Конспект урока по теме приставка. 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Печеницына Екатерина Александровна

В ходе коллективного поиска и обсуждения сформулировать определение приставки как части слова., и вывести алгоритм нахождения приставки в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_morfemike.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Система обучения: «Школа XXI века», автор учебников: Иванов С.В.,  Журова Л.Е., Евдокимова А.О.

Класс: 2 (первая часть, стр.127, урок 62)

Тема: «Приставка»

Цель: В ходе коллективного поиска и обсуждения сформулировать определение приставки как части слова., и вывести алгоритм нахождения приставки в слове.

Задачи:

1. Образовательные: самостоятельное нахождение,  вычленение и характеристика новой языковой единицы (морфемы); формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; формирование умений и навыков частичного морфемного анализа слов; обогащение активного словаря учащихся; развитие орфографической зоркости на основе изучения морфемного состава слова;

2. Воспитывающие: умение работать в коллективе, парах; восполнение духовной и эмоциональной культуры; воспитание   взаимопомощи.

3. Развивающие: развитие речи учащихся,  развитие творческих способностей детей, интереса к языковому материалу;  продолжение формирования компонентов учебной деятельности;

Ход урока:

1. Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок русского языка.

2. Актуализация знаний.

(Работа  с карточками)

-Сейчас я раздам вам карточки, и вы самостоятельно в течение 5 минут выделите в них  морфемы.

 Слова на карточке:

лесок             река                             крупинка                болтливый              каменный

сено              слезинка                     заехал                     бесполезный         безоблачный

луг                 пригород                    книга                         поход                 запасать                

(дети работают индивидуально).

-Ребята, кто выполнил задание полностью, поднимите руки. А какие слова у вас вызвали затруднение?

Учитель записывает слова, вызвавшие затруднение, на доске:

Пригород, заехал, бесполезный, безоблачный, полить.

3. Этап открытия новых знаний

А) постановка проблемы

-Почему они вызвали затруднение?

(потому что не знаем часть слова)

-Давайте разберем слова по составу:

( дети по очереди выходят к доске и разбирают слова).

Пригород, заехал, бесполезный, безоблачный, полить.

Минутка чистописания: Давайте запишем эти слова в тетради каллиграфическим почерком.

- А почему вы никак не обозначили эту часть (учитель показывает на приставку):

( потому что еще не знаем, какая это часть и как ее обозначать)

Б) поиск решения проблемы:

Подводящий диалог:

-Это часть слова, а где она стоит?

Карточка на доске:

(перед корнем) - Учитель повесил карточку на доске: ;

-Давайте попробуем убрать эту морфему:

(получились слова: город, ехал, полезный, облачный, лить)

- Как вы думаете, для чего эта морфема нужна, что изменяется, когда мы ее используем?

(с помощью этой морфемы изменяется значение слова)-

Карточка на доску:

- Ребята,  она обозначается вот так:

Карточка на доску:

- Ребята, кто-то может уже догадался, как называется эта часть слова?

(если кто-то ответил, учитель вывешивает посередине последнюю карточку, или сам говорит, что это приставка)

Карточку на доску:  

На доске составлена блок-схема:

-Кто сможет объяснить нам, почему она называется именно так?

(предположения и гипотезы детей: потому что она «приставляется к слову, перед корнем и изменяет слово)

В) самостоятельное формулирование учащимися определения

- Давайте попробуем сформулировать определение, что же такое приставка.

(Дети самостоятельно формулируют понятие: часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов – это приставка)

4. Воспроизведение новых знаний в разных формах.

Работа в парах

 (Упр.1, стр.128) Задание к упражнению: обсуждая в парах, выполните задание. (выписать слова в тетрадь, вставляя правильные приставки)

Упражнение №3 выполняется устно: Дети по очереди читают словосочетания и в совместной работе образуют новые слова.

Вывод: с помощью приставки мы образуем новые слова, приставка имеет значение.

5. Практическая часть урока.

-Ребята, давайте вместе найдем приставки в словах.

 (На доске написаны слова:   выход

                                                      заезд

                                                       поиграть

                                                     прибрежный

- В первом слове приставку находят дети совместно с учителем, при  этом они вырабатывают алгоритм нахождения приставки (подобрать однокоренные слова, выделить в них корень, отметить часть слова перед корнем, которой они различаются – Это приставка, назвать приставку).

Учитель записывает его на доску.

 Первое слово учитель комментирует по алгоритму

Два последующих слова комментируют более сильные учащиеся: Внешнеречевое проговаривание

В последнем слове дети по алгоритму самостоятельно находят приставку.

Упражнение на закрепление умения нахождения приставки в словах по алгоритму (индивидуальная работа). Учитель дает список слов (разные карточки), учитывая индивидуальные особенности детей. После выполнения самостоятельной работы, выполняются критерии оценивания, совместно с учителем.  Выполняется взаимопроверка.

6. Подведение итогов урока.

Мини-опрос  (обобщение новых сведений) и ДЗ (упр. 2, стр.128)

С какой частью слова мы познакомились сегодня на уроке? Кто напомнит нам определение приставки? кто помнит алгоритм нахождения приставки в слове, который мы с вами сегодня выработали на уроке? Для чего нам нужна приставка?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Учимся различать предлоги и приставки", 2 класс

Конспект урока по русскому языку по учебнику С.В.Иванова 2 класс...

Конспект урока по теме "Приставка" по ФГОС в таблице

Конспект урока по теме "Приставка" по ФГОС в таблице....

Конспект урока по теме "Приставка", 2 класс УМК "Перспектива"

Цели урока:   Предметные: формирование умения распознавать приставки в словах, на основе учёта двух существенных признаков: нахождение перед корнем и образование с помощью приставок новых сл...

План конспект и технологическая карта урока на тему "Приставка" 3 класс

Разработанный сомастоятельно конспект урока и технологическая карта, фото методического материала....

Конспект урока на тему "Приставка"

конспект урока на тему что такое приставка...