Разговорный русский
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Прусакова Елена Валериевна

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_razgovornyy_russkiy.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая образовательная программа

внеурочной деятельности по русскому языку

«Разговорный русский»

для 2 класса

Составитель:

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Прусакова Елена Валериевна

Пояснительная записка.

Актуализация обучения.

Современный этап исторического развития характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании.

Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

   Действительно, язык и до школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребёнка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в полной мере.

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и на дополнительных внеклассных занятиях по русскому языку. Хорошо организованные и систематические дополнительные занятия по русскому языку дают возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроке, с другой – глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить детей с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить всё то, что интересует детей, и всё то, что необходимо для практического овладения русским языком.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы факультатива по русскому языку.

Программа факультатива «Разговорный русский» создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся, так как на всех занятиях они  выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно выполнять нестандартные задания, анализировать изучаемый материал, пользоваться справочной литературой. Данный курс даёт возможность проводить специальную работу с детьми с целью реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Факультативный курс «Разговорный русский» составлен для учащихся 2 класса. На проведение занятий отводится 34 часа (1 час в неделю).

Программа  имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов русского языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов.

Целесообразность.

Изучение русского языка становится источником многообразных художественных впечатлений. Язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент может быть использован для наблюдения. Связь теории с практикой тоже является характерной чертой нашего предмета изучения, так как языком мы пользуемся постоянно.

Данная программа закладывает фундамент для преемственности в работе между начальным и средним звеном обучения.

Новизна факультативной работы задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию русского языка, приносит дух живого диалога, откровения, раскрепощённости в поиск истины томимым духовной жаждой поколением. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества и сотрудничества преподавателя и учащихся, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов.

Цель курса: 

  • формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;
  • развитие познавательных универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей;
  • обеспечение языкового развития учащихся, подготовка учащихся, грамотных в широком смысле слова;
  • формирование умений и навыков устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Основные задачи курса: 

  • способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
  • расширять лингвистический кругозор школьников;
  • воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку;
  • воспитывать чувство патриотизма;
  • воспитывать языковое чутьё;
  • повышать общую языковую культуру учащихся;
  • развивать и совершенствовать психологические качества школьников: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
  • выявлять одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитывать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы.

В основе создания данного курса лежат обще дидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё  такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий.

  1. Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
  2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.
  3. Принцип индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и  способствовать развитию каждого ученика.
  4. Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям данного курса. Занимательность достигается главным образом путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.
  5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Методы и формы организации занятий.

Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями учащихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий».

Основные формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие задания.

Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся.

Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников

Ожидаемые результаты: 

  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
  • умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.

В программе выделено 5разделов, подчиняющихся общему направлению данного курса.

Раздел «Фонетика» даёт учащимся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том, как появились и зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. Учащиеся на примере стихов и рассказов детских писателей знакомятся с характером гласных и согласных, ударных и безударных звуков. В разделе используются метаграммы, загадки, шарады, проблемные задания.

Раздел «Лексика» расширяет у учащихся лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру детей, обогащает словарный запас. В этом разделе учащиеся знакомятся с различными словарями. Ребята глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.

Раздел «Словообразование» расширяет представления учащихся о составе слова. В данном разделе учащиеся знакомятся с морфемами, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.

В разделе «Орфография» учащиеся развивают внимание, память, обогащают свой словарный запас. Данный раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.

Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе учащиеся шире знакомятся с морфологическими и синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, их ролью в нашей речи. В разделе используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Каждый раздел программы предполагает определённый объём и содержание, предъявляет требования к тому, что должны знать и уметь учащиеся.

Содержание программы (34 часа).

Цель программы второго класса: развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладеть этими богатствами.

Задачи: 

  • воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову;
  • углубление знаний учащихся о лексике, фонетике и грамматике русского языка;
  • развитие речи, мышления и воображения школьников.

Фонетика (6 часов).

Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки и рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.

Лексика (14 часов).

Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.

Словообразование (3 часа).

Понятие о морфемах (строительный материал слова). Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. Ребусы. Загадки. Занимательные игры.

Орфография (5 часов).

Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки.

Морфология (6 часов).

Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки, истории. Чайнворды.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 2 класса.

Учащиеся должны:

Иметь представление: 

- о происхождении слов русского языка;

-о словарях русского языка (толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);

- о прямом и переносном значении слов;

- о многозначных и однозначных словах.

Знать термины: 

фонетика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, фразеологизмы, эпитет, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма.

Уметь: 

- пользоваться орфографическими и толковыми словарями, применять алфавит в работе со словарям;

- различать изученные части речи; слова близкие по смыслу и однокоренные; слова, близкие и противоположные по значению;  

- определять орфограмму и объяснять правильное написание слова;

- разъяснять значения известных слов, устойчивых сочетаний и правильно их употреблять;

- объяснять значения пословиц.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия.

Количество часов.

Элементы содержания.

Основные

понятия.

Фонетика (6 часов).

1

По закону графики, или звуки и буквы.

1

Что изучает фонетика. Звуки и буквы. Игра «Превращения слов». Метаграммы. Цепочки слов. Творческое задание для самостоятельной работы.

Фонетика.

Звуки и буквы. Метаграмма.

2

По порядку становись!

1

Загадки об алфавите. Образование слов путём расстановки букв в алфавитном порядке. Закодированные слова. Групповое творческое задание «Замени одним словом».

Алфавит.

Загадка.

3

Буквы в слове переставим – много новых слов составим!

1

Творческое задание «Составь слова из предложенных букв и найди лишнее слово», игра «Из одного слова составь другое». Стихотворные анаграммы и анаграммы-перевёртыши.

Буквы. Звуки. Анаграмма.

4

Какие они разные – гласные-согласные.

1

Звуковые образы, или звукопись. Транскрипция слов и предложений. Составление предложений с использованием звукописи. Логическая занимательная игра со словами. Игра-конкурс «Кто знает больше разных слов?»

Гласные и согласные звуки.

Транскрипция. Звукопись.

5

Удар! Ещё удар!

1

Слова, в которых ударение не ставится. Шуточный рассказ Ф.Кривина «Ударные и безударные». Задания: «Выбери правильный безударный гласный». Шарада. Игра «Составь слова».

Ударение.

Ударные и безударные звуки. Шарада.

6

Привет, страна Олимпия!

1

Задания: «Поставь ударение», «Звуковая одежда и буквенный костюм». Игра «Рассыпанные слоги» (составление слов из разрозненных слогов). Загадки-шарады. Вопросы-шутки.

Лексика (14 часов).

7

Словарь, или вселенная в алфавитном порядке.

1

О значениях прекрасных разных. Толковый словарь и лексическое значение слова. Замена определения и толкования слова одним словом на заданную букву.

Лексика.

Словарь.

8

Поговорим о происхождении, или этимология слов.

1

Калейдоскоп. Значение и этимология слова.  «Ложная», или «народная», этимология.

Этимология.

Калейдоскоп.

9

Однозначные и многозначные слова.

1

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова в стихотворении  И.Токмаковой, толкование значения этих слов. Задание: «Подбери слова, поясняющие многозначность предложенных слов».

Однозначные и многозначные слова.

10

Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов.

1

Омоничность слов. Игра «Подбери к рисунку слово». Одинаково звучащие слова, которые являются разными частями речи. Слова-омонимы в стихотворении Я. Козловского. Шуточные вопросы.

Омонимы.

11

Дружба слов. Встреча с синонимами.

1

Синонимы в пословицах. Игра «Найди пару». Задание: «Подбери синонимы, состоящие из такого же количества букв».

Синонимы.

12

Когда значения спорят, или кое-что об антонимах.

1

Загадки. Задание «Подбери антонимы, обозначающие время, пространство, качества, черты характера». Игра «Найди антоним, подбери синоним».Задание: «Вставь пропущенные антонимы в пословицы и поговорки».

Антонимы.

Палиндром.

13

Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах.

1

Устаревшие слова и их «вторая жизнь». Викторина «Знатоки старинных слов». Что такое палиндром. Игра «Слова-перевёртыши». Перевёртыши-фразы.

Архаизмы.

Палиндром.

14

Слова-пришельцы.

1

Слова, пришедшие к нам  из других языков. Игра «Найди пришельца».

Заимствованные слова.

15

Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость.

1

Фразеологизмы-синонимы. «Фразеологический зверинец» - задание «Закончи фразеологизмы, подобрав подходящие по смыслу названия животных». Из каких профессий пришли фразеологизмы.

Фразеологизмы.

16

Игра "Поход на Ярмарку Словарей".

1

Словари. Разнообразие словарей: орфографический, толковый, этимологический, фразеологический. Правила пользования словарями. Практическая работа со словарями.

Орфографический словарь. Толковый  словарь. Этимологический, фразеологический словарь.

17

Королева скороговорка.

1

Скороговорки, чистоговорки. Игры со словами.

Скороговорка.

18

Слово плюс слово – пословица готова…

1

Криптограммы. Прямое и переносное значение пословиц. Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля.

Пословица. Криптограмма.

19

Викторина «Знаешь ли ты пословицы?»

1

Подбор пословиц к иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы подходящие числа». «Собери пословицу».

Пословица.

20

Привет, страна Олимпия!

1

Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил – слова составил», «Цепочки слов». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку.

Словообразование (3 часа).

21

Морфемы и их роль в словах.

1

Значимые части слова – морфемы. Корень слова. Кроссворды.

Морфема.

Кроссворд.

22

Смотри в корень!

1

Корень слова. Однокоренные слова. Задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи цепочку слов», «Подбери однокоренное слово».

Корень слова.

23

Строим новые слова. Игры со словами.

1

Словообразовательная цепь. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. Игра «Найди лишнее слово», «Построй слово», «Замени предложение одним словом».

Словообразование.

Орфография (5 часов).

24

Законы орфографии.

1

Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова, или Его Величество Орфографический словарь! Занимательные задания-игры: «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов».

Орфограмма.

25

Непроизносимые согласные, или звуки потерялись.

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки».

Непроизносимые согласные.

26

Встреча с именами собственными.

1

Собственные и нарицательные имена существительные. Творческие задания: «Собери слово», «Третий лишний», «Подбери пару» (произведение – писатель). Стихи-рифмовки. Загадки-логогрифы.

Имена собственные и нарицательные.

Логогрифы.

27

Дружба звуков, или кое-что о парных согласных.

1

Парные согласные по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости. Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов.

Парные согласные.

28

Привет, страна Олимпия!

1

Конкурсы-задания: «Объясни одним словом», «Грамотей», «Составь слово», «Четвёртый лишний», «Поэтическое буриме».

Буриме.

Морфология (6 часов).

29

Где живут слова и как они находят место?

1

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Стихотворение П. Чеснокова «О чём поспорили части речи?» Задания: «Отгадай сказку», «Найди имена собственные», «Раздели слова на группы».

Морфология.

Части речи.

Грамматическое значение слов.

30

Существительное – значит существует.

1

Ребусы. Задания: «Составь слово», «Допиши слово-рифму», «Отгадай слово по его определению».

Имя существительное.

Ребусы.

31

Живое – неживое?  С душою или без?

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задания «Раздели слова на группы», «Вставь названия животных в известные фразеологизмы». Викторина Каркуши. Чайнворды. Ребусы.

Одушевлённый, неодушевлённый.

Чайнворд.

32

Встреча с именами прилагательными.

1

Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имён прилагательных. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери эпитет». Задание: «Соедини существительные с прилагательными так, чтобы получились названия дорожных знаков».

Имя прилагательное.

Поговорки.

Эпитеты.

33

Глагол – часть речи или речь?

1

Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – часть речи. Задания: «Запиши одним словом» (замена фразеологизмов глаголами), «Дополни пословицы подходящими глаголами», «Подбери рифму». Кроссворд.

Глагол.

Рифма.

34

Привет, страна Олимпия!

1

Задания: «Образуй слова, добавляя одну лишь букву», «Составь слово по закономерности». Фразеологизмы-синонимы. Ребусы. Зашифрованная пословица.

Литература.

  1. Русский язык с увлечением. 2 класс. Образовательный курс./Е.В.Агапова, Л.Н.Коваленко. – М.: Планета, 2012.
  2. Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. – М.: ООО «Издательство АСТ, 2002.
  3. Сухин И.Г.  «Занимательные материалы» (мастерская учителя). – М.: ВАКО, 2004.
  4. «350 развивающих упражнений по русскому языку» (увлекательное пособие для младших школьников и учителей начальных классов).- Минск, ООО «Юнипресс», 2004.
  5. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост.                               Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.
  6. Сычева Г.Н. Тесты по русскому языку для начальной школы. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011.
  7. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование фразеологизмов в разговорной речи".

Работа над фразеологизмами очень интересна, с помощью них мы включаемся в активную умственную деятельность и задумываемся над значением слов. Так как большая часть фразеологизмов русского происхождени...

Обучение младших школьников разговорному якутскому языку. Рабочая тетрадь по предмету язык саха.

Рабочая тетрадь поможет повысить качество усвоения школьниками учебного материала, расширит кругозор обучающихся, даст элементарные знания и представления о Якутии, научит общаться на якутсом я...

Применение вербальных опор при обучении разговорной речи учащихся начальной школы

Каждого человека, который берется за изучение иностранного языка, подстерегает ряд трудностей, связанных с особенностями языкового сознания. Дело в том, что «язык – бесконечный и нерасчлененный поток ...

Формирование умений разговорной речи на уроках предметно-практического обучения в школе для неслышащих детей.

Изложенный в статье материал поможет учителю совершенствовать работу по развитию разговорной речи неслышащих учащихся на уроках предметно-практического обучения. Авторы статьи: Н.В. Мирошниченко, Н.В....

Примерный речевой материал обиходно-разговорного характера для формирования разговорной речи слабослышащих учащихся II отделения во внеурочное время.

Составленный речевой материал позволяет организовать работу воспитателей (родителей) по формированию обиходно-разговорной речи....

Элективный курс по английскому языку 9 класс "Разговорный английский"

Программа элективного курса «Разговорный английский» предназначена для учащихся 9 классов.Данная программа предназначена для более расширенного изучения иностранного языка.  Большое внимание удел...

Выступление на РМО по теме:Рекомендации для учителей начальных классов по оцениванию знаний обучающихся, имеющих логопедические проблемы, и обучающихся, не владеющих устной русской разговорной речью, на различных этапах обучения»

Рекомендации для учителей начальных классов по оцениванию знаний обучающихся, имеющих логопедические проблемы, и обучающихся, не владеющих устной русской разговорной речью, на различных этапах обучени...