Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Парные согласные в корне слова".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Урок рефлексии разработан на основе деятельностного метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkii_yazyk_r.doc633.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский языка, 1 класс

Тема: «Парные согласные в корне слова»

Тип урока: урок рефлексии

Основные цели:

1) тренировать умение находить орфограмму парные согласные в корне слова, подбирать проверочные слова;

2) тренировать умение находить и исправлять свои ошибки на основе рефлексии своей учебной деятельности.

Ход урока

1. Мотивация к коррекционной деятельности

На доске карточка с высказыванием:

− Как вы понимаете высказывание Л.Н.Толстого?

− Сегодня урок самопроверки. Что вы будете проверять? (Какие знания мы умеем применять, а какие знания не умеем применять.)

− Если выясниться, что вы, какой-то способ не умеете применять, что вы будете делать? (Мы будем учиться применять этот способ.)

− Какое домашнее задание у вас было? Какое правило учились применять? (Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.)

− Всё ли у вас получалось?

− Сегодня вы проверите, умеете ли вы сами применять правило правописания парных звонких и глухих согласных.

− Чтобы работа была успешной с чего надо начать? (С повторения.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

На доске размещен эталон:

На доске карточка со словами:

− Запишите на планшете номер слов, которые подходят к данному эталону и обоснуйте свой выбор. (№ 1, 2, 3, 5, в этих словах пропущены парные согласные в корне слова.)

− Какие парные согласные вы знаете?

− Каким правилом надо пользоваться? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного появился гласный.)

− Какое слово не подходит к эталону? (Гора, в нем пропущена другая орфограмма.)

− Запишите эти слова подбирая проверочное слово.

Один учащийся выполняет задание на доске, остальные в тетрадях.

Холод − холода, снег − снега, крот − кроты, верблюд – верблюды.

− Что вы сейчас повторили? (Парные согласные, правило правописания парных согласных, графическое обозначение орфограммы.)

− Для чего мы это повторили? (Чтобы использовать эти знания в самостоятельной работе)

− Что будете делать дальше? (Выполнять самостоятельную работу.)

− С какой целью? (Мы должны проверить научились ли мы применять правило, что бы понять, что мы умеем делать, а над чем ещё нужно поработать.)

Детям раздаётся карточки с самостоятельной работой  1.

− Что вы будете использовать при выполнении самостоятельной работы? (Эталон, правило.)

Дети выполняют работу.

− Что теперь вы должны сделать? (Мы должны её проверить по образцу.)

− Как вы будете фиксировать результат? (Если всё правильно, то поставим знак «+», если наш результат не совпадёт с образцом, то поставим знак «?»)

На доску вывешивается карточка с образцом:

− Кто зафиксировал затруднение? (…)

− Кто все слова записал правильно?

− Что вы все должны сделать? (Сопоставить свою работу с эталоном для самопроверки.)

− С какой целью будете проверять с эталоном для самопроверки? (Те, кто ошибся сможет определить причину своей ошибки, а кто выполнил работу правильно проверит правильность своих рассуждений.)

3. Локализация индивидуальных затруднений

Ученикам раздаются эталоны для самопроверки:

Эталон для самопроверки



Зуб − зубы

Сторож − сторожа

Шкаф − шкафы

Дождь − дожди

                 


Проверка проводится во внешней речи: учащиеся по одному проговаривают написание каждого слова.

− Те, кто допустил ошибку, что должны сделать? (Подчеркнуть место ошибки, исправить её, объяснить причину ошибки.)

− Кто ошибся в подборе проверочных слов? (..)

− Кто ошибся в обозначении орфограммы?(..)

На доске записать количество ошибок разного вида.

4. Коррекция выявленных затруднений.

− У кого задание выполнено правильно? Что вам следует делать дальше? (Мы будем учиться применять свои знания в заданиях повышенной трудности.)

Задания для учеников, не допустивших ошибки:

Найди в тексте слова с парными согласными в корне слова, выпиши, подбери проверочные слова, обозначь орфограмму.

Жираф отправился на прогулку и увидел пруд. В этом пруду жил бегемот.

А высоко в небе летал ястреб. У него острый глаз.

− Те ребята, которые выяснили свои затруднения, какая перед вами стоит цель? (Исправить ошибки и научиться применять правило.)

Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки и выполняют тренировочные задания.

Учащиеся, работающие с тренировочными задания проверяют свои работы по образцу:

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

− Вы самостоятельно исправили ошибки. Каких ошибок было больше?

Обратить внимание на фиксацию ошибок на доске.

− Проговорите правило правописания парных согласных в корне слова.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

− Какой следующий шаг вы должны выполнить? (Мы должны сделать вторую самостоятельную работу.)

После выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по эталону для самопроверки:

Эталон для самопроверки  2

дуб − дубы

морж − моржи

шарф − шарфы

карандаш − карандаши

− Кому удалось справиться с затруднениями?

Учащиеся, которые работали с дополнительным задание проводят самопроверку по подробному образцу:

Подробный образец для самопроверки

Жираф − жирафы

Пруд − пруды

Бегемот − бегемоты

Ястреб − ястребы

Глаз − глаза

− Кому удалось без ошибок справиться с дополнительным заданием?

7. Включение в систему знаний и повторение

− Вы хорошо научились находить и обозначать орфограмму. Теперь выполним задание  5 из «Справочного пособия».

Задание: вставь в предложение подходящие по смыслу слова с парными согласными.

8. Рефлексия деятельности на уроке

− Какова была цель этого урока? (Выяснить хорошо ли мы научились писать слова с парными согласными в корне слова.)

− Какую цель ставили перед собой те, кто допустил ошибку в первой самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить в чём она заключалась, научиться применять правило.)

− Как исправляли эти ошибки? (Определили место, причину ошибки, потренировались на похожих заданиях.)

− Над чем работали те, кто первую работу выполни без ошибок?

− Оцените свою деятельность на уроке.

У каждого ученика карточки трёх цветов: зелёные, жёлтые, красные.

− Я буду читать высказывание, если вы согласны с первым, то поднимаете зелёную карточку, если согласны со вторым утверждением – жёлтую, а если с третьем – красную.

 Я всё понял и могу объяснить другому.

 Я всё понял.

 У меня остались вопросы.

Учитель анализирует самооценку учащихся.

Ошибки дают разум.

Л.Н.Толстой

?

1. Подбери пару:

б

г

ж

-

ф

т

с

2. Подбери проверочное слово, обозначь орфограмму.

Сугроб − сугробы

Пруд −

Уж −

Носорог –

3. Повтори правило на странице учебника

Самостоятельная работа  1

Вставь пропущенные буквы, пользуясь эталоном

Зу(п/б);        сторо(ж/ш);        шка(ф/в);        дож(д/т)ь

1) холо(д/т), 2) сне(к/г), 3) кро(д/т), 4) г(о/а)ра, 5) верблю(д/т)

Образец выполнения самостоятельной работы  1

Зуб;        сторож;        шкаф;                дождь

1. Подбери пару:

б

в

г

д

ж

з

п

ф

к

т

ш

с

2. Подбери проверочное слово, обозначь орфограмму.

Сугроб − сугробы

Пруд − пруды

Уж − ужи

Носорог – носороги

Самостоятельная работа  2

Вставь пропущенные буквы, пользуясь эталоном

Ду(п/б)        мор(ж/ш)        шар(ф/в)        каранда(ж/ш)

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.

*Шепаева Любовь Николаевна,         учитель начальных классов  МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)

Конспект урока  русского  языка по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого ....

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных глассных в корне слове". УМК "Школа России"...

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных согласных в корне слова"

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных согласных в корне слова" (первый урок темы) УМК  "Перспектива" ФГОС...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...