Конспект открытого урока "Род имен существительных".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Голубева Галина Викторовна

Урок русского языка с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАСС  3

Тема: Формы рода имён существительных.

Тип урока: знакомство с новой темой.

Формируемые УУД:

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

- определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

- подтверждать аргументы фактами;

- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

Оборудовние:

1. Мультимедийная презентация.

2. Плакат с местоимениями.

  3. 2 больших конверта .

4. Учебник «Русский язык 3 класс»

Авторы учебника: С.В.Иванов, А.О. Евдокимова,  М.И.Кузнецова,  Л.В.Петленко, В.Ю.Романова

 Задача: познакомить учащихся с формой рода имен существительных

Цели:

  1. Ознакомление с понятием «РОД» имен существительных через моделирование таблицы.
  2. Формирование умений определять род имен существительных в процессе выполнения практических заданий, строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение.
  3. Развитие мыслительных операций (классификация, анализ, синтез), внимания, памяти, речи, творческих способностей, навыков самооценки и самоконтроля.
  4. Формирование экологического сознания через обращение особого внимания на взаимодействие человека с окружающей средой.

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Слайд 1.

Слайд 2.

 Посмотрите на изображение снежинок. Какое у вас настроение?

Мне нравиться ваш настрой на работу. Все готовы? Тогда вперед!

Какая наша цель? (Всё услышать, всё понять, всё запомнить).

        

2. Минутка чистописания

В какое время года выпадают снежинки?(Зимой).

 Слайд 3.  

Но зима нам дарит не только снежные забавы, но ещё и ветер, мороз, вьюгу, пургу, метель, болезни).

вучит магнитофонная запись звука ветра) Слышите? Воет вьюга. Прислушайтесь, какой звук мы слышим?  Попробуйте повторить. ( у уу ууу уууу)

 Какой это звук?  Гласный, 1 ряда, обозначает твёрдость предыдущего согласного.

Слайд 4.

(На экране элементы написания буквы по методике Илюхиной).

- Что должны помнить при написании? (наклон букв, ширину, высоту и расстояние между буквами)

- Продолжите до конца строки.

  • Самооценка

Оцените свою работу. (Кто постарался, тому на тетрадный лист  «упали» снежинки).

Молодцы!  

3. Словарно-орфографическая работа.

Слайд 5

А) Работа со словарными словами.

Отгадайте загадки:

С неба  он летит зимой,

Не ходи теперь босой.

Знает каждый человек,

Что всегда холодный …(снег).

(отгадки-словарные слова записываем в тетрадях через запятую).

Что за звёздочки сквозные

 на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке.   (снежинка)

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла… (зима)

Невидимкой осторожно

он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.         (мороз)

Не снег, не лёд,

А серебром деревья уберёт.   (иней)

-Прочитайте слова орфографически. Запомните их написание.

Слайд 6  

  (Мороз, иней, снег, зима, снежинка).

-Придумайте предложение со  словом мороз.   (Ответы детей).

-А у меня на памяти известная строчка Пушкина:

Мороз и солнце, день чудесный!

Б) Письмо по памяти.

Слайд 7

- Прочитайте  предложение.

- Назовите все орфограммы.

- Прочитайте орфографически (хором)

- Повтори  …, … .

Слайд 8

- Запишите предложение по памяти.

- Давайте проверим. Кто написал без ошибок и красиво? (Самооценка) Молодцы!

Слайд 7

4.Изучение нового материала.

   

- Слова какой части речи мы использовали во время словарной работы?

(имена существительные)

- О чем дальше будем вести речь на уроке? (об именах существительных).

- Что вы знаете об имени существительном? (ответы детей)

- А знаете ли вы, что у имени существительного есть еще один грамматический признак?

Конверт.

Зимушка зима приготовила вопрос, на который нам предстоит ответить.

Слайд 9

Читают вопрос :

Как определить род имен существительных?

 - Кто знает ответ на поставленный вопрос?  (Не знаем, нет информации).

 Я думаю, что мы сможем на него ответить, если будем внимательные и наблюдательные.

 Перед вами имена существительные.

Слайд 10

Снежинка, снеговик, зима, лед, дерево, поле, сугроб, буран, метель, молоко, пальто, платок, варежка.

А на помощь нам придут местоимения. (что такое местоимение?)

Слайд 11

Выберите местоимения, которые смогут нам помочь. (я мы ты вы он она оно они)

 

Слайд 12      Выбирают: он она  оно   Правильно.  (местоимения вывешиваются на магнитную  доску)       

  (Поднимаем экран. Выключаем  проектор.)

 Работа на доске. Приглашаются 3 человека. Дети у доски  делят имена существительные на 3 столбика.

Остальные  работают в тетрадях. У каждого листок с заданием.)

Слайд 13

  • Снежинка, снеговик, зима, лёд, дерево, сугроб, поле, молоко, метель, буран, пальто, платок, варежка.

1 ряд выписывает слова, к которым можно подставить  он мой

2 ряд выписывает слова, к которым можно подставить  она моя

3 ряд выписывает слова, к которым можно подставить  оно моё

 Сверяем с доской, с экраном. Включить проектор.

 Слайд 14.

  • Он мой                 она моя         оно моё
  • Снеговик             снежинка         дерево
  • Лёд                         зима                     поле        
  • Сугроб                 метель             молоко        
  • Буран                  варежка           пальто
  • платок

1 ряд, так у вас? 2 ряд? 3 ряд так?

- Кто заметил, где записаны слова мужского рода,

                                       ….женского рода

                                      …. среднего род?

Слайд 15

  • М.р                    Ж.р                      Ср.р
  • Он мой                 она моя                  оно моё
  • Снеговик           снежинка                  дерево
  • Лёд                        зима                          поле        
  • Сугроб                метель                  молоко        
  • Буран                варежка               пальто
  • платок

Слайд 16

- Кто сможет ответить на главный вопрос сегодняшнего урока:

как определить род имен существительных?

(нужно подставить местоимения он мой, она моя, оно моё. )

Слайд 16

Давайте проверим наши выводы. Откройте учебник на страни160.

Прочитайте текст, помещенный в 1 столбик.

Правильный вывод мы сделали?

Мы с вами открыли ещё одну тайну языка, ещё один грамматический признак имени существительного. Кто же ещё раз  скажет, как определить падеж имени существительного? (Инд. ответы) Молодцы! Можно и отдохнуть.

  1. Физминутка

Слайд 17

Вместе с детьми «катаемся» на лыжах, коньких, «играем» в снежки.(Можно под песенку «Ух и мороз!»).

6.Работа над развитием речи.

Но вот подняся сильный ветер.  Вспомните и назовите слова, которые обозначают ветер. (Буран, метель, ураган, вьюга)

Верно. А чем они отличаются?

Слайд 18

Возьмите карточку и выполните задание.

    Прочитайте слова и покажите стрелочками верные значения слов:

Вьюга                       снежная буря в степи

Буран                 ветер большой разрушительной силы

Ураган                   сильная метель

Метель                  сильный ветер в степи

Слайд20

 Проверка.

Вьюга                       снежная буря в степи

Буран                 ветер большой разрушительной силы

Ураган                   сильная метель

Метель                  сильный ветер в степи

Оцените свою работу. Чем мы сейчас занимались?

Мы определяли лексическое значение слов и обогащали свой словарный запас.

Слайд 20

7.Первичное закрепление изученного материала

а) работа с учебником.

Выполним упражнение № 1 устно

Выполним упражнение № 2 письменно.

 Слайд 21

б) Домашнее задание на листочках.

 Определить род имён существительных.

в)  Графический диктант (работа в тетрадях)

   Слайд 22      

 Графический диктант

Шуба, шапка, валенок, воробей, снегопад, вьюга, сено, мороз, пальто

-Сейчас вы будете определять род имен существительных самостоятельно.  Проведем графический диктант.

Условные обозначения:

͡     существительные   женского рода

      существительные  мужского рода

      существительные  среднего рода

Вместо слов нужно нарисовать условные обозначения, определяющие род имени существительного.

Так как определить род имени существительного?

Слайд 24

Проверяем работу.

Оцените её.

  0 ошибок-оценка 5,     1-3 ошибки – оценка 4,  4-5 ош.-оценка 3,   6-9 ошибок – оценка 2.

У кого 5 и 4? Молодцы.

Г) Упражнение  в определении четвертого лишнего.

- А сейчас нам предстоит собраться, чтобы выполнить следующее задание.

Слайд 24

- В каждой строке определить лишнее слово и обосновать свой выбор.

Найди лишнее слово.

Пушинка, бабочка, огонёк, вода.

Сова, весёлый, снежок, платок.

Ветка, сидел, на , хор, снегирь (ответы детей).

Слайд 25

Проверь себя.

Пушинка, бабочка, огонёк, вода.

Сова, весёлый, снежок, платок.

Ветка, сидел, на , хор, снегирь.

Попробуем составить предложение со словами последней строчки.

                       На ветке сидел снегирь.

Слайд 26

Оцените свою работу. У кого нет ни одной ошибки? Молодцы.

Д) воспитательный момент

-Как вы думаете, что боится птица зимой голода или холода?

Чем бы вы могли помочь?

Мы с вами можем повесить  кормушки и положить туда хлебные крошки или зёрнышки.

7. Итог

Наш урок заканчивается. Вспомним проблемный вопрос Зимушки зимы. Сумели мы на него ответить?

Слайд 27

-Как определить род имён существительных?

-Достигли мы цели урока?

 

Слайд 28

-Я хочу поблагодарить вас за урок. А особенно… .   Молодцы!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Признаки имени существительного"

Представленный материал можно использовать на уроке введения новых знаний по теме "Имя сущесвительное" как целиком, так и частично. Урок был создан для работы во 2 классе, но так же может использовать...

План-конспект урока" Род имен существительных " 3 класс ( по учебнику Т.Г.Рамзаевой)

Цели урока:        1.Познакомить с приемами распознавание рода имен существительных. Формировать умение определять род имен существительных.2.Развивать орфогра...

Конспект урока "Склонения имен существительных"

Конспект урока "Склонения имн существительных"...

Конспект урока "Число имен существительных"

Изменение имен существительных по числам....

Конспект урока "Род имен существительных"

Технологическая карта урока "Род имен существительных" (3 кл.) подходит для любого УМК, на основе технологии ТРКМ...

Конспект урока "Разбор имени существительного" (2 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока и учебная презентация для 2 класса, на тему "Разбор имени существительного", УМК "Школа России"...