Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шуляк Татьяна Олеговна

Тема урока: Двойные согласные в корне слова.

Цели урока: познакомить с орфограммой - «Двойные соглассные»; научить состовлять текст на заданную тему.

Планируемые результаты:

·        Предметные: применять на практике правила правописания изученной орфограммы: двойные согласные; составлять текст на заданную тему.

·        Личностные: понимать тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvoynye_soglasnye_v_korne_slova_3_klass_1.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе Шуляк Татьяны Олеговны

Тема урока: Двойные согласные в корне слова.

Цели урока: познакомить с орфограммой - «Двойные соглассные»; научить состовлять текст на заданную тему.

Планируемые результаты:

  • Предметные: применять на практике правила правописания изученной орфограммы: двойные согласные; составлять текст на заданную тему.
  • Личностные: понимать тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 мин

- Ребята, закройте глаза настройтесь и повторяйте за мной:

Я уже много знаю.

Вокруг много неизвестного.

Я хочу узнать больше!

Я могу узнать больше!

Я готов работать!

- Откройте глаза.

Приветствовать учителя.

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

Практ.: уст. и письм. упр.

 7 мин

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Записываем словарные слова, отгадав загадки:

Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный … (КЛАСС) (Орфограмма, удвоенная «с», запоминаем.)

Многим вам она знакома,

В ней купаться можно дома.

Что же это за предмет?

Догадались или нет? (ВАННА)

Простудился я вчера,

Голова болит с утра,

Я закашлялся, охрип.

У меня наверно … (ГРИПП) (Грипп, орфограмма удвоенная согласная «п», запоминаем.)

Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника.

Выбрать из желающих.

- Все продолжайте работать в тетрадях, а мои помощники будут писать на обратной стороне доски.

- Помощники мои готовы? ( группа, сумма, касса, суббота, жужжит, перрон) Садитесь, пожалуйста.

- Какое было задание? (Записать слова под диктовку.)

- Проверим.

- Смотрим, сравниваем.

А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.

- Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?

- Сколько мнений в нашем классе? (Два.)

- Какие? (Нужно писать 1 согласную или нужно писать2 согласных в слове.)

- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)

- …, ты почему написал одну согласную … в слове …?

- У кого другое мнение?

- …, а ты … почему написала две согласных… в слове…?

Так чего мы ещё не знаем? (Нужно писать1 или 2 согласных в слове)

- Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать

- Какова цель нашего урока?  (Учиться грамотно писать слова с двойными согласными в корне слова и учиться видеть их в тексте.)

Отвечать на вопросы.

Записывать слова с орфограммой. Определять тему и цель урока.

Личностные -

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи.

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

Словесный: чтение и повторение правил

12 мин

А можно к словам с удвоенной согласной подобрать проверочное слово? НЕТ

Ребята, а с помощью чего мы сможем достичь нашей цели урока?

(ЗАПОМНИТЬ, КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ, выполнять разные упражнения)

Теперь выполним упражнение № 62 на стр.33. Прочитайте задание. (Один выполняет у доски остальные в тетради) Запишем слова : класс, колонна, группа, масса, аллея. Разберем слова по составу. Что общего в написании этих слов? Подчеркните двойные соглассные. Объясните значение данных слов.

 

Сделаем звукобуквенный анализ слова сумма. Какой звук передают буквы мм? Как его обозначить в транскрипции?

Уч-ся. Долгий звук / м /. / Сумма - сум-ма, 2 слога;

с- / с / - согласный, глухой, твёрдый;

у- / у / - гласный, ударный;

м- / м / - согласный, звонкий, сонорный, твёрдый, долгий;

м

а- / а / - гласный, безударный;

5 букв, 4 звука.

Сейчас послушайте внимательно стихотворение

Я сегодня всем наврал - от стыда алею.

Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.

Почему мальчику хочется спрятаться? А что лучше сделать, если, так уж получилось, ты наврал? (Признаться и извиниться, больше так не делать)

Есть ошибка здесь иль нет?

Дайте правильный ответ.

Как объяснить удвоение согласной в данных словах? Составьте пары предложений. Запишите два предложения с любой парой слов.

Грипп - гриб

металл - метал (мяч)

Слушать учителя.

Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализировать знания.

Строить речевое высказывание.

Производить морфемный и звукобуквенный раборы слов.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные – высказывать предположения;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Физ. минутка

1 мин

Устали? Определить на слух слова с удвоенными согласными, поднимать при этом руку, если с одним согласным - хлопать в ладони.

 - Спросите, не повысив тона.

Что больше, центнер или тонна?

 - Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

 -Кто получит низкий балл,

Не придет на школьный бал.

 - Если пьете в школе квас,

Не забрызгайте весь класс.

 - Приятнее найти под елкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

Делать физ.

разминку

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практич.: устные и письменные упражнения.

11 мин

Сейчас самостоятельно выполните №63 на стр.34 Что общего в написании этих слов? Объясните значение данных слов.

Теперь мы с вами выполним творческое задание № 64. Нам нужно составить рассказ на тему «Наш класс» используя слова для справок. Но сначала составим план. И первое с чего мы начнем наш рассказ? (Мы начнем наш рассказ с того где он находится) Какой будет второй пункт плана? (во втором пункте плана мы опишем наш класс) И в заключительной части мы расскажем о ...? (Как мы его любим)

План

  1. Местонахождение класса
  2. Описаните класса
  3. Вывод

Молодцы сейчас откройте учебники и запомните слова с упражнения №65. Закрываем учебники, я диктую вам слова, а вы их записываете.

Знаете ли вы ещё литературных героев, в именах которых была бы удвоенная согласная буква?

Уч-ся. Муми - тролль (Туве Янссон), хоббит Бильбо Беггинс (Дж.Р.Р. Толкин), Гулливер (Джонатан Свифт), Рикки-Тикки-Тави (Редьярд Киплинг), Пеппи Длинный чулок (Астрид Линдгрен), Гарри Поттер (Дж.К. Ролинг)

Спишите и запомните 3-4 имени любимых вами героев и авторов произведений о них. Подчеркните орфограмму "Удвоенную согласную в корне слова".

Какая ещё орфограмма есть во всех этих словах? (Большая буква в именах собственных)

Какие имена пишутся с удвоенными согласными?  (Женские: Анна, Алла, Инна, Римма, Эмма, Жанна и мужские: Кирилл, Филипп)

 Знаете ли вы, какие географические названия пишутся с удвоенной согласной в корне? (Россия, Одесса, Марокко, Коралловое море, реки Миссисипи, Миссури, Маккензи (в Северной Америке), река Муррей (Австралия), Магелланов пролив (на севере Южной Америки))

(Учитель, дополняет в случае необходимости и показывает на физической карте полушарий).

Отвечать на вопросы.

Объяснять лексическое значение слов.

Актуализировать знания.

Искать однокоренные слова.

Состовлять текст.

Выполнять упражнение.

Личностные-

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи;

Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение;

Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства.

Итог урока.

Словесный: отвечают на вопросы

5 мин

  Подобрать нужное слово и записать по горизонтали.

1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).

2. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея).

3. Место, где продают билеты (касса).

4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта (пассажир).

5. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе).

- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали (класс).

- Молодцы! Вы доказали, что ваш класс самый дружный, умный, внимательный.

А что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне? (Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова, и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.)

Запишите домашнее задание в дневник: с. 34 №66 выучить написание слов со стр.34

Разгадывать кроссворд. Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рефлексия

2 мин

Давайте вспомним, какую тему изучали на уроке?

- Что нового узнали?

- Достигли поставленных целей?

- Кто испытывал трудности? Как вы думаете почему?

- Оцените свою работу. (на доске вывешены три кружочка: синий, зелёный, красный)

- Кто не испытывал трудностей выполнял работу быстро и правильно, тот рисует в тетради синий кружочек).

- У кого были ошибки или что-то не получалось, тот рисует зелёный кружочек.

- У кого было много ошибок и все упражнения вызывали трудности, тот рисует красный кружочек.

Оценивать свои достижения

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.

*Шепаева Любовь Николаевна,         учитель начальных классов  МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)

Конспект урока  русского  языка по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого ....

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных глассных в корне слове". УМК "Школа России"...

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных согласных в корне слова"

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных согласных в корне слова" (первый урок темы) УМК  "Перспектива" ФГОС...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...