Конспект к открытому уроку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postoyannye_priznaki.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4«б» классе по УМК « Школа 2100»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №169

Учитель начальных классов Егорова Миляуша Нургаязовна

Тема урока

«Постоянные и непостоянные морфологические  признаки имени  существительного»

Место урока в серии других уроков

Урок раздела «Имя существительное ». Изучение темы носит ознакомительный характер.

Тип урока

  комбинированный

Опорные понятия

 Род, число, нарицательное - собственное, одушевленное-неодушевленное

Новое понятие

 Постоянный- непостоянный морфологический  признак имени существительного, общий род им.сущ.

Цель

Сформировать понятие  «  постоянные и непостоянные морфологические  признаки имени  существительного»

Задачи

1.Обучающая :систематизировать знания об имени существительном , тренировать в нахождении имен существительных, определение признаков существительных, обобщить знания детей о роли существительных в предложении

2. Развивающая: развивать умение   определять  постоянные и непостоянные признаки имени  существительного  ;

пополнять словарный запас учащихся; развивать устную и письменную речь учащихся; 

развивать умение учащихся пользоваться словарями  ;

способствовать развитию умения разбора имени сущ., как часть речи; прививать интерес к изучению русского языка;

 3. Воспитательная  :воспитание любви к своей  родине, чувства патриотизма, гуманного отношения к окружающей среде.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе Сформировать умение   определять имя существительное, как часть речи;  научиться выявлять  постоянные и непостоянные признаки имени  существительного ;    расширить словарный запас обучающихся. активно использовать имена существительные в речи.

Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников,   воспитание любви к своей малой родине, чувства патриотизма, гуманного отношения к окружающей среде.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить имена существительные; научиться определять  постоянные и непостоянные признаки имени  существительного Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

 

Формы работы

:фронтальная, парная, групповая.

Оборудование урока

 ;.

                 Методическая литература:

Бунеева Е. В, Яковлева М. А. Русский язык 4 класс. Методические рекомендации для учителя – М.: “ Баласс”, 2010.
2. Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В, Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 4класса (1–4). Под научной редакцией академика А. А Леонтьева. – М.: “Баласс”, 2010.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка» – М.; 1997.

В.И. Даль «Толковый словарь живого Великорусского языка»

           - М.; 1997.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, ,мультимедийная презентация; карточки , географические атласы Республики Татарстан для  работы в группах ; физическая карта России, сборник  русских пословиц и поговорок.

дидактические  карточки для каждого ученика,   схема, “Части речи”; таблички: имя существительное, одушевленное, неодушевленное,  кто?,  что?,  род,  число,  постоянные признаки, непостоянные признаки.

Ход урока:

Мобилизующий этап урока.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

У.- И, как всегда, будем работать на уроке АКТИВНО, ДРУЖНО, СТАРАТЕЛЬНО!

(Дети говорят хором; слова  на доске)

Формулировка темы и цели урока

I.Отгадайте загадку:

Я сижу на берегу

Живописного пруда,

Без чего я не смогу

Вынуть рыбку из пруда?

-Что это?

-Какой звук мы слышим в начале слова? Какой он? Охарактерезуйте его. (согл., тв.,глух.)

-Какой буквой обозначается этот звук? Запишем заглавную и строчную букву т.

-Прочитайте слова, назовите орфограммы. Что это за слова, что у них общего? (корень).Назовите его.

-Образуйте новое слово по схеме:                       .

-Найдите среди этих слов лишнее, почему?(трудовой- им.прил.)Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Назовите синоним к слову труд.(работа)

-Придумайте антоним к слову труд.(отдых)

-Придумайте словосочетание с этим словом.

ПРОЕКТ №1.

-Придумайте предложение со словом труд. -Запишем : Ребята очень любят уроки труда в школе.

-Найдите все им. сущ. Какими частями речи они являются?

Значит, им.сущ. могут быть главными и второстепенными  членами предложения.

II.-Прочитаем словарные слова, тоже связанные со школой: карандаш, пенал, класс, ученик, учитель, тетрадь, работа, ребята, дежурный, девочка.

Проверим, какие орфограммы вы нашли.

-Запишите эти слова, разделив их на 2 группы, по какому признаку вы это сделаете?(отвечающие на вопрос кто? и что?).

-Проверим. Что вы знаете о существительных, отвечающих на вопрос кто?    что?(одушевл. и  неодушевл.)

-Какой это признак постоянный или непостоянный как вы думаете?

III.-Какой еще морфологический признак им. сущ. мы с вами  знаем?

-Род.

-Им.сущ. изменяется по родам ?(нет), т.к. это  постоянный признак. Проверим это.

-Найдите в каждой группе лишнее слово:

Носки,сад, яблоко,отец (яблоко)

Девочка, мебель, солнце, ваза(солнце)

Трава, облака, радио, метро(трава)

-Какие слова вам помогали?(она моя, оно мое, он мой).

ПРОЕКТ№2

Физминутка.

-Если я назову им. сущ. м.р. -встают мальчики;

-им. сущ.ж.р.  -девочки;

-им. сущ. с.р никто не встает;

-им.сущ.общего рода-все встают.

Медведь, лиса, лось, озеро, заповедник, тундра, дичь, солнце. егоза, кенгуру, рожь, какао, кофе, плакса,…

-А как вы определили род им. сущ. носки, травы? облака?(поставили в ед число).

-Значит, число постоянный признак или нет? Докажем это: образуйте пару-

Школа -школы

Друг -друзья

Победа -победы

Оценка -оценки

Праздник -праздники

Экскурсия -экскурсии

-Сделайте вывод.

-Спишите предложение, раскрывая скобки

Мальчик (А,а) ртем гуляет с (Р,р) ексом по берегу (О,о) зера (К,к) абан.

--Проверим , какие слова вы написали с заглавной буквы .Как называется этот признак?(собственные и  нарицательные им.сущ.)

-Какой это признак постоянный или нет?

-Какие же им.собственные мы знаем? Встречаются ли они в нашем предложении?

ПРОЕКТ№3

IV.Упр.на закрепление полученных знаний.

1)разобрать им.сущ.как часть речи;

2)придумать названия

Города-

Реки-

Озера-

Имя-

Фамилия-

Кличка-

3)прдумать предложения с одним и тем же им. сущ., чтобы оно являлось сначала  гл., а потом второстепенным членом предложения;

4)образовать от им.сущ. другие части речи.

V.-Итак, мы с вами разобрали все  изученные нами морфологические признаки им.сущ.Давайте подведем итог урока:

-Какую часть речи мы сегодня повторили?

-Что такое им. сущ.?

-Какие морфологические признаки им.сущ.мы с вами сегодня вспомнили?

-На какие группы можно их разбить?

постоянные

непостоянные

1.одуш.,неодуш.

1.число

2.род

2.

3.собств., нариц.              

-

4.

-

-Я специально оставила пустые строчки, готовя вас к следующим нашим темам. Мы с вами еще познакомимся с другими признаками им. сущ.Как выясняется, мы еще не все знаем об этой части речи? Это перспектива на будущее.

VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  1. Какую цель ставили  в начале урока? Достигли ли цели?
  2. Какая тема урока? Почему эта часть речи получила такое название? (Называет существующие лица, предметы, явления. Самая представительная, самая существенная часть речи.)
  3. Что нового вы узнали?
  4. Какие затруднения испытали?

Расскажите по схеме:

Я знаю, запомнил, смог.

  1. Чему научились на уроке?
  2. Минутка экологии: Планета Земля наш родной дом , и каждый из нас отвечает за порядок в нем. Что нужно делать нам , что людям, чтобы сохранить нашу землю , наши воды и воздух
  3. Оцените свою деятельность на уроке, используя СОЛНЫШКИ .Расположите их возле слов-лучиков  АКТИВНО, ДРУЖНО, СТАРАТЕЛЬНО ( Кто как работал на уроке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного открытого урока по русскому языку в 4 классе. "Склонение имен существительных, вода в природе"

Данный интегрированный  урок позволяет обобщить знания учащихся по теме склонение имен существительных. На уроке совершенствуются умения  детей определять склонение у существительных в начал...

Конспект фрагмента открытого урока "Применение активных форм и методов обучения на уроке иностранного языка"

Данный фрагмент урока английского языка помогает активизировать активные формы и методы обучения на уроках иностранного языка, вовлекая учащихся в игровую ситуацию со знаменитым персонажем....

Конспект совместного открытого урока для учащихся начальной школы на тему «Масленица».

Занятие проводиться совместно учителем - логопедом и педагогом - психологом, для учашихся 2-4 классов.Цели:- Формировать навык звукобуквенного и фонематического анализа;- развивать коммуникативные нав...

Конспект+презентация открытый урок в 4 классе по теме " Приставка и её значение в слове"

Данный конспект урока предназначен для учителей занимающихся по УМК " Школа России". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит презентацию. На уроке  используются современ...

Конспект к открытому уроку "Слова отвечающие на вопросы Кто? Что?"

Урок-морское путешествие на остров знаний.1. Орг.момент2. Минутка чистописания3. Словарная работа4. Изучение нового5. Отработка умения задавать вопросы и отвечать на них....

План-конспект проведения открытого урока по лыжной подготовке во 2 классе

Привитие интереса к занятию лыжным спортом.Отвлечение от вредных привычек, формирование навыков ЗОЖ....