Урок русского языка в 3 классе по теме "Парные согласные в корне слова и на конце слова".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Белоусова Елена Георгиевна

Урок русского языка в 3 классе по по теме "Парные согласные в корне слова и на конце слова", разработан в соответствии требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Новоаганская Общеобразовательная Средняя Школа №1"

Нижневартовского района

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Урок русского языка в 3 классе

по теме

"Правописание парных согласных в слове"

                       Автор: Белоусова Елена Георгиевна

                             Должность: учитель начальных классов

                                             Место работы: МБОУ "Новоаганская ОСШ №1"

                       Эл. адресс: hramzova_1970@mail.ru


Тема: «Правописание парных согласных в корне слова, на конце слова».3 класс.

Тип урока: Урок закрепления знаний.

Цель: формировать умения УУД  

Уметь находить парный согласный в слове;

Знать алгоритм проверки парного согласного в слове.                 

          Предметные:

- формировать умение видеть орфограмму;

- уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;

- развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

- развивать внимание, мышление, речь;

- уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;

- уметь контролировать и корректировать свою работу;

Коммуникативные:

- уметь строить работу с партнёрами;

- уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

Личностные:

- уметь оценить свою работу и работу товарища;

- уметь находить причины неудач и успеха работы.

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемных действиях.
Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности  и организовать фиксирование индивидуальных затруднений
.

Подготовка детей к закреплению материала через постановку проблемной ситуации.

Ход урока:

  1. Постановка проблемы урока

- Начнем наш урок русского языка со слов К. Паустовского: “Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”. 

- И действительно это так. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит свой народ, любит свой язык. Наш с вами родной язык – это русский язык. Язык, на котором мы говорим, красив и богат.

- Благодаря русскому языку, вы можете учиться, трудиться, добиваться успехов, открывать для себя каждый день что-то новое.

 Я хочу чтобы вы записали следующие слова в тетради:
* -Указка ,дубки, тетрадка, берёзка, карандаш, овёс, книжка


Разделите слова на группы:

(1-слова с парной на конце слова, 2 – с парной согласной в корне слова)

(Школьные принадлежности и растения).

Какое универсальное умение отрабатывали выполняя это задание? (Классификация)

2.Самостоятельная проверка. 2.Работа в парах. Взаимопроверка

А сейчас проверьте написания этих слов.
- Все ли написали правильно эти слова? На какое правило подобраны слова?.

- Где в слове находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)
-Как вы считаете, почему вы допустили ошибки? Чего мы не знаем?(написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).

-Что общего у  слов первого и второго столбика?   (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
- Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова?
(Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

3.Постановка темы и целей урока.( Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока).

-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).

Скажите, эта тема новая для вас?.

Тогда что уже известно вам по этой теме?

Я знаю…( пары парных согласных, по глухости и звонкости, выделять корень, различать проверяемое и проверочное слово, находить в тексте слова с парными согл, проверять)

Я могу (,,,.

Я хочу (.....

Мне надо.(....

Какое ууд вы сейчас отрабатывали?

-Какие цели поставите перед собой? (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова).

Вывод: 

 - В течение урока мы ответим на вопросы:
- Что надо проверять? (парную согласную в корне, на конце слова)
-Где надо проверять? (в корне, на конце слова)
-Как надо проверять? (Надо подбирать однокоренные проверочные слова)
- Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
после согласного слышался гласный звук.

4. Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать проект.

Учитель:

— Я  буду называть слова. Если в слове есть парный согласный,

 то хлопнете в ладоши, а если нет, то топнете ногой.

(Трава, зуб, суп, книга, школа, клуб, зима, мороз, земля, вода, сторож.)


5.  Работа над ууд.

Чтобы правильно писать слова с парными согласными в корне и на конце слов, надо воспользоваться ууд, какое выберите ууд.
-Вспомним алгоритм проверки парной согласной.
Алгоритм

Наблюдение

Анализ

Работа в парах

- Составьте для друга слова с парной согласной в корне слова.

Какое ууд отрабатываем.

              Составление алгоритма проверки парной согласной в корне слова                                           

- Прочитать слово

- Выделить корень

- Определить парную согласную

- Работа в группах. Подобрать проверочное слово

1 вариант

-Ребята, а сейчас обратите внимание на доску. Что здесь изображено?

(здесь написаны слова)

-  Глядя на эти слова, как вы думаете, какое задание вы сейчас получите? Предположите.

(нам даны слова во множественном числе, а нам нужно их написать в единственном).

-Ещё будут какие-то предложения? (Используя суффикс запишите новые слова)

С какой целью я задаю вам это задания?

(Повторить числа имён существительных).

- Где мы найдём им применение?

(Применение в нашей  теме.)

-Выполняем ребята работу в группе. Для чего эту работу мы будем выполнять в группе?

Какое ууд отрабатываем?

По какому алгоритму будем выполнять это задание?

Бро..и, гри.ы, яго..ы, гла..а, , ду..ы, медве..,голу…и,зу… , лоша..

(записываем слово во мн. Числе, ставим тире записываем это же слово, но уже в ед. числе. Подчёркиваем согласную проверяемую одной чертой, гласную, после неё стоящую двумя чертами.?)

-Молодцы! Выполняйте задание.

Объяснение орфограмм.

Дайте оценку работе группы. Какое ууд отрабатываем.

- Ребята, как вы думаете, все справились с заданием? Поднимите руку, кто не справился с заданием? Какие  трудность возникли при выполнении этого задания?

2 вариант

Придумать и записать по два слова, которые оканчивались бы на :

 -бка _________________________

 - тка _________________________

 - жка _________________________

 - шка _________________________

 - зка __________________________

 - ска __________________________

Парные согласные бывают такие опасные,

Звук очень ясно слышится, но буква другая пишется.

- Я предлагаю вам ещё один вариант правила проверки парной согласной.

3 вариант

У ко..ки зоркие гла..ки и острые ко..ти. Любим мы играть в сне..ки, печь из снега пиро..ки. В сеноко.. горька, а в моро.. сла..ка.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

Парный сразу проверяй,
слово  смело  изменяй!

Отработка навыков проверки парных согласных.

Еду-еду, следу нету. Улитка.


Теремок ползёт, 

На себе его везёт

Хозяюшка богатая, рогатая.


Бьют парнишку по фуражке,

Чтоб пожил он в деревяшке.

Дали братьям теплый дом, 

Чтобы жили впятером.  (Варежка.)

Брат большой не согласился 

И отдельно поселился. 


Ей набили мясом рот, 

И она его жует, 

Жует, жует и не глотает — 

В тарелку отправляет. (мясорубка)

Кто такая?

Каши зачерпнет 

И отправит в рот.(Ложка)



Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел — 

Прямо по морю пошел! (лодка)


Кафтан на мне зеленый, 

А сердце как кумач,

На вкус как сахар сладок, 

А сам похож на мяч. (арбуз)


Он вошел — никто не видел, 

Он сказал — никто не слышал, 

Дунул в окна и исчез, 

А на окнах вырос лес.

Вывод:

- Закончи предложение:

«Сегодня на уроке мы  …..»

-  Какие способы проверки парной согласной вы знаете?

- проверяли слова с парными согласными в корне и на конце слова.    

Существует несколько способов подбора проверочных слов:

1.Большой – маленький: арбуз – арбузище.

2. Маленький – большой: тропка – тропа.

3.Ласково: лёд – ледок.

4. Что? (предмет) – Какой? (признак):

труд – трудный.

5.Один – много: поезд – поезда.

Итог урока: какую тему мы отрабатывали на уроке? Назовите алгоритм проверки парных согласных в слове.

Рефлексия: Кто испытывал трудности на уроке, в чём заключались ваши затруднения? Кому было легко проверять согласные парные в слове?

У вас  трёхцветные листочки, если вы на уроке не испытали трудностей покажите зелёный цвет, если были трудности, но вы сами с ними справились –  жёлтый, а красный, если считаете, что много непонятного было на уроке, с чем вы самостоятельно не справились.

- Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали.

Домашнее задание: найти в толковом словаре 5 слов с парной согласной, выписать, подобрать проверочные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.

*Шепаева Любовь Николаевна,         учитель начальных классов  МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...

Урок русского языка во 2 классе "Парные согласные в корне слова"

-  Урок русского языка во 2 классе по теме "Парные согласные в корне слова". Целью данного урока является умение различать сильные и слабые позиции парных согласных в корне слов. Отработать...

урок русского языка 2 класс «Оглушение звонких согласных в конце слова»

Урок  русского языка  2 класс «Оглушение звонких согласных в конце слова» УМК "Школа 2100" с использованием интерактивной доски...

Урок русского языка во 2 классе "Парные согласные в корне слова"

Конспект урока по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного". Урок разработан по традиционной методике (учебный комплект Т.Г. Рамзаевой). Представленный урок разработан как закрепление и осмы...

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных согласных в корне слова"

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных согласных в корне слова" (первый урок темы) УМК  "Перспектива" ФГОС...

Урок русского языка 1 класс на тему: Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова

Цель: создать условия для успешной деятельности на уроке: развивать умения различать согласные звуки в слове по звонкости-глухости; знакомство с правилом проверки парного согласного на конце сло...