Рабочая программа по предмету русский язык 4 класс
элективный курс по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа
курса по предмету русский язык
«Речь и культура общения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_.docx | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2 имени Мулланура Вахитова»
Утверждено:
Директор гимназии № 2 им. М.Вахитова
_________________ Ф.Ф.Аюпова
«_____» сентября 2014г
Рабочая программа
курса по предмету русский язык
«Речь и культура общения»
для 4 Г класса
Составитель: Кадирова Алсу Хамитовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Согласовано:
на заседании МО, протокол № 1 от 27.08.14 г.
Руководитель МО____________ Хамидуллина Д.М.
г. Набережные Челны
2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
Пояснительная записка
Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.
Курс «Речь и культура общения» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают русским языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Общая характеристика курса « Речь и культура общения»
Содержание программы курса «Речь и культура общения» ориентировано на формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; на воспитание познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа « Речь и культура общения» - целостный курс, построенный с учетом возраста учащихся и развивающий идею обучения культуре общения от более простых, легко обучаемых форм к более сложным. Материал способствует углублению и расширению знаний учащихся по предмету «Русский язык»
Цели программы курса « Речь и культура общения»
1. Способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, обучению ораторскому искусству, искусству воздействия на собеседника-единомышленника 2. Формирование и развитие языковой личности, которая способна словесно воплотить мысль.
3. Научить готовить и произносить убедительные речи на доступные учащимся темы с учетом интересов аудитории, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения.
Задачи курса:
- Дать учащихся наиболее общее представление о сущности риторики; познакомить с этикой и культурой общения; показать учащимся возможности слова-действия.
- Заложить основы знаний построения публичного высказывания, произнесения речи.
- Выработать умения и навыки ораторского мастерства (владение речью и ее техникой, влияния на аудиторию и т.п.)
- Научить анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности.
- Сформировать навыки культуры спора, дискуссии.
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь.
- Сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности.
- Воспитать морально-волевые качества личности (внимание, память, уверенность в себе, настойчивость, общительность, толерантность).
- Расширить кругозор учащихся.
- Развитие нравственных и эстетических чувств и способностей к творческой деятельности.
- Развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека;
- Развивать все виды речевой деятельности младших школьников, умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться русским языком в различных ситуациях речевого общения;
Ценностные ориентиры содержания курса « Речь и культура общения»
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На занятиях ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь. Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Планируемые результаты курса.
Личностные Осознание значимости чтения и правильной речи для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении и общении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурноисторическим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются:формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными. IJриёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Содержание программы
Речь. Техника и выразительность речи.( 6часов)
Речь. Монолог и диалог как разновидность речи.Умение составлять текст-монолог и текст- диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Слово. (4 часа)
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы, иностранные заимствовании. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Предложение и словосочетание.( 2 часа)
Предложение. Простое и сложное предложение. Редактирование и взаиморедактирование Предложение со сравнительным оборотом.. Умение интонационно- правильно читать предложения разных типов.
Текст.(14 часов)
Текст. Тема, микротема. Основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов. Составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание. рассуждение. Оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно-публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средста связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация. Развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстановливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Культура общения.(6 часов) Речевой этикет. Формы обращения. Этикетные жанры и слова вежливости. Тон вежливой речи. Основной тон высказывания. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Письменное и устное поздравление. Деловое общение. Телефонный разговор.Невербальные средства общения. Мимика. Жестикуляция. Поза.
Тематическое планирование в 4 классе.
Программа включает в себя пять основных раздела: «Речь», «Слово», «Предложение и словосочетание», «Текст» и «Культура речи».
В разделах «Речь». «Слово», включены темы, позволяющие сформировать у учащихся общее представление о значении речевого общения, разнообразии речевых стилей. Практическое применение этих знаний на других уроках позволит сформировать умение различать стилевые особенности речевого общения, ориентироваться на нормы русской речи, пользоваться словарями русского языка с целью обогащения своего активного словаря.
Развитию письменной речи посвящен разделы «Предложение и словосочетание» и «Текст». Тематика данного раздела тесно связана с тематикой предыдущего и предполагает систематизацию знаний о стилях речи и т.д. Эффективность усвоения содержания раздела «Текст» достигается практическим применением полученных знаний о тексте на уроках русского языка и детской литературы.
Раздел «Культура речи» носит сугубо практический характер, поэтому направлен, прежде всего, на приобретение учащимися коммуникативных навыков. Большое внимание в этом разделе уделяется лексике русского языка, фразеологии, этическим нормам общения, различным коммуникативным ситуациям, элементарным риторическим умениям.
№ | Тема занятия | Количество часов | По плану | Фактич. | ||||
Речь. Техника и выразительность речи.( 6часов) | ||||||||
Речь. Риторика-красноречье-сладкоречье. | 1 | |||||||
Речь- средство передачи мыслей и чувств. Виды речи. | 1 | |||||||
Как построить свою речь? | 1 | |||||||
Этикетные диалоги. | 1 | |||||||
Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы. | 1 | |||||||
Практическая работа. Инсценирование диалога. | 1 | |||||||
Слово. (4 часа) | ||||||||
Язык мой – друг мой (значение слова язык). | 1 | |||||||
«Толковый словарь - твой друг и помощник». Словарь синонимов. Словарь эпитетов и др. | 1 | |||||||
Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. | 1 | |||||||
Иностранные заимствования. Новые слова. | 1 | |||||||
Предложение и словосочетание.( 2 часа) | ||||||||
Учимся писать, редактировать. Редактирование и взаиморедактирование. | 1 | |||||||
Практическая работа. Редактирование предложений . | 1 | |||||||
Текст.(14 часов) | ||||||||
Яркие признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.. | 1 | |||||||
Абзацные отступы, завершающий абзац. | 1 | |||||||
Стили речи: Разговорный. Этикетные речевые жанры. | 1 | |||||||
Стили речи: Книжный (научный, публицистический, деловой). Художественный. | 1 | |||||||
Практическая работа. Презентация , защита текстов. | 1 | |||||||
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. | 1 | |||||||
Соотношение типа текста и стиля речи. | 1 | |||||||
Описание в научно-публицистическом стиле. | 1 | |||||||
Цепная и параллельная связи между предложениями в тексте. | 1 | |||||||
Художественное повествование с элементами описания. | 1 | |||||||
Лексические . тематические, грамматические и интонационные средства связи. | 1 | |||||||
Композиция речи. Составные части композиции. | 1 | |||||||
Практическая работа. Составление текста заданной композиционной структуры. | 1 | |||||||
Опорные конспекты. Составляем опорный конспект. | 1 | |||||||
Культура общения.(6 часов) | ||||||||
Речевой этикет. Формы обращения. Этикетные жанры и слова вежливости. | 1 | |||||||
Тон вежливой речи. Основной тон высказывания. Способы выражения вежливой оценки, утешения. | 1 | |||||||
Письменное и устное поздравление. | 1 | |||||||
Деловое общение. Телефонный разговор. | 1 | |||||||
Деловая игра «Телефонный разговор». | 1 | |||||||
Невербальные средства общения. Мимика. Жестикуляция. Поза. | 1 |
Литература:
- Ассуирова Л.В. Речевой задачник. 1-4 классы. М.2011г.
- Бельчаков Ю.А. Стилисика и культура речи. М. 2010г.
- Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.2012 г.
- Волков.А.А. Основы риторики.М.2013
- Ладыженская Т.А. Речевые уроки . Детская риторика.2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предмет русский язык, 4 класс, автор курса А. В. Полякова
Планирование уроков русского языка, 4 класс, автор учебника А. В. Полякова (система Л. В. Занкова)...
Рабочая программа предмета «Русский язык » для 2 класса
Рабочая программа предмета «Русский язык » для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, учебного плана, ...
Рабочая программа предмета "Русский язык" 1 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 1 класса
Рабочая программа предмета "Русский язык" для 1 класса....
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 4 класса
Пояснительная записка...
Рабочая программа предмета «Русский язык» 4 класс по УМК «Школа России».
Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), Примерной программы начального о...
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...