Конспект к открытому уроку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4«б» классе по УМК « Школа 2100»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №169
Учитель начальных классов Егорова Миляуша Нургаязовна
Тема урока | «Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного» | |
Место урока в серии других уроков | Урок раздела «Имя существительное ». Изучение темы носит ознакомительный характер. | |
Тип урока | комбинированный | |
Опорные понятия | Род, число, нарицательное - собственное, одушевленное-неодушевленное | |
Новое понятие | Постоянный- непостоянный морфологический признак имени существительного, общий род им.сущ. | |
Цель | Сформировать понятие « постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного» | |
Задачи | 1.Обучающая :систематизировать знания об имени существительном , тренировать в нахождении имен существительных, определение признаков существительных, обобщить знания детей о роли существительных в предложении 2. Развивающая: развивать умение определять постоянные и непостоянные признаки имени существительного ; пополнять словарный запас учащихся; развивать устную и письменную речь учащихся; развивать умение учащихся пользоваться словарями ; способствовать развитию умения разбора имени сущ., как часть речи; прививать интерес к изучению русского языка; 3. Воспитательная :воспитание любви к своей родине, чувства патриотизма, гуманного отношения к окружающей среде. | |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе Сформировать умение определять имя существительное, как часть речи; научиться выявлять постоянные и непостоянные признаки имени существительного ; расширить словарный запас обучающихся. активно использовать имена существительные в речи. Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание любви к своей малой родине, чувства патриотизма, гуманного отношения к окружающей среде. | Личностные: осознание алгоритма учебного действия; Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение. Познавательные: освоение умения находить имена существительные; научиться определять постоянные и непостоянные признаки имени существительного Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
| |
Формы работы | :фронтальная, парная, групповая. | |
Оборудование урока | ;. Методическая литература: Бунеева Е. В, Яковлева М. А. Русский язык 4 класс. Методические рекомендации для учителя – М.: “ Баласс”, 2010. В.И. Даль «Толковый словарь живого Великорусского языка» - М.; 1997. Оборудование: компьютер, проектор, экран, ,мультимедийная презентация; карточки , географические атласы Республики Татарстан для работы в группах ; физическая карта России, сборник русских пословиц и поговорок. дидактические карточки для каждого ученика, схема, “Части речи”; таблички: имя существительное, одушевленное, неодушевленное, кто?, что?, род, число, постоянные признаки, непостоянные признаки. |
Ход урока:
Мобилизующий этап урока.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
У.- И, как всегда, будем работать на уроке АКТИВНО, ДРУЖНО, СТАРАТЕЛЬНО!
(Дети говорят хором; слова на доске)
Формулировка темы и цели урока
I.Отгадайте загадку:
Я сижу на берегу
Живописного пруда,
Без чего я не смогу
Вынуть рыбку из пруда?
-Что это?
-Какой звук мы слышим в начале слова? Какой он? Охарактерезуйте его. (согл., тв.,глух.)
-Какой буквой обозначается этот звук? Запишем заглавную и строчную букву т.
-Прочитайте слова, назовите орфограммы. Что это за слова, что у них общего? (корень).Назовите его.
-Образуйте новое слово по схеме: .
-Найдите среди этих слов лишнее, почему?(трудовой- им.прил.)Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке?
-Назовите синоним к слову труд.(работа)
-Придумайте антоним к слову труд.(отдых)
-Придумайте словосочетание с этим словом.
ПРОЕКТ №1.
-Придумайте предложение со словом труд. -Запишем : Ребята очень любят уроки труда в школе.
-Найдите все им. сущ. Какими частями речи они являются?
Значит, им.сущ. могут быть главными и второстепенными членами предложения.
II.-Прочитаем словарные слова, тоже связанные со школой: карандаш, пенал, класс, ученик, учитель, тетрадь, работа, ребята, дежурный, девочка.
Проверим, какие орфограммы вы нашли.
-Запишите эти слова, разделив их на 2 группы, по какому признаку вы это сделаете?(отвечающие на вопрос кто? и что?).
-Проверим. Что вы знаете о существительных, отвечающих на вопрос кто? что?(одушевл. и неодушевл.)
-Какой это признак постоянный или непостоянный как вы думаете?
III.-Какой еще морфологический признак им. сущ. мы с вами знаем?
-Род.
-Им.сущ. изменяется по родам ?(нет), т.к. это постоянный признак. Проверим это.
-Найдите в каждой группе лишнее слово:
Носки,сад, яблоко,отец (яблоко)
Девочка, мебель, солнце, ваза(солнце)
Трава, облака, радио, метро(трава)
-Какие слова вам помогали?(она моя, оно мое, он мой).
ПРОЕКТ№2
Физминутка.
-Если я назову им. сущ. м.р. -встают мальчики;
-им. сущ.ж.р. -девочки;
-им. сущ. с.р никто не встает;
-им.сущ.общего рода-все встают.
Медведь, лиса, лось, озеро, заповедник, тундра, дичь, солнце. егоза, кенгуру, рожь, какао, кофе, плакса,…
-А как вы определили род им. сущ. носки, травы? облака?(поставили в ед число).
-Значит, число постоянный признак или нет? Докажем это: образуйте пару-
Школа -школы
Друг -друзья
Победа -победы
Оценка -оценки
Праздник -праздники
Экскурсия -экскурсии
-Сделайте вывод.
-Спишите предложение, раскрывая скобки
Мальчик (А,а) ртем гуляет с (Р,р) ексом по берегу (О,о) зера (К,к) абан.
--Проверим , какие слова вы написали с заглавной буквы .Как называется этот признак?(собственные и нарицательные им.сущ.)
-Какой это признак постоянный или нет?
-Какие же им.собственные мы знаем? Встречаются ли они в нашем предложении?
ПРОЕКТ№3
IV.Упр.на закрепление полученных знаний.
1)разобрать им.сущ.как часть речи;
2)придумать названия
Города-
Реки-
Озера-
Имя-
Фамилия-
Кличка-
3)прдумать предложения с одним и тем же им. сущ., чтобы оно являлось сначала гл., а потом второстепенным членом предложения;
4)образовать от им.сущ. другие части речи.
V.-Итак, мы с вами разобрали все изученные нами морфологические признаки им.сущ.Давайте подведем итог урока:
-Какую часть речи мы сегодня повторили?
-Что такое им. сущ.?
-Какие морфологические признаки им.сущ.мы с вами сегодня вспомнили?
-На какие группы можно их разбить?
постоянные | непостоянные |
1.одуш.,неодуш. | 1.число |
2.род | 2. |
3.собств., нариц. | - |
4. | - |
-Я специально оставила пустые строчки, готовя вас к следующим нашим темам. Мы с вами еще познакомимся с другими признаками им. сущ.Как выясняется, мы еще не все знаем об этой части речи? Это перспектива на будущее.
VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли цели?
- Какая тема урока? Почему эта часть речи получила такое название? (Называет существующие лица, предметы, явления. Самая представительная, самая существенная часть речи.)
- Что нового вы узнали?
- Какие затруднения испытали?
Расскажите по схеме:
Я знаю, запомнил, смог.
- Чему научились на уроке?
- Минутка экологии: Планета Земля наш родной дом , и каждый из нас отвечает за порядок в нем. Что нужно делать нам , что людям, чтобы сохранить нашу землю , наши воды и воздух
- Оцените свою деятельность на уроке, используя СОЛНЫШКИ .Расположите их возле слов-лучиков АКТИВНО, ДРУЖНО, СТАРАТЕЛЬНО ( Кто как работал на уроке)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного открытого урока по русскому языку в 4 классе. "Склонение имен существительных, вода в природе"
Данный интегрированный урок позволяет обобщить знания учащихся по теме склонение имен существительных. На уроке совершенствуются умения детей определять склонение у существительных в начал...
Конспект фрагмента открытого урока "Применение активных форм и методов обучения на уроке иностранного языка"
Данный фрагмент урока английского языка помогает активизировать активные формы и методы обучения на уроках иностранного языка, вовлекая учащихся в игровую ситуацию со знаменитым персонажем....
Конспект совместного открытого урока для учащихся начальной школы на тему «Масленица».
Занятие проводиться совместно учителем - логопедом и педагогом - психологом, для учашихся 2-4 классов.Цели:- Формировать навык звукобуквенного и фонематического анализа;- развивать коммуникативные нав...
Конспект+презентация открытый урок в 4 классе по теме " Приставка и её значение в слове"
Данный конспект урока предназначен для учителей занимающихся по УМК " Школа России". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит презентацию. На уроке используются современ...
Конспект к открытому уроку "Слова отвечающие на вопросы Кто? Что?"
Урок-морское путешествие на остров знаний.1. Орг.момент2. Минутка чистописания3. Словарная работа4. Изучение нового5. Отработка умения задавать вопросы и отвечать на них....
конспект к открытому уроку
урок математики...
План-конспект проведения открытого урока по лыжной подготовке во 2 классе
Привитие интереса к занятию лыжным спортом.Отвлечение от вредных привычек, формирование навыков ЗОЖ....