Русский язык 4 класс «Правописание глагола в неопределенной форме и в 3-м лице»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass_pravopisanie_glagola_v_neopredelennoy_forme_i_v_3-m_litse.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание глагола в неопределенной форме и
в 3-м лице»
Цель урока: Познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –тся и –ться в глаголах.
Задачи :
- отработать способ действий при выборе написания –тся, –ться и вести работу по предупреждению ошибок в написании данной орфограммы.
- развивать орфографическую зоркость, умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, сравнивать и делать выводы.
- воспитывать положительное отношение к учебному труду, знаниям, уважение друг к другу.
Ход урока:
- Организационный момент
(проверка готовности учащихся к уроку)
- Я очень хочу, чтоб вы все постарались,
Работою нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из вас ощутит свой успех
- Давайте прочитаем эпиграф нашего урока (слайд 1)
Успех придет повсюду,
ведь я хочу, могу и буду
- Кто же из вас хочет успешным быть на уроке?
- Кто уверен, что может быть таким?
- Ну и кто будет очень стараться, чтобы успех непременно пришел?
(ответы детей)
- Я уверена, что у вас все получится. Для этого на сегодняшнем уроке русского языка нам понадобятся ваши знания, светлый ум, огромное желание учиться и узнавать новое и, конечно же, ваше внимание.
А сосредоточить его вам поможет орфографическая разминка.
- Внимание на экран В вашем распоряжении 10 секунд. (слайд 2)
пос_дел прим_рять пол_скать
пос_дел прим_рять пол_скать
- Сколько слов смогли запомнить?
Назовите их.
В какой морфеме происходило изменение?
Изменилось ли значение слова?
Запишите с данными словами словосочетание соответствующие приведенным морфемным моделям, используя корни с безударными гласными и проверяя их. (слайд 3)
пос_дел на лавочке прим_рять платье пол_скать ребенка
пос_дел от горя прим_рять друзей пол_скать бельё
Работа выполняется по вариантам.
Взаимопроверка.
- Кто помнит, как называются такие слова в русском языке? (омофоны)
- Что у них общего? (все они являются глаголами)
- Предположите, слова какой части речи будут сегодня объектом наших наблюдений? (ответы детей)
Ученик читает стихотворение.
Интересная часть речи в русском языке живет.
Кто что делает расскажет
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол?
Варит, жарит, моет, чистит-
Все расскажет нам…(глагол)
- И сегодня на уроке мы продолжаем учиться грамотно пользоваться всем многообразием глагольной лексике, выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы и конечно правильно их писать.
- Актуализацию наших знаний по теме глагол предлагаю вам провести в форме пресс-конференции.
Вы слышали такое слово?
Что оно означает?
(ответы детей)
- Обратимся к толковому словарю и найдем лексическое значение этого слова.
Пресс-конференция – собрание представителей печати, радио, телевидения, официально созываемая для какой-нибудь важной информации, для ответов на вопросы.
Сегодня на ваши вопросы будет отвечать лингвист … (Ф.И.О. ученика)
(слайд 4)
Лингвист – специалист по лингвистики, языковед.
Лингвистика – наука о языке, языкознание.
Вопросы задают учащиеся.
- Расскажите об общем грамматическом значении глагола?
- Назовите морфологические признаки глагола?
- Какова синтаксическая роль глаголов в предложении?
- Расскажите об употреблении глаголов речи?
Вопрос учителя.
- Предположите, какие орфографические проблемы могут быть связаны с написанием глаголов?
- Чтобы орфографические задачи решались легко, надо вслушаться в слово, приглядеться к нему, проникнуть в его тайну.
Ведь наш язык хранит немало секретов, а для Незнаек немало ловушек. И чтобы не попасть в них надо учиться грамоте.
На Руси всегда ценили человека доброго, умного и грамотного. Это доказывает много пословиц того далекого времени давайте составим и запишем одну из них.
(слайд 5)
- Проблемная ситуация
Грамота, всегда, учит_ся, пригодит_ся. (самостоятельная работа, один ученик работает у доски)
Прочитайте, что у вас получилось?
Грамоте учит_ся – всегда пригодит_ся
Какую орфографическую задачу мы должны были решить?
Вызвало ли это задание у вас проблему?
Какую?
Можем ли мы её сейчас сразу решить?
Это орфографическая задача и будет сегодня темой нашего урока.
Попробуйте её сформулировать.
(слайд 6)
Определим задачи урока, используя опорные слова.
(слайд 7)
Давайте последовательно идти к достижению нашей цели.
- Работа по теме урока
Вы готовы исследовать эти глаголы?
Пропускаем две рабочие строки и записываем глаголы, которые у нас вызвали затруднения, столбиком в одном из которых они будут без Ь , а в другом с Ь.
учится учиться
пригодится пригодиться
Задание 1.
На первой пропущенной строке напишите вопрос, на который отвечают глаголы каждого столбика.
Задание 2.
На второй пропущенной строке запишите, в какой форме находится глагол.
Попробуйте сделать два вывода наших наблюдений (работа в микрогруппах по 4 человека)
(слайд 8) Проверка выполненной работы.
Вывод 1 Если в _______, то у глагола пришется –ться.
Если в _______, то у глагола пишется –тся.
Вывод 2 У возвратных глаголов в _____пишется –ться.
У возвратных глаголов в _____пишется –тся.
У нас получился алгоритм правописания глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице.
Сравним наше открытие с правилом в учебнике.
Вернемся к нашей пословице. Читаем и объясняем написание глаголов, корректируем свои ошибки.
Физкультминутка.
- Первичное закрепление.
Дифференцированные задания с правом выбора. (слайд 9)
- Используем «Помогайки»
Мудрым никто (что делает?) не родит__ся, этому надо (что делать?) учит__ся.
- Вставить пропущенные орфограммы.
Языку человек учит__ся и должен учит__ся всю свою жизнь.
- Подобрать глаголы возвратного значения.
Проявлять стремление –
Испытывают волнение –
Проявляет радость –
Допускать ошибки –
Приобретать знания –
Коллективная проверка правильности выполнения задания.
Обобщение. (слайд 10)
- Самостоятельная работа. (по вариантам)
Распределительный диктант.
Двигаться, смотрится, крутится, пробежаться, смеяться, любуется, лисица.
- Рефлексия.
Вспомним учебные задачи, которые мы ставили в начале урока
(слайд 11)
Закончи предложение.
Теперь я знаю …
Теперь я могу …
Вывод. Прежде чем глагол писать, не забудь вопрос задать.
Домашнее задание:
Подготовиться к аукциону пословиц на изученную орфограмму.
(слайд 12)
На экране большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка.
Красное – знак хорошего настроения на уроке, того что вы довольны своей работой.
Розовое – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе на уроке и будете стремиться их исправить.
И синее – знак того, что вы на уроке оставались равнодушным, у вас было плохое настроение и ничего не получилось.
Поднимите ваши сердечки и мы увидим как вы поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3 лице
Урок создан для учащихся 4 класса, обучающихся по программе Л.В.Занкова. Он основан на деятельностном подходе, включает в себя современные технологии, разнообразные формы и виды работ....
Урок русского языка в 4 классе по теме : "Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"
Конспект урока русского языка по теме"Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица" по программе "Школа России". На уроке учитель ставит проблемную ситуацию, по...
Правописание глаголов в неопределённой форме и в з лице.
Презентация к уроку по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в з лице" к учебнику Поляковой....
"Правописание глаголов в неопределенной форме и третьем лице"
Урок русского языка в 4 классе....
Технологическая карта урока русского языка на тему: Правописания глагола в неопределенной форме и в 3-м лице.
Учебный предмет: Русский языкКласс: 4 «В»Тип урока: Урок общеметодологической направленности.Технологическая картаТемаСклонение имён существительных мужского рода во множественном числе...
технологическая карта по русскому языу 4 класс Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице УМК «Развивающая система обучения Л.В. Занкова»
Технологическая карта по русскому языу. 4 класс . Тема "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице" УМК «Развивающая система обучения Л.В. Занкова»...
Конспект урока русского языка. Тема: распознавание глаголов в неопределенной форме
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование и развитие умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые ре...