Конспект урока по теме приставка. 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
В ходе коллективного поиска и обсуждения сформулировать определение приставки как части слова., и вывести алгоритм нахождения приставки в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_morfemike.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Система обучения: «Школа XXI века», автор учебников: Иванов С.В., Журова Л.Е., Евдокимова А.О.
Класс: 2 (первая часть, стр.127, урок 62)
Тема: «Приставка»
Цель: В ходе коллективного поиска и обсуждения сформулировать определение приставки как части слова., и вывести алгоритм нахождения приставки в слове.
Задачи:
1. Образовательные: самостоятельное нахождение, вычленение и характеристика новой языковой единицы (морфемы); формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; формирование умений и навыков частичного морфемного анализа слов; обогащение активного словаря учащихся; развитие орфографической зоркости на основе изучения морфемного состава слова;
2. Воспитывающие: умение работать в коллективе, парах; восполнение духовной и эмоциональной культуры; воспитание взаимопомощи.
3. Развивающие: развитие речи учащихся, развитие творческих способностей детей, интереса к языковому материалу; продолжение формирования компонентов учебной деятельности;
Ход урока:
1. Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок русского языка.
2. Актуализация знаний.
(Работа с карточками)
-Сейчас я раздам вам карточки, и вы самостоятельно в течение 5 минут выделите в них морфемы.
Слова на карточке:
лесок река крупинка болтливый каменный сено слезинка заехал бесполезный безоблачный луг пригород книга поход запасать |
(дети работают индивидуально).
-Ребята, кто выполнил задание полностью, поднимите руки. А какие слова у вас вызвали затруднение?
Учитель записывает слова, вызвавшие затруднение, на доске:
Пригород, заехал, бесполезный, безоблачный, полить.
3. Этап открытия новых знаний
А) постановка проблемы
-Почему они вызвали затруднение?
(потому что не знаем часть слова)
-Давайте разберем слова по составу:
( дети по очереди выходят к доске и разбирают слова).
Пригород, заехал, бесполезный, безоблачный, полить.
Минутка чистописания: Давайте запишем эти слова в тетради каллиграфическим почерком.
- А почему вы никак не обозначили эту часть (учитель показывает на приставку):
( потому что еще не знаем, какая это часть и как ее обозначать)
Б) поиск решения проблемы:
Подводящий диалог:
-Это часть слова, а где она стоит?
Карточка на доске:
(перед корнем) - Учитель повесил карточку на доске: ;
-Давайте попробуем убрать эту морфему:
(получились слова: город, ехал, полезный, облачный, лить)
- Как вы думаете, для чего эта морфема нужна, что изменяется, когда мы ее используем?
(с помощью этой морфемы изменяется значение слова)-
Карточка на доску:
- Ребята, она обозначается вот так:
- Ребята, кто-то может уже догадался, как называется эта часть слова?
(если кто-то ответил, учитель вывешивает посередине последнюю карточку, или сам говорит, что это приставка)
Карточку на доску:
На доске составлена блок-схема:
-Кто сможет объяснить нам, почему она называется именно так?
(предположения и гипотезы детей: потому что она «приставляется к слову, перед корнем и изменяет слово)
В) самостоятельное формулирование учащимися определения
- Давайте попробуем сформулировать определение, что же такое приставка.
(Дети самостоятельно формулируют понятие: часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов – это приставка)
4. Воспроизведение новых знаний в разных формах.
Работа в парах
(Упр.1, стр.128) Задание к упражнению: обсуждая в парах, выполните задание. (выписать слова в тетрадь, вставляя правильные приставки)
Упражнение №3 выполняется устно: Дети по очереди читают словосочетания и в совместной работе образуют новые слова.
Вывод: с помощью приставки мы образуем новые слова, приставка имеет значение.
5. Практическая часть урока.
-Ребята, давайте вместе найдем приставки в словах.
(На доске написаны слова: выход
заезд
поиграть
прибрежный
- В первом слове приставку находят дети совместно с учителем, при этом они вырабатывают алгоритм нахождения приставки (подобрать однокоренные слова, выделить в них корень, отметить часть слова перед корнем, которой они различаются – Это приставка, назвать приставку).
Учитель записывает его на доску.
Первое слово учитель комментирует по алгоритму
Два последующих слова комментируют более сильные учащиеся: Внешнеречевое проговаривание
В последнем слове дети по алгоритму самостоятельно находят приставку.
Упражнение на закрепление умения нахождения приставки в словах по алгоритму (индивидуальная работа). Учитель дает список слов (разные карточки), учитывая индивидуальные особенности детей. После выполнения самостоятельной работы, выполняются критерии оценивания, совместно с учителем. Выполняется взаимопроверка.
6. Подведение итогов урока.
Мини-опрос (обобщение новых сведений) и ДЗ (упр. 2, стр.128)
С какой частью слова мы познакомились сегодня на уроке? Кто напомнит нам определение приставки? кто помнит алгоритм нахождения приставки в слове, который мы с вами сегодня выработали на уроке? Для чего нам нужна приставка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Учимся различать предлоги и приставки", 2 класс
Конспект урока по русскому языку по учебнику С.В.Иванова 2 класс...
Конспект урока по теме "Приставка" по ФГОС в таблице
Конспект урока по теме "Приставка" по ФГОС в таблице....
Конспект урока по теме "Приставка", 2 класс УМК "Перспектива"
Цели урока: Предметные: формирование умения распознавать приставки в словах, на основе учёта двух существенных признаков: нахождение перед корнем и образование с помощью приставок новых сл...
План конспект и технологическая карта урока на тему "Приставка" 3 класс
Разработанный сомастоятельно конспект урока и технологическая карта, фото методического материала....
Конспект урока на тему "Приставка"
конспект урока на тему что такое приставка...
Конспект урока по теме Отличие приставки и предлога. Роль предлога и приставки в речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)...