Открытый урок не с глаголами
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Сак Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

1 группа

Списать текст, раскрыв скобки. Найти и подчеркнуть глаголы с отрицательной частицей НЕ.

Ленивая кошка (не) ловит мышей.
Ленивый мальчишка (не) моет ушей.
Ленивая мышка (не) выроет норку.
Ленивый мальчишка (не) любит уборку.

2 группа

Собрать пословицы, записать, раскрывая скобки.
Шила в мешке – (не) накинешь платок.
Друга иметь – (не) утаишь.
На каждый роток – себя (не) жалеть.

3 группа

Списать текст, раскрыв скобки. Найти и подчеркнуть глаголы с отрицательной частицей НЕ.

Кто (не) работает, тот (не) ест. Кто кого обидит, тот того и (не)навидит. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Каши маслом (не)испортишь.



Предварительный просмотр:

Карточка 2.

Разбейте на 2 группы, запишите, выделите орфограммы.

Не)говоришь, (не)навидеть, (не)умеет, (не)был, (не)может, (не)здоровится, (не)бояться, (не)волить, (не)шел, (не)годовал, (не)будет,(не)увидел.

Карточка 2.

Разбейте на 2 группы, запишите, выделите орфограммы.

Не)говоришь, (не)навидеть, (не)умеет, (не)был, (не)может, (не)здоровится, (не)бояться, (не)волить, (не)шел, (не)годовал, (не)будет,(не)увидел.

Карточка 2.

Разбейте на 2 группы, запишите, выделите орфограммы.

Не)говоришь, (не)навидеть, (не)умеет, (не)был, (не)может, (не)здоровится, (не)бояться, (не)волить, (не)шел, (не)годовал, (не)будет,(не)увидел.

Карточка 2.

Разбейте на 2 группы, запишите, выделите орфограммы.

Не)говоришь, (не)навидеть, (не)умеет, (не)был, (не)может, (не)здоровится, (не)бояться, (не)волить, (не)шел, (не)годовал, (не)будет,(не)увидел.

Карточка 2.

Разбейте на 2 группы, запишите, выделите орфограммы.

Не)говоришь, (не)навидеть, (не)умеет, (не)был, (не)может, (не)здоровится, (не)бояться, (не)волить, (не)шел, (не)годовал, (не)будет,(не)увидел.



Предварительный просмотр:

Карточка 1.

Работа с пословицами в парах:

Кто не работает,

себя не жалеть

Друга иметь-

и рыбку из пруда.

Без труда не вытащишь

не делает.

Лень добра

тот не ест.

Соедините пословицы стрелками.  Объясните значение пословиц.



Предварительный просмотр:

Карточка 2.

Работа  парах: найдите значения глаголов.

Недоумевать

заставлять, не считаясь с желанием другого.

Негодовать

сомневаться, удивляться.

Неволить

находиться в состоянии нездоровья.

Негодовать

злиться,

Нездоровиться

Находится в болезненном состоянии.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа.

Учащиеся получают задание дифференцированно, выполняют 5-7 минут, сдают работу учителю. Получают карточку с грамматическим заданием. Учитель в это время проверяет работы, оценивает.

1 группа – красная карточка.

Списать текст, раскрыв скобки. Найти и подчеркнуть глаголы с отрицательной частицей НЕ.

Ленивая кошка (не) ловит мышей.
Ленивый мальчишка (не) моет ушей.
Ленивая мышка (не) выроет норку.
Ленивый мальчишка (не) любит уборку.

2 группа – синяя карточка.

Собрать пословицы, записать, раскрывая скобки.

Волков бояться – того (не) говори.
Чего (не) знаешь – ищи добра.
(Не) ищи красота – в лес (не) ходить.
Шила в мешке – (не) накинешь платок.
Друга иметь – (не) утаишь.
На каждый роток – себя (не) жалеть.

3 группа – зелёная карточка.

Списать текст, раскрыв скобки. Найти и подчеркнуть глаголы с отрицательной частицей НЕ.

Кто (не) работает, тот (не) ест. Потчевать велено, а (не)волить грех. Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.

Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. (Не)домогать- (не)значит болеть. Каши маслом (не)испортишь.



Предварительный просмотр:

Этапы урока

Формируемые

УУД

Орг. момент

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

слайд 1

 У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.
– Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

слайд 2  Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

Слайд 3_Какие  мы делаем шаги при открытии новых знаний?

(– Вспоминаем то, что важно для урока, определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, учимся применять эти  знания.

II. 1.Актуализация знаний  2.фиксация затруднений в деятельности 3.Постановка учебной проблемы.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.

1.- Отгадайте загадку……….

Слайд 4

 Интересная часть речи 
В русском языке живет.
 
Все что делает, расскажет,
 
Задает или поет.
 
Прячет и отыщет, сядет,
 
Льется , ляжет и заплачет,
 
Или забивает гол –
 
Все расскажет нам….
 Слайд5
Глагол ( сказочный король)
 


- Сегодня мы побываем в гостях у царя Глагола, но чтобы поближе с вами познакомиться задайте вопросы по теме Глагол друг другу.
Слайд 6

2.Запишем дату нашего знакомства (число, классная работа) 

Минутка чистописания

В гости к Глаголу пришли и вот такие части речи:

Слайд7
от, за, перед, и, а, за, с, не, под

Разделите слова на группы, запишите в 2 строки.( Предлоги и союзы)

Все слова распределили? –не осталось

Слайд 8

Как же называется это слово мы узнаем из словарной работы.(по 1 человеку у доски)

                черника

              маляр

                солдат

          газета

        аппетит

                цитата

                аромат

получится слово 
(ЧАСТИЦА)
 

слайд 9

слайд 10

Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она
не ходит, не сидит,
Не шьёт, не варит, не кипит,

Книг
не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.


Что выражают глаголы с этой частицей: отрицание или утверждение? Раз отрицание, значит, как ее можно назвать? (Отрицательная частица).

3.--Вы можете сразу сказать, как пишется частица НЕ с глаголами? (Предположения ребят.) 

-Так какая же тема нашего урока? (Правописание частицы не с глаголами.) слайд 11

-Какие цели мы поставим? (Познакомиться с правилом правописания частицы не с глаголами, научиться его применять)

слайд 12

 

III. Поиск решения. Открытие нового знания..

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Что общего между предлогами, союзами и частицей  не?-

  1. Нельзя поставить вопрос.
  2. Не обозначает предмет, действие, признак.

Если нельзя к слову поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, , значит это какая часть речи? (Служебная часть речи).

- Правильно, это служебная часть речи — частица.

- Как будем писать частицу не с глаголами? (Отдельно).

-Почему? (Слова пишутся отдельно).

-Сделайте вывод. (Отрицательная частица не пишется с глаголами отдельно).

-Прочитайте правило в учебнике стр. 112 

слайд 13,14

ЧАСТИЦА НЕ - ЭТО НОВАЯ ОРФОГРАММА – ПРОБЕЛ. МЫ ЗАПОМНИМ ЭТО ПРАВИЛО И ОНО ВСЕГДА БУДЕТ ВМЕСТЕ С НАМИ. 

IV. Физкультминутка.

      (подвижная)

Личностные: слайд 15

умение применять правила охраны своего здоровья

V. Первичное применение знаний. Работа в парах

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

1.Царь глагол просит вас:

Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки с заданием: соедините пословицы стрелками.

Работа с пословицами в парах:

Кто не работает,

себя не жалеть

Друга иметь-

и рыбку из пруда.

Без труда не вытащишь

не делает.

Лень добра

тот не ест.

Кто готов покажите знак работы пары ( проверка,Слайд16 объяснение смысла пословиц)

-Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? Щелчок Слайд16 (Раздельно.)

Выпишите глаголы с частицей не, обозначьте орфограмму-пробел ( с новой строки через запятую, комментируют по 1 слову)

2.Посмотрим  и послушаем историю про наших знакомых.( грамматическая сказка про частицу НЕ- видеосказка)

 СИЛА ЛЮБВИ

Сказка

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.

-Какие глаголы с НЕ запомнили? (Предположения детей.)

-Посмотрите на экран:  слайд 17 не люблю, не верю, не подходила, не может, ненавидеть, негодовать.

-Что вы заметили? (Что глаголы ненавидеть, негодовать пишутся слитно.)

-А почему? Можете ли вы предположить? (Не имеют смысла без НЕ.)

-Давайте уберём НЕ и попробуем прочитать.

-Я говорю так, я вас годую? Или навижу? (Нет.)

-Я вам говорю: я вас люблю, ценю, уважаю.

-Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями

Работа в парах

Карточка2.

-даны глаголы-исключения  и их значения. Работая в паре, надо стрелочками правильно указать значения глагола

Карточка 2.

Работа  парах: найдите значения глаголов.

Недоумевать

заставлять, не считаясь с желанием другого.

Негодовать

сомневаться, удивляться.

Неволить

находиться в состоянии нездоровья.

Негодовать

злиться,

Нездоровиться

Находится в болезненном состоянии.

VI. Выведение  алгоритма правильного написания  не с глаголами.

Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.

Личностные:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

-Составим алгоритм правильного написания  не с глаголами.

Слайд 18

VII. Закрепление и совершенствование умений.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

1.Работа с сигнальными карточками. 

Я буду называть глаголы, а вы поднимаете сигнальную карточку. Если глагол с НЕ пишется раздельно, то поднимаете карточку с буквой «Р», если глагол с НЕ пишется слитно, то поднимаете карточку с буквой «С». Используйте алгоритм.

   (Не)говоришь, (не)навидеть, (не)умеет, (не)был, (не)может, (не)здоровится, (не)бояться, (не)волить, (не)шел, (не)годовал, (не)будет,(не)увидел.

2.Разделите глаголы на 2 группы   Слайд 19

3.Самостоятельная работа. Слайд 20

Учащиеся получают задание дифференцированно, выполняют 5-7 минут, сдают работу учителю. Получают карточку с грамматическим заданием. Учитель в это время проверяет работы, оценивает.

1 группа – красная карточка.

Списать текст, раскрыв скобки. Найти и подчеркнуть глаголы с отрицательной частицей НЕ.

Ленивая кошка (не) ловит мышей.
Ленивый мальчишка (не) моет ушей.
Ленивая мышка (не) выроет норку.
Ленивый мальчишка (не) любит уборку.

2 группа – синяя карточка.

Собрать пословицы, записать, раскрывая скобки.

Волков бояться – того (не) говори.
Чего (не) знаешь – ищи добра.
(Не) ищи красота – в лес (не) ходить.
Шила в мешке – (не) накинешь платок.
Друга иметь – (не) утаишь.
На каждый роток – себя (не) жалеть.

3 группа – зелёная карточка.

Списать текст, раскрыв скобки. Найти и подчеркнуть глаголы с отрицательной частицей НЕ.

Кто (не) работает, тот (не) ест. Потчевать велено, а (не)волить грех. Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.

Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. (Не)домогать- (не)значит болеть. Каши маслом (не)испортишь.

VIII. Подведение итога урока.  Рефлексия.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

1.-Сделаем вывод по уроку: как пишутся глаголы с частицей НЕ? (Раздельно). Слайд 21

-Назовите глаголы-исключения. (Ненавидеть, негодовать).

2.Слайд 22

 

3.Слайд 23

Домашнее задание.

Записать 2-3 пословицы,

 или поговорки, или загадки

 с частицей не.

4.-А мы не прощаемся  с Глаголом. Слайд 24

«Запомните, мои друзья,
волшебная частица НЕ,
отрицая плохое,
недостойное человека действие,
учит нас мудрому отношению
к жизни и к себе».  Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс

Слайд 2

18.09.2015 2 ДЕВИЗ УРОКА ЛУЧШИЙ СПОСОБ ИЗУЧИТЬ ЧТО-ЛИБО – ЭТО ОТКРЫТЬ САМОМУ

Слайд 3

18.09.2015 3 3.ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ 4.ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ 1.ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА 2.ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ВАЖНО ДЛЯ УРОКА

Слайд 4

Интересная часть речи В русском языке живет. Все что делает, расскажет, Задает или поет. Прячет и отыщет, сядет, Льется , ляжет и заплачет, Или забивает гол – Все расскажет нам….

Слайд 5

Его Величество Глагол 5

Слайд 6

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Слайд 7

Минутка чистописания от за перед и а но за с не под

Слайд 8

не ?

Слайд 9

Ответы: ч ерника м а ляр с олдат газе т а аппет и т ц итата а ромат

Слайд 10

(не)ходит (не)сидит (не)шьёт (не)варит (не)кипит (не)читает (не)поет (не)даёт Не

Слайд 11

Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ.

Слайд 12

Цель урока: Узнать о правописании частицы НЕ с глаголами. Правильно писать частицу НЕ с глаголами .

Слайд 13

С.112 ПРАВИЛО

Слайд 14

Запомни!!! Отрицательная частица НЕ пишется с глаголами раздельно. Раздельное написание частицы НЕ - это новая орфограмма – пробел.

Слайд 16

ПОСЛОВИЦЫ: Кто не работает, не дружит. С ложью правда и рыбку из пруда. Без труда не вытащишь не делает. Лень добра тот не ест. тот не ест. не дружит. и рыбки из пруда. не делает . НЕ с глаголами

Слайд 17

Сказка. Не люблю. Не верю. Не подходила Не может Негодую! Ненавижу!

Слайд 20

Самостоятельная работа. .

Слайд 21

Подведем итог Отрицательная частица НЕ пишется с глаголами раздельно, за исключением тех слов, которые не употребляются без НЕ.

Слайд 22

Рефлексия - Мне было трудно … - Я сомневался… - Мне понравилось… - Я доволен …

Слайд 23

Домашнее задание. Записать 2-3 пословицы, или поговорки, или загадки с частицей не .

Слайд 24

«Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ , отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе». Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Глагол как часть речи"

Данный урок проведён в 4 классе по программе "Школа 21 века". Использована интерактивная доска, документ-камера....

Открытый урок по теме "Глагол как часть речи"

Открытый урок по теме "Глагол" , 4 класс, программа "Начальная школа 21 века".На уроке использована интерактивная доска, документ-камера....

Открытый урок по теме "Глагол" 2 класс"

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме "Глагол"...

Открытый урок русского языка « Глагол как часть речи" ( повторение)

Тема : Глагол как часть речи.( повторение)Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к родному языку;Через воспитание любви к Р...

Открытый урок по теме: "Глагол. Закрепление знаний о глаголе"

Цель урока: закрепить и обобщить знания о глаголе...

открытый урок по теме Глагол

Открытый урок по теме "Глагол" по русскому языку 4 класс...

Открытый урок." Прошедшее время глагола, его значение,приметы и особенности изменения."

Открытый  урок. "Прошедшее  время  глагола, его  значение,  приметы  и  особенности  изменения."...