Урок русского языка в 4 классе по теме : "Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока русского языка по теме"Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица" по программе "Школа России".
На уроке учитель ставит проблемную ситуацию, подводит учащихся к открытию нового знания, использует различные формы работы, разноуровнивые задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogoyazyka_pravopisanie_tsya_i_tsya.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице.
Цели урока: познакомить с правописанием глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице с суффиксами возвратного значения; формировать умение писать глаголы с -тся и ться;
развивать речь учащихся, мышление, внимание, умения применять правило, действовать по алгоритму;
воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки для индивидуальной работы; схемы, иллюстрации ,магнитофон, аудиокассеты.
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Ребята! Сегодня на уроке нам предстоит преодолеть еще один риф в океане знаний.
Какой? Вы узнаете чуть позже. А пока нужно подготовиться к новым испытаниям и вспомнить то, что вы уже знаете.
II.Чистописание.
На доске слова: сб. жать, рису. т, вк . тить, здоров . е, корм .т.
-Прочитайте слова.
-Исключите из этого ряда «лишнее». Ответ обоснуйте.(Здоровье)
-Разделите глаголы на две группы по нескольким признакам одновременно.
(Глаголы неопределенной Глаголы 3 лица, ед. числа,
формы, с безударной гласной с безударной гласной в окончании
в корне слова: глаголов:
сбежать рисует
вкатить кормит)
-Объясните орфограммы на месте пропущенных букв.
-Буквы, которые будем писать на чистописании, вы найдете в данных глаголах.
-Первая и вторая буквы находятся в приставке глаголов неопределенной формы(с в).
-С третьей и четвертой буквы начинается корень глаголов 3 лица (р к).
-Пятая буква обозначает согласный, парный, глухой, мягкий в суффиксе глаголов неопределенной формы (т).
- А последней будет буква, которая не обозначает звука (ь).
-Напишите «цепочку» из этих букв до конца строки каллиграфически правильно.
-Свркть
III.Словарно - орфографическая работа.
-Кто догадался, с каким словом из словаря познакомимся сегодня на уроке?
На доске карточка: сверкать
-Что означает это слово?
-Запишите в тетрадь. Объясните написание.
-Что еще можете сказать об этом слове?(Глагол ,неопределенной формы, 1 спряжения).
-Подберите и запишите синонимы к глаголу сверкать.(Сиять, светить, блестеть).
-Составьте с этим словом предложение по картинке. (На доске картинка)
-Запишите в тетрадь.(Запись на доске и в тетради).
-Объясните знакомые орфограммы.
IV.Синтаксический разбор предложения:
В темном небе ярко сверкает ослепительная молния.
V.Морфологический разбор глагола сверкает.
VI.Изучение нового материала.
1.Наблюдение над глаголами в неопределенной форме и в 3-м лице единственного числа.
-Прочитайте слова на карточках.
-Найдите в каждой строке «лишнее» слово и запишите. Ответ обоснуйте.
-На доске и в тетрадях: учится, учиться, готовится, готовиться, кататься, катается.
-Что общего в глаголах? (Сочетание –тся).
-Чем отличаются? (В одних тся с ь знаком, а в других без ь знака).
-Попробуйте сформулировать тему урока.
2.«Открытие» детьми нового знания.
-Разделите эти глаголы на две группы.
учится учиться
готовится готовиться
катается кататься
-Поставьте вопросы к глаголам каждого столбика.
-Определите лицо глаголов.
-Сравните правописание глаголов и вопросы, на которые они отвечают.
-Какой вывод можно сделать?
(Если глагол отвечает на вопрос что делает? Ь знак перед -ся не пишется, а если отвечает на вопрос что делать?то ь знак пишется).
- А теперь сравните свой вывод с правилом в учебнике на странице 83.
-Прочитайте.
-Как же пишутся глаголы в неопределенной форме и 3-м лице?
-Приведите свои примеры.
-Почему в сочетаниях -тся и –ться то пишется буква ь знак, то не пишется?
-Что надо делать, чтобы не ошибиться в правописании слов с –тся и –ться?
-А сейчас послушайте стихотворение:
Прежде чем глагол писать,
Не забудь вопрос задать.
Так как ь знак в вопросе
И в глаголы его вносим.
Зарядка для глаз(презентация).
-Вы писали и читали, глазки ваши подустали.
-А сейчас гимнастика для глаз.
VII.Первичное закрепление изученного.
1.Упражнение 362 на странице 89 – с комментированием.
-Расскажите, какие способы проверки использовали?(Определяли форму глагола или ставили к глаголу вопрос).
-На какое еще правило встретились глаголы в этом упражнении? (Правописание буквы ь в глаголах 2 лица ед.числа).
Музыкальная пауза.
-Послушайте фрагмент из произведения П.И.Чайковского и попробуйте определить какое время года изобразил композитор.
-Это весна.
-Верно. Произведение называется «Времена года. Апрель».
-Какая была музыка?
-Какие картины можно представить, слушая музыку? (Как распускаются на деревьях первые листочки; как птицы начинают строить гнезда; как появляются первые бабочки; бегут шумные ручейки; появляются первые весенние цветы).
-У композитора –звуки, у художника- краски, у поэта- слово. И каждый из них по-своему изображает это прекрасное время года.
VIII.Творческая работа в группах.
-Сейчас вы поработаете в группах.
-Первая группа составит и запишет небольшой текст на тему: «Вот и весна», включив глаголы с изученной орфограммой, а вторая группа выполнит работу, используя карточку с опорными словами.
Проверка работы.
-Прочитайте, какие тексты составили ребята первой группы.
-Какие глаголы с изученной орфограммой использовали? Как написали?
-А какой текст получился у ребят второй группы? Прочитайте.
-Назовите глаголы с изученной орфограммой. Объясните правописание.
IX.Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Чему учились?
-Какие два способа проверки запомнили?
-Приведите примеры.
-А сейчас оцените свою работу на уроке, ипользуя «светофорчики».
-Если на уроке было интересно и все понял - зеленый.
-Если было интересно, но трудно - желтый.
-А если не усвоили материал - красный.
X.Домашнее задание.
Упр.368, с.83, правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».
Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....
Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.
Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание безударных окончаний глаголов
Данный урок подводит детей к осознанию выбора безударного гласного в личных окончаниях глаголов....
конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)
Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...
Конспект урока русского языка по теме: «Строение и написание глаголов в неопределенной форме»
УМК«Гармония»Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель, задачиЦель: Создание условий для формирования умения образовывать глагол в неопределенной формеЗадачи:...
Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
На уроке учащиеся научатся обосновывать и писать безударные личные окончания глаголов....