Рабочая программа русский язык и развитие речи 2 класс 8 вид
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_i_razvitie_rechi.docx | 47.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Парфёновская средняя общеобразовательная школа
Топчихинского района Алтайского края
«Рассмотрено» ШМО учителей начальных классов Протокол № _____ «____» ________ 2015 г. Руководитель ШМО ________________________ | «Согласовано» Методический совет школы Протокол № _______ От «___»_______ 2015 г. Зам директора по УВР ______________________ | «Утверждено» Директор МКОУ Парфёновская СОШ Приказ № _______ От «___» _______ 2015 г. _____________________ |
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык» для 2 класса
на 2015-2016 учебный год
составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Авторы: Э. В. Якубовская, Н .В. Павлова «Русский язык» (под ред. И.М. Бгажноковой. М., Просвещение, 2011 г.)
Учебник: Э.В. Якубовский, Н.В. Павлова «Русский язык». 2 класс. М., Просвещение, 2012
Количество часов в год – 68, в неделю – 2
Составитель:
Писарева Татьяна Максимовна,
учитель начальных классов
Парфёново
2015
Пояснительная записка
В младших классах детям с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида авторов: Э.В. Якубовской, Н.В. Павловой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2009 году; Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п., учебника русского языка для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторов Э.В.Якубовской и Н.В. Павловой, выпущенного издательством «Просвещение» в 2012 году.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Автор не предполагает разбивку материала по часам, поэтому часы в рабочей программе распределяются с учетом подготовленности детей к усвоению ими учебного материала.
Рабочая программа составлена на основании изложения материала в учебнике.
В том случае, когда программой предусмотрен большой объем материала, основная тема в соответствии с материалом учебника, разделена на блоки.
Упражнения в связной устной и письменной речи, словарные слова, обозначенные в программе, изучаются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку. Упражнения по чистописанию проводятся на каждом уроке, содержание занятий связывается с материалом урока.
В связи с тем, что в программе тема «Повторение пройденного за год» включена в раздел «Устная речь», эта тема выделена отдельно.
Внесенные изменения помогут ученикам лучше усвоить изучаемый материал.
В программе по русскому языку для младших классов выделяются следующие разделы:
- Пропедевтико-диагностический (0 класс)
- Устная речь (0 – 4 классы)
- Обучение грамоте и развитие речи (1 (2) классы)
- Чтение и развитие речи (2 – 4 классы)
- Практические и грамматические упражнения, правописание и развитие речи (2 – 4 классы)
Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
- Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
- Развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связность устного высказывания;
- Знакомство детей со связной письменной речью как средством общения;
- Обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения (от послогового к чтению целыми словами);
- Обучение грамотному и аккуратному письму;
- Осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Основное содержание
ПОВТОРЕНИЕ (6 часов)
1. Звуки и буквы
2. Слово.
ЗВУКИ И БУКВЫ (31час)
- Звуки гласные и согласные, их различение.
- Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
- Слог.
- Слова с гласной э.
- Слова с буквами и и й, их различение.
- Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
- Согласные звонкие и глухие, артикулярно - сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
- Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
- Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
- Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
СЛОВО (18 часов)
- Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
- Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
- Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
- Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
- Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 часов)
- Практическое знакомство с построением простого предложения:
-составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
- заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
-составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
-выделение предложения из текста.
- Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД (5 часов)
Учебно-тематический план
2 класс (68 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
Контрольные списывания | Контрольные диктанты | |||
1 | Повторение. | 6 | 1 | |
2 | Звуки и буквы | 31 | 1 | 4 |
3 | Слово | 18 | 1 | 2 |
4 | Предложение | 8 | 1 | 1 |
5 | Повторение изученного за год | 5 | 1 | |
Итого: | 68 | 3 | 9 |
№ | Наименование разделов и тем. Темы уроков | Количество часов | Виды контроля | Формы организации учебных занятий; планируемые результаты | Дата | Корректировка даты | |
1. | Повторение Понятие о предложении. | 6 1 | Обучающиеся должны знать: • виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и интонации. | ||||
2 | Употребление простого предложения. Большая буква в начале, точка в конце. Предложение и его схема. | 1 | |||||
3 | Распространение предложений. | 1 | |||||
4 | Слово. Составление предложений с данным словом. Схема слов. | 1 | |||||
5 | Установление количества звуков и букв в слове. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Звуки и буквы л ш ч ф х ж. | 1 | |||||
6 | Работа над ошибками. | 1 | Контрольная работа № 1 по теме «Повторение». | ||||
Звуки и буквы | 31 | Обучающиеся должны знать: | |||||
7 | Звуки гласные и согласные и их различие. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. | 1 | |||||
8 | Различение гласных и согласных звуков и букв. Слово. Выделение звука из слова. Установление количества звуков и букв в слове. | 1 | |||||
9 | Определение последовательности звуков и букв в слове (работа с условно-графической схемой). Слова, которые отличаются одним звуком. | 1 | |||||
10 | Слова, которые отличаются последовательностью звуков. Слова с гласной э. Слова со стечением согласных. | 1 | |||||
11 | Работа над ошибками. | 1 | Контрольная работа № 2 по теме «Звуки гласные и согласные и их различие». | ||||
Слог | 5 | Обучающиеся должны уметь: делить слова на слоги; | |||||
12 | Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. Ударение в словах. | 1 | |||||
13 | Ударные и безударные гласные. Постановка знака ударения. | 1 | |||||
14 | Слог. Слог, как часть слова. Определение количества слогов в слове по числу гласных букв. Деление слов на слоги. | 1 | |||||
15 | Перенос слов. Перенос части слова при письме. Перенос слов по слогам. Варианты переноса слова. Перенос слов по слогам. Правила переноса. | 1 | |||||
16 | Работа над ошибками. | 1 | Контрольный диктант № 3 по теме «Звуки и буквы». | ||||
Согласные звонкие и глухие. | 5 | Обучающиеся должны знать: | |||||
17 | Определение звонких и глухих согласных. Дифференциация б - п. Дифференциация в – ф. | 1 | |||||
18 | Дифференциация г – к. Дифференциация д – т. | 1 | |||||
19 | Дифференциация ж – ш. Дифференциация з – с. | 1 | |||||
21 | Обобщение дифференциации звонких и глухих согласных. | 1 | |||||
22 | Работа над ошибками. | 1 | Контрольный диктант № 4 по теме «Согласные звонкие и глухие». | ||||
Шипящие и свистящие согласные звуки. | 5 | Формирование умения различать шипящие и свистящие согласные на слух; навыков правописания шипящих и свистящих согласных. | |||||
23 | Шипящие согласные. Различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. | 1 | Контрольное списывание | ||||
24 | Свистящие согласные. Различение на слух и произношении. Написание слов с этими согласными. Дифференциация свистящих и шипящих согласных. | 1 | |||||
25 | Аффрикаты: (ч-ть-щ, щ-ть-с). | 1 | |||||
26 | Дифференциация свистящих и шипящих согласных. | 1 | |||||
27 | Звуки и буквы. Повторение. | 1 | |||||
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. | 3 | ||||||
28 | Буква е вначале слова или слога. Буква ё вначале слова или слога. | 1 | |||||
29 | Буква ю вначале слова или слога. Буква я вначале слова или слога. | 1 | |||||
30 | Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Деление слов на слоги. | 1 | |||||
Согласные твердые и мягкие. | 5 | ||||||
31 | Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных гласными буквами е. ё, и, ю, я. Гласные ы – и после твердых и мягких согласных. | 1 | |||||
32 | Гласные о - ё после твердых и мягких согласных. Гласные у - ю после твердых и мягких согласных. | 1 | |||||
33 | Гласные а - я после твердых и мягких согласных. Гласная е после мягких согласных. | 1 | |||||
34 | Различение твердых и мягких согласных. | 1 | |||||
35 | Работа над ошибками. | 1 | Контрольный диктант № 5 по теме «Согласные твердые и мягкие». | ||||
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. | 3 | ||||||
36 | Различение на слух и произношению твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных в конце слова. | 1 | |||||
37 | Сравнение пар слов типа угол – уголь по смыслу, произношению. Правила правописания мягкого знака на конце слова. Правописание слов с мягким знаком на конце слова. | 1 | |||||
38 | Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительным мягким знаком. Различение слов с твердыми и мягкими согласными на конце. | 1 | |||||
Слово Названия предметов | 18 10 | ||||||
39 | Предмет и его название. Названия предметов, отвечающие на вопрос что это? | 1 | |||||
40 | Различение названий частей предмета. Различение сходных предметов и их названий. | 1 | |||||
41 | Обобщающие слова для группы однородных предметов. | 1 | Контрольное списывание | ||||
42 | Различение слов, отвечающих на вопросы кто это? что это? | 1 | |||||
43 | Различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов. | 1 | |||||
44 | Работа над ошибками. | 1 | Контрольный диктант № 6 по теме «Слова, обозначающие предметы». | ||||
45 | Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных. Большая буква в именах людей. | 1 | Обучающиеся должны знать: | ||||
46 | Правописание имен и фамилий людей, употребление их в предложении. | 1 | |||||
47 | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | 2 | |||||
48 | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | ||||||
Слова, обозначающие действия предметов. | 6 | Формирование понятия о словах, отвечающих на вопросы «Что делает? Что делают?»; умения согласовывать слова, обозначающие предметы и действия предметов. | |||||
49 | Действие и его название. Название действий предметов по вопросам что делает? | 1 | |||||
50 | Название действий предметов по вопросам что делает? что делают? | 1 | |||||
51 | Группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается). | 1 | |||||
52 | Различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает). | 1 | |||||
53 | Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы. | 1 | |||||
54 | Работа над ошибками. | 1 | Контрольный диктант № 7 по теме «Слова, обозначающие действия предметов». | ||||
55 | Предлог. Предлог - как отдельное слово. Предлоги в, из, на, у, с. Раздельное написание предлогов со словами, к которым они относятся. | 1 | Формирование умения раздельного написания предлогов. | ||||
56 | Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря. Выделение «трудной» гласной в словах. | 1 | |||||
Предложение | 8 | ||||||
57 | Понятие о предложении. Построение простого предложения. Большая буква в начале предложения и точка в конце. | 1 | |||||
58 | 1 | Контрольное списывание | |||||
59 | Предложение и его схема. Связь слов в предложении. | 1 | |||||
60 | Порядок слов в предложении. Заканчивание начатого предложения. | 1 | |||||
61 | Составление предложений по предметной картинке. | 1 | |||||
62 | Составление предложения по вопросу. | 1 | |||||
63 | Предложение. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. | 1 | |||||
64 |
Работа над ошибками. | 1 | Контрольный диктант № 8 по теме «Предложение» | ||||
Повторение изученного за год. | 5 | ||||||
63 | |||||||
64 | |||||||
65 | Подготовка к написанию контрольного диктанта за год. | ||||||
66 | 1 | Контрольный диктант № 9. (Итоговый контрольный диктант за год). | |||||
67 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
68 | Итоговый урок. | ||||||
Планируемые образовательные результаты
Исходя из разного по своим возможностях состава учащихся, в программе по русскому языку предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебного материала). Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала. Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.
Учащиеся должны уметь:
1-ый уровень:
- Дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие согласные, р – л, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции); определять значение слов, соотнося их с картинками;
- Делить слова на слоги;
- Группировать слова – названия предметов и названия действий;
- Приводить в качестве примеров слова этих категорий;
- Списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- Грамотно писать по памяти словарные слова;
- Писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не расходится с произношением
2-ой уровень:
- Различать сходные по начертанию буквы;
- Называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;
- Составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
- Списывать по слогам слова с рукописного и печатного текста;
- Составлять буквенную схему слов типа шар, суп, Мила;
- Делить слова на слоги;
- Писать под диктовку буквы, слоги си слова (из 3-4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
№ п/п | Название | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. | Э.В.Якубовская Н.В.Павлова (под редакцией И.М. Бгажноковой). | М.»Просвещение» | 2009 |
2 | Учебник русского языка для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. | Э.В.Якубовская Н.В.Павлова | М.»Просвещение» | 2012 |
3 | Рабочая тетрадь по русскому языку часть 1, 2. | Э.В.Якубовская | М.»Просвещение» | 2012 |
4 | «Уроки русского языка во 2 классе». Пособие для учителей. | В.В.Воронкова | М.«ВЛАДОС» | 2003 |
5 | Сборник диктантов для вспомогательной школы (1 – 4 классы). Пособие для учителей). | А.К.Аксенова | М.»Просвещение» | 1998 |
Лист корректировки рабочей программы
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия. Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Русский язык (обучение грамоте). 1 класс. ФГОС "Школа России".
Рабочая программа (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся на уроке) по русскому языку (период обучения грамоте) к учебнику "Азбука" 1 клас...
Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)
Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...
Рабочая программа Русский язык УМК "Перспектива" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Перспектива"....
Рабочая программа.Русский язык 1 (2)- А класс (для обучающихся с ОВЗ)
Рабочая программа. Русский язык 1(2)-А класс (для обучающихся с ОВЗ)...
Рабочая программа "Русский язык" УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочая программа "Русский язык" УМК "Перспектива" 3 класс...
Рабочая программа "Русский язык с увлечением" 4 класс
Курс "Русский язык с увлечением" активизирует познавательную деятельность обучающихся, формирует позитивное эмоциально-ценностное отношение к русскому языку, развивает интеллектуальные и тво...
Рабочая программа "Русский язык с увлечением" 3 класс
Данный курс формирует у обучающихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, развивает интеллектуальные и творческие способности....