Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема: Употребление разделительного твёрдого знака в сравнении с разделительным мягким знаком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_za_3_kl.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
3 Класс
Употребление разделительного твёрдого в сравнении с разделительным мягким.
Тема:
Употребление разделительного твёрдого знака в сравнении с разделительным мягким знаком.
Цели:
Сформировать способность к правописанию в слове разделительного ъ;
к различению разделительных ъ и ь; к написанию слов с разделительным ъ ;
создать опорный сигнал написания ъ.
Учебные материалы:
Учебник «Русский язык.2 класс» (авт. Т.Г.Рамзаева); алгоритм написания разделительного ь,ъ знаков; карточки с заданиями; раздаточный материал для работы в группах.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Минутка чистописания:
ья ьм ье ьа ън ъл ъе ът
Учитель. О правописании каких букв мы будем говорить на уроке?
Дети. О правописании ъ и ь знаков.
2. Выделение опознавательных признаков орфограммы «разделительный ъ знак».
I признак
У. Послушайте пару слов: сел- съел. Назовите звуки первого слова [c ’э л];
второго слова: [с й э л] (транскрипцию дети записывают на доске).
У. Какой буквой в первом слове обозначается звук [э]? (е.)
Какой буквой в слове съел обозначаются звуки [й’ э]?(е.)
Значит, эти слова мы должны записать одинаково?
Д. Нет, по разному, так как в слове сел буква е обозначает 1 звук, а в слове съел - 2 звука.
У. Как же эту разницу передать на письме?
Д. Ъ знаком
У. Какой же звук вы услышали в слове с ъ, но которого не было в слове без него?
Д. (Й)
У. А какой звук перед звуком [й], гласный или согласный?
Д. Согласный
У. Вывод: Это и есть первый признак орфограммы:
1.Звук [й] после согласного.
II признак
У. Сравним вторую пару слов: поехать- съехать.
Назовите 3-й и 4-й звуки в слове поехать
Д. [й’э].
У.Назовите 2-й и 3-й звуки в слове съехать
Д.[й’э].
У. Какой буквой они будут обозначены в 1-м и 2-м слове?
Д. Буквой е.
У. В каком из этих слов употребим ъ знак?
Д. Съехать.
У. Почему?
Д. Иначе в нём не сохранится звук [й’].
У. А могут ли быть другие гласные буквы вместо буквы е ?
У. Приведите примеры.
Это второй признак орфограммы:
2. [й’] +гласный, который обозначается буквами е, ё, я(реже ю).
III признак
У. Очень часто ъ и ь путают. Чтобы этого не происходило, сравним 3-ю
пару слов: копьё - съежился.
У. Назовите 3,4,5 звуки в слове копьё
Д.[п’йо].
У.Назовите 1,2,3 звуки в слове съежился
Д.[с й’ о]
Звук [й] есть и в первом и во втором слове.
У.Где же писать ъ, а где ь?
Так как позиция [й’] одинакова в этих словах, то нам нужен ещё 1 признак, чтобы не путать ъ и ь знаки.
У. Найдите корень и приставку в этих словах.
( копье – съёжился ).
У.В каком слове [й’] слышится после приставки?
Д. В слове съёжился.
У. Это последний признак орфограммы.
3. Звук [й’] после приставки.
У. Давайте обобщим все признаки орфограммы и сформируем правило, которое поможет грамотно писать ъ: разд. ъ знак пишется на конце приставок, оканчивающихся на согласный звук, если после него слышится звук [й’], обозначаемый на письме буквами е, ё, я.
У. Давайте составим алгоритм, чтобы не путать разд. ъ и ь знаки. В нём мы отразим признаки разд. ъ и ь знаков.
Какой признак был первый? Есть ли в слове [й’] после согласного? Для алгоритма II признак не потребуется. А различить написание ъ и ь знаков поможет III признак.
Есть ли в слове звук [й’] после согласного? |
Да Нет
Нап. ли зв. [й'] после приставки? | ъ и ь не пишется |
Да Нет
Пиши ъ | Пиши ь |
Дети приводят 2 примера на написание ъ и ь знаков, доказывая по алгоритму (устно).
Игра «Твёрдый – мягкий знаки». Выразить смысл одним словом и записать слова- отгадки.
1.Растолковать, сделать понятным. ( Объяснить)
2.Полоса земли вдоль берега моря. (Побережье)
3.Вход в здание (Подъезд)
4. Снежная буря, метель. (Вьюга)
Распределение слов на группы:
ш ? ёт, в ? ехал, в ? ставил, в ? ёт, об ? единить, во ? шёл, руж ? ё, с? ел,
с ? писал.
III. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ
Детям раздают листочки с заданием.
У. Прочитайте пословицы.
Карточка
Лен… человека не красит. Не радуйся (под) гору: под…ём крут. Хочется ры… ку с …ест…, да не хочется (в) воду ле… т… . Мален…кое дело лучше б…л…шого (без) дел…я. |
- Напишите пословицы, группируя их по сегодняшней орфограмме. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Проверка проводится в парах.
У. Все пословицы записали?
Д. Не записали первую пословицу.
У. Почему первая не подходит?
Д. Там пишется мягкий знак, обозначающий мягкость согласного.
Творческое письмо. Работа в парах. Составление из слов предложений, а из предложений – текста. Закончить его, придумав подходящее по смыслу предложение.
Синичка Зинька прыгала по веткам. Она раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут показалась мышка. Она провалилась в медвежью берлогу.
Возможный вариант:
Синичка Зинька прыгала по веткам. Она раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка и объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу.
1.Какой признак помогает отличить орфограмму «разд. ъ » от других орфограмм?(Звук [й’]после согласного).
2. Как ъ отличить от ь? (Если звук [й’] слышится после приставки).
IV. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
У. Назовите тему нашего урока.
У. Когда мы пишем твёрдый знак?
У. Какая буква в русском языке выполняет ту же роль?
Дети повторяют правило.
- На «горе успеха» отметьте:
- на подъеме – что вызвало наибольшие трудности;
- на пике - что особенно хорошо получилось;
- на спуске – какое задание было самым легким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока русского 3 класс
Технологическая карта урока русского языка с применением технологии смешанного обучения, 3 класс тема "Склонения имени существительного" (обобщение). По программе "Начальная школа 21 ве...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...