Методическая разработка урока по теме "Фразеологизмы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Методическая разработка урока во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_frazeologizmy.rar | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ«ТРУСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КУРЬИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Методическая разработка
урока русского языка во 2 классе
по теме «Фразеологизмы»
Автор: Шипилова Лариса Викторовна,
учитель начальных классов
2013
Аннотация
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме «Фразеологизмы». УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Методическая разработка посвящена проблеме формирования и совершенствования коммуникативных умений учащихся. Пособие раскрывает формы, средства и методы обучения, направленные на развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку.
Разработка урока может быть полезна учителям начальной школы, студентам педколледжей и педвузов.
Содержание
1.Введение 4-5
2.Основная часть 6-20
2.1 Методическое обоснование темы 6-7
2.2 Методические рекомендации по проведению урока 7
2.3 План-конспект урока 7-13
2.4.Технологическая карта 14-16
2.5 Дидактический материал к уроку 17-20
3.Заключение 21
4.Список использованных источников 22
1.Введение
Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих
В школьной общеобразовательной системе большинства стран мира изучение родного языка занимает главенствуюшее положение. Связано это, конечно, с той ролью, которую играет язык в жизни человека: ведь именно при помощи языка происходит общение между людьми.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности. Логически чёткая, доказательная, образная речь человека – показатель его умственного развития.
Сегодня в школах страны вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в которых одной из наиболее важных задач является формирование универсальных учебных действий, коммуникативной компетенции.
Начиная с первого класса, в школе ведется работа по обогащению словаря учеников. Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь устная и письменная, художественная литература. Система развивающего обучения побуждает учителя к постоянному поиску новых методов и материалов для работы с учащимися. Много внимания сегодня уделяется развитию речи учащихся, овладению ими лексическим богатством родного языка. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. В формировании образности речи в процессе усвоения родного языка, значение которой подчеркивается педагогами и психологами, огромную роль может сыграть работа с фразеологизмами.
Работа с устойчивыми сочетаниями слов стимулирует развитие речи.
Но только ли речь развивается в процессе этой работы? Известно, что в единстве с развитием речи происходит развитие мышления. Мышление совершенствуется в речевом общении. Поэтому, работая над развитием ясной, правильной, выразительной речи, учитель одновременно развивает у школьников мышление, поднимает его на качественно новый уровень. Работа над устойчивыми сочетаниями языка способствует формированию умения абстрагировать, а абстракция является конструирующим компонентом мыслительной деятельности учащихся, т.к. на её основе происходит обобщение и формирование понятий. Этимологическое рассмотрение фразеологизмов, нахождение истинного источника каждого образа поможет закладыванию основ исследовательской деятельности, которая не может не пригодиться детям при дальнейшем обучении.
Проблема усвоения фразеологизмов учащимися начальной школы на уроках родного языка не нашла ещё должного решения: не разработаны принципы отбора фразеологического материала, нет выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения младшими школьниками, очень мало соответствующих статей и пособий. Ознакомление младших школьников с устойчивыми сочетаниями происходит практическим путём в процессе работы над упражнениями и текстами на уроках литературного чтения и русского языка.
2.Основная часть
2.1 Методическое обоснование темы
Решению проблемы развития коммуникативных компетенций младших школьников способствует применение в образовательном процессе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноргадовой. Материал курса «Русский язык» (авторы- С.В.Иванов, О.А.Евдокимова и др.) структурирован по трем блокам: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». На уроках определенного блока реализуется одна цель: уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма; уроки «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся. В рамках одного урока цели не смешиваются: происходит «погружение на час» в одну проблему – лингвистическую, орфографическую или речевую.
Учебный курс «Русский язык» УМК «Начальная школа XXI века» имеет следующие возможности в изучении фразеологизмов: обогащение словаря учащихся фразеологизмами; усвоение понятия «фразеологизмы»; формирование умения пользоваться словарем; умение использовать фразеологизмы в речи.
В первом классе ребята знакомятся с фразеологическими оборотами при выполнении отдельных упражнений, термин «фразеологизмы» пока не вводится. В программе второго класса два часа отведено на знакомство с фразеологизмами. Ребята объясняют фразеологизмы и записывают их значение. В третьем и четвертых классах ученики не только объясняют значения фразеологизмов, но и учатся использовать их в текстах.
Именно второй год обучения играет большую роль в формировании умения объяснить устойчивые сочетания слов. Объем изучаемого материала насыщенный и разнообразный, что позволяет учителю организовывать дифференцированную работу, расширять
языковую эрудицию школьника, активизировать интерес к языку и речевому творчеству.
2.2 Методические рекомендации по проведению урока
Материал урока рассчитан на обучающихся с высоким темпом работы. Если темп работы в классе средний , то часть заданий, по выбору учителя, можно выполнить устно фронтально. Закрепление материала лучше провести выборочно и дифференцированно. Целесообразно учителю к уроку по изучению лексических понятий (антонимы, синонимы, фразеологизмы) подготовить для обучающихся раздаточный материал: словарь синонимов, антонимов, фразеологизмов.
План-конспект урока
Автор: Шипилова Лариса Викторовна
Предмет: русский язык, 2 класс, С.В.Иванов, О.А.Евдокимова
Тема программы. Раздел «Лексика. Как устроен наш язык»
Тема урока. Фразеологизмы.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления устойчивых сочетаний слов.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: комбинированный (смешанный)
Задачи урока:
Образовательная:
-обеспечить понимание понятия слова «фразеологизм» ;
Развивающие:
Коммуникативные:
- обеспечить возможность формулировать собственное мнение и позицию;
- прививать навыки культуры речи и взаимоотношений;
Познавательные:
- содействовать поиску необходимой информации ;
- помочь строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
Регулятивные:
- помочь в развитии мышления, внимания, памяти
Воспитательные:
-дать установку на здоровый образ жизни;
-способствовать проявлению чувства гордости за свою Родину.
Материально-техническое обеспечение урока:
- учебник «Русский язык» 2 класс: в 2ч. Ч.2 ,/ Под ред. С.В.Иванова, –М.: Вентана-Граф, 2009;
- мультимедиапроектор;
- экран;
- презентация Power Point;
- карточки с числами для дифференцированной работы;
- карточка с творческим заданием у каждого ученика.
Метапредметные и внутрипредметные связи:
на уроке осуществляется связь с разделом «Правописание» по русскому языку, с окружающим миром.
Ход урока:
I.Организационный момент.
- Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.
II .Актуализация знаний.
Фонетическая разминка.
- Послушайте слова . Определите последний звук.
- Шкаф, рукав, жираф.
- Дайте характеристику звуку [ф].
( [ф] – согл., тв. парн.( [ф'], глух.парн.([в])
-Какой буквой может быть обозначен звук [ф]? ( в,ф)
Минутка чистописания: в ф
- Проведите сравнительный анализ элементов, из которых состоят данные буквы и звуков, которые они могут обозначать.
(Сходства: есть овал, строчные буквы согласных звуков, являются парой по звонкости-глухости).
Различия: у буквы в – один овал, у буквы ф – два овала, буква в – расположена в верхнем междустрочном пространстве и рабочей строке, бука ф – в нижнем междустрочном пространстве и рабочей строке. )
-Знаете ли вы, что буква Ф является символом устойчивых языковых выражений. Каких, сейчас узнаете.
III. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности.
- Оглянитесь, что вы видите?
-Послушайте небольшой рассказ К. Чуковского:
Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету…
(К.Чуковский)
- Как вы думаете, почему Светлана не увидела лета?
- Подумайте, что означает выражение оглянуться не успеешь.
- Можно заменить его одним словом? Каким? ( быстро)
- В русском языке есть устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмы.
- Тема нашего урока : фразеологизмы. ( Слайд №1)
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? ( Слайд №2)
- Что такое «фразеологизм»?
- Откуда пришло слово «фразеологизм» в русский язык?
- Какую роль выполняют фразеологические обороты в русском языке?
- Мы будем учиться наблюдать за фразеологизмами, определять их значения, использовать в устной и письменной речи
IV.Формирование новых понятий и способов действий.
Этимологическая справка. ( слайд №3)
-Слово фразеологизм произошло путём сложения двух греческих слов
Phrasis + logo
Phrasis (фразис) – «выражение»
Logos (логос) – понятие, слово.
Таким образом, понятие фразеологизм означает слияние нескольких слов в определенные устойчивые неделимые выражения.
Наблюдение за значением фразеологизмов ( слайд № 4)
- Прочитайте устойчивое сочетание слов.
Зарубить на носу;
- Можно ли что- то зарубить на носу?
- Прочитайте предложение.
Заруби на носу: обязательно мой перед едой руки.
- Замените выражение «зарубить на носу» одним словом.
( Запомни: обязательно мой перед едой руки.)
- Зачем необходимо мыть руки перед едой?
-Ребята, если вместо «заруби на носу», можно сказать « запомни», зачем в языке существует такое «странное сочетание слов»?
- Какое из предложений – с фразеологизмом «заруби на носу» или со словом « запомни» - более яркое, выразительное?
- Что помогло предложению стать таким?
-Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Наблюдение за значением отдельного слова и неделимого сочетания слов. ( слайд № 5)
- Назовите слово по его лексическому значению.
Атмосферные осадки – белые пушинки, хлопья. ( снег)
Часть тела человека. Черепная коробка. ( голова)
- Значения этих слов вам хорошо известны. Наверное, зимой вам часто падал снег на голову.
- Но сохраняют ли свои значения слова «снег» и «голова» в следующем предложении.
Бабушка обрадовалась моему приезду, но сказала, что я приехал как снег на голову.
( Не сохраняют. Бабушка, сказав «как снег на голову» имела в виду «неожиданно»)
- Обратите внимание!
-Слова словно детали в мастерской. Они живут-поживают, иногда ими пользуются по отдельности, иногда в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.
Об этом гласит вывод на с. 103 учебника.
Работа с правилом.
Слова, составляющие фразеологизм. Теряют своё самостоятельное – отдельное значение. Смысл имеет только всё выражение в целом.
Значения фразеологизмов ты можешь узнать во фразеологическом словаре.
Знакомство со словарями.
- Для младших школьников издан иллюстрированный фразеологический словарь ( сост. Н.В.Томашевская), есть большой фразеологический словарь для детей ( сост. Т.В.Розе) , который знакомит школьников с историей возникновения устойчивых сочетаний слов.
V. Применение понятий и способов действий.
Работа с учебником. ( у.3 с.105)
ни свет ни заря думать
язык без костей бездельничать
пускать пыль в глаза близко
гонять лодыря рано
держать язык за зубами обманывать
рукой подать болтливый
ломать голову молчать
- В левом столбике записаны фразеологизмы, а в правом ( не по порядку!) их значения. Найдите значения фразеологизмов и запишите их в тетрадь по образцу.
( 2 фразеологизма обучающиеся записывают с объяснением на доске, следующих 2 - с комментированием, )
- Подберите значение к оставшимся фразеологизмам, работая в парах.
- Кто готов ответить, поднимите руку.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Встретился такой фразеологизм: «гонять лодыря»
Историческая справка.
-В большом фразеологическом словаре ( сост.Т.В.Розе) я прочитала, что в 19 веке в Москве начали возникать частные медицинские учреждения. Одну такую клинику организовал немец Лодер. Многим своим больным, имеющим лишний вес, он рекомендовал быструю ходьбу по парку и подвижные игры. Московский рабочий люд, озабоченный делам, наблюдая через забор за праздношатающимися людьми, называл такое времяпрепровождение «гонять лодыря», что означает бесполезную трату времени.
Сейчас мы с вами тоже немного отдохнём, всех приглашаю на динамическую паузу в фразеологический зверинец.
VI.Динамическая пауза “Фразеологический зверинец”. ( слайд № 6)
-Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.
Голоден, как … (волк).
Хитёр, как …(лиса).
Труслив, как … (заяц).
Надут, как … (индюк).
Неповоротлив, как … (медведь).
Упрям, как …(осёл).
Здоров, как … ( бык).
Колюч, как … (ёж).
VII. Применение понятий и способов действий.
Работа с фразеологизмами в иллюстрациях.
- Знаете, ребята, что значение русских фразеологизмов не всегда понятно иностранцам? А как вы думаете, почему?
( Во фразеологизмах теряется основное значение слов)
- Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов.
Слайд № 7
(Витать в облаках – мечтать )
- Назовите устойчивое сочетание; какое значение имеет этот фразеологизм?
Слайд № 8
(Кот наплакал – очень мало)
- Назовите устойчивое сочетание; какое значение имеет этот фразеологизм?
Слайд № 9
( М…дведь на ухо н…ступил – нет музыкального слуха)
- Запишите фразеологизм и его значение в тетрадь, вставив пропущенные орфограммы. Проверка с помощью сигнальной карточки « светофор».
- А если во фразеологизме «медведь на ухо наступил» заменить одно слово , например, «медведь на ногу наступил» - сохранится смысл фразеологизма?
( - Смысл фразеологизма разрушится, если ввести другие слова.)
Дифференцированная работа. ( слайд 11)
Работа с учебником. (у.4 с.105)
- Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами из слов для справок.
1. Играйте, пожалуйста, спокойно, дети, и не мешайте мне.
2.Сёстры Маша и Катя были очень похожи друг на друга.
3.Новая учительница сразу же понравилась ребятам.
4.Гости должны были прийти в самое ближайшее время.
5.В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.
Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов ( страны).
- Ребята, у каждого на а столе лежит карточка с числами. Если написано 1 – выполнить первое предложение, если числа3,4- третье и четвертое предложение, если 2,5 – выполнить второе и пятое предложение.
( №1 – низкий уровень , №3,4 – средний уровень, № 2,5 – высокий уровень)
Фронтальная проверка.
- Чем знаменита Третьяковская галерея, что сюда приезжают люди со всех концов страны?
Справка. (Слайд №12)
Государственная Третьяковская галерея – это художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекцию картин русских художников.
Самостоятельная работа. Восстановление текста. ( слайд №13)
- Никита с Сашей любят посещать музеи, кинотеатры, выставки. Ведь мальчики - большие друзья.
Вот что рассказывает Никита о своём друге.
Карточка
Мой друг Саша живёт от моего дома. Мы с ним – не разлей вода! Наша учительница говорит, что у Саши , ведь учится мой друг на одни пятёрки! |
- Подумайте, какие фразеологизмы можно добавить в текст мальчика. Если затрудняетесь, то воспользуйтесь мини-словариком на доске.
Слайд № 14
Словарик в двух шагах – очень близко, водить за нос – обманывать, держать язык за зубами – молчать задирать нос - слишком важничать, рукой подать – близко, с гулькин нос – очень мало, светлая голова - умница, ума палата – очень умный, ходить на голове - шалить |
Самостоятельная работа.
Возможные варианты записи.
Мой друг Саша живёт в двух шагах ( рукой подать) от моего дома. Мы с ним- не разлей вода! Наша учительница говорит, что у Саши – светлая голова ( ума палата) , ведь учится мой друг на одни пятёрки!
- Прочитайте получившиеся тексты.
- Какой ещё фразеологизм встретился в этом рассказе? ( не разлей вода)
- Как понимаете?
VIII. Итог урока.
- Что такое фразеологизм?
- Чем отличается фразеологизм от свободного сочетания слов?
- Какое значение имеют фразеологизмы в русском языке?
IX.Домашняя работа.
с. 106 у. 5;
-Предлагаю проникнуть в тайны истории, античной мифологии, и подготовить информацию о появлении любого фразеологизма по выбору.
- Где вы можете найти сведения о устойчивых сочетаниях?
( В словарях, энциклопедиях, интернете)
- Не забывайте о правилах интернет –безопасности.
X. Рефлексия. ( слайд №15)
- Продолжите фразы:
Я познакомился с ...
Было непросто ...
У меня получилось ...
Мне запомнилось ...
Я попробую ...
Слайд №16
Благодарю всех за работу!
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Методическая структура урока | Признаки решения дидактических задач | ||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | ||
I.Организацион- ный момент | Словесный, наглядный, ситуация успеха | Слово учителя | Психологический настрой на урок, включение в учебную деятельность. | Доска | Фронтальный | Создание положительного эмоционального настроя к восприятию учебного материала |
II. Актуализация опорных знаний | Словесный, | Фронтальный опрос | Работа с языковыми терминами | Фронтальный, | Повторение знаний , активизация мышления
| |
III. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности. | Словесный, проблемный | Инсцениров- ка, учебный диалог | Создание проблемной ситуации, формулирование темы урока и постановка учебных задач. | Мультимедиапроектор | Фронтальный | Постановка учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала. |
IV. Формирование новых понятий, способов действий | Проблемный, наглядный | Учебный диалог, работа с учебником | Решение проблемной задачи. Наблюдение за значением фразеологизмов и слов, входящих в состав фразеологизмов. | Мультимедиапроектор учебник, | Фронтальный, | Приобретение знания о том, что во фразеологизмах смысл имеет только все выражение в целом; развитие языкового чутья; здоровьесбережение. |
V. Применение понятий и способов действий. | Словесный, наглядный, практический | Практическая работа с учебником по образцу. | Подбор значений для фразеологизмов | Доска, учебник, тетрадь | Фронтальный, работа в парах | Подбор значений к устойчивым сочетаниям слов; расширение словарного запаса |
VI.Физкультминутка | Словесный, практический | Инсценировка | Изображение животных пантомимой или мимикой. | Мультимедиапроектор | Коллективный | Снятие утомляемости, повышение работоспособности, здоровьесбережение |
VII. Применение понятий и способов действий. | Словесный, наглядный, проблемный | Работа с иллюстрациями, учебный диалог, самоконтроль | Подбор фразеологизмов с опорой на иллюстрацию. | Мультимедиапроектор, тетрадь | Фронтальный, | Подбор значений к устойчивым сочетаниям слов, развитие внимания |
Словесный. практический | Практическая работа с учебником, | Самостоятельное установление соответствия между фразеологизмом и его значением, дифференцированная работа. | Учебник, тетрадь | Индивидуаль- ный, фронтальный | Самостоятельный подбор значений к устойчивым сочетаниям слов; развитие языковой эрудиции, совершенствование навыков грамотного списывания. | |
Словесный, практический, поисковый | Практическая поисковая деятельность. | Самостоятельное восстановление текста с использованием фразеологизмов. | Карточка с заданием, тетрадь, мультимедиа проектор | Индивидуальный. фронтальный | Создание текста с фразеологизмами, приобретение коммуникативных навыков; развитие внимания. | |
VIII. Итог урока. | Словесный | Интенсивный опрос | Обсуждение особенностей устойчивых сочетаний в русском языке | Мультимедиа проектор | Фронтальный | Систематизация знаний, полученных на уроке. |
IX. Домашнее задание. | Словесный, поисковый | Слово учителя | Объяснение домашнего задания | Учебник, дневник | Фронтальный, индивидуаль ный | Осмысление домашнего задания и возможности проявить себя, свои способности |
X.Рефлексия | Наглядный, | Практическийсамооценка, | Оценивание учениками своей деятельности на уроке. Обсуждение того, что понравилось и не понравилось на уроке. | Мультимедиапроектор | Фронтальный | Получение от учеников «обратной»связи, создание положительного настроения. |
Без сучка и задоринки – легко и гладко, без помех.
Белая ворона – человек, сильно отличающийся от других.
Бить баклуши – бездельничать.
Бросать слова на ветер – говорить необдуманно.
Бросаться в глаза - быть особенно заметным.
Будто воды в рот набрать – молчать.
Вешать нос – расстраиваться.
Водить за нос – обманывать, вводить в заблуждение.
Дать стрекача – удирать, спасаться бегством.
Жить своим умом – думать самому.
Жить чужим умом – полагаться на советы других.
За тридевять земель – очень далеко.
Забот полон рот - очень много.
Заварить кашу – затеять что – либо очень сложное, что угрожает неприятными последствиями.
Задирать нос – зазнаваться.
Засучив рукава – не жалея сил, много и усердно.
Как вкопанный – совершенно недвижимо.
Кануть в вечность – исчезнуть навсегда.
Медведь на ухо наступил – у кого не музыкального слуха.
Обводить вокруг пальца – обманывать.
Пальчики оближешь – очень вкусно.
Расхлёбывать кашу - справляться с трудным, запутанным делом.
Рукой подать – очень близко.
С гулькин нос – очень мало.
С лёгким сердцем – без опасений, без тревог.
С тяжёлым сердцем – в тяжёлом состоянии.
Семи пядей во лбу – очень умный.
Сесть в калошу – потерпеть неудачу, оказаться в смешном, неловком положении.
Спустя рукава – без должного внимания, кое-как.
Только пятки засверкали – быстро бежать.
Точить лясы – болтать.
Яблоку негде упасть – очень тесно, многолюдно.
Язык без костей – кто – то чрезмерно болтлив.
Язык заплетается – кто-либо не может внятно, ясно сказать.
Карточка для творческой работы
Мой друг Саша живёт от моего дома. Мы с ним – не разлей вода! Наша учительница говорит, что у Саши , ведь учится мой друг на одни пятёрки! |
Таблица - схема
( ) + I = Ф |
3.Заключение
Урок был проведен в рамках недели русского языка в начальных классах в 2012-2013 учебном году и получил положительные отзывы и высокую оценку коллег.
4.Список используемых источников:
- Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс / Под. Ред. Л.Е.Журовой. – М.:Вентана-Граф, 2007.
- Большой фразеологический словарь для детей / сост.Т.В. Розе. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
- Бурманко В.М.русский язык в рисунках. – М.: «Просвещение», 1991.
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
- Жиренко О.Е.,Гайдина Л.И.,Кочергина А.В. Учим русский с увлечением-2. – М.: 5 за знания, 2005.
- Николаева Л.П.,Иванова И.В. Работа со словарными словами. 2 класс. – М.: «Экзамен», 2008.
- Русский язык : 2 класс : комментарии к урокам /С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.2/ Под ред. С.В.Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2009.
- Фразеологический словарь /сост. Н.В.Томашевская. - М.: Эксмо, 2010.
- Энциклопедия для детей.Т.10. Языкознание. Русский язык / Глав.ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 2000.
Интернет-ресурсы:
1.Чернова И.В. Урок русского языка «Значения фразеологизмов» во 2 классе.
http://gostishevo.ucoz.ru/load/kopilka/urok_russkogo_jazyka_quot_znachenija_frazeologizmov_quot_vo_2_m_klasse_chernova_i_v/2-1-0-21
2.Мержоева Л.Ю. Урок русского языка во 2 классе по теме «Страна Фразеология».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...