Проект "Использование фразеологизмов в разговорной речи".
творческая работа учащихся (чтение, 3 класс) по теме
Работа над фразеологизмами очень интересна, с помощью них мы включаемся в активную умственную деятельность и задумываемся над значением слов. Так как большая часть фразеологизмов русского происхождения и они, живые свидетели прошлого,поэтому фразеологизмы помогают нам больше узнать об окружающем мире, истории и культуреРоссии. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык более сознательно им пользоваться.
Но мы столкнулись с проблемой: наша речь бедна устойчивыми словосочетаниями, и мы часто не понимаем некоторых оборотов, которые встречаются в текстах для чтения, и употребляем их неправильно.Во фразеологизмах слова приобретают особые значения, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их словесный состав, и их значение. Но и этого оказывается мало. Необходимо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм, понимать образную основу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_frazeologizmy.docx | 24.43 КБ |
frazeologizmy_prezentaciya.pptx | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Северо-Восточное управление
Министерства образования и науки Самарской области
Окружной фестиваль исследовательских проектов младших школьников
«Первоцвет»,
Гуманитарная секция
Использование фразеологизмов в разговорной речи.
Выполнили: Гордосевич Наталья,
Фокина Елена,
ученицы 3 класса
МОУ Большемикушкинской СОШ
Введение.
На уроках русского языка учитель знакомит нас с фразеологическими оборотами. Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной и эмоциональной.
Работа над фразеологизмами очень интересна, с помощью них мы включаемся в активную умственную деятельность и задумываемся над значением слов. Так как большая часть фразеологизмов русского происхождения и они, живые свидетели прошлого, поэтому фразеологизмы помогают нам больше узнать об окружающем мире, истории и культуре России. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык более сознательно им пользоваться.
Но мы столкнулись с проблемой: наша речь бедна устойчивыми словосочетаниями, и мы часто не понимаем некоторых оборотов, которые встречаются в текстах для чтения, и употребляем их неправильно. Во фразеологизмах слова приобретают особые зна чения, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их сло весный состав, и их значение. Но и этого оказывается мало. Необхо димо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фра зеологизм, понимать образную основу.
Целью нашей работы является: научиться понимать смысл фразеологических оборотов и активно использовать их в собственной речи. Ведь, понять «почему мы так говорим», всегда интересно.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Обогащение словаря учащихся фразеологизмами, его уточнения и активизации;
2. Усвоения учащимися понятия фразеологизм;
3. Формирования умения пользоваться фразеологическим словарём.
4. Выяснить, какие фразеологизмы часто используются в нашей речи.
Объект исследования: фразеологические обороты.
Продукт проекта:
Тип проекта: групповой.
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, пословицы и поговорки). Однако фразеологиче ский состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.
Фразеологические обороты образовались по – разному:
- Фразеологические обороты, созданные на основе пословиц и поговорок. Голод не тётка, рука руку моет.
- Фразеологизмы, вошедшие в нашу жизнь из профессиональной речи.
Бить баклуши, точить лясы.
- Некоторые выражения пришли из мифов (Ахиллесова пята), фольклора Сказка про белого бычка – русская народная сказка), литературных произведений (мартышкин труд из басни И.А.Крылова «Мартышка и очки»).
Фразеологизмы могут быть многозначны. Например, поставить на ноги:
1. вылечить, избавить от болезни
2. вырастить, воспитать, довести до самостоятельности
3. заставит активно действовать, принимать деятельное участие в чём – либо
4. укрепить экономически, материально
Все фразеологизмы могут быть разделены на две группы:
1. исконно русские
2. заимствованные
Основную массу употребляющихся в настоящее время фразеологических оборотов составляют устойчивые сочетания слов исконно – русского происхождения (ища ветра в поле, водой не разольёшь). Они возникли в русском языке или унаследованы из более древнего языка.
Образ рождается как отражение реальной действительности. Для того, чтобы представить себе в виде образа явление действительности мы должны во – первых опираться на знание этой действитель ности, во – вторых прибегнуть к воображению.
Образ обычно создаётся за счёт «двойного видения». Так мы видим перед собой высокого человек, и это реальное, но одновременно мы можем вспомнить ещё пожарную каланчу, которая раньше была самым высоким строением в городе. Совмещая эти два «видения» мы назы ваем высокого человека пожарной каланчёй, и это уже образ. Для луч шего понимания образности фразеологизмов необходимо развивать воображение.
С учащимся 3-6 классов мы провели опрос.
Фразеологизмы | Слышал | Употребляю в речи | Могу объяснить смысл |
Точить лясы | |||
Ахиллесова пята | |||
Баюшки - Баю | |||
Белая ворона | |||
Белены объелся | |||
Берёзовая каша | |||
Бить баклуши | |||
Блудный сын | |||
Бумага не крас-неет. Бумага всё стерпит | |||
Вилами на воде писано | |||
Восьмое чудо света | |||
Гвоздь программы | |||
Где раки зимуют | |||
Голод не тётка | |||
Горе луковое | |||
Душа в пятки ушла | |||
Заварить кашу | |||
Задеть за живое | |||
Зарубить на носу | |||
Знать на зубок | |||
Зубы заговаривать | |||
Избушка на курьих ножках | |||
Как с гуся вода | |||
Крокодиловы слёзы | |||
Мартышкин труд | |||
На лбу написано | |||
Ни пуха ни пера | |||
Перемывать косточки | |||
Плясать под чужую дудку | |||
После дождичка в четверг | |||
Поставить на своё место | |||
Разбитое корыто | |||
Семь пятниц на неделе | |||
Сказка про белого бычка | |||
Скатертью дорога | |||
Чучело гороховое | |||
Типун тебе на язык |
Учащимся 10-11 классов мы предложили написать сочинение о своем друге, используя фразеологизмы.
При изучении фразеологизмов происходит разви тие воображения. Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления.
Заключение.
С 1 класса мы обогащаем свой словарный запас. Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь устная и письменная, чтение, окружающий мир. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Огромную роль может сыграть работа с фразеологизмами. Но в начальной школе на изучение фразеологизмов уделяется мало внимания. И чем раньше мы начнем постигать секреты родного языка, тем быстрее и глубже сможем им овладеть и постигнуть национальную культуру.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема Хотя мы и изучаем фразеологизмы, но на самом деле мы часто не понимаем их, или употребляем неправильно. Нужно не только запомнить их словесный состав и значение, но нужно знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм.
Цель проекта: Грамотное и активное использование фразеологизмов в собственной речи.
Задачи: Усвоить понятие фразеологизм; Обогатить свой словарный запас фразеологизмами; Формировать умение пользоваться фразеологическим словарем; Выяснить, какие фразеологизмы часто используются в разговорной речи наших учащихся; Попробовать сочинить свои фразеологизмы.
Наше предположение Мы решили, что если начнем изучать фразеологизмы вне урока, то узнаем много исторических фактов, обогатим свою речь, поможем другим ученикам понять смысл различных фразеологизмов. Объект исследования: фразеологические обороты Продукт проекта: слайдовая презентация наиболее употребляемых фразеологизмов, словарик «новых» фразеологизмов
Наши шаги: Изучили литературу по происхождению фразеологизмов и их значению Провели опрос Попросили учащихся 7-8 классов написать сочинения о друге с использованием фразеологизмов Провели конкурс рисунков на правильное понимание фразеологизмов Искали выражения, которые могут превратиться во фразеологизмы
Словарь Зависнуть - увлечься Зависать – тормозить Батарейка села - устал
Таблица наиболее употребляемых фразеологизмов Зарубить на носу 13 Душа в пятки ушла 11 Знать на зубок 11 Ни пуха ни пера 11 Баюшки - Баю 10 Типун тебе на язык 9 Скатертью дорога 8 Где раки зимуют 8
Зубы заговаривать 7 На лбу написано 7 Зубы заговаривать 7 Бить баклуши 6 Горе луковое 6 Точить лясы 5 Крокодиловы слезы 5
Выписки из сочинений, в которых были использованы фразеологизмы: Сочинение Фёдорова И. 8 кл . «…Рыжий, конопатый, улыбка до ушей, метр с кепкой …»; «…Но вы не думайте, что он шут гороховый . Твой секрет он под пыткой не выдаст…. Он никогда не будет плясать под чужую дудку , перемывать другим косточки, лить крокодильи слезы …» Сочинение Алексеевой В. 7 кл . «…Она может неожиданно позвонить или придти, когда у меня на душе кошки скребут …»
Сочинение Осиповой О. 8 кл . «…чтобы понять, кто рядом с тобой, надо с человеком пуд соли съесть …» Сочинение Осипова А. 7 кл . «…Мы с ним не разлей вода …. Ваня знает себе цену …. Про него можно сказать, что он « и швец и жнец и в дуду игрец ».
Фразеологические обороты /рисунки/
Заключение В результате нашей работы над проектом мы узнали много исторических фактов, получили представление о том, как создаются фразеологизмы, пополнили свою речь интересными выражениями, освежили у учащихся школы знания о правильном употреблении фразеологизмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение вербальных опор при обучении разговорной речи учащихся начальной школы
Каждого человека, который берется за изучение иностранного языка, подстерегает ряд трудностей, связанных с особенностями языкового сознания. Дело в том, что «язык – бесконечный и нерасчлененный поток ...
Формирование умений разговорной речи на уроках предметно-практического обучения в школе для неслышащих детей.
Изложенный в статье материал поможет учителю совершенствовать работу по развитию разговорной речи неслышащих учащихся на уроках предметно-практического обучения. Авторы статьи: Н.В. Мирошниченко, Н.В....
Примерный речевой материал обиходно-разговорного характера для формирования разговорной речи слабослышащих учащихся II отделения во внеурочное время.
Составленный речевой материал позволяет организовать работу воспитателей (родителей) по формированию обиходно-разговорной речи....
Методические рекомендации по развитию разговорной речи в школе II вида.
Полезные конкретные советы по развитию разговорной речи....
Интегрированный урок музыки и риторики во 2 классе по теме «Интонация в музыке и разговорной речи»
Интегрированный урок раскрывает понятие"интонация"в музыке и разговорной речи, дети в групповой работе осознают и выясняют,что может быть различная интонация, выполняя различные задания....
Стихи и песни как средства обучения разговорной речи на начальном этапе
Обучение английскому языку детей младшего возраста ведется устно – дети овладевают прежде всего навыками аудирования и говорения, причём аудированию придаётся особое значение. Оно является и целью и м...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Главным направлением в обучении иностранному языку является коммуникативный подход, т.е. обучение умению владеть разговорной речью, общаться на иностранном языке. Для успешного решения этой задачи нео...