Технологическая карта урока русского языка по теме "Корень слова"
учебно-методический материал по русскому языку
Тема | Корень слова. |
Педагогические | Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые | Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; |
Личностные | Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка |
Универсальные учебные действия | Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
( УМК «ШКОЛА РОССИИ»,3 КЛАСС)
Тема | Корень слова. |
Педагогические | Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые | Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; |
Личностные | Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка |
Универсальные учебные действия | Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
ХОД урока
Этапы урока | Формы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
осуществляемые | формируемые умения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Мотивирование к учебной | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | -Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте посмотрим, всё ли у нас готово к уроку? -А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы! - Ребята, сегодня на уроке русского языка мы будем путешествовать по одной чудесной стране! Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. - Что нам необходимо, чтобы раскрыть секреты слов? -Верно. Внимательно слушайте - И всё услышите. Внимательно смотрите - И всё увидите. Думайте - и всё поймёте! -Посмотрите, девиз нашего урока. ( Хочу всё знать!) СЛАЙД -Кто согласен с этим? | Приветствуют учителя. - Добрый день! – ответим мы. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Отвечают на поставленные вопросы. | Л* – осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке, доброжелательный настрой. |
II. Чистописание Орфографическая | Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.Письмо. Словесный. | – Чтобы попасть в эту страну, нужно красиво и правильно написать этот девиз. -Для начала напишите число и классная работа. С красной строки пишем наш девиз. - Найдите и объясните орфограммы в этом предложении. | Выполняют письмо по образцу. Находят и объясняют орфограммы. | Пр. – владеют навыками каллиграфически правильного письма букв и буквосочетаний. Пр. – находят слова с орфо-граммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор |
III. . Постановка учебной задачи IV. Актуализация знаний 1.Словарная работа: V. Постановка учебной задачи VI. Усвоение действий. 1.Уточнение представлений 2. Уточнение представлений об однокоренных словах 3.Уточнение алгоритма выделения корня в слове Физкультми-нутка VII. Закрепление знаний Тест VIII. Рефлексия учебной | \ | - Перед нами чудесная страна «Морфемика»! (Слайд) -Что же это за страна? -Чтобы это понять, найдите в словаре значение слова «морфема». -Каким словарём воспользуетесь? - Откройте учебник на с.73. - Что мы будем изучать в течение нескольких уроков, путешествуя по стране «Морфемика»? Чему будем учиться? -Итак, в этой чудесной стране живут части слова: приставка, корень, суффикс и окончание. Чтобы узнать, с какой частью слова мы познакомимся сегодня ближе, разгадайте загадку. Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (Корень) Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (Корень) Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (Корень) Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (Корень) Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (Корень) Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (Корень) Я у дуба , я у зуба -О каких значениях корня говорится в загадке? -Какой вывод можно сделать? (Слово корень- многозначное) Какой вывод можно сделать? (Слово корень- многозначное) -Как вы думаете, почему мы на уроке русского языка говорим о корне ? языка говорим о корне? - Верно. Тема нашего урока «Корень слова». - Что нового нам нужно сегодня узнать? На какие вопросы ответить? Чему научиться? Для постановки целей урока можно воспользоваться помощью учебника. - А зачем нам нужно уметь правильно находить корни в словах и знать его секреты? Мы должны выяснить, что такое корень слова. -Что мы знаем о корне ? Сейчас познакомимся с ним ближе. - Вспомним о многозначности слова корень. Что общего у всех значений? - Верно - Итак, что такое корень слова? В стране Морфемика слова так же, как и люди живут семьями. У одних семьи маленькие, а в Других семьях бывает более 200 слов. -Как же эти семьи называются? - Вспомните определение однокоренных слов -Назовите два главных признака -Подумайте, как используя знания о корне и однокоренных словах, ответить на 2 вопрос: Как найти в слове корень? - Проверим наше предположе-ние по учебнику (с.75) Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Раз - вперед и 2- назад, Листья кружатся, летят. -Откройте страницу 74 и выполните 130 упражнение самостоятельно. - Все записали ? Проверка: -Найдите теперь однокоренные слова. -Как вы их определили ? Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Где корень у вас получился ? Подчеркните в корне непроверяемую орфограмму. У кого какая орфограмма, получилось поднимите руку ? -Выполним следующее упражнение 132 на стр 75 самостоятельно. А один желающий выполняет у доски. (проверяется работа детьми, исправляют так же ошибки допущенные) Проверка: - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. - Отметьте карандашом, сколько ошибок допущено. Молодцы, ребята, вы с этими упражнениями справились. Но чтоб убедится, все ли поняли данную тему вам придется выполнить тест. Я думаю, вы с этим заданием справитесь легко и быстро. Тест 1. Что такое корень слова: а) главная часть слова; б) лишняя часть слова; в) главная часть предложения? 2. Почему корень – главная часть слова: а) в нем заключено значение, смысл всех однокоренных слов; б) корень – не главная часть слова; в) он может изменяться? 3. Однокоренные слова – это: а) слова с разными корнями; б) слова с одинаковым произношением; в) слова с одним и тем же корнем. 4. Найди однокоренные слова, подчеркни их, выдели корень: а) лес, лесник, лист; б) сад, садовник, посадка; в) сажать, саженцы, сажа. - Подпишите ваши имена и передавайте листочки вперед. – Что же такое корень слова - Как правильно найти в слове корень? – Закончите предложения: 1. Урок помог мне… 2. Я узнал (а)… 3. Я научился (а)… 4. Для меня было сложным… 5. Мне понравилось… 6. Я хотел (а) бы… | - Толковым словарём. Работают с толковым словарём, объясняют значение слов «морфема» и «морфемика». Работают с учебником, Отвечают на поставленные вопросы Разгадывают загадку. -Корень. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы Это – корень, так как цветок начинает расти от корня, от него оно питается и развивается. Отвечают на поставленный им вопрос. - Нам нужно точнее узнать, что такое корень слова, и научиться правильно находить корни в словах. - Для того, чтобы правильно понимать значение слова и грамотно его писать. - Мы знаем о корне, что это часть слова. -То, что корень - это важная, главная часть чего-либо. - Корень - это главная значимая часть слова. - Корень является общей частью родственных слов. Делают вывод Отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают определение, выделяют Высказывают предполо-жение. Читают правило в учебнике, сравнивают со своим выводом Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Выполняют упражнение. Выполняют упражнение Выполняют данное им задание | П.- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе. П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. Р – планируют свои действия для решения задачи П – анализируют изучаемые языковые объекты Р – учитывают правило П.- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий. Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. Р – планируют свои действия для решения задачи П – анализируют изучаемые языковые объекты Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности. Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу П – воспринимают смысл читаемых текстов. Пр. – знают определение однокоренных слов, умеют находить их. Р – учитывают правило Пр. – знают определение корня и умеют находить его в слове. П – находят языковые Р – выполняют действия по намеченному плану Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня Пр. – умеют находить П – анализируют изучаемые языковые объекты Р – учитывают правило Пр. – умеют находить Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня К – ориентируются на позицию партнеров в общении Пр. – умеют находить П – анализируют изучаемые языковые объекты К – ориентируются на позицию партнеров в общении П – анализируют изучаемые языковые объекты Пр. – знают определение корня, однокоренных слов, признаки однокоренных слов. Р – оценивают свои |
Тест
1. Что такое корень слова:
а) главная часть слова; б) лишняя часть слова; в) главная часть предложения?
2. Почему корень – главная часть слова:
а) в нем заключено значение, смысл всех однокоренных слов; б) корень – не главная часть слова; в) он может изменяться?
3. Однокоренные слова – это:
а) слова с разными корнями; б) слова с одинаковым произношением; в) слова с одним и тем же корнем.
4. Найди однокоренные слова, подчеркни их, выдели корень:
а) лес, лесник, лист; б) сад, садовник, посадка; в) сажать, саженцы, сажа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка:"Три группы слов: названия, указатели, помощники".
Технологическая карта урока,реализующего формирование УУД...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Слово»
Урок русского языка по теме «Слово» является авторской разработкой учителя начальных классов МБОУ Междуреченская СОШ В.В. Ворошиловой. В технологической карте урока четко просле...
Технологическая карта урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России"
Урок русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России",ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка по теме " Слова-антонимы"
Урок по программе "Школа 21 века"...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Слово и его значение".
Технологическая карта предназначена для учителя начальных классов, содержит предметные и метапредметные результаты. УМК "Планета знаний". 2 класс....
Технологическая карта урока русского языка Тема: "Сложные слова" (3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление со сложными словами; формирование умений находить корень в сложных словах и образовывать сложные слова.Планируемые результаты: Познавательные:Знать:- опре...
технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.
Технологическая карта урока...