Открытый урок в 4 классе понятие о местоимении
классный час по русскому языку (4 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok.zip286.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

по теме: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цели: Способствовать развитию умения находить местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи; развивать орфографическую зоркость, 

Задачи:

1. познакомить с понятием личные местоимения;

2. познакомить с особенностями местоимений, с ролью местоимений в речи;

3. уметь находить местоимения в тексте

Методы: словесный, практический…

Формы:

Оборудование: ПК (показ презентации),  учебник русского языка 4 класс (2 часть, стр. 49) под ред. Рамзаевой Т.Г., толковый словарь Ожегова.

Ход урока

1.Организационный  момент. (2мин)

Для улучшения мозгового кровообращения выполним небольшое упражнение.

(Круговые вращения головы сначала в правую сторону, затем в левую. А теперь сделаем массажик нашей голове). Садитесь.

2. Постановка целей и задач урока. (1 мин)

Тему новую будем изучать.

Необходимо думать, рассуждать.

И, конечно, без ошибок отвечать.

А для этого нужно внимание

И обязательно старание.

- Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.

2. Чистописание. (2 мин)

        - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(на доске)

А О Я Э

- Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

- Какая буква лишняя? Почему? (буква «я» лишняя, обозначает мягкость согласного, обозначает два звука после согласной, в начале слова, после гласной буквы, после разделительных ь и ъ знаков).

- Запишите продолжив последовательность:

Я я ЯЯяя

3. Актуализация знаний. (5 мин)

        - Чтобы определить тему урока, мы должны выполнить следующее задание:

        (Слайд 1) - Прочитайте слова. Выпишите знакомые части речи по группам.

Прекрасный, библиотека, я, интересный, молоко, электрический, ты, вокзал, они, библиотечные.

        - На какие группы вы распределили части речи?

        - Что мы знаем об имени существительном? (изм. по числам и падежам)

        - Что мы знаем об имени прилагательном? (изм. по числам, в ед. ч., по родам, по падежам)

         (Слайд 2) Проверьте по образцу (дети проверяют)

        - Как называются слова третьей группы? (местоимения)

        - Что вы знаете из курса 3-го класса об этой части речи?

        - Сформулируйте тему урока (Тема: местоимение) пишу на доске

        - Чему будем учиться на уроке?

        - Что узнаем?

(Знакомство с новой частью речи, узнать о роли местоимений в нашей речи, наблюдать за ролью местоимений в предложении).

4. Работа над новой темой.

        - О том, как попали в нашу речь местоимения расскажет Даниил.  

        - Слушайте внимательно.

        Грамматическая сказка. (Слайд 3)

В далёкие времена в одном царстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку среди мрачных камней в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье и трудолюбие. Она долго думала, как навредить своим счастливым соседям. И, наконец, она придумала страшную месть. Схватила свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и сказала:

– Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!

И в царстве наступил беспорядок…Люди стали мрачными, грустными. Они не знали как вернуть свои имена, как узнать названия того, что их окружало.

И вот однажды в царство случайно попал добрый мудрец. Люди попросили им помочь.

– Хорошо, я помогу вам.– А пока я даю вам слова вместо названий и имён, которые забрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я, обращаясь к кому-нибудь, говорите ты, а к нескольким людям – вы, если вас будет много, скажете мы. Рассказывая о ком-то или о чём-то, говорите он, она, оно, если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

Мудрец нашёл пещеру и попросил колдунью вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он выполнит её задание. Она, конечно, была уверена, что никто никогда его правильно не выполнит. Но он выполнил. Давайте и мы, ребята, попробуем выполнить это задание вместе с мудрецом.

( Слайд 4) 


1). Мама – самый светлый, самый дорогой для меня человек. Мама учит меня добру.



2). У школы растут красивые берёзы. Берёзы широко раскинули свои ветви.



3). Посадили мы в саду ясень. Ясень стоял на тонкой ножке и заглядывал в окошко.



4). Детёныши росомахи были такие толстые, неуклюжие. Детёныши были похожи не то на щенят,



не то на медвежат.


Вам предложены пары предложений. Все ли вас устраивает?

Замените где нужно слова.

        - Выпишите слово и местоимение, которым это слово заменили.

        - Какие предложения получились? (Слайд 5) Читаем пары.

        - Связаны ли эти предложения по смыслу?

        - С помощью чего?

        - Вместо какой части речи вы употребили слова «она», «он», «они»?

(Эти слова мы употребили вместо имени существительного)

        - Задайте к местоимениям в тексте вопросы. Что можете сказать?

(Вопросы такие же, как у существительного).

        - Можно ли в предложениях заменить все имена существительные местоимениями? (Нет). Почему? (Трудно будет понять, о ком или о чем идет речь).

        - Да, верно. Запомните – местоимение лишь указывает на предмет, не называя его.

        - Для чего существуют местоимения в речи? (Местоимения заменяют имена сущ-е. Местоимения не называют предмет, а указывают на него. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время).

Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Всё стало на свои места, но людям так понравились слова, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий, то их так и назвали: “вместоимения”, то есть “вместо имени”, но затем буква В затерялась, и слова стали называться местоимениями.

        - В нашем языке много местоимений. Мы познакомимся только с одной группой местоимений – личными местоимениями.

Физкультминутка.

5. Закрепление.

    Работа по учебнику.

        - Прочитайте правило на стр. 49.

        - Прочитайте личные местоимения (Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

        - Назовите местоимение, которое говорит о себе (Я)

        - Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других? (Мы)

        - Какие местоимения употребляем, обращаясь к другому лицу? (Ты)

        - К нескольким лицам? (Вы)

        - Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о чем – либо или о ком – либо? (Он, она, оно, они).

        

Упр. 372. стр. 49.

Задание: списать текст. Подчеркнуть местоимения. Самопроверка (Слайд  7)

        - Прочитайте вопрос Почемучки на стр. 49. (Учащиеся отвечают)

        - Сверим наши предположения с учебником  стр. 50.

        - Прочитайте правило.

(Слайд 8)

        - Назовите сходства между личными местоимениями и существительными.

        - Назовите различия.

Обобщение изученного материала.

Задание:  (Слайд 9)

Он, на, они, при, вы, одни, высь, я, к, яма, оно, окно, о, мы, мышь.

        - Выписать только местоимения.

Взаимопроверка образца.

        - Что такое местоимение?

        - Назовите личные местоимения.

        - Чем отличаются личные местоимения от существительных?

Дом. зад. Упр. 375, правила 49 – 50 

Рефлексия

(Слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе

Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....

Урок с мультимедийным приложением по русскому языку в 4 классе "Понятие о местоимении"

Урок русского языка построен в виде урока - путешествия по галактике "Частей речи". Урок сопровождается демонстрацией слайдов из презентации. Разработан по УМК "Школа России"...

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие  о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...

Урок русского языка в 3 классе. "Понятия о местоимениях. Личные местоимения"

Урок открытия нового знания по системе "Школа 2100"....

Урок русского языка "Понятие о местоимении. Личные местоимения" в 3 классе

Урок-исследование, развивает исследовательские навыки. Применяется групповая и парная работа....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Понятие о местоимении. Личные местоимения".

Презентация к уроку  русского языка в 3 классе "Понятие о местоимении. Личные местоимения"...

Открытый урок 4 класс "Изменение личных местоимений 1, 2 лица по падежам. Правописание местоимений."

Открытый урок 4 класс "Изменение личных местоимений 1, 2 лица по падежам. Правописание местоимений."...