Наречие.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка с использованием опорных схем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Дурыгина О.Ф.
учитель начальных классов
МБОУ «Воезерская основная школа»
Урок русского языка в 4 классе
ТЕМА: «НАРЕЧИЕ»
Цель: получить представление о наречии
Учебные задачи: совершенствовать умение находить наречия в тексте, правильно писать их, разбирать наречия по составу.
Планируемые результаты:
1. Личностные УУД
- способность к самооценке;
- осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.
2.Метапредметные:
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в работу.
Познавательные УУД
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- выделять существенную информацию ;
- моделировать информацию в схемы
Коммуникативные УУД - строить монологическое высказывание;
- сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности;
- распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнеров.
3.Предметные:
Обучающийся научится:
- находить наречия в тексте;
-правильно писать наречия;
- разбирать наречия по составу.
Обучающийся получит возможность:
- работать со схемами-опорами.
ХОД УРОКА
Презентация «Наречия»
1 Организационный момент (слайд 1)
2.Чистописание. Словарная работа (слайд 2)
Замени выражения одним словом:
1.Иметь стремление к осуществлению чего-либо, хотеть. 2.Воздушный транспорт.3.Независимость. 4.Название нашей страны. 5.Сиять ярким, искристым, прерывистым светом. 6.В данный момент. 7.Этот день. 8.Устройство для посева семян. 9.Антоним к слову справа. 10.Антоним слову сверху. 11.Принимать пищу вечером. 12.Переговорное устройство. 13.Антоним к слову белый. 14.Синоним к слову правдивый. 15.Линия между небом и землей. 16.Дорога с твёрдым покрытием. 17.Водитель автомобиля
-СЛОВА КАКИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ВАМ ВСТРЕТИЛИСЬ? (слайд 3)
-У каких слов вы не могли определить часть речи?
3.Какую учебную задачу вы поставите для себя (слайд 4)
4.Общее понятие о наречии (слайд 5)
1)Прочитай текст. Объясните правописание пропущенных орфограмм.
Крупная полярная сова ярос..о напада..т на песца, ловко увёртыва..ся от зубов хи..ника. Песец давно чует впереди беспомощных совят и стреми.ся туда. Сова реша..т обмануть врага и взмывает вверх. Песец броса..ся вперед, но вдруг сам взлет..т в воздух. Это сова сверху схватила его за спину и оторвала от земли. ( ПО М.Звереву)
2)Найдите в тексте словосочетания с выделенными словами и запишите их. Покажите связь слов в словосочетании. С какой частью речи связаны выделенные слова?
Увертывается (как?) ловко, чует (как?) давно, чует (где?) впереди, взмывает (куда?) вверх, бросается (куда?) вперёд
Какой частью речи являются выделенные слова?
Познакомьтесь с опорой 1. Прочитайте её.
ОПОРА 1 (слайд 6)
- Чтобы определить, является ли слово НАРЕЧИЕМ, нужно:
1. Поставить вопрос к слову.
Если слово отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? — надо:
2. Определить, что обозначает слово. Если слово обозначает ПРИЗНАК, ВРЕМЯ, МЕСТО или НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ, то это НАРЕЧИЕ.
Задайте вопросы от глаголов? Что обозначают данные слова?
Увертывается (как?) ловко- признак действия, чует (как?) давно- время действия, чует (где?) впереди-направление, взмывает (куда?) вверх-направление, бросается (куда?) вперёд-направление.
Сформулируйте определение глагола и занесите его в конспект. (слайд7)
Конспект
- 1.-----------------------— это часть речи, отвечает на вопросы---------------------------------------------------------------------------------------------
обозначает признак, время, место или направление действия.
5. Понятие о наречии как неизменяемой части речи. Прочитайте материал, данный в опоре 2.Поставим к глаголам вопросы и изменим по временам (слайд 8)
ОПОРА 2
Чтобы определить изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам нужно:
1.Определить изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода, числа, времени, лица.
РОД - пришёл (когда?) рано, пришло (когда?) рано, пришла (когда?) рано.
ЧИСЛО - пришёл (когда?) рано, пришли (когда?) рано.
ВРЕМЯ - появились (когда?) рано, разольются (когда?) рано, цветут (когда?) рано.
ЛИЦО - встаю (когда?) рано, встаёшь (когда?) рано, встаёт (когда?) рано.
НАРЕЧИЕ не изменяется по родам, числам, временам, лицам, значит – это неизменяемая часть речи.
но с глаголами разного рода, числа, времени, лица.
РОД - пришёл (когда?) рано, пришло (когда?) рано, пришла (когда?) рано.
ЧИСЛО - пришёл (когда?) рано, пришли (когда?) рано.
ВРЕМЯ - появились (когда?) рано, разольются ( когда?) рано, цветут (когда?) рано.
ЛИЦО - встаю (когда?) рано, встаёшь (когда?) рано, встаёт (когда?) рано.
НАРЕЧИЕ не изменяется по родам, числам, временам, лицам, значит – это неизменяемая часть речи.
Что вы заметили? Какой вывод сделаем? Занесите свой вывод в конспект (слайд 9)
2. Наречие- ------------------------------- часть речи (слайд 9)
6. Роль наречия в предложении (слайд 10)
Спиши предложения.
Весна пришла рано. Щедро разлилась полая вода. В лесу всюду появились голубые озера.
Найди в тексте наречия.
Сделай синтаксический разбор предложений. Но для этого взглянем на опору 3 (слайд 11)
ОПОРА 3
Чтобы определить каким членом в предложении является наречие, нужно:
Определить с какой частью речи связано наречие.
Поставить вопрос: КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?
Если вопрос подходит, то это наречие является ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ.
Вывод: Чем является предложениях наречия? Занесите вывод в конспект (слайд 12)
3. В предложениях наречия являются----------------------------.
Обычно наречия связаны с глаголами
7.Правописание суффиксов в конце наречий (слайд 13)
Разбери слова по составу. Слева, изредка, дочерна, направо, заново, влево.
Как вы думаете от чего зависит правописание суффикса(слайд 14) Сверьте свои догадки с опорой.
ОПОРА 4
Чтобы определить какую букву нужно писать в суффиксе наречия, нужно:
1.Разобрать слово по составу.
2 . Если слово с приставками ДО -, ИЗ -, С -, то нужно писать в суффиксе букву - А.
Если слово с приставками В -, НА -, ЗА -, то нужно писать в суффиксе букву - О.
Вывод: С какими приставками пишется суффикс о, с какими а. Занесите вывод в конспект (слайд 15)
4.Наречия с приставками до -, из -, с - имеют суффикс------------
Наречия с приставками в -, на -, за - имеют суффикс-------------
8. Систематизация знаний о глаголе (слайд16)
Расскажи с помощью опоры, что вы узнали сегодня о наречии.
9. Рефлексия (слайд17)
Сегодня на уроке я:
Научился…. Было интересно… Было трудно…. Мои ощущения…. Этот урок дал для жизни…..
10.Итог урока Какая была тема урока? Какова цель? Достиг ли цели урок?
ОПОРА 1
- Чтобы определить, является ли слово НАРЕЧИЕМ, нужно:
1. Поставить вопрос к слову.
Если слово отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? — надо:
2. Определить, что обозначает слово. Если слово обозначает ПРИЗНАК, ВРЕМЯ, МЕСТО или НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ, то это НАРЕЧИЕ.
ОПОРА 2
Чтобы определить изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам нужно:
1.Определить изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода, числа, времени, лица.
РОД - пришёл (когда?) рано, пришло (когда?) рано, пришла (когда?) рано.
ЧИСЛО - пришёл (когда?) рано, пришли (когда?) рано.
ВРЕМЯ - появились (когда?) рано, разольются (когда?) рано, цветут (когда?) рано.
ЛИЦО - встаю (когда?) рано, встаёшь (когда?) рано, встаёт (когда?) рано.
НАРЕЧИЕ не изменяется по родам, числам, временам, лицам, значит – это неизменяемая часть речи.
но с глаголами разного рода, числа, времени, лица.
РОД - пришёл (когда?) рано, пришло (когда?) рано, пришла (когда?) рано.
ЧИСЛО - пришёл (когда?) рано, пришли (когда?) рано.
ВРЕМЯ - появились (когда?) рано, разольются ( когда?) рано, цветут (когда?) рано.
ЛИЦО - встаю (когда?) рано, встаёшь (когда?) рано, встаёт (когда?) рано.
НАРЕЧИЕ не изменяется по родам, числам, временам, лицам, значит – это неизменяемая часть речи.
ОПОРА 3
Чтобы определить каким членом в предложении является наречие, нужно:
Определить с какой частью речи связано наречие.
Поставить вопрос: КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?
Если вопрос подходит, то это наречие является ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ.
ОПОРА 4
Чтобы определить какую букву нужно писать в суффиксе наречия, нужно:
1.Разобрать слово по составу.
2 . Если слово с приставками ДО -, ИЗ -, С -, то нужно писать в суффиксе букву - А.
Если слово с приставками В -, НА -, ЗА -, то нужно писать в суффиксе букву - О.
3..Наречия с приставками до -, из -, с - имеют суффикс------------
Наречия с приставками в -, на -, за - имеют суффикс-------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"...
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи». УМК «Школа России»
Ц е л и: отработать навык определения наречий в речи; активизировать знания о члене предложения – обстоятельстве....
Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"
Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов...
Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"
Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий. Буквы О, А в суффиксах наречий."...