Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Плотникова Людмила Александровна

Тема: Употребление разделительного твёрдого знака в сравнении с разделительным мягким знаком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_za_3_kl.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

3 Класс

Употребление разделительного  твёрдого в сравнении с разделительным мягким.

Тема:

Употребление разделительного твёрдого знака  в сравнении с разделительным мягким знаком.

Цели:

Сформировать способность к правописанию в слове разделительного ъ;  

к различению разделительных ъ и ь; к написанию слов с разделительным ъ ;

создать опорный сигнал написания ъ.

Учебные материалы:

Учебник «Русский язык.2 класс» (авт. Т.Г.Рамзаева); алгоритм написания разделительного ь,ъ знаков; карточки с заданиями; раздаточный материал для работы в группах.  

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            1. Минутка чистописания:

ья  ьм  ье  ьа  ън  ъл  ъе  ът

Учитель. О правописании каких букв мы будем говорить на уроке?

Дети. О правописании ъ и ь знаков.

2. Выделение опознавательных признаков орфограммы «разделительный  ъ знак».

 I признак

У. Послушайте пару слов: сел- съел. Назовите звуки первого слова [c ’э л];

второго слова: [с й э л] (транскрипцию дети записывают на доске).

У. Какой буквой в первом слове обозначается звук [э]? (е.)

     Какой буквой в слове съел  обозначаются звуки [й’ э]?(е.)

Значит, эти слова мы должны записать одинаково?

Д. Нет, по разному, так как в слове сел буква  е  обозначает 1 звук, а в слове съел - 2 звука.

У. Как же эту разницу передать на письме?

Д. Ъ знаком

У. Какой же звук вы услышали в слове с ъ, но которого не было в слове без него?

 Д. (Й)

У. А какой звук перед звуком [й], гласный или согласный?

Д. Согласный  

У. Вывод: Это и есть первый признак орфограммы:

1.Звук [й] после согласного.

II признак  

У. Сравним вторую пару слов: поехать- съехать.

Назовите 3-й и 4-й звуки в слове поехать

Д. [й’э].

У.Назовите 2-й и 3-й звуки в слове съехать

Д.[й’э].

У. Какой буквой они будут обозначены в 1-м и 2-м слове?

Д. Буквой  е.

У. В каком из этих слов употребим ъ знак?

Д. Съехать.

У. Почему?

Д. Иначе в нём не сохранится звук [й’].

У. А могут ли быть другие гласные буквы вместо буквы  е ?

У. Приведите примеры.

Это второй признак орфограммы:

2. [й’] +гласный, который обозначается буквами е, ё, я(реже ю).

III признак

У. Очень часто ъ и ь путают. Чтобы этого не происходило, сравним 3-ю

пару слов: копьё - съежился.

У. Назовите 3,4,5 звуки в слове копьё

Д.[п’йо].

У.Назовите 1,2,3 звуки в слове  съежился 

Д.[с й’ о]

Звук [й] есть и в первом и во втором слове.

У.Где же писать ъ, а где ь?

Так как позиция [й’] одинакова в этих словах, то нам нужен ещё 1 признак, чтобы не путать ъ  и ь знаки.

У. Найдите корень и приставку в этих словах.

( копье –  съёжился ).

У.В каком слове [й’] слышится после приставки?

Д. В слове  съёжился.

У. Это последний признак орфограммы.

3. Звук [й’] после приставки.

У. Давайте обобщим все признаки орфограммы и сформируем правило, которое поможет грамотно писать ъ: разд. ъ знак пишется на конце приставок, оканчивающихся на согласный звук, если после него слышится звук [й’], обозначаемый на письме буквами е, ё, я.

У. Давайте составим алгоритм, чтобы не путать разд. ъ  и  ь знаки. В нём мы отразим признаки разд. ъ и ь знаков.  

Какой признак был первый? Есть ли в слове [й’] после согласного? Для алгоритма II признак не потребуется. А различить написание  ъ и ь  знаков  поможет  III признак.

Есть ли в слове звук [й’] после согласного?

        Да        Нет

Нап.  ли зв. [й'] после приставки?

ъ  и  ь не пишется

        Да        Нет

Пиши  ъ

Пиши  ь

Дети приводят 2 примера на написание ъ и ь знаков, доказывая по алгоритму (устно).

Игра «Твёрдый – мягкий знаки». Выразить смысл одним словом и записать слова- отгадки.

1.Растолковать, сделать понятным.  ( Объяснить)

2.Полоса земли вдоль берега моря. (Побережье)

3.Вход в здание (Подъезд)

4. Снежная буря, метель. (Вьюга)

Распределение слов на группы:

ш ? ёт, в ? ехал, в ? ставил, в ? ёт, об ? единить, во ? шёл, руж ? ё, с? ел,

с ? писал.

III. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ  И  ПОВТОРЕНИЕ

Детям раздают листочки с заданием.

У. Прочитайте  пословицы.

Карточка

Лен… человека не красит.

Не  радуйся (под) гору: под…ём  крут.

Хочется ры… ку  с …ест…, да  не хочется (в) воду

ле… т… .

Мален…кое  дело лучше  б…л…шого (без) дел…я.

- Напишите пословицы, группируя их по сегодняшней орфограмме. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Проверка проводится в парах.

У. Все пословицы записали?

Д. Не записали первую пословицу.

У. Почему первая не подходит?

Д. Там пишется мягкий знак, обозначающий  мягкость  согласного.

Творческое письмо. Работа в парах. Составление из слов предложений, а из предложений – текста. Закончить его, придумав подходящее по смыслу предложение.

Синичка Зинька прыгала по веткам. Она раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут показалась мышка. Она провалилась в медвежью берлогу.

Возможный вариант:

Синичка Зинька прыгала по веткам. Она раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка и объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу.

1.Какой признак помогает отличить орфограмму «разд. ъ »   от других орфограмм?(Звук [й’]после согласного).

2. Как  ъ отличить от ь? (Если звук [й’] слышится после приставки).

IV. РЕФЛЕКСИЯ  УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА  УРОКЕ

У. Назовите тему нашего урока.

У. Когда мы пишем твёрдый знак?

У. Какая буква в русском языке выполняет ту же роль?

Дети повторяют правило.

- На «горе успеха»  отметьте:

  • на подъеме – что вызвало наибольшие трудности;
  • на пике - что особенно хорошо получилось;
  • на спуске – какое  задание было самым легким.  

 

 

 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока русского 3 класс

Технологическая карта урока русского языка с применением технологии смешанного обучения, 3 класс тема "Склонения имени существительного" (обобщение). По программе "Начальная школа 21 ве...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...