Урок русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема урока: "Чередование гласных звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме". Цель: знакомство с чередованием гласных звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме (безударными гласными и способами их проверки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка во 2 классе | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Болоболова Л. А., Орел, МБОУ - лицей № 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей № 1
им. М. В. Ломоносова г. Орла
Урок русского языка
Чередование гласных звуков в корнях слов,
которое мы не видим на письме
2 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
ТЕМА: Чередование гласных звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме.
ЦЕЛЬ: знакомство с чередованием гласных звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме (безударными гласными и способами их проверки).
ЗАДАЧИ:
- дать понятие о чередовании звуков;
- познакомить с двумя способами проверки безударных гласных;
- обогащать словарный запас учащихся посредством толкования лексических значений слов через работу со словарем;
- развивать орфографическую зоркость и учить подбирать к словам с данной орфограммой проверочные слова;
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Русский язык» (автор Н. А. Чуракова) Ч. 1, 2; тетрадь для самостоятельной работы № 1, интерактивный комплекс, презентация, выполненная в PowerPoint;
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- Проверим готовность к уроку. Давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение и уверенность в том, что все получится.
- Актуализация знаний.
- Прочитайте слова на доске:
Дом, домик, дома, дома, домишки, домашний, домовой
- Можно ли утверждать, что все записанные здесь слова являются однокоренными?
- На какие две группы их можно разделить?
(родственные слова и формы одного и того же слова)
- Назовите родственные слова. Докажите, что они родственные (имеют общую часть – корень, которая хранит их общий смысл)
- От какого слова они произошли? Выделите корень.
- Ошибочно ли я записала четвертое слово в первом ряду?
- Почему так думаете?
- Поставьте ударение. Какая это форма слова?
(первое изменение слова «дом», форма множественного числа)
- Знания о форме слова, родственных словах нам очень пригодятся сегодня на уроке.
- Тема урока. Постановка цели.
- А тема нашего урока «Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме».
- Как узнаете, где искать тему в учебнике? (содержание)
- Мы с вами уже работали по этой теме или она новая для нас?
- Откройте нужную страницу (стр. 122) и определите, какие знания мы получим к концу урока, чему научимся.
- Можете ли вы объяснить значение слова «чередование»?
- Такое объяснение этому слову дается в словаре Ожегова:
- Чередование, – я, ср. Мена звуков в слове в определенных позициях
4. Формирование новых знаний.
- А теперь посмотрите на плакат Летучей Мыши. О чередовании каких именно звуков мы сегодня будем говорить? (гласных)
- Предположите, почему у всех героев завязаны глаза?
(Они не видят слов, которые написаны, а слышат только звуки)
- Давайте и мы послушаем. Прочитайте слова первого столбика. (в[а]да, тр[а]ва)
- Какой гласный звук в первом слоге слышите в слове «вода», а в слове «трава»? Что можете сказать о гласных звуках? (безударный, один и тот же). Какой? [а].
- В какой части слова находится? (в корне слова)
- Назовите корень.
- Рассмотрите всю таблицу.
- Как изменили слова? В какую форму поставили? Что теперь можете сказать о гласном в корне? Он остался тем же или это другой звук?
- Одинаковые ли буквы гласных будете писать в корнях слов «вода», «трава»?
- Почему же звук один и тот же, а буквы разные? (Корень в однокоренных словах пишется одинаково)
- От чего это зависит?
- Как выбрать нужную букву?
- Вернитесь еще раз к таблице Летучей Мыши. Какие гласные звуки чередуются в словах «вода» - «воды»?
- Какую букву будем писать в корне слова? Почему?
- Прочитаем информацию Летучей Мыши. Совпало ли наше мнение с тем, что мы сейчас прочитали?
- Какую букву будем писать в корне слова, если гласный звук не под ударением?
- Как сделать, чтобы он попал под ударение? (подобрать форму слова или родственное слово)
- На странице 123 найдите еще один плакат Летучей Мыши. Прочитаем сведения.
- Совпало наше мнение с мнением авторов учебника?
- Какой способ использовали, чтобы проверить безударный гласный в слове «вода», в слове «трава»?
- Расскажите друг другу (в парах), какие способы проверки безударных гласных можно использовать? Для чего нужно проверять буквы безударных гласных?
- Вернитесь к первому плакату – какой способ проверки использовали? (подбирали форму слова).
- Формирование умений и навыков. Упражнения в подборе проверочных слов.
- Давайте посмотрим, как работает это правило на других словах.
- Найдите упражнение № 91. Прочитаем задание.
- Определите, выделенные слова обозначают одно и то же? Докажите.
- Какой способ проверки безударного гласного в корне используем?
- Запишите слова и предложения правильно.
ПРОВЕРКА (доска) Самооценка
(Впиши слова, назови проверочное слово)
- Каким способом проверки пользовались?
- Давайте посмотрим, каким способом проверки будем пользоваться, записывая слова из упражнения 92.
- Прочитаем слова.
- Предположите, в каком порядке лучше записывать слова – проверочное, потом проверяемое или наоборот? Почему?
(запись слов с комментированием парами)
- Посмотрите на все записанные слова. В каждой паре ударный и соответствующий ему безударный звуки разные? Видно ли это чередование на письме? Почему? (в корне слова без ударения пишется та же буква, что и под ударением)
- Каким способом проверки пользовались?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Закрепление знаний о способах проверки безударных гласных в корне.
- Прочитаем стихотворение Марины Дружининой (упр. 93)
- Кто с кем разговаривает в стихотворении?
- Какая характерная особенность лисицы проявляется в этом диалоге?
- Как художник показал замысел автора?
(чтение стихотворения по ролям)
- Как будете действовать, чтобы правильно написать слова, в которых пропущены буквы?
- В каких случаях сможете проверить написание сомнительные написания? Подберем проверочные слова.
- В каком случае обратитесь к помощи словаря? Какой словарь поможет узнать правильное написание слова «капуста»? («Пиши правильно»)
- О какой капусте идет речь в стихотворении? Та ли это капуста, которую и мы с вами едим?
- Запишите слово, написание которого необходимо было уточнить по словарю.
- С какой буквой напишите слово в предпоследней строке? Это родственное слово или форма слова «капуста»?
- Найдите в тексте, как по-другому называется эта капуста (кислица).
Предположите, почему так назвали (кислая).
- Выпишите из стихотворения в столбик слова, написание которых сможете проверить, поставив гласный под ударение. Какое слово будете писать первым – с ударным гласным в корне или с безударным? Почему?
(зов – зовет
лис - лисица
кислый – кислица
приходит – приходи)
-какой способ проверки безударных гласных помог правильно выполнить задание?
- Сравните слова и проверки, выполненные авторами учебника.
- Поставьте себе «+» на полях, если задание выполнено правильно.
- Самостоятельная работа.
- Назовите адрес, записанный на полях справа, по которому находится задание в тетради для самостоятельной работы (тетрадь 1, упр. 48)
- Как будете выполнять проверку?
- Что необходимо выделить в слове?
- Выполнять работу будем по вариантам (1 столбик – 1 вариант; 2 столбик – 2 вариант).
- Почему в 1 случае необходимо выделить основу и окончание, а во втором – корень? (для того, чтобы мы смогли убедиться, что это одно и то же слово в разных формах – основы одинаковые, а во втором столбике – родственные слова – основы разные, корень одинаковый)
Самостоятельная работа
Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего товарища. Поставьте «+» на полях, если ваш сосед все задание выполнил верно.
- Поднимите руку те, чей сосед ошибок не допустил, допустил 1 ошибку.
- Какие способы проверки безударных гласных использовали вы и ваш сосед по парте?
- А дома выполните ту часть задания, которую сегодня выполнял ваш сосед по парте.
- Фонетическая работа.
- Найдите в учебнике задание «Если буква заблудилась».
- Кто автор двустишия? (Марина Дружинина)
- Как узнали?
- Какое слово должно быть вместо выделенного?
- Произнесите по очереди оба слова, сравните.
- Какими звуками различаются слова?
- Найдите в двустишии слово, буква безударного гласного в котором требует проверки (ревет).
- Какой способ проверки используем? (Подбираем родственное слово – рев)
- Рефлексия
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Как узнать, какую букву писать на месте безударного гласного?
- Какие способы проверки безударных гласных мы можем использовать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспек урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа XXI век»
Данный урок разработан для детей с патологией зрения, которое является причиной ряда особенностей в психическом развитии детей, что отражается на освоении ими учебного материала. Замедленное и своеобр...
Конспек урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа XXI век»
Данный урок разработан для детей с патологией зрения, которое является причиной ряда особенностей в психическом развитии детей, что отражается на освоении ими учебного материала. Замедленное и своеобр...
Рабочая программа и КТП к урокам русского языка, 3 класс, Перспективная начальная школа
Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс, программа Перспективная начальная школа...
Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века»
технологическая карта урока русского языка проведённого во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока. правописание слов с сочетаниями жи-ши....
Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"
Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"...
презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с
Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...
Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.
После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...