Русский язык 4 класс «Правописание глагола в неопределенной форме и в 3-м лице»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чернышева  Елена Владимировна
Цель урока: Познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –тся и –ться в глаголах. Задачи : - отработать способ действий при выборе написания –тся, –ться и вести работу по предупреждению ошибок в написании данной орфограммы. - развивать орфографическую зоркость, умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, сравнивать и делать выводы. - воспитывать положительное отношение к учебному труду, знаниям, уважение друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание глагола в неопределенной форме и

в 3-м лице»

Цель урока: Познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –тся и –ться в глаголах.

Задачи :

- отработать способ действий при выборе написания –тся, –ться и вести работу по предупреждению ошибок в написании данной орфограммы.

- развивать орфографическую зоркость, умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, сравнивать и делать выводы.

- воспитывать положительное отношение к учебному труду, знаниям, уважение друг к другу.

Ход урока:

  1. Организационный момент

(проверка готовности учащихся к уроку)

- Я очень хочу, чтоб вы все постарались,

Работою нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из вас ощутит свой успех

- Давайте прочитаем эпиграф нашего урока (слайд 1)

Успех придет повсюду,

ведь я хочу, могу и буду

- Кто же из вас хочет успешным быть на уроке?

- Кто уверен, что может быть таким?

- Ну и кто будет очень стараться, чтобы успех непременно пришел?

(ответы детей)

- Я уверена, что у вас все получится. Для этого на сегодняшнем уроке русского языка нам понадобятся ваши знания, светлый ум, огромное желание учиться и узнавать новое и, конечно же, ваше внимание.

А сосредоточить его вам поможет орфографическая разминка.

- Внимание на экран В вашем распоряжении 10 секунд. (слайд 2)

пос_дел                     прим_рять                          пол_скать

пос_дел                     прим_рять                          пол_скать

- Сколько слов смогли запомнить?

Назовите их.

В какой морфеме происходило изменение?

Изменилось ли значение слова?

Запишите с данными словами словосочетание соответствующие приведенным морфемным моделям, используя корни с безударными гласными и проверяя их. (слайд 3)

пос_дел на лавочке      прим_рять платье       пол_скать ребенка

пос_дел от горя         прим_рять друзей       пол_скать бельё

Работа выполняется по вариантам.

Взаимопроверка.

- Кто помнит, как называются такие слова в русском языке? (омофоны)

- Что у них общего? (все они являются глаголами)

- Предположите, слова какой части речи будут сегодня объектом наших наблюдений? (ответы детей)

Ученик читает стихотворение.

Интересная часть речи в русском языке живет.

Кто что делает расскажет

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол?

Варит, жарит, моет, чистит-

Все расскажет нам…(глагол)

- И сегодня на уроке мы продолжаем учиться грамотно пользоваться всем многообразием глагольной лексике, выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы и конечно правильно их писать.

  1. Актуализацию наших знаний по теме глагол предлагаю вам провести в форме пресс-конференции.

Вы слышали такое слово?

Что оно означает?

(ответы детей)

- Обратимся к толковому словарю и найдем лексическое значение этого слова.

Пресс-конференция – собрание представителей печати, радио, телевидения, официально созываемая для какой-нибудь важной информации, для ответов на вопросы.

Сегодня на ваши вопросы будет отвечать лингвист … (Ф.И.О. ученика)

(слайд 4)

Лингвист – специалист по лингвистики, языковед.

Лингвистика – наука о языке, языкознание.

Вопросы задают учащиеся.

  1. Расскажите об общем грамматическом значении глагола?
  2. Назовите морфологические признаки глагола?
  3. Какова синтаксическая роль глаголов в предложении?

  1. Расскажите об употреблении глаголов речи?

Вопрос учителя.

  1. Предположите, какие орфографические проблемы могут быть связаны с написанием глаголов?

- Чтобы орфографические задачи решались легко, надо вслушаться в слово, приглядеться к нему, проникнуть в его тайну.

Ведь наш язык хранит немало секретов, а для Незнаек немало ловушек. И чтобы не попасть в них надо учиться грамоте.

На Руси всегда ценили человека доброго, умного и грамотного. Это доказывает много пословиц того далекого времени давайте составим и запишем одну из них.

(слайд 5)

  1. Проблемная ситуация

Грамота, всегда, учит_ся, пригодит_ся. (самостоятельная работа, один ученик работает у доски)

Прочитайте, что у вас получилось?

Грамоте учит_ся – всегда пригодит_ся

Какую орфографическую задачу мы должны были решить?

Вызвало ли это задание у вас проблему?

Какую?

Можем ли мы её сейчас сразу решить?

Это орфографическая задача и будет сегодня темой нашего урока.

Попробуйте её сформулировать.

(слайд 6)

Определим задачи урока, используя опорные слова.

(слайд 7)

Давайте последовательно идти к достижению нашей цели.

  1. Работа по теме урока

Вы готовы исследовать эти глаголы?

Пропускаем две рабочие строки и записываем глаголы, которые у нас вызвали затруднения, столбиком в одном из которых они будут без Ь , а в другом с Ь.

учится                                                   учиться

пригодится                                            пригодиться

Задание 1.

На первой пропущенной строке напишите вопрос, на который отвечают глаголы каждого столбика.

Задание 2.

На второй пропущенной строке запишите, в какой форме находится глагол.

Попробуйте сделать два вывода наших наблюдений (работа в микрогруппах по 4 человека)

(слайд 8) Проверка выполненной работы.

Вывод 1 Если в _______, то у глагола пришется –ться.

                Если в _______, то у глагола пишется –тся.

Вывод 2 У возвратных глаголов в _____пишется –ться.

                У возвратных глаголов в _____пишется –тся.

У нас получился алгоритм правописания глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице.

Сравним наше открытие с правилом в учебнике.

Вернемся к нашей пословице. Читаем и объясняем написание  глаголов, корректируем свои ошибки.

Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление.

Дифференцированные задания с правом выбора. (слайд 9)

  1. Используем «Помогайки»

Мудрым никто (что делает?) не родит__ся, этому надо (что делать?) учит__ся.

  1. Вставить пропущенные орфограммы.

Языку человек учит__ся и должен учит__ся всю свою жизнь.

  1. Подобрать глаголы возвратного значения.

Проявлять стремление –

Испытывают волнение –

Проявляет радость –

Допускать ошибки –

Приобретать знания –

Коллективная проверка правильности выполнения задания.

Обобщение. (слайд 10)

  1. Самостоятельная работа. (по вариантам)

Распределительный диктант.

Двигаться, смотрится, крутится, пробежаться, смеяться, любуется, лисица.

  1. Рефлексия.

Вспомним учебные задачи, которые мы ставили в начале урока

(слайд 11)

Закончи предложение.

Теперь я знаю …

Теперь я могу …

Вывод. Прежде чем глагол писать, не забудь вопрос задать.

Домашнее задание:

Подготовиться к аукциону пословиц на изученную орфограмму.

(слайд 12)

На экране большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка.

Красное – знак хорошего настроения на уроке, того что вы довольны своей работой.

Розовое – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе на уроке и будете стремиться их исправить.

И синее – знак того, что вы на уроке оставались равнодушным, у вас было плохое настроение и ничего не получилось.

Поднимите ваши сердечки и мы увидим как вы поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3 лице

Урок создан для учащихся 4 класса, обучающихся по программе Л.В.Занкова. Он основан на деятельностном подходе, включает в себя современные технологии, разнообразные формы и виды работ....

Урок русского языка в 4 классе по теме : "Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"

Конспект урока  русского языка по теме"Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"   по программе "Школа России". На уроке учитель ставит проблемную ситуацию, по...

Правописание глаголов в неопределённой форме и в з лице.

Презентация к уроку по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в з лице" к учебнику Поляковой....

Технологическая карта урока русского языка на тему: Правописания глагола в неопределенной форме и в 3-м лице.

Учебный предмет: Русский языкКласс: 4 «В»Тип урока: Урок общеметодологической направленности.Технологическая картаТемаСклонение имён существительных мужского рода во множественном числе...

технологическая карта по русскому языу 4 класс Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице УМК «Развивающая система обучения Л.В. Занкова»

Технологическая карта по русскому языу. 4 класс . Тема "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице" УМК «Развивающая система обучения Л.В. Занкова»...

Конспект урока русского языка. Тема: распознавание глаголов в неопределенной форме

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование и развитие умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые ре...