Урок русского языка в 3 классе по теме "Парные согласные в корне слова и на конце слова".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе по по теме "Парные согласные в корне слова и на конце слова", разработан в соответствии требованиям ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Новоаганская Общеобразовательная Средняя Школа №1"
Нижневартовского района
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Урок русского языка в 3 классе
по теме
"Правописание парных согласных в слове"
Автор: Белоусова Елена Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ "Новоаганская ОСШ №1"
Эл. адресс: hramzova_1970@mail.ru
Тема: «Правописание парных согласных в корне слова, на конце слова».3 класс.
Тип урока: Урок закрепления знаний.
Цель: формировать умения УУД
Уметь находить парный согласный в слове;
Знать алгоритм проверки парного согласного в слове.
Предметные:
- формировать умение видеть орфограмму;
- уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
- развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
- развивать внимание, мышление, речь;
- уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
- уметь контролировать и корректировать свою работу;
Коммуникативные:
- уметь строить работу с партнёрами;
- уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
Личностные:
- уметь оценить свою работу и работу товарища;
- уметь находить причины неудач и успеха работы.
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемных действиях.
Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.
Подготовка детей к закреплению материала через постановку проблемной ситуации.
Ход урока:
- Постановка проблемы урока
- Начнем наш урок русского языка со слов К. Паустовского: “Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”.
- И действительно это так. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит свой народ, любит свой язык. Наш с вами родной язык – это русский язык. Язык, на котором мы говорим, красив и богат.
- Благодаря русскому языку, вы можете учиться, трудиться, добиваться успехов, открывать для себя каждый день что-то новое.
Я хочу чтобы вы записали следующие слова в тетради:
* -Указка ,дубки, тетрадка, берёзка, карандаш, овёс, книжка
Разделите слова на группы:
(1-слова с парной на конце слова, 2 – с парной согласной в корне слова)
(Школьные принадлежности и растения).
Какое универсальное умение отрабатывали выполняя это задание? (Классификация)
2.Самостоятельная проверка. 2.Работа в парах. Взаимопроверка
А сейчас проверьте написания этих слов.
- Все ли написали правильно эти слова? На какое правило подобраны слова?.
- Где в слове находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)
-Как вы считаете, почему вы допустили ошибки? Чего мы не знаем?(написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).
-Что общего у слов первого и второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
- Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова?
(Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
3.Постановка темы и целей урока.( Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока).
-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).
Скажите, эта тема новая для вас?.
Тогда что уже известно вам по этой теме?
Я знаю…( пары парных согласных, по глухости и звонкости, выделять корень, различать проверяемое и проверочное слово, находить в тексте слова с парными согл, проверять)
Я могу (,,,.
Я хочу (.....
Мне надо.(....
Какое ууд вы сейчас отрабатывали?
-Какие цели поставите перед собой? (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова).
Вывод:
- В течение урока мы ответим на вопросы:
- Что надо проверять? (парную согласную в корне, на конце слова)
-Где надо проверять? (в корне, на конце слова)
-Как надо проверять? (Надо подбирать однокоренные проверочные слова)
- Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
после согласного слышался гласный звук.
4. Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать проект.
Учитель:
— Я буду называть слова. Если в слове есть парный согласный,
то хлопнете в ладоши, а если нет, то топнете ногой.
(Трава, зуб, суп, книга, школа, клуб, зима, мороз, земля, вода, сторож.)
5. Работа над ууд.
Чтобы правильно писать слова с парными согласными в корне и на конце слов, надо воспользоваться ууд, какое выберите ууд.
-Вспомним алгоритм проверки парной согласной.
Алгоритм
Наблюдение
Анализ
Работа в парах
- Составьте для друга слова с парной согласной в корне слова.
Какое ууд отрабатываем.
Составление алгоритма проверки парной согласной в корне слова
- Прочитать слово
- Выделить корень
- Определить парную согласную
- Работа в группах. Подобрать проверочное слово
1 вариант
-Ребята, а сейчас обратите внимание на доску. Что здесь изображено?
(здесь написаны слова)
- Глядя на эти слова, как вы думаете, какое задание вы сейчас получите? Предположите.
(нам даны слова во множественном числе, а нам нужно их написать в единственном).
-Ещё будут какие-то предложения? (Используя суффикс запишите новые слова)
С какой целью я задаю вам это задания?
(Повторить числа имён существительных).
- Где мы найдём им применение?
(Применение в нашей теме.)
-Выполняем ребята работу в группе. Для чего эту работу мы будем выполнять в группе?
Какое ууд отрабатываем?
По какому алгоритму будем выполнять это задание?
Бро..и, гри.ы, яго..ы, гла..а, , ду..ы, медве..,голу…и,зу… , лоша..
(записываем слово во мн. Числе, ставим тире записываем это же слово, но уже в ед. числе. Подчёркиваем согласную проверяемую одной чертой, гласную, после неё стоящую двумя чертами.?)
-Молодцы! Выполняйте задание.
Объяснение орфограмм.
Дайте оценку работе группы. Какое ууд отрабатываем.
- Ребята, как вы думаете, все справились с заданием? Поднимите руку, кто не справился с заданием? Какие трудность возникли при выполнении этого задания?
2 вариант
Придумать и записать по два слова, которые оканчивались бы на :
-бка _________________________
- тка _________________________
- жка _________________________
- шка _________________________
- зка __________________________
- ска __________________________
Парные согласные бывают такие опасные,
Звук очень ясно слышится, но буква другая пишется.
- Я предлагаю вам ещё один вариант правила проверки парной согласной.
3 вариант
У ко..ки зоркие гла..ки и острые ко..ти. Любим мы играть в сне..ки, печь из снега пиро..ки. В сеноко.. горька, а в моро.. сла..ка.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
слово смело изменяй!
Отработка навыков проверки парных согласных.
Еду-еду, следу нету. Улитка.
Теремок ползёт,
На себе его везёт
Хозяюшка богатая, рогатая.
Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером. (Варежка.)
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
Ей набили мясом рот,
И она его жует,
Жует, жует и не глотает —
В тарелку отправляет. (мясорубка)
Кто такая?
Каши зачерпнет
И отправит в рот.(Ложка)
Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел —
Прямо по морю пошел! (лодка)
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (арбуз)
Он вошел — никто не видел,
Он сказал — никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
Вывод:
- Закончи предложение:
«Сегодня на уроке мы …..»
- Какие способы проверки парной согласной вы знаете?
- проверяли слова с парными согласными в корне и на конце слова.
Существует несколько способов подбора проверочных слов:
1.Большой – маленький: арбуз – арбузище.
2. Маленький – большой: тропка – тропа.
3.Ласково: лёд – ледок.
4. Что? (предмет) – Какой? (признак):
труд – трудный.
5.Один – много: поезд – поезда.
Итог урока: какую тему мы отрабатывали на уроке? Назовите алгоритм проверки парных согласных в слове.
Рефлексия: Кто испытывал трудности на уроке, в чём заключались ваши затруднения? Кому было легко проверять согласные парные в слове?
У вас трёхцветные листочки, если вы на уроке не испытали трудностей покажите зелёный цвет, если были трудности, но вы сами с ними справились – жёлтый, а красный, если считаете, что много непонятного было на уроке, с чем вы самостоятельно не справились.
- Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали.
Домашнее задание: найти в толковом словаре 5 слов с парной согласной, выписать, подобрать проверочные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.
*Шепаева Любовь Николаевна, учитель начальных классов МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...
Урок русского языка во 2 классе "Парные согласные в корне слова"
- Урок русского языка во 2 классе по теме "Парные согласные в корне слова". Целью данного урока является умение различать сильные и слабые позиции парных согласных в корне слов. Отработать...
урок русского языка 2 класс «Оглушение звонких согласных в конце слова»
Урок русского языка 2 класс «Оглушение звонких согласных в конце слова» УМК "Школа 2100" с использованием интерактивной доски...
Урок русского языка во 2 классе "Парные согласные в корне слова"
Конспект урока по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного". Урок разработан по традиционной методике (учебный комплект Т.Г. Рамзаевой). Представленный урок разработан как закрепление и осмы...
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....
Урок русского языка 2 класс "Правописание парных согласных в корне слова"
Урок русского языка 2 класс "Правописание парных согласных в корне слова" (первый урок темы) УМК "Перспектива" ФГОС...
Урок русского языка 1 класс на тему: Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова
Цель: создать условия для успешной деятельности на уроке: развивать умения различать согласные звуки в слове по звонкости-глухости; знакомство с правилом проверки парного согласного на конце сло...