Урок русского языка по теме Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Осадчук Татьяна Михайловна

Урок русского языка по теме Имя существительное

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_po_teme_imya_sushchestvitelnoe.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Класс: 3 – г

Тема: Имя существительное.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать  знания, умения и навыки  в учебной деятельности и в повседневной жизни; способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи; формирование таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, формирование гражданско – патриотической позиции.

Метапредметные

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия.  

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; выделять и формулировать учебную цель;

 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять подведение под понятие на основе изученного материала.

Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия; строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные результаты: учащиеся научатся выделять имена существительные среди других слов. Наблюдать за значением имён существительных. Доказывать правильность выбора слов.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: проблемный; объяснительно – иллюстративный; словесный; наглядный, практический; частично – поисковый.

По источнику знаний: словесные, практические,  наглядные;

По уровню познавательной активности: частично- поисковый;

По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование:

1) учебник по русскому языку (УМК «Начальная школа 21 века» Виноградова);

2) карточки для парной работы;

3) карточки для групповой работы;

4) карточки для самостоятельной работы;

5)проектор;

6) компьютер;

7) презентация;

8) документ-камера.

Ход урока

I.Мотивация. Орг. момент. (приветствие гостей, положительный настрой на урок)

- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и подарим им частичку своего хорошего настроения.

Внимательно слушайте – и всё услышите!
Внимательно смотрите – и всё увидите!
Думайте –  и всё обязательно поймёте!

Удачи!!!

Слайд 1

С малой удачи – начинается большой успех!

II.Актуализация опорных знаний

 Блиц- опрос по пройденной теме

  1. Что такое речь?
  2. Из чего она состоит?
  3. Какие части речи вам знакомы?
  4. Что такое части речи?
  5. По каким признакам они определяются?

Микроитог: Одной из важных задач уроков русского языка является развитие речи. Речь – это показатель культуры человека.

- Как мы развиваем нашу речь?

Слайды 2 -4

Пальчиковая гимнастика (подготовка пальцев к письму)

Запись в тетради  слов: число, классная работа (вспомнить правило посадки при письме)

Много мы сейчас узнаем,

И учебную задачу мы угадаем

Работа с орфографическим словарём

Слайд 5

 (работа в группах) (вспомним правила)

- Внимательно прочитайте инструкцию и выполните  задание. Найдите слово в словаре, запишите его в тетрадь, обозначьте орфограммы.

Представители каждой группы записывают слово на доске и обозначают орфограммы.

-Прочитайте слова. (проверка слов на слайде)

Слайд 6

Конституция, закон, государство, защита, обязанность.

-Что объединяет эти слова? (общая тема)

- На какие вопросы отвечают данные слова?

-Что означает слово конституция?

Слайд 7

Конституция – основной закон государства, в котором закреплены наши права и обязанности.

- Кто знает, какой Государственный праздник отмечают в нашей стране 12 декабря?

Вывод: 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

- Сформулируйте тему урока. (Имя существительное)

Слайд 8

- Какова роль  имён существительных в нашей речи?

- Какую цель мы поставим перед собой  на уроке? (Цель: находить имена сущ. по определённым признакам среди других слов)

- Молодцы, находить имена существительные на основе важных качеств (обращаю внимание на лучики снежинки, к которым прикреплены слова: уметь думать, рассуждать, наблюдать, сравнивать, обобщать - дети читают хором).

III. Восприятие осмысление и первичное запоминание

- Что такое имя существительное?

Слайд 9

Чтобы сформулировать понятие вы должны ответить на 2 вопроса:

  1. Что обозначает слово?
  2. На какой вопрос отвечает?

Сравните вывод с рубрикой «Обрати внимание!» в учебнике на с.155(чтение хором).

- Вернёмся к целям урока.

-Какую цель мы ставили в начале урока? (находить имена сущ. по определённым признакам среди других слов; доказывать правильность выбора слов)

IV. Физминутка для глаз  Слайд 10 -11

V.Проверка усвоения знаний, закрепление, анализ.

 Работа в группах

Цель следующего задания : составить алгоритм «Как найти имя существительное среди других слов» (расположите фразы в нужном порядке).

По завершению работы учащиеся прикрепляют готовый алгоритм у доски в виде схемы:

  1. Читаю слово
  2. Думаю, что оно обозначает?
  3. Задаю вопрос
  4. Делаю вывод

Слайд 12

Проверка: фронтально у доски.

Вывод: (чему научились?)

Работа в парах  (работа по карточке)

Цель следующего задания: Отработаем навыки на практике.

Прочитай слова. Выпиши только имена существительные. Рисовать, ученик, звери, аккуратно, шиповник,  сильный, кактус, вырастать, орёл, лес, дремучий, хорошо, нести, ветер, строитель. (проверка через документ- камеру)

-Какой частью речи являются  выписанные  слова? (работа по алгоритму)

-Какое слово из них «лишнее», по какому признаку вы его выделили? (звери, т.к сущ. мн. ч)

-Оставшиеся слова (устно) разделите на две группы?

- Подумайте,  по какому признаку их можно разделить? (одушевлённые и неодушевлённые)

Вывод: чтение рубрики «Давай подумаем» с.155

 Самостоятельная работа (проверка через документ- камеру)

Карточка. Дифференцированная работа (для слабых учащихся:  подсказка: птицы, деревья, цветы, животные)

Задание: Раздели имена существительные на 4 группы в зависимости от значения. Дай название каждой группе слов.

Скворец, ясень, клён, незабудка, синица, жираф, верблюд, тополь, воробей, гвоздика, обезьяна, лилия. (самооценка)

 Карточка для работы в группе:

Составить из данных слов предложение и начертить схему.

- Какое предложение будет первым? Вторым? Третьим?

- Что у нас получилось? (текст)

В, живём, стране, замечательной, великой, мы.

И, защищали, предки, наши, трудились землю.

Любим,  своей,  мы,  и,  Родиной гордимся.

Вывод: Мы живём в огромной, прекрасной стране – России. Конституция – это закон, права и обязанности. Давайте будем беречь, любить и охранять нашу Родину!

VII.  Итог урока

- Что такое имя существительное?

- Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

-Какие имена существительные называются – одушевлёнными, а какие неодушевлёнными?

Слайд 13

VIII.Рефлексия (учащиеся оценивают себя «Светофорики»

Зелёный- знаю, умею, могу помочь другим

Жёлтый – знаю, но допускаю ошибки

Красный – нужна помощь

Оцениваю себя

Умею задавать вопрос к словам

Научился (лась) находить имена существительные среди других слов

Отличаю одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Слайд 14

IX. Домашнее задание (Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению)

Выучить правило с.155

по выбору:

1)Учебник с.156 упр.4 (Распредели имена существительные по группам:

  • Названия качеств человека;
  • Названия состояний, которые испытывает человек;
  • Названия промежутков времени;
  • Названия действий;

2)Выписать из орфографического словаря 10 имён сущ.

3)РТ с.47 упр.3

Слайд 15 Спасибо за работу



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя существительное".

Урок русского языка во 2 классе по программе Л.В.Занкова с применением здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного. На уроке ведется работа с интерактивной доской....

технологическая карта урока русского языка по теме "имя существительное"

Урок фиксации и систематизации знаний по теме "Имя существительное". На этом уроке учащиеся зафиксировали и систематизировали уже имеющиеся знания по данной теме, т.к.знакомство с именем существительн...

План-конспект урока русского языка по теме "Имя существительное , как часть речи"

Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное, как часть речи" в 3 классе по УМК "Школа 2100" . Авторы учебника "Русский язык" Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В....

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс "Школа России" ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Имя существительное". Цельурока: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Урок русского языка проходит в виде работы над проектом, в ходе которого составляется паспорт "Имени существительного" . В  конце урока ученики получают информационный продукт проэкта И...