Рабочая программа предмета «Русский язык » для 2 класса
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Cарсалиева Дарига Максотовна

Рабочая программа  предмета «Русский  язык » для 2 класса  составлена на основе Федерального государственного  образовательного стандарта  второго поколения, учебного плана,  программы УМК «Начальная школа ХХIвека » под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно - методический комплект допущен Министерством образования./ Сборник программ учебников к комплекту « Начальная школа ХХ века» - М. :Вентана – Граф,2011.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx80.05 КБ

Предварительный просмотр:

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  предмета «Русский  язык » для 2 класса  составлена на основе Федерального государственного  образовательного стандарта  второго поколения, учебного плана,  программы УМК «Начальная школа ХХIвека » под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно - методический комплект допущен Министерством образования./ Сборник программ учебников к комплекту « Начальная школа ХХ века» - М. :Вентана – Граф,2011.  

На изучение русского языка во 2 классе отводится 165 часов в год (33учебные недели)

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. После курса «Обучение грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс «Русский язык» представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.

Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями: основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.

 Языковой материал признан сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

  Важнейшими целями обучения русскому языку являются:

 -ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение Следующих практических задач:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

-овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

             

                   

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Личностными результатами изучения русского языка являются:

-  осознание языка как основного средства человеческого общения;

-   восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

-  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- умение осознавать и определять свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- умение чувствовать красоту и выразительность речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения русского языка являются:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка являются:

- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

- умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть „слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

 3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)

1. Фонетика и графика (10 ч)

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков .Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков .Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными .Деление слов на слоги .Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

2. Орфоэпия .Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение  в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

3. Слово и предложение (6 ч)

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия —глаголы .Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

4. Состав слова ( морфемика ) (19 ч)

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова .Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова .Различение однокоренных слов и синонимов . Суффикс как часть слова; значения суффиксов .Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный ,приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

5. Лексика (22 ч)

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря .Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные.Устаревшие слова Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе .Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Использование орфографического словаря учебника для определения(уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (34 ч)

1. Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

2. Письменная речь

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль)Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения .Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста:  озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев .План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

IV. Повторение (5 ч)

V. Резервные уроки (11 ч)

Итого:165 уроков

4.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (поурочное планирование)

Тема урока

Кол

-во ч

Содержание

УУД

Дата

План

Факт

1

Звуки речи и буквы. Обозначение звуков на письме.

1

Познакомить с новым учебником; повторить классификацию звуков русского языка и соотношение «звук-буква». Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Различать звуки и буквы.  Выделять  звуки речи; отличать  произношение и написание слов;

Уметь:

- анализировать и кратко характеризовать звуки речи; - различать произношение и написание слов; - соблюдать орфоэпические нормы, -  осознание языка как основного средства человеческого общения; - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

02.09.13г.

02.09.13г.

2

Гласные  и согласные звуки и их буквы.

1

Познакомить с транскрипцией как способом записи звукового состава слова; учить различать и соотносить гласные звуки и буквы, с помощью которых они записываются. Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Различать звуки и буквы.  Выделять  звуки речи; отличать  произношение и написание слов;

Уметь:

- анализировать и кратко характеризовать звуки речи; - различать произношение и написание слов; - соблюдать орфоэпические нормы

3.09

3

Обозначение звуков речи на письме.

1

Учить различать парные по твердости-мягкости согласные звуки; соотносить звуковую и буквенную записи слов. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

Учить различать парные по твердости-мягкости согласные звуки; соотносить звуковую и буквенную записи слов. Обозначает мягкость согласных звуков на письме.

4.09

4

Ударные и безударные гласные звуки в слове.

1

Повторить понятие «ударение»; учить выделять ударный гласный  в слове.

Различать безударные и ударные гласные. Приводить  примеры безударных и ударных гласных.

5.09

5

Согласные звуки.

1

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Учить различать согласные звуки, в том числе звук  [й]; повторить функции йотированных букв.

Отличать согласные звуки от гласных. Владеть  способами  совместной деятельности в паре

6.09

6

Согласные звуки.

1

Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Закреплять знания о согласных; учить классифицировать согласные по твердости-мягкости и звонкости-глухости.

Различать согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Высказывает в устной форме  о звуковых моделях слов

9.09

7

Сочетания жи-ши.

1

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Повторить правила написания буквосочетаний жи-ши; орфографический тренинг.

Писать слова с сочетаниями жи-ши. Владеть  способами  совместной деятельности в паре. Различать произношение и написание слов. Уметь различать произношение и написание слов.

10.09

8

Сочетания ча-ща.

1

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Повторить правила написания буквосочетаний ча-ща; орфографический тренинг.

Пишет слова с сочетаниями ча-ща. Владеть  способами  совместной деятельности в паре. Демонстрировать правильное использование правила. Уметь различать произношение и написание слов.

11.09

9

Сочетания чу-щу.

1

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Повторить правила написания буквосочетаний чу-щу; орфографический тренинг; отработать написания буквосочетаний чк, чн, щн, нщ.

Писать  слова с сочетаниями чу-щу. Владеть  способами  совместной деятельности в паре. Демонстрировать  правильное использование правила. Уметь различать произношение и написание слов.

12.09

10

Разделительный мягкий знак (ь).

1

Повторить две функции буквы «мягкий знак»:а) показатель мягкости согласных и б) разделитель согласных и гласных звуков.

Писать слова с разделительным мягким знаком. Применять правила к ситуациям в практике.

13.09

11

Звонкие согласные в конце слова.

1

Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Учить различать парные по звонкости-глухости и согласные; наблюдать оглушение звонких согласных на конце слова; орфографический тренинг.

Различать парные по звонкости-глухости согласные.  Аргументировать   своё понимание и непонимание к изучаемой проблеме.

16.09

12

Слог. Перенос слова.

1

Деление слов на слоги. Знак переноса. Определение количества слогов в словах. Учить определять количество слогов в словах, делить слова на слоги для переноса; познакомить с правилами переноса слов с буквами й, ь, ъ.

Уметь: делить  слова на слоги; определять  количество слогов  в слове.

17.09

13

Правило переноса слов.

1

Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

Закреплять правила переноса слов; отрабатывать умения делить слова для переноса.

Уметь:  делить слова на слоги; знать правила переноса слов. Применять правила к ситуациям в практике.

18.09

14

Перенос слов.

1

Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

Закреплять правила переноса слов; отрабатывать умения делить слова для переноса.

Уметь:  делить слова на слоги;

знать правила переноса слов. Применять правила к ситуациям в практике.

19.09

15

Ударение

1

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Отрабатывать умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах.

Уметь: определять ударный гласный в слове. Действует по алгоритму. Перечислять этапы нахождения ударного гласного.

20.09

16

. Слово.

1

Представить слово как единство звучания (написания) и значения; обнаруживать это единство в придуманных словах (различать слова и не слова).

Уметь: различать слово, как единство звучания(написания) и значения. Дифференцировать слово и набор букв.

23.09

17

Контрольная работа

по теме «Правописание

сочетаний жи—ши,  ча — ща, чу-щу»

1

Проверить полученные знания по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.»

Уметь: писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Применять правила к ситуациям в практике. Интерпретировать  полученные знания.

24.09

18

Работа над ошибками .Контрольное списывание

1

Закрепить полученные знания по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.»

Уметь:  писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Применять правила к ситуациям в практике.

25.09

19

Слова, которые называют предмет.

1

Слова с предметным значением — имена существительные. Познакомить с понятием «имя существительное»; учить находить существительное по вопросу, на который оно отвечает, и значению ( что называет)

Знать понятие «имя существительное». Уметь различать произношение и написание слов. Распознавать признаки имени существительного.

20

Слова, которые называют признаки и действия предметов.

1

Слова, называющие признаки — имена прилагательные.  Слова, обозначающие действия — глаголы. Познакомить с понятиями «имя прилагательное», «глагол»; отрабатывать умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.

Знать понятие «имя прилагательное», «глагол». Уметь различать произношение и написание слов. Распознавать признаки имени прилагательного, глагола.

21

Слово и предложение.

1

Предложение. Отличие предложения от слова. Познакомить с понятием «предложение» и видами предложений по цели высказывания; отрабатывать умения определять цель предложения.

Уметь: различать слово и предложения; знать  виды предложений по цели высказывания. Уметь различать произношение и написание слов.  Классифицировать слова и предложения.

22

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения. Познакомить с интонацией предложений (восклицательная и невосклицательная); отрабатывать умение определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Знать  виды предложений по эмоциональной окраске. Уметь различать произношение и написание слов. Различать предложения по цели высказывания, интонации.

23

Слова в предложении.

1

Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения. Отрабатывать умение определять тип предложения по цели высказывания и интонации; наблюдать за «поведением» слов в предложении (изменение формы слова).

Уметь: различать слова и предложения. Уметь различать произношение и написание слов. Выделять слова в предложении.

24

Слова изменяемые и неизменяемые.

1

Наблюдать над изменением формы слова; познакомить с окончанием как частью слова, которая изменяется при изменении формы слова.

Уметь: определять окончание как изменяемую часть слова.

Уметь различать произношение и написание слов.

25

Окончание.

1

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые.

Уметь: находить и выделяет окончание.

Уметь различать произношение и написание слов, цитировать правило. Знать значимые части слова. Уметь анализировать состав слова

26

Неизменяемые слова.

1

Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.  Познакомить со словами, форма которых не меняется; отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов.

Знать  слова, форма которых не изменяется.

Уметь различать произношение и написание слов, приводить примеры, выбирать  нужное из предложенного.

27

Повторение  правил написания большой буквы в именах собственных.

1

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Орфографический тренинг написания заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных; в географических названиях.

Знать  правила написания слов с большой буквы. Уметь различать произношение и написание слов, выбирать  нужное из предложенного, демонстрировать правильное использование правила. Уметь:

- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

- находить способ проверки написания слова;

- без ошибок списывать несложный текст

28

Повторение  правил написания большой буквы.

1

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Орфографический тренинг написания заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных; в географических названиях.

Знать правила написания слов с большой буквы. Уметь различать произношение и написание слов, демонстрировать правильное использование правила. Уметь:

- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

- находить способ проверки написания слова;

- без ошибок списывать несложный текст

29

Корень слова.

1

Корень как часть слова. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Учить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова; познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.

Знать понятие «корень слова»; научиться выделять корень слова. Приводит свои примеры. Знать:- значимые части слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.

30

Правописание гласных в корне слова.

1

Чередование согласных в корнях.  Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила.

Знать правило обозначения безударных гласных в корне слова. Перечисляет этапы процесса. Уметь:

-различать произношение и написание слов;

-находить способ проверки написания слова;

-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

31

Правила правописания гласных в корне слова.

1

Чередование согласных в корнях.  Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила.

Знать правило обозначения безударных гласных в корне слова. Перечисляет этапы процесса. Уметь:

-различать произношение и написание слов;

-находить способ проверки написания слова;

-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

32

Правописание гласных в корне слова.

1

Чередование согласных в корнях.  Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила.

Знать правило обозначения безударных гласных в корне слова. Перечисляет этапы процесса. Уметь:

-различать произношение и написание слов;

-находить способ проверки написания слова;

-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

33

Правила правописания гласных в корне слова.

1

Чередование согласных в корнях. Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила.

Знать правило обозначения безударных гласных в корне слова. Перечисляет этапы процесса. Уметь:

-различать произношение и написание слов;

-находить способ проверки написания слова;

-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

34

Корень слова.

1

Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Закрепить представление о двух признаках родственных слов ( слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению)

Находить  и выделяет корень слова. Знать: значимые части слова. Уметь:

—анализировать и кратко характеризовать состав слова;

-работать со словарями.

35

Безударные гласные в корне слов.

1

Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг.

 Определять способы проверки слов с безударной гласной в корне. Уметь: - различать произношение и написание слов;

36

Правила письма безударных гласных в корне.

1

Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг.

Знать способы проверки слов с безударной гласной в корне.

37

Безударные гласные в корне.

1

Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг.

Знать способы проверки слов с безударной гласной в корне. Уметь: —находить способ проверки написания слова;

—соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

38

Контрольная работа  по темам « «Перенос слов»; «Безударные гласные в корне слова»

1

Проверить полученные знания по темам  «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.»; «Перенос слов»; «Безударные гласные в корне слова

Распознать безударные гласные в слове; переносить слова; писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Уметь:

-находить способ проверки написания слова;

-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

-различать произношение и написание слов.

39

Работа над ошибками .                  Однокоренные слова

1

Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов Познакомить с новой орфограммой; закреплять правило

обозначения парных по звонкости-глухости согласных в конце корня (слова).

Знать новую орфограмму.

Уметь:

-находить способ проверки написания слова;

-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

-различать произношение и написание слов.

40

Согласные в корне слова.

1

Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов Учить применять два варианта подбора родственных слов; тренировать в различении форм слова и однокоренных слов.

Находить  и выделяет корень слова. Знать: значимые части слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.

41

Правописание согласных в корне слова.

1

Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов Закреплять умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце корня (слова), находить слова с данной орфограммой.

Знать орфограмму «Парные по звонкости-глухости». Уметь: — различать произношение и написание слов;

42

Правила правописания согласных в корне слова.

1

Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов Закреплять умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце корня (слова), находить слова с данной орфограммой.

Знать орфограмму «Парные по звонкости-глухости». Применять правило к ситуациям в практике. Уметь: — различать произношение и написание слов;

43

 Итоговая контрольная работа по теме  «Повторение правописания .»

Проверить полученные знания по теме  «Слово и предложение»

Знать как  работать по инструкции. Применять правило к ситуациям в практике.

44

Работа над ошибками.Тест

1

Проверить полученные знания по теме  «Слово и предложение»

 Знает как  работать по инструкции. Применять правило к ситуациям в практике.

45

.

1

46

Согласные в корне слова.

1

Чередование согласных в корнях.  Работать с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне середины слова»

Работать с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». Приводить примеры способов проверки. Уметь:

  • различать произношение и написание слова;

47

Гласные и согласные в корне слова.

1

Чередование согласных в корнях. Проверять парные по звонкости-глухости согласные и безударные гласные в корне слова; развивать орфографическую зоркость.

Определять в корне слова изучаемые орфограммы. Приводить примеры способов проверки. Уметь:

  • различать произношение и написание слова;

48

Правописание гласных и согласных в корне слова.

1

Чередование согласных в корнях.  Проверять парные по звонкости-глухости согласные и безударные гласные в корне слова; развивать орфографическую зоркость.

Определять в корне слова изучаемые орфограммы. Приводить примеры способов проверки.

49

Суффикс – часть слова.

1

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками.

Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах.

Знать суффикс как часть слова и его основные признаки. Цитировать правило. Знать значимые части слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.

50

Суффикс.

Значение суффиксов.

1

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками.

Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах.

Знать суффикс как часть слова и его основные признаки. Цитировать правило. Знать значимые части слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.

51

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками.

1

Определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится.

Отрабатывать способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова»; закреплять написание слов с непроверяемыми орфограммами.

Знать понятие «непроизносимые согласные звуки». Приводить  свои примеры. Объяснять использование правила. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова. Уметь:

—различать произношение и написание слов;

—находить способ проверки написания слова.

52

Правило правописания слов с непроизносимыми согласными звуками.

1

Определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится.

Отрабатывать способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова»; закреплять написание слов с непроверяемыми орфограммами.

Знать понятие «непроизносимые согласные звуки». Приводить  свои примеры. Объяснять использование правила. Уметь:

—различать произношение и написание слов;

—находить способ проверки написания слова.

53

.  Контрольная работа по теме «Правописание согласных в корне слова»

1

Проверить полученные знания по теме  «Правописание согласных в корне слова

Знать понятие «непроизносимые согласные звуки». Приводить  свои примеры. Объяснять использование правила. Уметь:

—различать произношение и написание слов;

—находить способ проверки написания слова.

54

Работа над ошибками.  Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками

1

» Отрабатывать способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова»; закреплять написание слов с непроверяемыми орфограммами.

Знать орфограммы слов, подбирает способы проверки.

Применять правило к ситуациям в практике. Уметь:

-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; -находить способ проверки написания слова;

-без ошибок списывать несложный текст.

55

. Контрольное списывание

1

. Проверить полученные знания при списывании

Знать алгоритм списывания.

Действовать  по алгоритму. Уметь: -

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; -находить способ проверки написания слова;

-без ошибок списывать несложный текст.

56

. Суффикс

1

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с новой группой суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов. Алгоритм выделения суффикса в слове. Значение суффиксов.

Уметь выделять суффикс в слове, различать существенное и несущественное. Уметь: находить способ проверки написания слова.

57

Правописание слов с суффиксами –ёнок; -онок.

1

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с правилом написания суффиксов –онок-, -ёнок-.  Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов. Алгоритм выделения суффикса в слове. Значение суффиксов.

Уметь выделять суффикс в слове, объяснять применение правила. Знать значимые части слова. Уметь:

  • анализировать и кратко характеризовать состав слова; различать произношение и написание слова; соблюдать изученные нормы орфографии.

58

59

Правописание слов с суффиксами –ик, -ек.

2

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Организовать наблюдение за написанием суффиксов –ик-, -ек-; познакомить с правилом и алгоритмом его применения. Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов. Алгоритм выделения суффикса в слове. Значение суффиксов.

Познакомились со значениями суффиксов. Действовать  по алгоритму, образцу. Уметь:

  • анализировать и кратко характеризовать состав слова; различать произношение и написание слова; соблюдать изученные нормы орфографии.

60

Значение суффиксов.

1

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с двумя видами суффиксов: синонимичными и с многозначными, или омонимичными.

Умеют выделять суффикс в слове; определять значение суффиксов.

61

Правописание слов с суффиксом –ость-

1

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с написанием слов с суффиксом –ость-.

Умеют выделять суффикс в слове; определять значение суффиксов.

62

Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.

1

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Познакомить с новыми суффиксами, учить определять значения суффиксов; ввести термин «суффиксальный способ» образования слов.

Познакомились с ролью суффиксов при образовании новых слов.

63

Правописание суффиксов имен прилагательных.

1

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Отрабатывать правописание суффиксов имен прилагательных –ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н-, -ов-.

Умеют выделять суффикс в именах прилагательных.

64

Правила правописания суффиксов имен прилагательных

1

Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Отрабатывать правописание суффиксов имен прилагательных –ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н-, -ов-.

65

Суффикс. Образование слов.

1

Суффиксальный способы образования слов. Учить образовывать слова  суффиксальным способом по заданным моделям; отрабатывать умение выделять части слова: корень, суффикс и окончание.

Умеют применить все изученные правила. Умеют выделять части слова: корень, суффикс, окончание.

66

Правописание корней и суффиксов в словах.

1

Повторить все изученные орфограммы в корне слова; отрабатывать правописание суффиксов.

Умеют выделять части слова: корень, суффикс, окончание

67

Контрольная работа по теме «Корень слова, суффикс»

1

Проверить полученные знания по теме «Корень слова, суффикс»

Умеют выделять части слова: корень, суффикс, окончание. Применяет правило к ситуациям в практике.

68

Работа над ошибками.Приставка – часть слова.

1

Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять ее из состава слова.

Познакомились с приставкой как значимой частью слова.

Выбирает нужное из предложенного.

69

Значение приставок.

1

Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять ее из состава слова.

Познакомились с приставкой как значимой частью слова. Выбирает нужное из предложенного.

70

Правописание слов с приставками.

1

Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с группой приставок, в которых пишется буква о;  буква а; закреплять умение определять место орфограммы в слове; учить различать приставки с буквами о и а.

Умеют выделять приставку в корне; определять значение приставок. Объясняет выбор способа.

71

Алгоритм правописания слов с приставками.

1

Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с группой приставок, в которых пишется буква о;  буква а; закреплять умение определять место орфограммы в слове; учить различать приставки с буквами о и а.

Умеют выделять приставку в корне; определять значение приставок. Объясняет выбор способа.

72

Правописание слов с приставками.

1

Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с группой приставок, в которых пишется буква о;  буква а; закреплять умение определять место орфограммы в слове; учить различать приставки с буквами о и а.

Умеют выделять приставку в корне; определять значение приставок. Объясняет выбор способа.

73

Приставки.

1

Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с возможностями приставочного способа словообразования; учить образовывать слова приставочным  способом в соответствии с заданной моделью; отрабатывать умение находить слова с приставками.

Умеют выделять приставку в корне; определять значение приставок. Выделять сходства и различия.

74

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

1

Приставка как часть слова; значения приставок. Приставка как часть слова; значения приставок. Познакомить с условиями написания разделительного твёрдого знака; закреплять правило написания ъ.

Познакомились с правилом написания Ъ.  Приводить свои примеры.

75

Правописание слов с Ь и Ъ знаками.

1

Приставка как часть слова; значения приставок. Учить различать разделительные мягкий и твёрдый знаки на основе определения места орфограммы в слове; отрабатывать правописание слов с ь и ъ.

Умеют различать разделительные Ь и Ъ знаки. Применять правило к ситуациям в практике.

76

Образование слов.

1

Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Познакомить с образованием слов приставочно-суффиксальным способом и способом сложения; образование слов в соответствии с заданной моделью.

Умеют выделять приставку и суффикс в слове. Приводить свои примеры.

77

Различение разделительных Ь и Ъ знаков.

1

Орфографический тренинг в написании слов с ь и ъ.

Умеют различать разделительные Ь и Ъ знаки. Различать существенное и несущественное.

78

Основа слова.

1

Основа слова. Познакомить с понятием «основа слова»; отрабатывать алгоритм нахождения основы слова и умение подбирать слова к схемам.

Умеют выделять значимые части слова; познакомились с понятием «основа слова». Действовать по алгоритму.

79

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие.

1

Проверить полученные знания по пройденному материалу первого полугодия.

Умеют применить все изученные правила. Применять правило к ситуациям в практике.

80

 Работа над ошибками Различение предлогов и приставок.

1

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Познакомить  с предлогом и способом различения предлогов и приставок; орфографический тренинг в написании слов с предлогами и приставками.

Познакомились с предлогом и способом различения предлогов и приставок.  

Обобщать факты.

81

Упражнения в различении предлогов и приставок.

1

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Познакомить  с предлогом и способом различения предлогов и приставок; орфографический тренинг в написании слов с предлогами и приставками.

Познакомились с предлогом и способом различения предлогов и приставок. Обобщать факты.

82

Повторение: состав слова.

1

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Организовать комплексное повторение темы «Состав слова»; определять способ образования слов; соотносить слова и схемы состава слова.

Умеют выделять значимые части слова. Обобщать факты.

83

Состав слова.

1

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Организовать комплексное повторение темы «Состав слова»; определять способ образования слов; соотносить слова и схемы состава слова.

Умеют выделять значимые части слова. Обобщать факты.

84

Повторение: правописание частей  слова.

1

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Отрабатывать способы проверки орфограмм во всех частях слова; орфографический тренинг.

Знают способы проверки орфограмм во всех частях слова. Применять правило к ситуациям в практике.

85

Правописание частей  слова.

1

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Отрабатывать способы проверки орфограмм во всех частях слова; орфографический тренинг.

Знают способы проверки орфограмм во всех частях слова. Применять правило к ситуациям в практике.

86

Слово и его лексическое значение.

1

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слово и его значение.

Познакомить с новым разделом курса – лексикой; повторить схематичное обозначение слова; ввести понятие «лексическое значение слова». Познакомить со словом, каждое слово имеет значение.

87

Слово и его значение.

1

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.  Слово и его значение.

Познакомить с новым разделом курса – лексикой; повторить схематичное обозначение слова; ввести понятие «лексическое значение слова». Познакомить со словом, каждое слово имеет значение.

88

Повторение по разделу «Правописание»

1

Повторить изученные в первом полугодии орфограммы; орфографический тренинг.

Знать все изученные орфограммы. Применять правило к ситуациям в практике.

89

Контрольный диктант по теме «Состав слова. Приставки».

1

Проверить полученные знания по теме «Состав слова. Приставки».

Уметь применить все изученные правила. Демонстрировать правильное использование правила.

90

Работа над ошибками Текст.

1

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.  Учить определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст – и различать текст и не текст.

Уметь различать слова, словосочетания и предложения. Приводить свои примеры.

91

Текст. Заголовок.

1

Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Отрабатывать умение выделять общий смысл, который объединяет предложения в текст; познакомить с заголовком; учить устанавливать связь заголовка и общего смысла текста.

Уметь различить предложение и текст, овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

; познакомились с заголовком. Выделять различия.

92

Как сочетаются слова.

1

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.  Наблюдать за сочетаемостью слов; анализировать лексическое значение слов.

Познакомиться с понятием «лексическое значение слова». Определять значение слова с помощью словаря.

93

Слово в словаре и тексте.

1

Наблюдать за значением слов; определять значения слов в тексте.

Уметь подбирать и определять значения слов в тексте. Определять значение слова с помощью словаря.

94

Повторение правописания частей слова.

1

Организовать орфографический тренинг в написании приставок и суффиксов, работа с транскрипцией слов; учить обнаруживать в слове орфограмму и определять часть слова, в которой она находится.

Уметь выделять части слова; знают способы проверки написания слов. Действовать по алгоритму.

95

Заголовок и текст.

1

Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста; отрабатывать умение подбирать заголовок к тексту.

Уметь подбирать заголовок к тексу. Выделять существенное из текста для определения заголовка.

96

Озаглавливание текста.

1

Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Отрабатывать умение подбирать заголовок к тексту; учить по заглавию определять основное содержание текста.

Уметь читать и понимать текст озаглавливать, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.  Выделять существенное из текста для определения заголовка.

97

Слово в словаре и тексте.

1

Определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря; познакомить с толковым словариком учебника и основными приемами поиска нужного слова.

Уметь определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря.

98

Слова однозначные и многозначные

1

Различение однозначных и многозначных слов. Определение значения незнакомых слов с помощью контекста и толкового словаря.

Сравнивать значения слова в словаре и тексте.

99

Повторение правописания.

1

Представление о прямом и переносном значении слова. Отрабатывать умение находить в слове орфограммы и определять их место в слове; орфографический тренинг в написании приставок и суффиксов.

Уметь находить в слове орфограмму и определять их места в слове. Демонстрировать правильное использование правила.

100

Озаглавливание текста.

1

Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста  Учить соотносить заголовок с основной мыслью текста; тренинг в подборе наиболее подходящих заголовков.

Уметь воспринимать звучащую речь на слух. Выделять существенное из текста для определения заголовка, интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

101

Текст. Окончание текста.

1

Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Познакомить со структурой и цельностью текста; тренинг в подборе возможных окончаний к незаконченным текстам.

Познакомиться со структурой текста. Выделять существенное из текста, интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

102

Многозначные слова.

1

Познакомить с многозначными словами; выяснить причины появления у слова нескольких значений; учить работать с толковым словариком.

Наблюдать за значениями многозначного слова в тексте. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Познакомиться с многозначными словами. Приводить  свои примеры.

103

Использование многозначных  слов.

1

Познакомить с многозначными словами; выяснить причины появления у слова нескольких значений; учить работать с толковым словариком.

Наблюдать за значениями многозначного слова в тексте. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Познакомиться с многозначными словами. Приводить  свои примеры.

104

.Контрольная работа « Повторение правописания»

1

Повторение изученных орфограмм корня, правила написания заглавной буквы, словарных слов.

Повторить изученные орфограммы. Демонстрировать правильное использование способов проверки.

105

Работа над ошибками.Тест

1

Повторение изученных орфограмм корня, правила написания заглавной буквы, словарных слов.

Повторить изученные орфограммы. Демонстрировать правильное использование способов проверки.

106

Составление текста.

1

Работать с незаконченным текстом; подбирать заголовок к тексту; сравнивать варианты окончания исходного текста.

Уметь работать с незаконченным текстом; подбирать заголовок к тексту. Выделять существенное из текста.

107

Синонимы.

1

Наблюдение за использованием в речи синонимов. Познакомить с синонимами; наблюдать за сходством и различием слов-синонимов.

Познакомиться  с синонимами. Уметь определять значение слова с помощью словаря.

108

Использование слов-синонимов.

1

Наблюдение за использованием в речи синонимов. Наблюдать за значением синонимов; учить использовать их в речи.

Уметь наблюдать над использование слов-синонимов, демонстрировать знание пройденного материала.

109

Правописание слов с изученными орфограммами.

1

Орфографический тренинг безошибочного написания слов с изученными орфограммами.

Уметь находить в слове орфограммы, применять правило к ситуациям в практике.

110

Начало текста.

1

Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Наблюдать за структурой текста; учить восстанавливать начало предложенного текста.

Отрабатывать умение создать начало текста; учить исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

Уметь восстанавливать начало текста.

Уметь исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру, интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

111

Составление начала текста.

1

Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Наблюдать за структурой текста; учить восстанавливать начало предложенного текста.

Отрабатывать умение создать начало текста; учить исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

Уметь восстанавливать начало текста.

Уметь исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

112

Использование слов-синонимов.

1

Наблюдение за использованием в речи синонимов. Наблюдать за значением слов-синонимов; учить подбирать синонимы к словам.

Повторить значения слов-синонимов. Уметь определять значение слова с помощью словаря.

113

Слова-синонимы в тексте .

1

Наблюдение за использованием в речи синонимов. Наблюдать за значением слов-синонимов; учить подбирать синонимы к словам.

Повторить значения слов-синонимов. Уметь определять значение слова с помощью словаря.

114

Повторение правописания.

1

Орфографический тренинг в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами ( из числа изученных словарных слов)

Повторить правописание слов с изученными орфограммами. Демонстрировать правильное использование способов проверки

115

Составление текста.

1

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Работать со структурными элементами текста – началом и заключением; учить сжато пересказывать текст.

Уметь составлять текст по его началу или заключению, подбирать текст по заданным началу и окончанию.

116

Последовательность предложений в тексте.

1

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Наблюдать за последовательностью предложений в тексте; учить редактировать создаваемые тексты.

Уметь наблюдали за последовательностью предложений в тексте, выбирает существенное.

117

Антонимы.

1

Наблюдение за использованием в речи антонимов. Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы».

Наблюдать за антонимами; подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова; сравнивать антонимы и синонимы; использовать антонимы в тексте.

Познакомиться со словами, имеющими противоположное значение. Уметь определяет значение слова с помощью словаря.

118

Антонимы в речи.

1

Наблюдение за использованием в речи антонимов. Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы».

Наблюдать за антонимами; подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова; сравнивать антонимы и синонимы; использовать антонимы в тексте.

Познакомиться со словами, имеющими противоположное значение. Уметь определяет значение слова с помощью словаря.

119

Повторение правописания.

1

Повторить написания ь и ъ; тренинг в обозначении буквами безударных гласных в приставках и корнях.

Повторить написание слов с Ь и Ъ. уметь. Демонстрировать правильное использование способов проверки.

120

Предложения в тексте.

1

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Наблюдать за последовательностью предложений в тексте; учить редактировать тексты.

Уметь различать предложения и текст; предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, Выбирать существенное.

121

Омонимы.

1

Наблюдение за использованием в речи омонимов. Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов.

Познакомиться со словами-омонимами. Уметь определять значение слова с помощью словаря.

122

Слова исконные и заимствованные.

1

Слова исконные и заимствованные. Наблюдать за словами исконными и заимствованными; расширять словарный запас учащихся.

Познакомиться со словами-омонимами. Уметь определять значение слова с помощью словаря.

123

Повторение правописания.

1

Орфографический тренинг; закреплять алгоритм работы над ошибками.

Повторить правописание слов с изученными орфограммами. Уметь демонстрировать правильное использование способов проверки.

124

Итоговый диктант.

1

Проверить полученные знания.

Повторить изученные орфограммы. Уметь демонстрировать правильное использование способов проверки.

125

Абзац.

1

Наблюдать за структурой текста; выделять абзацы в тексте; определять порядок следования абзацев.

Уметь выделять абзацы в тексте. Уметь демонстрировать правильное использование способов проверки

126

Роль абзаца в тексте.

1

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Наблюдать за структурой текста; выделять абзацы в тексте; определять порядок следования абзацев.

Уметь выделять абзацы в тексте. Уметь демонстрировать правильное использование способов проверки

127

Заимствованные слова.

1

Слова исконные и заимствованные. Наблюдать за исконными и заимствованными  частями слов; работать с толковым словариком.

Познакомиться с заимствованными словами. Уметь определять значение слова с помощью словаря.

128

Итоговая контрольная работа. «Повторение правописания.»

1

Комплексное повторение изученных правил правописания; орфографический тренинг.

 Умеют применить все изученные правила.  Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний.

129

Работа над ошибками Повторение правописания.

1

Комплексное повторение изученных правил правописания; орфографический тренинг.

 Умеют применить все изученные правила.  Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний.

130

Последовательность абзацев.

1

Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Составлять текст по заданным абзацам; исправлять деформированные тексты.

Уметь составлять тексты по заданным абзацам. Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний.

131

Составление текста из абзацев.

1

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.  Учить корректировать тексты с нарушенной последовательностью абзацев; составлять текст по заданным параметрам.

Уметь составлять текст по заданным абзацам. Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний.

132

Устаревшие слова.

1

Наблюдать за словами, вышедшими из употребления; устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления.

Познакомиться  с устаревшими словами. Уметь определять значение слова с помощью словаря.

133

Устаревшие слова в речи.

1

Наблюдать за словами, вышедшими из употребления; устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления.

Познакомиться  с устаревшими словами. Уметь определять значение слова с помощью словаря.

134

Повторение правописания.

1

Развивать орфографическую зоркость и функции самоконтроля.

Повторить правописание слов с изученными орфограммами. Уметь демонстрировать правильное использование способов проверки.

135

Составление текста.

1  

Закреплять усвоенные умения работы с текстом при его составлении.

Учить кратко излагать текст, выделяя ключевые слова, и составлять собственный текст с предложенным заголовком и ключевыми словами; готовить к работе над планом текста.

Уметь составлять текст по заданной структуре, модифицировать тексты.

136

Составление текста на свободную тему.

1

Закреплять усвоенные умения работы с текстом при его составлении.

Учить кратко излагать текст, выделяя ключевые слова, и составлять собственный текст с предложенным заголовком и ключевыми словами; готовить к работе над планом текста.

Уметь составлять текст по заданной структуре, модифицировать тексты.

137

Повторение лексики и состава слова.

1

Организовать комплексное повторение пройденного материала.

Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами.

Знать значимые части слова. Уметь  демонстрировать правильное использование способов проверки.

138

Повторяем орфографические правила.

1

Организовать комплексное повторение пройденного материала.

Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами.

Знать значимые части слова. Уметь  демонстрировать правильное использование способов проверки.

139

План текста.

1

 План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Организовать комплексную работу с текстом (повторение); формировать умение составлять план текста.

Корректировать неправильно составленный план.

Уметь читать и понимать текст.

140

Учимся составлять план текста.

1

 План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Организовать комплексную работу с текстом (повторение); формировать умение составлять план текста.

Корректировать неправильно составленный план.

Уметь читать и понимать текст.

141

Фразеологизм. Фразеологизм и слово.

1

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

Наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами; сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; расширять словарный запас учащихся.

Уметь определять значение слова по словарю, определять значение слова с помощью словаря.

142

Повторение правописания.

1

Провести комплексное повторение изученных правил правописания.

Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки

143

Составление текста по плану.

1

Создание собственных текстов по предложенным планам. Продолжить работу над составлением плана исходного текста  и созданием собственного текста по плану.

Уметь делить текст на смысловые части,

составлять его простой план, воспроизводит текст по плану.

144

Учимся писать письма по плану.

1

Создание собственных текстов по предложенным планам. Продолжить работу над составлением плана исходного текста  и созданием собственного текста по плану.

Уметь делить текст на смысловые части,

составлять его простой план, воспроизводит текст по плану.

145

Использование фразеологизмов.

1

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

Наблюдать за значением и использованием фразеологизмов; сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов.

Уметь сравнивать

 фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов, определять значение слова с помощью словаря.

146

Повторение правописания.

1

Провести комплексное повторение изученных правил правописания; развивать умения контроля и самоконтроля.

Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки

147

Составление текста по плану.

1

Создание собственных текстов по предложенным планам. Формировать умения составлять план будущего текста; анализировать и редактировать предложенный план текста; составлять планы текстов с учетом предложенных заголовков.

Уметь составлять план будущего текста; анализировать и редактировать предложенный план текста; составлять планы текстов с учетом предложенных заголовков, воспроизводить текст по плану.

148

Текст-описание.

1

Текст-описание. Познакомить с текстом-описанием; наблюдать за тестами-описаниями.

Познакомиться с текстом-описанием, приводить свои примеры.

149

Повторение правописания.

1

Закреплять написание словарных слов; тренинг в проверке изученных орфограмм.

Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки

150

Особенности текста-описания.

1

Текст-описание. Познакомить с особенностями текста-описания: отличительные черты предметов, их словесное изображение в тексте.

Познакомиться с особенностями текста-описания. Уметь выбирает существенное.

151

Составление текста-описания.

1

Текст-описание. Познакомить с особенностями текста-описания: отличительные черты предметов, их словесное изображение в тексте.

Познакомиться с особенностями текста-описания. Уметь выбирает существенное.

152

Повторение правописания.

1

Повторить изученные орфографические правила; отрабатывать навык грамотного письма.

Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки

153

Тестирование по теме «Правописание изученных орфограмм»

1

Проверить полученные знания по теме «Правописание изученных орфограмм»

Уметь применить все изученные правила, демонстрировать правильное использование способов проверки.

154

Текст-описание.

1

Текст-описание. Учить создавать свой текст-описание; выделять в текстах-описаниях образные выражения; составлять план текста-описания.

Знать особенностями текста-описания.  Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний.

155

Текст-повествование.

1

Текст-повествование. Продолжать создавать свой текст-описание; сравнивать описание и повествование.

Уметь наблюдать за текстом-повествованием. Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний.

156

Роль текста-повествования в речи.

1

Текст-повествование. Продолжать создавать свой текст-описание; сравнивать описание и повествование.

Уметь наблюдать за текстом-повествованием. Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний.

157

Повторение правописания.

1

Повторить изученные орфографические правила; отрабатывать навык грамотного письма.

Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки

158

Контрольная работа по теме «Лексика»

1

Проверить полученные знания по теме  «Лексика»

Уметь применить все изученные правила, демонстрировать правильное использование способов проверки. Уметь действовать по инструкции.

159

Текст-повествование.

1

Текст-повествование. Учить создавать текст-повествование по заданному плану и по основной мысли текста.

Уметь читать и понимать текст.  Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний.

160

Описание и повествование в тексте.

1

Наблюдать за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования.

Уметь наблюдать за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования.  Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний.

161

Итоговая контрольная работа   по теме «Правописание изученных орфограмм»

1

Проверить полученные учащимися знания.

Уметь применить все изученные правила, демонстрировать правильное использование способов проверки. Уметь действовать по инструкции.

162

Работа над ошибками

1

 Соотнести ошибки по темам. Сравнить с мониторингом.

Уметь соотносить (распределять) ошибки по темам,  различать ошибки.

163

Описание. Повествование. Рассуждение.

1

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Организовать комплексную работу с текстами разных типов; повторить пройденное.

Знать отличительные черты текстов. Уметь демонстрировать правильное использование полученных знаний.

164

Повторение. Правописание.

1

Провести комплексное повторение.

Знать правила написания слов с изученными орфограммами, демонстрировать правильное использование способов проверки

165

Повторение. Развитие речи.

1

Повторить все темы курса.


                                                            5.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ         ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

изменяемые и неизменяемые слова;

формы слова и однокоренные слова;

однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

предложения по цели высказывания;

предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; выделять, находить:

в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корен ь ,суффикс, приставку;

лексическое значение слова в толковом словаре;

основную мысль текста; решать учебные и практические задачи:

делить слова на слоги;

использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

подбирать однокоренные слова;

определять (уточнять) написание слова по орфографическом словарю учебника;

безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов;

проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

исправлять деформированный текст;

применять правила правописания:

перенос слов;

проверяемые безударные гласные в корнях слов;

парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

разделительные твердый и мягкий знаки;

правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

Ученик получит возможность научиться:

устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

определять способы образования слов (суффиксальный ,приставочный, приставочно-суффиксальный);

различать однозначные и многозначные слова;

наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значениии омонимов;

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при ихсравнении;

наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

применять правило правописания суффиксов имен прилагательны х:-ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

определять по предложенным заголовкам содержание текста;

составлять план текста;

определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

6.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

1. : С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. Учебник «Русский язык», 2 класс в двух частях.

2   С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова..Рабочие тетради №1, №2. «Пишем грамотно»

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1  Иванов С.В., А.О.Евдокимова .Русский язык. Комментарии к урокам. Пособие для учителя ..

 

2 Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя начальных классов по математике. 1 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учителя)п...

Рабочая программа учителя начальных классов по русскому языку.. 1 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учи...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...