Урок русского языка в 1 классе по теме "Что такое орфограмма"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
городского округа город Михайловка Волгоградской области».
Урок русского языка в 1 классе
«Что такое орфограмма»»
Учитель Просвирова И.П.
Урок русского языка в 1 классе
Тема урока: Что такое «орфограмма»?
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: знакомство детей с понятиями «орфограмма» .
Задачи урока:
- ввести понятия «орфограмма»
- формировать способность детей видеть в слове орфограмму;
- повторить все знакомые опасные места;
- развивать орфографическую зоркость, внимание; обогащать словарный запас
5. Воспитание внимательности, аккуратности, любознательности
Оборудование:
- проектор,
- опорные таблицы,
- рабочие тетради,
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Ход урока.
Звучит песня «Улыбка»
- Какая песня звучала перед уроком?
- Давайте улыбнемся друг другу, учителю и с хорошим настроением начнем наш урок.
Орг. Момент СЛАЙД 2
Подготовка к теме урока.
Посмотрите на строчку под №1
Слышу а а о шар кран сыр
Пишу а а о
-Какая буква слышится в слове шар? А давайте посмотрим, какая буква пишется.
-Какую гласную мы слышим в слове кран? А что пишется?
-Какая буква слышится в слове сыр? Что мы пишем?
- Есть в русском языке такие слова, которые как слышатся, так и пишутся. Можно ли в этих словах сделать ошибку?
- Но в русском языке есть другие слова.
- Посмотрите на строчку под № 2.
Слышу и а стекло вода
Пишу е о
-Давайте посмотрим, в слове стекло какой звук слышим, а посмотрите, какая буква пишется? В слове вода какую гласную слышим? Давайте посмотрим, какая гласная пишется.
-Что же получается, есть такие слова, я взяла только два, а в русском языке много таких слов, которые пишутся не так , как слышатся.
- Скажите, какую строчку можно назвать строчка с ошибко-опасными местами? Здесь можно сделать ошибку.
- А как в русском языке называют эти ошибко-опасные места мы узнаем, если правильно напишем слова.
-Но чтобы письмо было красивым, надо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика СЛАЙД 3
Работа с картинками СЛАЙД 4
-Посмотрите на картинке на доске. Что изображено ?
-Записываем слова на доску и в тетрадь, отмечаем опасные места.
ГРУШИ, ЧАЙНИК, ЛЫЖИ, ЩУКА,
- Получилось слово ОР-ФО-ГРАМ-МА
- Запишите это слово в тетрадь.
- Сколько слогов в этом слове? Поставьте ударение, отметьте опасные места.
- На какую строку мы можем поместить это слово на 1 или 2?
- Это слово, где есть какая-то ….подскажите мне. (орфограмма)
- Запомните ребята, такое место, где можно написать неправильную букву, носит название «орфограмма». То есть в этих местах нужно выбирать правильную букву. Это и есть орфограмма.
- Возникает вопрос, а как же люди выбирают правильную букву? Как они делают это?
- А это, ребята, чтобы разобраться с этими орфограммами, надо знать много правил. Некоторые из них вы уже знаете, а некоторые вам предстоит выучить.
Ребята, это было бы полдела, если бы вам учитель или мама дома все время, говорили: «Сыночек, доченька , ты посмотри на это слово, как ты думаешь какую букву в этом слове надо написать?» Ты никогда не станешь грамотным. Почему?
- Почему ты не станешь грамотным, если тебя все время говорят, подумай , какую букву нужно написать? Тебе все время подсказывают, надо что сделать? …
- Надо подумать.
- А самое главное, надо научиться самому видеть слова, в которых есть орфограммы. Не ждать, пока тебе кто-то скажет, вот здесь орфограмма, думай. А самому видеть, прежде чем ты начал писать. Вот давайте развить такое качество. Оно называется, знаете как? Орфографическая зоркость.
- Вот в конце урока я вас спрошу, запомнили вы что это такое. Орфографическая зоркость – это когда человек умеет видеть ошибку в слове возможную, до того как он написал это слово. такой острый глаз.
Работа в тетрадях и на доске
- Посмотрите на слова, которые я записала. Прочитайте их.
Утюг, соль, книга, сова, дым, стена.
- Вам задание, выписать слова, в которых нет орфограммы.
- Какое у нас было задание? Давайте проверим, правильно справились с заданием. (проверка выполнения задания, сигнальные карточки)
- Вот что значит орфографическая зоркость. Слово «зоркий» значит хорошее зрение. Уметь видеть слово, в котором есть какое- то ошибко-опасное место. Нам еще предстоит научиться этому.
Физминутка СЛАЙД 5-18
-Молодцы. Глаза светлые, умные, готовые работать дальше. - Сейчас мы с вами будем выполнять интересное задание. Посмотрите внимательно на картину художника Сергея Басова. Найдите на картине предметы, в название которых есть орфограмма. СЛАЙД 19
- Возьмите в руки ручки, мы сейчас попробуем записать эти слова.
- Какие слова нашли?
Молодцы.
- Ребята, а теперь внимание опять на эту картину. Мы на ней искали слова, а теперь давайте составим предложения. Записываем лучшее предложение. Давайте отметим ошибко-опасные места в словах предложения.
Восприятие на слух
-Все что мы с вами делали, все слова были написаны, а вот мне интересно вы можете услышать слова с орфограммами. Я прочитаю стихотворение, а вы должны услышать и запомнить слова, в которых есть орфограмма.
Тает снег,
Бежит ручей.
Где же шустрый воробей?
Воробей крикливый где?
Он сидит в своем гнезде.
-Послушайте ещё раз это стихотворение. Кто-то хоть какое-то слово с орфограммой услышал?
- Посмотрите сколько слов было слов в стихотворении. СЛАЙД 20
- Прочитайте эти слова. Эти слова с разными орфограммами, но нам сегодня не надо разбираться какие это орфограммы. Нам важно было услышать эти слова. Молодцы.
Работа с карточками
- А теперь возьмите листочки, которые лежат у вас на столе. Выполняем задание сообща.
- Найдите слова, в которых допущены ошибки, исправьте их, подчеркните орфограмму .
Весна, дуп, кони, чяй, ручька, жирав, книга, барсик.
- Поднимите ручки, какая пара исправила правильно все ошибки.
Актуализация знаний
- Вот что нам надо было на уроке усвоить? Что такое орфограмма. Расскажите мне, как вы поняли, что это такое, своими словами. Ни какие бывают орфограммы, а что это такое.
- Давайте посмотрим, а как ваши учебники отвечают а этот вопрос, что такое орфограмма. откройте учебник на стр. 9, найдите и прочитайте правило.
Это правило. Так вас учит учебник. А простыми словами орфограмма – это то место на письме, где надо выбирать … что нужно выбирать?
Ребята, а вас обещала спросить, что такое орфографическая зоркость? Итак, это когда человек не ждет, когда ему скажут, что в этом слове надо подумать, какую букву написать. Надо самому подумать. А вот как проверить эти орфограммы мы с вами будем учить дальше.
Итог урока
- У вас на столах лежат карточки с личиками. Рассмотрите их.
- Мы сегодня очень хорошо потрудились на уроке. У кого-то все получалось, кто-то в чем-то испытывал затруднение. Я попрошу тех, кто доволен своей работой на уроке, у кого было хорошее настроение на протяжении всего урока поднять оранжевую карточку.
- Кого что-то сразу не получилось, но потом к концу урока он разобрался во всем поднять зеленую карточку.
- А кто сегодня на протяжении всего урока испытывал затруднения, и многого не понял, поднимите красную карточку.
- Поднимите руку, кто понял, что такое орфограмма. Маме расскажите. Закройте тетради. Вложите листочки в тетради и сдайте учителю.
Спасибо за урок . Вы сегодня хорошо поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)
Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «обращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...
Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"
Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 1 КЛАСС по теме "Правописание орфограмм жи-ши, ча-ща, чу-щу".
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 1 КЛАСС по теме "Правописание орфограмм жи-ши, ча-ща, чу-щу"....
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"
Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...
Разработка урока.Русский язык.4 класс.Канакина. Что такое текст.
Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: " Что такое текст"...
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...
Урок русского языка и окружающего мира "Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Мир животных (фауна - птицы, рыбы, насекомые, звери)".
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира во 2 классе.Образовательная цель: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый гласный в корне слова, проверять безудар...