Конспект урока по теме Отличие приставки и предлога. Роль предлога и приставки в речи.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
МАОУ "Большеельнинская СШ" Волынцева Инна Александровна
Конспект урока по теме: " Отличие приставки и предлога. Роль предлога и приставки в речи".
Цели урока:
- развитие умения отличать предлоги от приставок через разведение понятий;
- развитие связной речи учащихся через небольшой художественный текст;
- формирование навыка правильного написания предлогов и приставок через систему упражнений;
- формирование орфографической зоркости;
- закрепление общеучебных умений и навыков.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
II. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности.
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.
Нам сегодня предстоит разобраться в том, что есть что.
Посмотрите, что я выписала на доску.
На доске: От в во за на над под у из про с о об
(Приставки. Предлоги.)
III. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения; сформировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности; согласовать цель и тему урока.
Так приставки или предлоги? (Без текста мы не сможем определить.)
Где приставка ? Где предлог?
Кто бы нам понять помог!
Тема нашего урока “Отличие приставки и предлога. Роль предлога и приставки в речи”.
Нам сегодня нужно будет выявить все главные признаки, по которым мы сможем определить, где предлог, а где приставка. На ваш взгляд, какое главное отличие?
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения алгоритма рассуждения приставка это или предлог; создание проблемной ситуации и поиск решения проблемы, используя разные варианты.
Словарно-орфографическая работа.
На доске записаны словосочетания:
(до)ехал (до)деревни
(по)бежал (по)дороге
(про)читал (про)завод
(под)полз (под)машину
(на)кричал (на)собаку
Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1) Можно разделить на слова из словаря и не из него.
2) На глаголы и существительные.
3) На слова с приставками и слова с предлогами.
Беседа по вопросам:
V. Реализация построенного проекта.
Цель: обсудить различные варианты, предложенные учащимися, и выбрать оптимальный вариант; зафиксировать новый способ действия в виде алгоритма.
Еще раз внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Назовите слова с приставками.
Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.)
Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: – ехал, приехал; побежал – бежал, подбежал и т. д.)
Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.
(До деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку.)
Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)
Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)
Попытайтесь между предлогом и следующим за ним, словом вставить вопрос или другое слово.
(До (чего?) деревни, до нашей деревни
По (чему?) дороге, по узкой дороге
Про (что?) завод, про тракторный завод и т. д.)
Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)
Алгоритм рассуждений:
-Это глагол?
-ДА - около глаголов предлоги не стоят, значит это
приставка, пишется слитно. (ПОБЕЖАЛ.)
-НЕТ - ставим слово в начальную форму :есть такое слово - приставка, нет - предлог.
Ребята, посмотрите внимательно на словосочетания. Какие еще орфограммы «спрятались» в словах с приставками? (безударный гласный звук в приставке и в корне)
А как написать такие слова без ошибок, что для этого нужно знать? (если безударн. глас. в приставке, нужно вспомнить как пишется приставка, а если в корне, то подобрать однокоренное с ударным гласным).
Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните предлог и выделите приставку.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Замечательно. В нашем учебнике есть упражнение № 108. Предлагаю его выполнить.
Дети устно объясняют значение каждого слова в форме экспресс-опроса:
Наряд – 1) документ, которым устанавливается задание на выполнение работ исполнителям, непосредственно рабочему, бригаде работников;
2) воинское задание, поручаемая военнослужащему работа;
3) красивая нарядная одежда №1 костюм;
Ряд - вереница, строй, предметы по одной черте, по порядку, чередом.
Пробор - линия, разделяющая волосы, расчесанные на две стороны.
Бор – 1) сосновый лес на песчаных и каменистых почвах; иногда с примесью березы, почти без подлеска;
2) стальное сверло в бормашине;
3) химический элемент.
Занос - наметенный вьюгой, ветром сугроб, преграждающий путь.
Нос – 1) орган обоняния, находящийся на лице у человека и на морде у животных;
2) передняя часть судна.
Пополю – желание полоть, выдёргивать сорняки.
Поле - 1) безлесная равнинная территория;
2) участки пашни, на которые разделена площадь севооборота, и запольные участки;
3) площадка, оборудованная для чего-либо (напр., поле футбольное);
4) район боевых действий (напр., поле битвы).
Запечь – выпекать что-нибудь в духовом шкафу.
Печь - каменное или металлическое сооружение, накаливаемое сжиганием дров или иного горючего вещества, и служащее для нагревания помещений или для обработки каких-нибудь материалов.
Найдите предлоги и докажите свой ответ.
На, про, за, по – предлоги, потому что между ними можно поставить подходящее по смыслу имя прилагательное.
Дидактическая игра “Нужный предлог”.
А хотите поиграть? Тогда, вперёд!
Прикрепляется ватман с записью:
взобрался | ? | гора |
зацепился | ? | скатерть |
добрести | ? | город |
выехали | ? | село |
вцепился | ? | рука |
Почему изменяются имена существительные?
(Этому способствует предлог)
Так какая роль у предлогов в русском языке?
(Предлоги служат для связи слов в предложении.)
Физкультминутка
С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.
VII. Самостоятельная работа.
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на определение приставок и предлогов; тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
Спасибо, сели, продолжаем работать. Что надо сделать в упражнении № 109?
(Добавить предлоги. Надо выписать сочетания прилагательных с существительными.)
Выполните работу самостоятельно.
(Дети выполняют задание.)
Хорошо, проверяем вслух, работаем цепочкой.
(Бурый медведь, сильный зверь, крупный зверь, жёсткая шерсть, длинная шерсть, небольшие уши, ноги толстые, на широких лапах, длинные когти, острые когти, на задних лапах.)
Оцените свою работы.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.(резерв)
Цель: тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.
Подойдите и выберите ту карточку, с которой вы хотите поработать.
(Дети самоопределяются в выборе задания.)
| Вариант1 |
| Вариант 2 |
| Вариант 3 |
1. Прочитай текст. … кустах защебетали птицы. … лесной глуши прокуковала кукушка. … болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. … ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро. 2. Запиши, вставляя необходимые предлоги вместо пропущенных слов. 3. Подчеркни орфограммы. | 1. Прочитай текст. … кустах защебетали птицы. … лесной глуши прокуковала кукушка. … болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. … ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро. 2. Запиши, вставляя из слов для справок необходимые предлоги вместо пропущенных слов. Слова для справок: К, за, в, на, при, над, под, около. | 1. Прочитай текст. В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро. 2. Спиши его. Проверь. 3. Подчеркни предлоги. |
Примечание:
Формат карточки одинаковый, но они трёх видов по уровню трудности. Дети знают, что карточка с жёлтым квадратом очень трудная, с красным квадратом – средней трудности, с зелёным квадратом – с дополнительными указаниями (облегчённый вариант). Их неравное количество: высокого уровня делаем заведомо больше, чтобы был рост у детей среднего уровня, карточки для слабых делаются по принципу + 1 от количества детей с этим уровнем. У детей всегда есть шанс выбрать более сложный уровень, т.к. карточек делается больше, чем детей в классе.
Спасибо за выбор. У каждого из вас теперь на парте лежит карточка. Прочитайте внимательно её задание и начинайте работу. Помните, если вам что-либо не понятно, вы всегда можете спросить.
(Дети выполняют задание самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную дозированную помощь.)
IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: оценить результаты собственной деятельности; согласовать домашнее
Найдите упражнение № 110. Прочитайте задание. Что вызвало затруднение? Запишите номер в дневник – это домашнее задание.
Давайте сделаем обобщение.
Какова была цель урока?
Какие знания мы открыли?
Что мы знаем о предлоге и приставке?
Дети получают карточка, на которой пропущены слова.
Вы вместе со своим соседом по парте впишите недостающие слова.
Предлоги Приставки
1. Часть речи 1. Часть слова
2. Можно вставить вопрос или 2 Нельзя вставить вопрос или
другое слово другое слово
3. Не дружат с глаголами 3. Дружат с глаголами
4. Пишутся раздельно 4. Пишутся слитно
Давайте проверим.
Ребята, отгадайте шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)
Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Роль предлогов в речи"
Конспект урока русского языка 2 класс "Роль предлогов в речи" Учащиеся получат первоначальное представление о предлогах в речи с помощью одного известного героя мультфильма "Фиксики" Дедуса....
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов"
Урок открытия новых знаний проведён в игровой форме с включением сказочного героя Зимушки - зимы....
Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...
Конспект урока по русскому языку "Приставки и предлоги"
Урок усвоения новых знаний, разработанный по УМК "Школа России"....
Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...
Конспект урока по русскому языку на тему "Предлог. Правописание предлогов".2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"
Урок разработан с использованием эффективных образовательных технологий: проблемного обучения ( на этапе формулировки темы и целей), укрупнения дидактических единиц ( на этапе словарной работы)....