как по неопределённой форме глагола определить все его возможные формы.
Анализировать грамматические признаки заданных глаголов.
Сравнивать глаголы: находить лишний глагол
Строить алгоритм определения спряжения глаголов и уточнять по учебнику.
Характеризовать правописание гласных в личных окончаниях глаголов I и II спряжения по таблице.
Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбик таблицы « I и II спряжение глаголов».
Наблюдать за тем, когда личные окончания глаголов являются орфограммой.
Формулировать вывод по результатам наблюдений.
Составлять и решать проблемно-грамматические задачи, касающиеся грамматических признаков глаголов.
Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины.
|
96 | Личные местоимения. |
|
97 | Роль местоимений в предложении. |
|
98 | Склонение личных местоимений |
|
99 | Склонение личных местоимений |
|
100 | Правописание местоимений с предлогами |
|
101 | Склонение личных местоимений |
|
102 | Морфологический разбор местоимений |
|
103 | Морфологический разбор местоимений |
|
104 | Обобщение знаний о местоимении. |
|
105 | Диктант №7 по теме «Местоимение» |
|
106 | Анализ работ. Работа над ошибками. |
|
107 | Глагол | Общие сведения о глаголе. |
| -обобщить сведения о глаголе, полученные ранее. -находить глаголы в тексте, ставить к ним вопросы; правильно употреблять их в речи.
-различать глаголы неопределённой формы, разбирать их по составу, грамотно употреблять в речи
|
108 | Значение глаголов для нашей речи. |
|
109 | Неопределенная форма глагола. |
|
110 | Неопределенная форма глагола. Частицы -ся, -сь. |
|
111 | Р. р. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри» |
|
112 | Три формы времени глагола. |
|
113 | Образование форм времени от неопределенной формы глагола. |
|
114 | Грамматические признаки глаголов в прошедшем времени. |
|
- контролировать свои действия, проверять написанное
|
115 | Образование глаголов прошедшего времени. |
|
116 | Образование глаголов прошедшего времени. |
|
117 | Р. Р. Урок редактирования |
| -совершенствование умений редактировать текст |
118 | Спряжение глаголов. |
| - определять время глаголов, ставить вопросы, изменять глаголы по временам -различать глагольные суффиксы; уметь образовывать глаголы прошедшего времени; грамотно писать родовые окончания глаголов единственного числа. |
119 | Первое и второе спряжение глаголов. |
|
120 | Определение спряжения глаголов по неопределенной форме. |
|
121 | Правописание безударных личных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа |
|
-анализировать слово как часть речи, определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. -знать признаки I и II спряжения
-определять спряжение глаголов по неопределённой форме.
- разбирать глаголы по составу, правильно писать глаголы 2-го лица единственного числа. - писать личные окончания глаголов во множественном числе. - контролировать свои действия, проверять написанное
|
122 | Правописание –тся, -ться. |
|
123 | Контрольное списывание |
|
124 | Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения |
|
125 | Спряжение глаголов во множественном числе |
|
126 | Спряжение глаголов. Практическая работа. |
|
127 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание -ь, -ться, -тся, -ца в глаголах.
|
|
128 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание -ь, -ться, -тся, -ца в глаголах.
|
|
129 | Р. р.Сочинение по картине А. Саврасов «Грачи прилетели» |
| -совершенствование умений редактировать текст
|
130 | Разбор глаголов прошедшего времени по составу. |
|
- определять спряжение глаголов, писать личные окончания глаголов.
-определять спряжение глаголов, писать личные окончания глаголов; уметь видеть изученные орфограммы; выполнять морфологический разбор глагола по алгоритму
-повторить полученные знания о глаголе; уметь писать мягкий знак в глаголах, их личные окончания. |
131 | Правописание безударных личных окончаний глаголов |
|
132 | Правописание безударных личных окончаний глаголов |
|
133 | Личные окончания глаголов, их правописание. |
|
134 | Личные окончания глаголов, их правописание. |
|
135 | Глаголы - исключения |
|
136 | Р. Р. Урок редактирования |
| -совершенствование умений редактировать текст |
137 | Личные окончания глаголов, их правописание. Глаголы-синонимы и глаголы- антонимы. |
| - излагать содержание текста в последовательности описания событий; составлять план текста; определять тему и основную мысль текста - контролировать свои действия, проверять написанное
|
138 | Диктант №8 по теме «Глагол» |
|
139 | Анализ работ. Работа над ошибками. |
|
140 | Наречие | Общие сведения о наречии. |
|
- находить наречия в тексте.
-знать признаки наречий.
- находить наречия в тексте; знать, что наречие – неизменяемая часть речи; правильно писать суффиксы –о; -а в наречиях.
|
Выделять в тексте и записывать словосочетания, в которые входят наречия. Устанавливать в процессе наблюдений и анализа, что наречие – неизменяемая часть речи.
Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм выбора суффикса наречия. Устанавливать, каким членом предложения является наречие |
141 | Образование наречий. |
|
142 | Наречие - Обстоятельство. |
|
143 | Правописание наречий. |
|
144 | Обобщение по теме. Разбор наречия по составу. |
|
145 | Проверочная работа по теме «Наречие» |
|
146 | Работа над ошибками. |
|
147 | Повторение | Повторение. Предложение. |
|
-находить и составлять предложения с однородными членами (обстоятельствами, определениями, дополнениями).
-расставлять знаки в простом и сложном предложениях.
-анализировать текст, находить предложения с прямой речью. -выделять прямую речь и слова автора.
- контролировать свои действия, проверять написанное
-анализировать слово как часть речи
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки
-применять полученные знания на практике: изменять имена существительные по падежам; сравнивать ударные и безударные окончания существительных одного и того же склонения;
- уметь писать и проверять безударные окончания имён прилагательных
-повторить полученные знания о глаголе; уметь писать мягкий знак в глаголах, их личные окончания.
- склонять личные местоимения; правильно писать личные местоимения с предлогами |
Составлять и решать проблемно-грамматические задачи,
Создавать план текста.
Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложением. Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст и исходным.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки.
Группировать слова по типу орфограммы. Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины
Анализировать и корректировать собственную работу. Сравнивать между собой разные типы текстов: описание, повествование, рассуждение; осознавать особенности каждого типа.
|
148 | Контрольное списывание. |
|
149 | Повторение. Предложения с однородными членами. |
|
150 | Повторение. Сложные предложения. |
|
151 | Повторение. Прямая речь. Обращение. Словосочетания. |
|
152 | Р. Р. Обучающее сочинение на тему «Хороший поступок». |
|
153 | Повторение. Фонетика. |
|
154 | Повторение. Морфемы. |
|
155 | Контрольный диктант № 9 за год. |
|
156 | Работа над ошибками. |
|
157 | Р. Р. Урок редактирования. |
|
158 | Повторение. Урок-олимпиада. |
|
159 | Контрольный словарный диктант. Различные виды разборов.
|
|
160 | Повторение. Однокоренные слова. |
|
161 | Повторение. Имя существительное. |
|
162 | Повторение. Склонение имен существительных. |
|
163 | Повторение. Имя прилагательное. |
|
164 | Повторение. Наречие. |
|
165 | Повторение. Глагол. |
|
166 | Повторение. Местоимение. |
|
167 | Повторение. Перенос слова. |
|
168 | Повторение. Непроверяемые безударные гласные. |
|
169 | Повторение. Проверяемые безударные гласные. |
|
170 | Повторение. Фонетический разбор слова. |
|