Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку 3 класс" Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_3_klass.doc460 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. Формирование у детей чувства языка;
  4. Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

II. Общая характеристика учебного предмета.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения: 
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»: 
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебник ( «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

Разделы «Предложение» и «Текст».

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

Раздел «Слово».

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

  1. Звукового состава и обозначения звуков буквами;
  2. Морфемного состава и словообразования;
  3. Грамматического значения;
  4. Лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

Фонетические знания и умения, приобретённые во 2 классе являются базовыми для развития следующих орфографических умений.

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова..

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка.

В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию.

III. Место учебного предмета в учебном плане (на 1 год).                                      

По учебному плану начального общего образования на 2015-2016 учебный год по предмету «Русский язык» в 3 классе отведено 5 часов в неделю, что составляет 170 часов. В соответствии с данным распределением часов в программе представлено тематическое планирование уроков на 2015-2016 уч. г.

                                       Описание места в учебном плане школы.

Рабочая  программа предназначена для обучения учащихся 3 класса МБОУ «СОШ № 8» г. Рузаевка.

                     Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснования.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Русский язык», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, и с учётом стандарта начального общего образования по русскому языку (2008 г.). В связи со сложностью программного материала, в раздел «Слово» отведено 123 часа, по программе116.

Добавлены часы в темы:

1.Части слова. Приставка – 2 часа.

2.Части слова. Суффикс – 1 час.

3.Местоимение как часть речи – 2 часа.

4.Неопределённая форма глагола – 2 часа.

 В раздел «Повторение», для закрепления программного материала, отведено 13 часов, по программе 5 часов.

Это зафиксировано в календарно-тематическом планировании.

IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
  • производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
  • видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  • находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
  • составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  • читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

VI.Тематическое планирование « Русский язык».

№ п/п

Наименование разделов и тем

Макси- мальная нагрузка учащего- ся, ч.

Из них

Теорети- ческое обучение, ч.

Лабора- торные и практи- ческие работы, ч.

Конт-рольная работа, ч.

Экскур- сии, ч.

Само-стоя-тельная работа, ч.

Вводный урок

1

1

1.

Повторение

11

9

1

1

2.

Слово

123

92

7

20

3.

Предложение и текст

22

20

2

4.

Повторение

13

9

4

Итого:

170

131

12

23

VII. Содержание учебного предмета «Русский язык». 3-й класс. 170 ч (5 часов в неделю)

Вводный урок (1 ч).

Повторение (11 ч).

Слово (123 ч).

1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.

Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).

Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.

Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).

3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).

4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.

Понятие о наречии. Наречие как часть речи.

Предложение и текст (22 ч.).

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Повторение (13 ч).

Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.


  VIII.Календарно-тематический план  

п/п

раздела

Наименование

разделов и тем

УУД

Коли-чество часов

Кол-во к/р и с/р

Дата

проведения

   План.

  Факт

1

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове.

Изучить условные обозначения, ориентироваться в учебнике, производить анализ слова с опорой на алгоритм.

1

1

Повторение.

11

2-3

1.1-1.2

Что мы знаем о тексте

Отличать текст от набора предложений, а предложение от набора слов. Уметь оформлять текст и предложение на письме.

Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте;

сопоставлятьсодержание своего рассказа и рассказов одноклассников.

Находить орфограммы в слове, обозначать их. Классифицировать изученные орфограммы (буквенные-небуквенные;

буквы гласных, буквы согласных, буквы

ъ и ь знак).

Группировать слова с изученными орфограммами.

Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты.

Находить и исправлять орфографические ошибки,

работать по алгаритму.

2

4

1.3

Что мы знаем о слове, предложении, тексте.

1

5

1.4

По каким признакам можно обнаружить  орфограммы в словах и между словами.

1

6-7

1.5

1.6

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение.

2

8

1.7

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически их обозначать.

1

9

1.8

Развитие умения писать заглавную букву в именах собственных. Проверочное списывание.

Писать заглавную букву в именах собственных и начале предложения.

Писать предложения под диктовку. Правильно оформлять предложения на письме

Уметь проверять слова с изученными орфограммами.

1

1

10

1.9

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита.

1

1

11

1.10

Контрольный диктант
№ 1 по теме «Повторение».

1

1

12

1.11

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Слово.

123

2

Части слова. Корень.

Чередование согласных

 звуков в корне.

Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора.

Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни,

приводить примеры, обозначать чередование на письме.

Наблюдать за словами с изученными орфограммами.

    Составлять и оформлять предложения и текст по ключевым словам и названию.

3

13

2.1

Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне.

1

14

2.2

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне.

1

15

2.3

Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений.

1

1

3

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова.

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам

5

16

3.1

Правописание проверяемых согласных в корне слова (на конце и в середине слова).

Правильно писать слова с проверяемыми согласными в корне слова (на конце и в середине слова), приводить примеры, находить и исправлять изученную орфограмму, применять правила правописания.

1

20

3.2

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова.

1

21

3.3

Развитие умения видеть изученную орфограмму
в слове.

1

22

3.4

Проверочная работа № 1.

1

1

23

3.5

Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

4

Удвоенные согласные

 в корне слова.

6

24

4.1

Понятие об удвоенных согласных буквах.

Писать и переносить слова с удвоенными буквами в корне, графически обозначать орфограмму.

Составлять предложения на заданную тему.

1

25

4.2

Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне.

1

26

4.3

Упражнение в написании слов с удвоенной согласной буквой в корне.

1

27

4.4

Р/р  Творческая работа.

1

28

4.5

Проверочная работа №2.

1

1

29

4.6

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

5

Непроизносимые согласные в корне слова.

10

30

5.1

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

Отличать и правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне от слов, в которых нет непроизносимого согласного звука.

Правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне, графически обозначать орфограмму.

Составлять предложения, используя опорные слова.

Видеть и подчеркивать орфограмму - согласную букву.

1

31

5.2

Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова.

1

32

5.3

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

33

5.4

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.

1

34

5.5

Формулирование обобщенного правила правописания проверяемых согласных в корне слова.

1

35

5.6

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

36

5.7

Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам).

1

1

37

5.8

Проверочная работа №3.

1

1

38

5.9

Контрольный диктант №2.

1

1

39

5.10

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

6

Безударные гласные в корне слова.

8

40

6.1

Правописание безударных гласных в корне слова.

Видеть в словах орфограммы - безударные буквы, уметь графически обозначать.

Самостоятельно

записывать текст после коллективной работы.

Выделять орфограммы.

Правильно писать слова с изученными орфограммами.

1

41

6.2

Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

1

42

6.3

Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные буквы.

1

43

6.4

Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне.

1

44

6.5

Р/р Свободный диктант. Сочинение по опорным словам.

1

1

45

6.6

 Проверочная работа № 4.

1

1

46

6.7

 Контрольный диктант №3.

1

1

47

6.8

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

7

Сложные слова и их правописание.

7

48

7.1

Знакомство с понятием «сложные слова».

Выделять сложные слова из группы слов, образовывать и записывать сложные слова, видеть и графически обозначать изученные орфограммы.

Владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе сложные слова с соединительной

буквой о и е, применять правила правописания.

1

49

7.2

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

1

7.3

Образование сложных слов.

1

50

7.4

Сложные слова – имена существитель-ные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

1

51

7.5

Употребление в речи и правописание сложных слов.
Р/р Свободный диктант.

1

1

52

7.6

Контрольный словарный диктант.
Проверочная работа №5.

1

1

53

7.7

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

8

Части слова. Приставка.

3

54

8.1

Приставка, ее роль в слове (повторение).

Отличать приставки и предлоги.

Находить и обозначать приставки в словах, правильно писать слова с безударными гласными в приставке.

1

55

8.2

Различение приставок и предлогов.

1

56

8.3

Развитие умения находить в словах приставки

1

57

9

Безударные гласные в приставках..

2

58

9.1

Правописание безударных гласных в приставках.

Видеть орфограмму -  безударные гласные в приставках,

правильно писать слова с приставками про- и пра-,  по- и па-.

1

59

9.2

Приставки про- и пра-,по- и па-, их правописании.

1

60

10

Удвоенные согласные на стыке при-ставок и корня.

  Различать и правильно писать слова с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня.

6

61

10.1

Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

1

62

10.2

Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня.

1

11

Разделительные ъ и ь.

6

63

11.1

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.

Правильно писать слова с разделительными ъ и ь.

Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ и ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.

1

64-65

11.2

11.3

Правописание слов с разделительными ъ и ь.

2

66

11.4

Проверочная работа № 6.

1

1

67

11.5

Контрольный диктант
№ 4.

1

1

68

11.6

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

12

Части слова. Окончание и основа.

2

69

12.1

Понятие об окончании и основе слова.

Находить в слове окончание.

Систематизировать знания о составе слова и фонетических опознавательных признаков. 

1

70

12.2

Развитие умения находить в слове окончание.

1

13

Основа слова и окончание.

2

71

13.1

Как найти в слове основу.

Находить в слове окончание и основу.

1

72

13.2

Развитие умения находить в слове окончание и основу

1

14

Части слова. Суффикс.

3

73

14.1

Суффикс и его роль в слове.

Выделять суффикс в словах, знать его место в слове.

Образовывать слова с помощью суффиксов, приставок; подбирать однокоренные слова, разбирать по составу

доступные слова.

1

74

14.2

Развитие умения находить в слове суффикс.

1

75

14.3

Обобщение и систематизация знаний о частях слова.

1

15

Разбор слова по составу.

5

76

15.1

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу.

 Разбирать слова по составу.

находить части слова, образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса.

1

77

15.2

Упражнения в разборе слов по составу. Контрольный
словарный диктант.

1

78

15.3

Проверочная работа № 7.

1

1

79

15.4

Контрольный диктант за 1 полугодие.

1

1

80

15.5

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

16

Части речи в русском языке.

1

81

16.1

Части речи в русском языке.

Иметь представление о частях речи, различать части речи.

1

82

17

Имя существительное как часть речи.

3

83

17.1

Определение имени существительного.

Определять имя существительное и его роль в речи.

1

84

17.2

Роль имен существительных в речи.

Р/р Творческая работа: составление текста.

1

1

85

17.3

Контрольное списывание.

1

1

18

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

3

86

18.1

Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Иметь понятие об одушевленных и неодушевленных существительных.

Составлять рассказ об имени существительном, используя план ответа.

1

87

18.2

Имена существительные в речи.

1

88

18.3

Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных?

1

19

Род имён существительных.

3

89

19.1

Имена существитель-ные мужского, женского и среднего рода.

Определять род существительных, выделять окончания.

1

90

19.2

Род – постоянный признак имен существительных.

1

91

19.3

Окончания имен существительных мужского, женского и среднего  рода.

1

20

Число имён существительных.

4

92

20.1

Изменение имен существительных по числам.

Изменять существительные по числам.

Выполнять разбор имени существитель-ного.

1

93

20.2

Образование множественного числа имен существительных.

1

94

20.3

Окончания имен существительных в единственном и во множественном числе.

1

95

20.4

Разбор имени существительного как части речи.

1

21

Словообразование имён существительных.

9

96

21.1

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Образовывать имена существительные от основ существитель-ных и глаголов.

1

97

21.2

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке.

1

98

21.3

Образование имен существительных от основ существитель-ных и глаголов.

1

99

21.4

Р/р Сочинение сказки с использовани-ем имен существительных с различными суффиксами.

1

1

100

21.5

Разбор имен существительных по составу.

1

101

21.6

Р/р Творческая работа.

1

1

102

21.7

Р/р Обучающее изложение «Мурлыка».

1

1

103

21.8

Проверочная работа № 8.

1

1

104

21.9

Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

22

Местоимение как часть речи.

8

105

22.1

Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Упражнения в нахождении местоимений,

разборе местоимения как части речи.

Отличать местоимения от других частей речи.

Писать предлоги с местоимениями раздельно.

Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот.

Осознавать роль личных местоимений в речи

1

106

22.2

Местоимения 1, 2, 3-го лица.

1

107

22.3

Правописание предлогов с метоимениями.

1

108

22.4

Разбор местоимения как части речи.

1

109

22.5

Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе».

1

110

22.6

Р/р Свободный диктант «Паучок». Закрепление знаний о местоимении.

1

1

111

22.7

 Проверочная работа № 9.

1

1

112

22.8

Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

23

Имя прилагательное как часть речи.

4

113

23.1

Определение имени прилагательного.

Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.

Определять род, число имени прилагательного.

Упражнения в разборе имени прилагательного как части речи.

1

114

23.2

Роль имен прилагательных в речи.

1

115

23.3

Связь имен прилагательных с именами существительными.

1

116

23.4

Разбор имени прилагательного как части.

1

24

Правописание безударных гласных в окончаниях  имён прилагательных.

Правильно писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных, графически обозначать изученные орфограммы.

4

117

24.1

Окончания имен прилагательных в мужском, женском,
среднем роде и во множественном числе.

Познакомиться с родовыми окончаниями имен прилагательных.

Упражнения в проверке безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.

1

118

24.2

Как проверить правописание безударных гласных
в окончаниях имен прилагательных.

1

119

24.3

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях
имен прилагательных. Знакомство с антонимами.

1

120

24.4

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами.

25

Разбор имени прилагательного по составу.

5

121

25.1

Словообразование имен прилагательных.

Упражнения в разборе имени прилагательного по составу, находить его среди однокоренных слов, писать гласные в безударных окончаниях прилагательных и слова с изученными орфограммами.

1

122

25.2

Разбор имен прилагательных по составу.

Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов.

1

124

25.3

Проверочная работа № 10.

1

1

125

25.4

Контрольный диктант №5 по теме «Имя прилагательное».

1

1

126

25.5

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

26

Глагол как часть речи.

4

127

26 1

Определение глагола как части речи.

Распознавать глаголы. Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Образовывать и употреблять глаголы в речи в различных формах времени. Выделять суффикс – л- в форме прошедшего времени глагола.

1

128

26.2

Изменение глаголов по временам.

1

129

26.3

Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

130

26.4

Изменение глаголов по числам.

1

27

Правописание частицы не с глаголами.

2

131

27.1

Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами.

Правильно писать частицу не с глаголами, графически обозначать изученную орфограмму.

1

132

27.2

Развитие умения писать частицу не с глаголами.

1

28

Неопределённая форма глагола.

9

133

28.1

Понятие о неопределенной форме глагола.

Отличать глаголы от других частей речи, иметь теоретические знания о глаголе.

Упражнения в разборе глагола как части речи, в правописании ь в глаголах неопределённой формы.

1

134

28.2

Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы.

1

135

28.3

Образование времени от неопределенной формы глагола.

1

136

28.4

Разбор глагола как части речи.

1

137

28.5

Проверочная работа №11.

1

1

138

28.6

Контрольный диктант № 6.

1

1

139

28.7

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

140

28.8

Р/р Контрольное изложение «Перелетные птицы».

1

1

141

28.9

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Предложение.

22

142-144

29

Виды предложений по цели высказывания

 и по интонации.

3

145

29.1

Виды предложений по цели высказывания.

Определять вид предложений, составлять предложения по заданной схеме.

1

146

29.2

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение.

1

147

29.3

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

30

Главные и второстепенные члены предложения.

6

148

30.1

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Находить второстепенные члены предложения, составлять схемы предложений и предложения по схемам.

1

149

30.2

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.

1

150

30.3

Понятие о второстепенных членах предложения.

1

151

30.4

Составление схем предложений и предложений по схемам.

1

152

30.5

Предложения распространенные и нераспространенные.

1

153

30.6

Разбор предложений.

Контрольный словарный диктант.

1

31

Предложения с однородными членами.

7

154

31.1

Однородные подлежащие и сказуемые.

Находить однородные члены предложений и их графически обозначать.

Ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, различать главные и второстепенные члены предложения

Составлять предложения с однородными членами распространенные и нераспространенные.

1

155

31.2

Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении.

1

156

31.3

Роль знаков препинания в письменной речи.
Запятая в предложениях с однородными членами.

1

157

31.4

Развитие умения ставить запятую в предложениях
с однородными членами.

1

158

31.5

Главные и второстепенные однородные члены
предложения.

1

159

31.6

Запятая в предложениях с однородными членами.

1

160

31.7

Повторение изученного.   Р/р Свободный диктант.

1

1

32

Простые и сложные предложения.

6

150

32.1

Понятие о простом и сложном предложении.

Различать простое  предложение с однородными членами от сложного предложения.

Упражнения в постановке запятой.

1

151

32.2

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения.

1

152

32.3

Развитие умения различать сложные предложения
и простые предложения с однородными членами и
ставить в них запятые.

1

153

32.4

Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.

1

154

32.5

Разбор простого и сложного предложения.

1

155

32.6

Проверочная работа № 12.

1

1

156

33

Повторение.

13

157

33.1

Повторение знаний о предложении.

Контрольный словарный диктант.

Различать части речи, предложение от текста, находить изученные орфограммы.

Упражнения в разборе слов по составу.

1

158

33.2

Повторение знаний о тексте.

1

159

33.3

Повторение знаний о частях речи

Контрольное списывание.

1

1

160

33.4

Повторение изученных орфограмм.

1

161

33.5

Итоговый контрольный диктант.

1

1

162

33.6

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

163

33.7

Итоговая контрольная работа.

1

1

164

33.8

«Пишу правильно»

1

165

33.9

Повторение. Имя существительное.

1

166

33.10

Повторение. Имя прилагательное.

1

167

33.11

Повторение. Глагол.

1

168

33.12

Повторение. Местоимение.

1

169

33.12

Повторение состава слова.

1

170

33.13

Повторение изученных орфограмм.

1

Итого:

170

Контрольные работы

12

Самостоятельные работы

23


IX.Контрольно – измерительный  материал по русскому языку  

3а класс

(  Тексты контрольных диктантов и контрольного изложения вы найдёте в «Методических  рекомендациях для учителя», в тетради «Проверочные и контрольные работы»)

№ и виды работ

На каком  уроке проводится

(в соответствии с тематическим планом.  Раздел и номер урока.)

Страницы в тетради и методических рекомендациях

Контрольное списывание

 Раздел 1.         Урок 8

2

Контрольный диктант №1 (входная)

 Раздел 1.         Урок 10

с.30

Проверочная работа №1

 Раздел 3.         Урок 4

с. 4-5

Проверочная работа №2

Раздел 4.          Урок 5

с. 6-7

Контрольная работа №3

Раздел 5.          Урок 8

с.8-9

Контрольный диктант №2

Раздел 5.          Урок 9

11

Проверочная работа №4

Раздел 6.          Урок 4

12-13

Контрольный диктант №3

Раздел 7.           Урок 7

14-15

Проверочная работа №5

Раздел 7.           Урок 6

16-17

Проверочная работа №6

Раздел 11.           Урок 4

18-19

Контрольный диктант №4

Раздел 11.           Урок 5

20-21

Проверочная работа №7

Раздел 15.           Урок 3

22-23

Контрольный диктант №5 за 1 полугодие

Раздел 15.           Урок 4

Контрольное списывание

Раздел 17.           Урок 3

24-25

Проверочная работа №8

Раздел 21.           Урок 8

26-27

Проверочная работа №9

Раздел 22.           Урок 7

28-29

Проверочная работа №10

Раздел 25.           Урок 3

30-31

Контрольный диктант №6

Раздел 25.           Урок 4

32-33

Проверочная работа №11

Раздел 28.           Урок 5

34-35

Контрольный диктант №7

Раздел 28.           Урок 6

36-37

Контрольное изложение

Раздел 28.           Урок 8

38-39

Проверочная работа №12

Раздел 32.           Урок 6

40-41

Контрольное списывание

Раздел 33.           Урок 3

42-43

Итоговый контрольный диктант №8

Раздел 33.           Урок 5

Итоговая контрольная работа №9

Раздел 33.           Урок 7

45-47

X. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

Библиотечный фонд.

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебник  3-й класс;
  • Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для  3-го класса;
  • Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для  3-го класса;
  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов;
  • М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для  3-го класса,
  • Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.

Технические средства обучения.

DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

  • компьютеры.
  • классная доска

Печатные пособия.

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

Наборы сюжетных (предметных  картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку.

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку .

Игры и игрушки.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов.

Настольные развивающие игры .

Оборудование класса.

Ученические столы  двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

                                                       

  ХI. Список литературы.

1.«Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для  3-го класса; .Комиссарова.Л.Ю.

2.«Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли»- пособие для учителя/под редакцией Асмолова А.Г.

3.. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» Данилюк А.Я., Кондаков А.М.

4.Методические рекомендации для учителя. «Русский язык», 3 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

5.Образовательная система  «Школа 2100» -руководитель издательской программы доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПСН .Бунеев Р.Н. (2011 г.)

6.«Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч.; ч. 1,ч..2 /Под редакцией .Ковалёвой., О.Б.Логиновой О.Б.

7. «Планируемые результаты начального общего образования»-/ Ковалёва Г.С., Логинова О.Б.

8. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа »-/Савинов Е.С.

9.. «Проектные задачи в начальной школе» /под редакцией.Воронцова А.Б.), Данилюк А.Я., Кондаков А.М

10 . «Русский язык», 3 класс,  Бунеев Р.Н., . Бунеева Е.В,  Пронина О.В.

11. «Слова с непроверяемыми написаниями». Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...