Проект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тема: Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам. 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Предмет: русский язык

Класс: 3-в

Тема:

 Имя прилагательное.

Изменение имен прилагательных по родам.

Учитель: Рассохина Татьяна Юрьевна

Пояснительная записка

        В связи с введением новых стандартов роль учителя меняется. Роль современного учителя – это роль проводника в мире информации.

        В качестве курсовой работы выбрана тема по русскому языку «Изменение имен прилагательных по родам». Этот урок обычный, ничем не выделяется среди остальных уроков, поэтому в урок включена культурная составляющая, создающая определенный колорит в уроке и вызывающая у детей интерес к изучаемому материалу и их активность. Дети убеждаются, что нашу жизнь украшает живопись, музыка, а нашу речь – имена прилагательные. На уроке используются задания в игровой форме, позволяющие детям лучше понять и закрепить полученные знания и систематизировать их. В конце урока даются  разноуровневые задания для слабых и сильных детей, что способствует созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Для формирования УУД учащиеся сами ищут проблему и сами ищут пути ее решения, высказывают свое мнение, аргументируют его, учатся задавать вопросы, правильно говорить, адекватно относится к высказываниям других. На уроке  присутствует  работа в группах, парах,  где детям надо уметь договариваться, выслушивать мнение других, помогать друг другу.

   

Целевой компонент урока

Педагогическая цель:

        - создать условия для формирования УУД во время учебной деятельности, в ходе  

              которой учащиеся познакомятся со словоизменением прилагательных по родам

Задачи:

  • провести исследование прилагательного, как самостоятельной части речи;
  • организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных умений;
  • познакомить с картиной Врубеля «Царевна-лебедь», музыкой Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане», организовать прослушивание и просмотр;
  • организовать изучение слов голубой, лазоревый, лазурный, бирюзовый, изумрудный, жемчужный;
  • создать условия для парной и групповой работы;
  • подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся;
  • создать проблемную ситуацию;
  • организовать обмен мнениями, предоставить возможность высказываться по теме

Ожидаемые результаты

  1. учащиеся определяют тему урока, план работы;
  2. учащиеся умеют работать в группах, в парах, слушать собеседника;
  3. учащиеся свободно высказывают свое мнение, знакомятся с разными точками зрения;
  4. учащиеся принимают совместные решения;
  5. учащиеся определяют род прилагательных, согласовывают имена прилагательные с именами существительными;
  6. учащиеся проявляют творчество и активность  на уроке;
  7. учащиеся производят оценку своей деятельности.

Оборудование (средства обучения): проектор,  репродукции картин, учебник, карточки с  

                                                                 заданиями, аудиозапись с музыкой.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Организационные формы обучения:  фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Педагогические технологии: 

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • коммуникативное обучение;
  • игровые технологии;
  • диалог

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап актуализации знаний

Создание мотивации для работы на уроке.

Организация работы в группах.

Организация обмена мнениями.

Пополнение словарного запаса

Повторение признаков имени прилагательного (чтение стихотворения о прилагательном)

Игра «Узнай слово» по описанию

Вывод: имена прилагательные делают нашу речь понятной

Редактирование текста

Сравнение картин

Слушание музыки

Этап самоопределения

и деятельности

Подведение к теме урока, его цели.

Помощь в составлении плана работы на уроке.

Сказка «Скромные просители»

Слушание сказки

Определение темы урока

Составление плана работы

Этап применения знаний, работа по теме урока

Организация работы учащихся с таблицей по согласованию имен существительных с именами прилагательными (раздаточный материал)

Организация работы в парах

Заполнение таблицы (согласуют имена прилагательные с именами существительными)

Вывод: как определить род и число имени прилагательного

Организация работы по учебнику

Подведение к выводу и осознанию качества усвоенного материала

Вставляют в текст имена прилагательные, определяют род имен прилагательных

Составление алгоритма для определения рода имени прилагательного

Составляют алгоритм

Этап воспроизведения знания

Организация работы по образованию имен прилагательных от имен существительных в заданном роде

Образование имен прилагательных от имен существительных

Этап закрепления

Организовать выполнение разноуровневых заданий на карточках

Выполнение заданий по карточкам с заданиями 1 уровня, 2 уровня

Рефлексия

Организация и обсуждение итогов работы на уроке

Ответы на вопросы учителя

Оценивание своей работы на уроке

Домашнее задание

Придумывание загадок, используя имена прилагательные, определение рода.


Таблица соответствия УЗ и УУД

Вид задания

УЗ

Формирование УУД

1. Стихотворение

Определите по стихотворению тему урока.

О чем идет речь?

ПУУД (общеучебные): формирование познавательной цели

2. Повторение признаков имени прилагательного

Какие признаки прилагательного вы знаете?

РУУД (целеполагание): постановка учебных задач на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися и тог, что ещё неизвестно.

3. Игра «Узнай слово»

Опишите данный предмет, называя подходящие по смыслу прилагательные. Ученик должен узнать слово по описанию

ЛУУД (смыслообразование): какое значение, смысл имеет для меня учение, и уметь находить ответ на него.

ПУУД (логические): построение логической цепи рассуждений

КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

КУУД (умение с точностью выражать свои мысли)

4. Редактирование текста. Доказать, что без прилагательных мы не сможем сделать нашу речь более красивой, эмоциональной

- Сравните картины. Какая больше нравится?

Почему?

- По мотивам какой сказки написана картина?

- Послушайте фрагмент из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

- Прочитайте текст к картине (без прилагательных). Поработайте в группах.

- Познакомимся с новыми словами, обозначающими названия цветов

- Отредактируйте текст, рассматривая репродукцию.

- Проверим, как справилась каждая группа. (Дети оценивают каждую группу)

ПУУД (логические):

- выбор оснований и критериев для сравнения

- анализ с целью выделения существенных признаков

ПУУД (действия постановки и решения проблем): создание способов решения проблем творческого характера

КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество при работе в группах, умение договариваться

ЛУУД (смыслообразование): умение находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение»

ПУУД (общеучебные):

- поиск, выделение информации

- смысловое чтение

ПУУД (логические): синтез как составление целого из части

КУУД (планирование): определение функций участников, способов взаимодействия

КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)

КУУД (разрешение конфликтов): выявление идентификации проблемы и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

5. Мобилизирующий момент

- Почему эта часть речи так названа?

ЛУУД (самоопределение): мотивация учения

ПУУД (логические):

- установление причинно-следственных связей

- выдвижение гипотез и их обоснование

РУУД (целеполагание): постановка учебной задачи.

6. Сказка «Скромные просители»

Послушайте сказку и определите, кто был прав.

ПУУД  (действия постановки и решения проблем)

РУУД (контроль): в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

7. Работа с таблицей (в парах)

Согласуйте имена прилагательные с именами существительными

КУУД (управление поведением партнера): контроль, коррекция, оценка деятельности партнера.

КУУД (разрешение конфликта): выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

8. Составление алгоритма для определения рода имен прилагательных

Как определить род имен прилагательных?

РУУД (планирование): составление плана и последовательность действий

9. Работа с учебником

Вставьте в текст имена прилагательные и определите их род

ПУУД (логические):

- подведение под понятие, выведение следствий

- построение логической цепи рассуждений

- анализ с целью выделения существенных признаков

10. Воспроизведение знаний

Образуйте от имен существительных имени прилагательные в заданном роде

ПУУД (логические):

- подведение под понятие, выведение следствий

- построение логической цепи рассуждений

11. Дифференцированные задания на карточках

Выполнить задания на карточках (1 или 2 уровень)

РУУД (целеполагание): постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того. что еще неизвестно

РУУД (волевая саморегуляция)  

12. Оценка деятельности на уроке

Оцените свою деятельность на уроке

РУУД (оценка): осознание качества и уровня усвоения

13. Домашнее задание

Придумайте загадки, используя имена прилагательные, определите их  род.

ЛУУД (самоопределение): мотивация учения


Приложения

1. Раздаточная карточка

2. Карточки с уровнями 1, 2

Уровень 1

                           

                 

Уровень 2

Список источников

  1. Арьяева Л.В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб.:ИПК СПо, 2012. – 244 с.
  2. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
  3. Ильюхина Е.А., Аксенова Н.А. Формирование УУД  у обучающихся на ступени начального общего образования // Национальный проект «Образование». – 2012. - № 1. – с. 52-56.
  4. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. – М. «Просвещение», 2011. – 175 с.
  5. Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М. «Просвещение», 2011 – 44 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка

Представлена таблица с проектом урока русскогоязыка во 2-ом классе по теме "Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Развитие орфографических умений"...

Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»

Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Проект урока русского языка в 4 классе Тема урока: «Однородные члены предложения»

Цели: Создать условия для: освоения детьми понятия однородных членов предложения; их особенностей а) одинаковой синтаксической роли в предложении; б) зависимости от одного и того же слова....

Проект урока русского языка русский язык 2 класс

Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...