урок русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3 лице
план-конспект урока русского языка (4 класс) на тему

Зозуля Наталья Юрьевна

Урок создан для учащихся 4 класса, обучающихся по программе Л.В.Занкова. Он основан на деятельностном подходе, включает в себя современные технологии, разнообразные формы и виды работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 г.Орска»

Урок по русскому языку

по теме «Правописание возвратных глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице

                                             4 класс

программа  Л.В. Занкова

Разработала:

Зозуля Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов

МОАУ «СОШ № 13 г.Орска»,

высшая категория

Тема: Правописание возвратных глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице

Цель: познакомить учащихся с правописание глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научить задавать вопросы к глаголам.

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для составления алгоритма, мультимедиа, карточки для работы в группах, дифференцированные задания.

I Оргмомент. Мотивация.

Сегодня мы будем проблему решать,

Знания новые открывать

Научимся смело их применять,

Задания сможем легко выполнять.

-Желаю успехов  в открытии новых знаний.

II Актуализация знаний.

1 Словарная работа

а) индивидуальные карточки по уровню сложности.

б) Знакомство с новым словом

 -Отгадать слово по полбуковке (ураган)

-Что такое ураган? Что знаете об ураганах?

 (Ураган – это ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого свыше 30 м/сек)

-Составьте предложение с этим словом. Примеры детей.

-Синтаксический разбор предложения на доске.

2 Загадка:

Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья, и рожь в полях растёт. (глагол)

 Что мы знаем о глаголе? (высказывания детей)

3 Игра « Исключи лишнее».

Сравни слова: желтеть, пробежал, задумаемся, дышать, оденусь, желаешь

-назови глагол прошедшего времени – пробежал

-найди глагол во 2 лице, ед числе -желаешь

-укажи глагол –исключение -дышать

-глагол, стоящий в инфинитиве- желтеть

-Что можете сказать об оставшихся словах? (они в возвратной форме)

(задумаемся, оденусь)

-Что знаете о возвратных глаголах?

III Работа по теме

1 Постановка проблемы

Составьте из слов пословицу (грамота, пригодит…ся, учит…ся, всегда)

Грамоте учит..ся – всегда пригодит…ся.

-Как понимаете значение пословицы?

-Какую орфографическую задачу мы должны решить?

-Вызвало ли  у вас это задание проблему? Какую? (где поставить Ь, а где нет)

-Можете вы её сейчас сразу решить? Почему? (нам не хватает знаний)

-Я думаю, вы поняли, какая тема сегодняшнего урока и чем будем заниматься? (тема-правописание тся, ться)

-Какую цель должны достичь к концу урока? (научиться определять написание тся, ться у возвратных глаголов)

2 Открытие детьми новых знаний.

Работа в группах.

-Понаблюдать за словами и попробовать сформулировать 2 вывода ваших наблюдений.

бросится                                                броситься
нрави
тся                                                    нравиться
удиви
тся                                                удивиться
верну
тся                                                 вернуться

Вывод № 1 по вопросу.

Если в ________________, то у глагола пишется   -ТЬСЯ,

если в __________________, то  пишется    -ТСЯ.

Вывод № 2 по форме слова.

У возвратных  глаголов  в______________         пишется -ТСЯ,

у возвратных глаголов в   ____________пишется -ТЬСЯ.

Заслушиваются группы.

-Давайте составим алгоритм нашего нового правила. Фронтальная работа

-Сравним наше открытие с правилом в учебнике. Стр. 82

-От чего же зависит написание тся, ться

3 Письмо по памяти

-Какие же буквы вставим в нашу пословицу?

-Проговорите её орфографически и запишите по памяти.

Самопроверка. Самооценка.

4 Физминутка

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмея
ться,
Покружи
ться, покачаться,
Поклони
ться, распрямиться
И опять начать труди
ться.

5 Первичное закрепление.

-Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физминутки?

Запись с проговариванием на доске и в тетрадях. Запись в столбик на доске.

-Что заметили? (все глаголы в неопределенной форме)

Работа в парах.

-Измените данные глаголы, поставив их в 3 лицо ед. числа. Работают в тетрадях.

Проверка устно.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Дифференцированные задания с правом на выбор.

1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1.

2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.

3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3.

1 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

 Друзья (что делают?) познают…ся  в беде.
Трус своей тени
 (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно
 (что делать?) не  учит…ся.
За всё
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья познают…ся  в беде.
Трус своей тени
  боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно
 не  учит…ся.
За всё  брат…ся
  – ничего не сделать.

3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ

  1. Проявлять стремление  -                                                 стремит…ся
  2. Они испытывают  волнение          –                                    волнуют…ся
  3. Допускать ошибки           -                                                ошибат…ся
  4. Он испытывает  радость    -                                          радует…ся

Проверка 1 и 2 уровня вместе. Проверка 3 уровня самостоятельно с доски, где открываются ответы.

7 Игра «Услышь Ь»

– Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет- потопайте:

Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.

8 Работа с учебником.

Упр. 358 по вариантам.

1 вар- №2                           2 вар- № 7

Списать, вставить буквы. Взаимопроверка.

IV Итог.

- Какая была тема урока? Какая цель урока? Ответьте себе каждый на вопрос, а добился  я чего хотел ? Получил необходимые знания?

Рефлексия по образцу:  Я сегодня узнал, удивился, повторил, закрепил…..

-Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?

-Д.з. упр. 364



Предварительный просмотр:

бросится                                                 броситься
нрави
тся                                                     нравиться
удиви
тся                                                удивиться
верну
тся                                                 вернуться

Вывод № 1 по вопросу.

Если в __________________________________________________, то у глагола пишется   -ТЬСЯ,

если в ___________________________________________________, то  пишется    -ТСЯ.

Вывод № 2 по форме слова.

У возвратных  глаголов  в___________________________________ пишется -ТСЯ,

у возвратных глаголов в   ___________________________________  пишется -ТЬСЯ.

бросится                                                броситься
нрави
тся                                                    нравиться
удиви
тся                                                удивиться
верну
тся                                                 вернуться

Вывод № 1 по вопросу.

Если в __________________________________________________, то у глагола пишется   -ТЬСЯ,

если в ___________________________________________________, то  пишется    -ТСЯ.

Вывод № 2 по форме слова.

У возвратных  глаголов  в___________________________________ пишется -ТСЯ,

у возвратных глаголов в   ___________________________________  пишется -ТЬСЯ.



Предварительный просмотр:

1 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

 Друзья (что делают?) познают…ся  в беде.
Трус своей тени
 (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно
 (что делать?) не  учит…ся.
За всё
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья познают…ся  в беде.
Трус своей тени
  боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно
 не  учит…ся.
За всё  брат…ся
  – ничего не сделать.

3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ

Например:  Принимать  решение     -     решиться

  1. Проявлять стремление  -                                                
  2. Они испытывают  волнение          –                                    
  3. Допускать ошибки           -                                                
  4. Он испытывает  радость    -                                         

1 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

 Друзья (что делают?) познают…ся  в беде.
Трус своей тени
 (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно
 (что делать?) не  учит…ся.
За всё
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья познают…ся  в беде.
Трус своей тени
  боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно
 не  учит…ся.
За всё  брат…ся
  – ничего не сделать.

3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ

Например:  Принимать  решение     -     решиться

  1. Проявлять стремление  -                                                
  2. Они испытывают  волнение          –                                    
  3. Допускать ошибки           -                                                
  4. Он испытывает  радость    -                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глаголы в неопределённой форме и 3 лице.

Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания -ться и -тся в глаголах.Задачи:Отработать способ действия при выборе написания -ться и -тся, вести работу п...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Л.В.Занкова

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...

Конспект урока русского языка. Тема: распознавание глаголов в неопределенной форме

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование и развитие умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые ре...

Урок русского языка в 3-ем классе "Неопределённая форма глагола"

Урок русского языка в 3-ем классе "Неопределённая форма глагола"...