Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Данный урок проводится с целью формирования у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Akulova_T.A._Prezentaciya.ppt | 1.51 МБ |
Akulova_Tatyana_Anatolevna._Scenariy_uroka..doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Автор: Акулова Татьяна Анатольевна.
Полное название образовательного учреждения: МОУ «Нижнеангарская общеобразовательная школа №1» посёлок Нижнеангарск, республика Бурятия.
Предмет: русский язык
Тема: Непроизносимые согласные в корне.
Класс: 3
Время реализации занятия: 40 минут
Цели урока:
Обучающие: формирование у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками, формирование умения учащихся писать слова с непроизносимыми согласными буквами в корне слова, формировать умение проверять непроизносимую согласную, подбирать проверочные слова.
Развивающие: способствовать развитию навыков грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи, кругозора детей; умение применять ранее изученные правила; умение ставить учебную задачу и решать её.
Воспитывающие: прививать любовь к русскому языку, воспитание самостоятельности при выполнении самостоятельных упражнений, воспитание культуры общения при совместной деятельности.
Тип урока: предметный.
Форма урока: урок-постановкиУЗ.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый.
Термины и понятия: непроизносимые согласные.
Оборудование: ОС Windows 2007 мультимедийный проектор, экран.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
1 этап. Организационный момент. Психологический настрой. | 1 мин. |
2 этап. Проверка домашнего задания. | 2 мин. |
3 этап. Минута чистописания. | 3 мин. |
4 этап. Определение детьми темы урока. | 4 мин. |
5 этап. Словарно-орфографическая работа. | 4 мин. |
6 этап. Работа над темой. | 5 мин. |
7 этап. Формирование правила учащимися. | 2 мин. |
8этап. Физминутка. | 2 мин. |
9 этап. Работа по карточкам. | 4 мин. |
10 этап. Работа с учебником. | 5 мин |
11 этап. Продолжение работы над темой. | 4 мин. |
12 этап. Рефлексия. | 3 мин. |
13. Домашнее задание. | 1 мин. |
Ход урока.
1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.
Пожелание: Будьте внимательны, добры друг к другу, близким, родным и ваша жизнь будет счастливой.
Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие.
2 этап. Проверка домашнего задания.
Учитель: а) На какое правило было домашнее задание?; б) Были затруднения в выполнении домашнего задания ?
Запишите число и классная работа. Слайд 1.
3 этап. Минута чистописания.
На доске записаны буквы: Д З П И А К Н Р
5 4 1 7 3 8 6 2
Цепочка, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания, состоит из букв, обозначающих звонкие согласные звуки.
Какие это буквы? (Цепочка, которую мы будем писать, состоит из букв: Д, З, Н, Р.)
Дзнр
4 этап. Определение детьми темы урока. Слайд 2.
На доске написана тема, в которой пропущены слова.
Тема: Слова ……….. в корне слова.
–Прочитайте тему урока.
-Как вы думаете, какие знания нам нужны, чтобы узнать тему нашего урока.
(Надо знать, что такое корень).
Задание 1.
Что такое корень?
А) Часть слова, состоящая из одного слога.
Б) Часть слова, стоящая в начале слова.
В) Это общая часть однокоренных слов.
–Какие правила корня вы знаете? ( Безударная гласная в корне.
Парная согласная в корне.)
Задание 2.
Слайд 3
В каком слове безударные гласные в корне?
А) Столовая
Б) Плод
В) Семечко
Задание 3.
В каком слове парные согласные в корне, который требует проверки?
А) Сапоги
Б) Столб
В) Камыши
5 этап. Словарно-орфографическая работа. Слайд 4.
–Какое слово можно собрать из рассыпанных букв? (Праздник.)
Слайд 5. ( Праздник-это день торжества, установленный в честь или в память кого-чего-либо.)
Это словарное слово, запишите его.
Подберите и запишите однокоренные слова данного слова.
Обоснуйте свой ответ.( В этих словах одинаковый корень.)
Орфограмма буква Д, её нужно запомнить.
-Какие праздники вы знаете?
6 этап. Работа над темой.
Когда приближаются праздники, у работников почты прибавляется много работы.
Почему? (Взрослые и дети спешат поздравить друг друга с праздником.)
Зачем люди поздравляют друг друга? ( Чтобы доставить приятное, другому человеку, чтобы у него осталось на память что-то об этом дне.)
Сегодня на уроке мы попробуем составить поздравление.
Вставьте подходящие по смыслу слова. Слайд 6.
……. Дорогой друг! Поздравляю тебя с праздником! Пусть…….светит ярко. А……бьётся радостно. …..Нового года! Твои друзья.
|
Здравствуй
Солнце
Сердце
Счастливого
Что у вас получилось? (поздравление) Слайд 7.
Из каких частей оно состоит? (Обращение, основная часть, подпись).
Какие слова вы вставили? (проверка)
Что их объединяет между собой? (В середине каждого из данных слов по нескольку согласных.)
Если в середине слова имеется не менее трех согласных, это называется стечением согласных.
Произнесите эти слова так, как мы делаем это при разговоре. Определите, какой звук мы не слышим.
Произнесите вслух первое слово, сравните с написанием. Слайд 8.
-Какая согласная в нём не произносится, но пишется? (в слове «Здравствуй» не произносится первая буква «в», но пишется).
-Что заметили во втором слове? (в слове «солнце» не произносится «л», но пишется).
-Найдите несоответствие в третьем слове. (в слове «сердце не произносится согласная «д», но пишется).
-Что вы можете сказать о четвёртом слове? ( в слове «счастливого» не произносится согласная «т», но пишется).
7 этап. Формирование правила учащимися.
Назовите согласные, которые в ряде слов пишутся, но не произносятся. (В,Д,Т,Л)
В какой части слова они находятся? (в корне)
- Как называются эти согласные? (Согласные, которые в словах пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми).
Можно ли проверить написание слов с непроизносимой согласной? Давайте сформулируем правило. Мы с вами составили правило – теперь проверим его по учебнику. Откройте учебник на странице 111, чтение правила по учебнику.
Мы правильно составили правило?
Послушайте стихотворение:
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
В. Волина.
8этап. Физминутка. Слайд 9.
9 этап. Работа по карточкам.
- Как проверить непроизносимые согласные в, д, л, т? (Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т, нужно подобрать проверочные слова, в которых эти звуки произносятся.)
Среди слов, которые написаны на карточках, найдите те, которые будут являться проверочными. Обоснуйте свой выбор. Слайд 10.
(Для слова «здравствуй» проверочным будет слово «здравие». Для слова «солнце» -«солнышко, солнечный». Для слова «сердце» - «сердечко, сердечный». Для слова «счастливого» - «счастье»)
Запишите поверочные слова в тетрадь.
-Есть ли ещё в поздравлении слова, где встречаются непроизносимые согласные? Слайд 11.Назовите их. («С праздником» непроизносимый согласный «д», «радостно» непроизносимый согласный «т».)
-К какому из этих слов нельзя подобрать проверочное слово? (Нельзя подобрать проверочного слова к слову «праздником, это словарное слово).
-Подберите к слову «радостно» проверочное слово и запишите его.
-Как называются согласные, которые в корне не произносятся, но пишутся? (Непроизносимые)
-Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимой согласной в корне слова? (Подобрать однокоренное слово, в котором согласный звук чётко произносится.)
10 этап. Работа с учебником.
Упражнение 317.
Чтобы вы хотели пожелать своим друзьям на Новый год?
Составьте своё новогоднее поздравление и напишите его а тетради. Слайд 12.
Чтобы ваши поздравления были более интересны, я предлагаю вам несколько вариантов, может быть какие-то из них вы будите использовать в своих поздравлениях. Слайд
Дети зачитывают свои поздравления.
11 этап. Продолжение работы над темой.
Работа Какие буквы записываются в слове, но не могут обозначать звука? Слайд 13.
А) В, К, Л, Т
Б) Л, М, Н, Р
В) В, Д, Л, Т
Выпиши слова с непроизносимыми согласными. Слайд 14.
Звёз.ный, прелес.ный,чудес.ный, грус.ный, месс.ный, ужас.ный.
12 этап. Рефлексия. Слайд 15.
-Что нового узнали на уроке? (Ещё одно правило корня).
-Какие три правила корня вы знаете? (Правило о безударных гласных в корне, правило о парных согласных в корне, правило о непроизносимых согласных в корне.)
Как проверить слово с непроизносимым согласным в корне слова? (Подобрать однокоренное слово, в котором согласный звук чётко произносится.)
Выбери утверждение:
- Все понял.
- Ничего не понял.
- Запомню надолго.
- Большое спасибо ребятам за работу на уроке!!!
13. Домашнее задание. Слайд 15.
Составить новогоднее поздравление для родителей. Правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.
*Шепаева Любовь Николаевна, учитель начальных классов МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...
Урок русского языка. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Отработка правописания слов с непроизносимыми согласными с использованием ИКТ....
Разработка урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"
Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направл...
Презентация урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"
Программа А.В.Поляковой 3 класс. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, включает различные виды работы: в группах, парах, индивидуально, предполагает ведение листа самооценки с фиксацией ...
Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)
Конспект урока русского языка по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого ....
Урок русского языка 2 класс "Правописание парных согласных в корне слова"
Урок русского языка 2 класс "Правописание парных согласных в корне слова" (первый урок темы) УМК "Перспектива" ФГОС...