Разработка урока по УМК Нечаевой "Узнавание слов с непроизносимой согласной"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта урока, индивидуальный лист ученика, презентация, аудио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroaka.doc | 168 КБ |
individualnyy_list_uchenika.docx | 45.51 КБ |
uznavanie_slov_s_neproiznosimoy_soglasnoy.pptx | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
во 2 классе по авторской программе Н.В.Нечаевой, 2011г.
Учебный год: 2012-2013г.
Тема урока: « Узнавание слов с произносимыми и непроизносимыми согласными».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок №95, третий из пяти по теме: «Правописание непроизносимых согласных в корне слов».
Характеристика класса. В классе 29 учеников. 15 мальчиков и 14 девочек. Из них успевают на «5» - 4 ученика; на «4» и «5» – 20 учеников; на «3» и «4» - 4 ученика; не аттестованных и неуспевающих в классе нет. Есть 2 ученика с признаками задержки психического развития. Активная учебно – познавательная деятельность сформирована у 6 учеников. У 15 учеников активность и успешность зависит от уровня созданной мотивации и интересной формы проведения урока. В репродуктивных методах обучения и частой поддержке нуждаются 8 учеников. Ученики умеют строить работу в группах и парах, умеют работать самостоятельно. Общительны, разговорчивы и доброжелательны. Сформирован познавательный интерес. К данному уроку осознано правило проверки слов на наличие непроизносимой согласной, на практическом материале отработано умение применять алгоритм проверки. Следующий этап – совершенствование умений и введение учебного материала в коммуникативную и исследовательскую деятельность, введение в активный словарь 6 слов.
Тип: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: повторительно - закрепляющий урок.
Цели урока.
Предметная: умение узнавать слова по стечениям согласных наличие с орфограммой «непроизносимая согласная».
Регулятивные УУД: умение строить работу в соответствии с составленным планом изучения темы (подготовка к обучению по модулю), умение выделять цели для самосовершенствования, осознание качества усвоения; самооценка результатов работы.
Познавательные УУД: анализ слов с целью выделения орфорфографических признаков «непроизносимой согласной»; социализация знаний.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества в паре и группе; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий.
Личностная: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, социализация личности.
.Задачи:
- развивать фонематический слух, орфографическую зоркость;
- формировать умение проводить самооценку;
- формировать умение работать в команде различного состава.
Методы передачи знаний: словесный (беседа, диалог, текст учебника, записи на доске, записи на карточках и слайдах), практический, исследовательский, творческое применение знаний.
Методы контроля: самопроверка по эталону, взаимопроверка; фронтальная проверка, полемика; индивидуальная проверка, тест (дома).
Самооценки.
Методы формирования УУД: маршрутный лист изучения темы, самооценка достигнутого уровня; проблемный диалог героев мультфильма; организация индивидуальной работы, в паре, в группе; созданная ситуация, образовательная среда, в которой ученик является субъектом учебной деятельности; учитель играет на уроке роль организатора и консультанта, участника игры.
Методы активизации и снятия напряжения: эмоциональная интрига, игровая ситуация, быстрая смена деятельности, интересные задания, роль активного участника учебного процесса, физкультминутка, соблюдение норм СанПина в объёме и продолжительности работы, временного применения ЭОР, освещения, посадки, создание психологически – комфортной атмосферы.
Вариативность: VIII этап урока разработан в двух вариантах, применение которых будет зависеть от временного резерва.
Дифференциация: скрытая; в работе в паре, в группе – равноправный сотрудник; имеет возможность при письме под диктовку воспользоваться эталоном, как опорой, имеет в пользовании все опорные таблицы.
Работа с одарёнными детьми: высокий познавательный уровень, творческое применение знаний, элементы исследовательской деятельности.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в паре, в группе, фронтальная работа.
Планируемый результат. Базовый опорный уровень: умение находить орфограмму "непроизносимые согласные", в указанных учителем словах; Повышенный функциональный уровень: умение находить орфограмму "непроизносимые согласные" в потоке звучащей речи.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: презентация, карточки, опорный плакат, учебник, маршрутный лист, ручка, простой и цветные карандаши, магнитики.
Характеристика этапов урока
№ время | Дидактика урока | Действия учителя | Действия учеников | Планируемый результат |
I этап. 2 мин. | Организационный Цель. Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Оформление записи в тетрадь 1 февраля Классная работа Форма проведения: фронтальная | Приветствие и организация записи в тетради. Добрый день. Откройте, пожалуйста, тетради, примите правильную посадку и запишите дату и вид работы. | С комментированием Записывают данные в тетрадь. | Регулятивные: правильная организации рабочего места; самоорганизация на работу; актуализация внимания; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Личностный: настрой на учебную деятельность. |
II этап. 2 мин. | Постановка цели урока и формулирование темы урока. Цель Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Проведение инструкции по самооцениванию. Слайд1
Маршрутный лист 1.Непроизносимые согласные в корне. 2.Способ действия при подборе проверочных слов. 3.Узнавание слов с непроизносимыми и произносимыми согласными. Метод. Диалог героев. Форма проведения: фронтально. | Читать загадку Бывает. Что согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Включить проектор Прочитайте диалог наших друзей о выборе цели урока. Выключить проектор. Выберите и прочтите название соответствующей темы в маршрутном листе. . | Отгадывают загаданную орфограмму. Читают со слайда. Обсуждают и выбирают цель. Выбирают тему из маршрутного листа. Ориентируются в месте итогового оценивания. | Регулятивные: мотивация через создание игровой ситуации – присутствия любимых героев мультфильма, самостоятельный выбор целеполагания, формулирования темы; умение выполнять план усвоения темы. Снять напряжение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной области. Предметный: установление темы урока в системе уроков, соотнесение с целью урока. Личностные: осознание себя, как субъекта учебной деятельности, самоопределение с целью деятельности. |
III этап. 6 мин. | Актуализация знаний. Цель. Повторение признаков орфограммы «непроизносимая согласная в слове» Опорная таблица стечений согласных Показы в тетради соединений сн, стн, зн, здн. Метод. Беседа, выборочное письмо. Форма проведения: фронтально, индивидуально. | Организует беседу О чём этот плакат? Найдите сочетания, которые создают проблему. Запишите их в тетради на 1 строчке На 2 строчке напишите только те стечения согласных, которые есть в словарных словах праздник, чувство, лестница. Вызвать одного ученика писать за скрытой доской. Проверьте выбор стечений согласных. Оцените свою работу. | Называют стечения согласных Записывают проблемные стечения. Записывают стечения из словарных слов. Сравнивают с выполнением задания на доске. Проводят самооценку (выставляют на поля значок) | Регулятивные: умение действовать в ситуации выбора. Коммуникативные: умение участвовать в коллективной беседе. Познавательные: умение видеть причину орфографической проблемы. Предметные: умение определять опознавательные признаки орфограммы. |
Формирование орфографической зоркости. Цель. Формирование способности акцентировать внимание на признаках орфограммы «непроизносимая согласная» тркаустныйосткапустныйвкусный оргнненастныйстнчестныйблрпчудесный Метод. Восстановление деформированного текста. Форма проведения: в паре. | Организует работу в паре. Задание красным карандашом подчеркнуть слова с непроизносимой согласной Синим карандашом – слова без непроизносимой согласной. Как рационально организовать работу в паре? Зачитайте слова с непроизносимой согласной. Без непроизносимой согласной. Вывод. Как распознавать слова, где есть непроизносимая согласная, а где нет? Оцените свою работу. | Предлагают способы организации работы в паре. 1 строчку -1 сотрудник 2 строчку – 2 сотрудник. Проверка – фронтальная: один ученик читает, все проверяют и сигналят о согласии или несогласии. Отвечая на вопрос, делают вывод. Проводят самооценку (выставляют на поля значок) | Регулятивные: концентрация внимания. Коммуникативные: выбор формы организации сотрудничества. Познавательные: разграничение слов с произносимой и непроизносимой согласной. Предметные: орфографическая зоркость. | |
IV этап. 11мин. 2 мин. Физ. мин-ка | Совершенствование умения различать слова с произносимой и непроизносимой согласной. | . | ||
Цель. Ознакомление обучающимися с правилом о различении слов с непроизносимыми согласными Стр.19, правило. На доске алгоритм Слышу… Проверяю… Выбираю… Пишу… Метод. Познавательное чтение. Форма проведения: фронтальная работа. | Прочтите правило. Что рекомендует вам учебник? Как действовать при различении? Надо ли добавить к правилу алгоритм рассуждения при проверке? Расскажите алгоритм. | Читают текст познавательным чтением. Обсуждение фронтальное. Дополняют правило алгоритмом. | Регулятивные: внесение коррективов в способ действия, предложенный учебником. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе способов организации работы в паре. Познавательные: умение вычленять необходимые орфографические признаки подбирать проверочные слова. Предметный: закрепление алгоритма проверки орфограммы. Личностные : критическое мышление. | |
Отработка способа действия при проверке. Упр. 243. Метод. Доказательство Форма организации: в паре | Организует обсуждение задания и работу в паре. Прочитайте задание к упражнению. В паре докажите с опорой на алгоритм правильность написания слов. Как рационально организовать работу в паре? ( цепочкой) Можно ли утверждать, что все слова написаны, верно? Оцените свою работу. | Читают задание индивидуально. В паре доказывают правильность написания слов с опорой на алгоритм. Организация работы – цепочкой. Отвечая на вопрос, подводят итог. Проводят самооценку (выставляют на поля значок) | ||
Активное запоминание рифмованного текста Метод. Форма проведения: в паре Физкультминутка: выполнение прыжков и наклонов под проговаривание рифмованного текста. | Можно ли прочитать текст, как диалог. Распределите роли между двумя героями. Прочитайте слова 1 героя. Прочитайте слова 2 героя. Инсценируйте в паре. Оцените с работу сотрудника. | Раскладывают текст для чтения по ролям. Зачитывают части. Инсценируют в паре. Проводят взаимооценку ( выставляют на поля значок) | ||
Письмо по памяти с опорой на текст с синонимами. Слайд 2. Не необычно, не великолепно, А жутко и тревожно Букву Т писать зря. Увлекательно! Метод. Письмо по памяти с опорой на синонимы. Форма проведения: индивидуально. | Мартышка – торопыжка уже написала текст. Вот что у неё получилось. (Слайд) Можно ли сказать, что записанные слова являются синонимами к тем, которые в учебнике? Надо помогать. Не глядя в учебник, восстановите правильный текст. Самопроверка по учебнику. Оцените свою работу. | Читают текст со слайда. Распределяют синонимы. Пишут по памяти. Проверяют по учебнику. Проводят самооценку (выставляют на поля значок) |
Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: умение строить диалог. Познавательные: умение переносить значение слова на ряд синонимов. Предметные: расширение словарного запаса, запоминание слов, которые пишутся без непроизносимой согласной. | |
V этап. 5мин. | Теоретическое исследование. Цель. Выяснить, как историческое значение повлияло на орфограмму «непроизносимая согласная» в словах "прекрасный", "окрестность". Как между собой связаны слова: эскалатор, лестница – чудесница. Лист исследователя Цель исследования. Выяснить, как историческое значение повлияло на орфограмму «непроизносимая согласная» в словах "прекрасный", "окрестность". Как между собой связаны слова: эскалатор, лестница – чудесница. Материал. Учебник, стр.19 – 20, упр. 243. Этимологический словарь и диалог. Проблемные вопросы.
*Прекрасный – очень красивый. *Окрестность – местность, прилегающая к чему либо, окружающее пространство. * Эскалатор – движущаяся лестница. Метод. Исследовательский. Форма проведения: группа, проверка: индивидуально и фронтально. | Учитель даёт лист исследователя. Организует работу в группах. Сядьте в быстрые четвёрки. Помещает слова прекрасный окрестность эскалатор лестница - чудесница Командир группы ведёт исследование. Выбираете выступающего. Обсуждение исследования. Оцените свою работу. | Проводят исследования в группе по проблемным вопросам. Готовят выступающего и выступают с результатами. Проводят самооценку (выставляют на поля значок) | Регулятивное: прогнозирование результата исследования и умение строить работу по раскрытию проблемных вопросов. Коммуникативные: умение сотрудничать в команде; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в полемике. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность. Предметный. Осознание влияния исторического значения на орфограммы. Личностные: принятие социальной роли исследователя. |
VI этап. 6 мин. | Практическая часть. Цель введение слов в активный словарь. Применить исследованные слова при построении предложений. Слайды №,3, 4. Как ______________ _____ Бийска! В магазине «Ривьера» есть __или __ ____, Метод. Дополнение предложений словами из этимологического словаря. Диктовка, самопроверка, самооценка Форма проведения: индивидуально | Включить слайды поочерёдно. Восстановите предложения. Выключить слайд. Письмо под диктовку. Проверка по эталону. Оцените свою работу. | Устно, фронтально восстановить предложения. Пишут предложения под диктовку. Проводят самооценку (выставляют на поля значок) | Регулятивные. Умение самостоятельно работать. Познавательные. Умение применять полученные знания в новой ситуации. Предметный. Введение слов в активный словарь. Социализация знаний. Личностные: социализация личности. |
VII этап. 5 мин. | Контроль Слайд 5. Цель. Осознание каждым обучающимся степени овладения умением определять слова с орфограммой «непроизносимая согласная». 1 припев и куплет из песни к мультфильму 38 попугаев. Ужасно интересно всё то, что неизвестно. Метод. Форма проведения: индивидуально. Проверка вариативно: фронтально или индивидуально. | Включить проектор. Звучит песня. Организация вариативная: или обсуждается устно, или с записью предложения. Оцените свою работу. | Слушают песню. Находят слова с непроизносимой согласной. Выделяют слова Вариант 1 – устно объясняют. Вариант 2 – самодиктовка с опорой на схему предложения. Проверка по эталону. Проводят самооценку (выставляют на поля значок) | Регулятивные. Умение осуществлять контроль в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: умение воспринимать информацию из внешнего источника. Познавательные: формирование фонематического слуха на вычленении слов с орфограммой «непроизносимая согласная». Предметные: применение знаний в изменённой ситуации, социализация знаний. Личностные: критичное отношение к достигнутому уровню. |
VIII 2 мин. | Подведение итогов Цель. Рефлексия учебной деятельности. Метод. Форма проведения: фронтально, индивидуально | Задает вопросы Какую цель ставили перед собой? Просмотрите все оценки, поставьте на маршрутный лист итоговую оценку. С каким настроением работали на уроке: Красный – было интересно; Зелёный – было спокойно; Синий – было тревожно. Раскрасьте фигурку. Домашнее задание: пройти тест, возможно, надо будет воспользоваться орфографическим словарём. | Проговаривают цель, оценивают уровень достижения. Осознают своё состояние. Проводят самооценку (выставляют значок в маршрутный лист) Слушают домашнее задание. | Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения. Личностные: удовлетворение от проделанной работы, установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов. |
Предварительный просмотр:
Карточка №1
тркаустныйосткапустныйвкусный оргнненастныйстнчестныйблрпчудесный |
Карточка 2
Эталон 1
Как прекрасны окрестности Бийска! В магазине «Ривьера» есть эскалатор, или лестница – чудесница. |
Эталон 2
Ужасно интересно всё то, что неизвестно! |
Юный исследователь
Цель исследования.
Выяснить, как историческое значение повлияло на орфограмму «непроизносимая согласная» в словах "прекрасный", "окрестность".
Как между собой связаны слова: эскалатор, лестница – чудесница.
Выбери предположение:
- орфограмма зависит от исторического значения слова;
- орфограмма не зависит от исторического значения слова.
Материал.
- Учебник, стр.19 – 20, упр. 243.
- Этимологический словарь и диалог.
Проблемные вопросы.
- Сколько значений имело слово «прекрасный»?
- Как эти значение повлияло на орфограмму?
- Как лексическое значение слова « прекрасный» раскрывается в словаре Ожегова (Смотри *).
- От какого слова образовалось слово «окрестность»?
- Как это повлияло на орфограмму?
- Как это повлияло на смысл слова?
- Изучите выдержки из словаря Ожегова. Можно ли сказать, что эскалатор и лестница – чудесница – это синонимы?
Изложите результаты исследования.
*Прекрасный – очень красивый.
*Окрестность – местность, прилегающая к чему либо, окружающее пространство.
* Эскалатор – движущаяся лестница.
Тест «Непроизносимые согласные»
Автор: Захарьина Елена Алексеевна
1. Укажи слово с непроизносимой согласной Т:
1) опас...ность
2) мес...ный
3) чудес...ный
2. В каком слове нет непроизносимого согласного?
1) со...нце
2) ненас...ный
3) интерес...ный
3. в каком слове есть непроизносимый согласный В?
1) уча...ствовать
2) чу...ство
3) путеше...ствовать
4. Укажите слово с непроизносимой согласной Т:
1) окрес...ность
2) небес...ный
3) ужас...ный
5. В каком слове нет непроизносимого согласного Т?
1) чес...ный
2) радос...ный
3) вкус...ный
6. В каком слове нет непроизносимого согласного Т?
1) учас...ник
2) рес...ницы
3) счас...ливый
7. Укажите слово с непроизносимой согласной Т:
1) пас...бище
2) сер...це
3) поз...ний
8. В каком слове нет непроизносимого согласного?
1) звёз...ный
2) ярко блес...нул
3) здра...ствуйте
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не необычно, не великолепно, А жутко и тревожно Букву Т писать зря. Увлекательно!
Как _____________ __________________ Бийска!
В м а г а зине «Ривьера» есть_____ или _____ – ________.
Ужасно интересно все то, что неизвестно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Отработка правописания слов с непроизносимыми согласными с использованием ИКТ....
Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"
Конспект открытого урока русского языка во 2 классе, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Правописание непроизносимых согласных остается актуальной проблемой в области обучени...
Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"
Представлен план и подробный конспект урока русского языка (3 класс) изучения орфограммы "Правописание непроизносимых согласных в словах"...
Методическая разработка урока русского языка "Написание слов с непроизносимыми согласными"
Интегрированный урок "русский язык + марийский язык + английский язык". Материал урока направлен на развитие речи учащихся...
Методическая разработка к уроку русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"
Методическая разработка к уроку русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными" УМК "Школа России"...
конспект урока по русскому языку "Слова с непроизносимыми согласными"
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока русского языка «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова» (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование умения определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.Задачи урокаПланируемые результат...