Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_narechie_13-02-2012.doc | 54.5 КБ |
prezentaciya_po_uroku_narechie.ppt | 350 КБ |
kartochki_zadaniy_narechie.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе.
Значение наречий.
Упражнение в распознавании наиболее
употребительных наречий.
выполнил:
Щербинина Галина Васильевна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №2
г. Благовещенск
Тема: Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий.
Образовательные цели урока:
Знать:
– понятие наречие:
– на какой вопрос отвечает наречие;
– какую роль выполняет наречие в предложении.
Уметь:
– находить в потоке речи (устной и письменной) наречия;
– ставить вопросы к данной части речи.
Развивающие цели:
– развивать умение сравнивать и выделять главное, обобщать;
– развивать навыки самоконтроля;
– развивать познавательную активность, орфографическую зоркость.
Воспитательная цель:
– формировать интерес к предмету;
– расширять кругозор.
Оборудование:
– мультимедийная презентация;
– индивидуальные листы с заданиями;
– памятка: разряды наречий по значению;
– учебник, тетрадь;
– портрет С.Я. Маршака;
– словарь В. Даля, С. Ожегова.
I. Введение в урок.
Учитель: Послушайте небольшое стихотворение и скажите из какой части речи оно составлено.
Дружно, грамотно, активно,
Быстро, верно, не пассивно,
Громко, четко, хорошо,
Смело правильно, легко.
Дети: Слова-наречия. Эти наречия обозначают образ действия.
Учитель: Верно. Эти слова наречия ещё и подсказывают нам, как мы должны сегодня поработать на уроке.
II. Постановка темы. Повторение.
Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о наречии.
Дети: Наречие – это неизменяемые слова (несклоняемые и неспрягаемые), которые поясняют чаще всего глаголы и прилагательные. Наречия отвечают на вопрос: Как? Каким образом? Когда? Где? Откуда? В какой степени? Сколько? На сколько?
Когда наречия поясняют глаголы, они обозначают место действия, время действия и способ действия.
Когда наречия поясняют прилагательные, они обозначают степень качества Слайд №1.
1) Место действия: Где? Куда? Откуда?
Например: справа, издалека, налево.
2) Время действия: Когда?
Например: вчера, сегодня, завтра.
3) Способ (образ действия): Как? Каким образом?
Например: громко, тихо, вброд.
4) Степень качества: Насколько? В какой степени?
Например: очень, слишком.
Учитель: Остановимся на наиболее употребительных в речи наречиях: место действия, время действия, способ действия. Будем определять их значение в разных видах деятельности.
III. Практическая часть урока.
Учитель: У вас на партах листы под №1.
вверх вчера громко
справа сейчас темно
издалека теперь вброд
слева сегодня тихо
вниз потом мрачно
однажды вовремя навстречу
Прочтите слова по столбикам орфографически (вслух).
Дайте название каждой группе по принадлежности к разряду. Докажите свой выбор.
Дети: первая группа - место действия – так как…. , вторая группа - время действия – так как…., третья группа - способ действия – так как….
Проверка:
Учитель:
– что общего у всех наречий? (они не изменяются)
Наблюдение:
Учитель:
– что заметили в наречиях 1 столбика? По всем записанным наречиям?
Дети: слово однажды относится ко второму столбику, так как обозначает время действия.
– можно составить пары: синонимы (темно-мрачно)
– можно составить пары: антонимы (вверх-вниз, справа-слева, громко-тихо)
Учитель:
Объясните значения слов: вброд, мрачно, вовремя.
Учитель:
Написание каких слов нужно запомнить?
Подберите проверочные слова к знакомым орфограммам (дети дают подробное объяснение).
Работа с учебником А.В. Полякова «Русский язык» 4 класс, 2 часть, с.111, упр. 180 (коллективная работа).
Учитель:
Прочитайте стихотворение про себя, затем вслух выразительно.
Кто автор этого стихотворения?
Дети:
С.Я Маршак (на доске появляется портрет С.Я. Маршака)
Учитель:
Что нужно выполнить по упражнению?
Дети:
выделенные наречия выписать вместе с глаголами, которые они поясняют. (дети выполняют задание самостоятельно).
Проверка:
Шли (как?) наугад, прямо, направо, назад, обратно, кругом, вприпрыжку, весело.
Наблюдение-вывод: это наречия способа (образа действия). Они поясняют глаголы. Помогают ярко представить события. Делают фразы более точными.
Открытие. Эврика!
Учитель: Дети! Оказывается, стихотворение С.Я. Маршака имеет строки, которых нет в учебнике русского языка. Послушайте: слайд №2
День стоял весёлый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, –
Шли куда попало
В первый теплый день.
Шли куда попало –
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили –
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Учитель: Каких строк нет в учебнике?
Дети:
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, –
Шли куда попало
В первый теплый день.
Учитель: Кто из вас сможет объяснить значение «нараспашку», «набекрень», либо наглядно показать значение этих слов? (дети дают свое объяснение)
Учитель: В словарях Даля и Ожегова дается вот такое объяснение значений этих слов. Послушайте. (На доске появляются слова-карточки «нараспашку», «набекрень»).
Учитель: А кто из вас знает, когда говорят: душа нараспашку? мозги набекрень? (дети рассуждают, доказывают). Учитель вновь зачитывает объяснение по словарю.
Запись в тетрадь словосочетаний:
куртки (как?) нараспашку
шапки (как?) набекрень
Учитель: Как можно озаглавить стихотворение?
Дети: Друзья-товарищи. Хорошее настроение. Приятели. Дружба.
4) Физминутка.
Учитель называет слова, если это наречие – хлопок в ладоши, другая часть речи – руки в стороны.
Быстрый, вчера, задача, легко, пели, прекрасная, весело, громко, урок, вблизи, однажды, обрадовался.
5) Работа по индивидуальным листам. Слайд №3
Учитель: Найдите в пословицах наречия, с какой частью речи они связаны, определите их значение, объясните смысл:
Тише едешь – дальше будешь.
У ленивого всегда праздник бывает.
Пустая бочка пуще гремит.
Вывод: Наречия украшают нашу речь, уточняют её. Очень часто встречаются в пословицах.
Задание. Выполнение в тетрадях.
1 вариант: разобрать по членам предложения 2 пословицу.
2 вариант: разобрать по членам предложения 3 пословицу.
Взаимопроверка работ. Оценивание.
6) Работа устно.
Учитель: Соедините фразеологизмы с подходящим к нему наречием. Докажите выбор слова. Слайд №4
Бежать сломя голову неожиданно
Идти в час по чайной ложке быстро
Свалился, как снег на голову рано
Жить душа в душу хорошо
Начать работу ни свет ни заря дружно
Знать как свои пять пальцев медленно
Определите разряд наречия.
7) Творческая работа (трудное задание). Слайд №5.
Индивидуальные листы.
Учитель: Вставьте в текст подходящие по смыслу наречия.
Дети зачитывают свои варианты.
Учитель: Назовите наречия по разрядам.
В один из зимних дней ребята отправились в лес на прогулку. _________ погода испортилась. ________ пошел снег. Дети вошли в лес. Ветерок __________ шевелил вершины деревьев. ___________ тишину леса нарушал стук дятла. Белка __________ скакала с ветки на ветку.
(вдруг, опять, слегка, изредка, ловко)
Учитель: Какую работу в языке выполняют наречия?
Дети: Наречия украшают нашу речь, делают её более образной, красивой, понятной.
III. Итог урока.
Что вы узнали или открыли для себя нового в уроке?
Какое задание вам показалось самым лёгким?
Самым трудным?
Самым интересным?
IV. Домашнее задание
Подобрать пословицы, в которых присутствуют наречия, определить их значение, объяснить смысл.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
День стоял весёлый Раннею весной. Шли мы после школы – Я да ты со мной. Куртки нараспашку, Шапки набекрень, – Шли куда попало В первый теплый день. Шли куда попало – Просто наугад, Прямо и направо, А потом назад. А потом обратно, А потом кругом, А потом вприпрыжку, А потом бегом. Весело бродили – Я да ты со мной, Весело вернулись К вечеру домой. C. Маршак
1) Сначала думай, потом говори. 2) Тише едешь, дальше будешь. 3) У ленивого всегда праздник бывает. 4) Пустая бочка пуще гремит.
Бежать сломя голову неожиданно Идти в час по чайной ложке быстро Свалился, как снег на голову рано Жить душа в душу хорошо Начать работу ни свет ни заря дружно Знать как свои пять пальцев медленно
В один из зимних дней ребята отправились в лес на прогулку. _______ погода испортилась. _______ пошел снег. Дети вошли в лес. Ветерок _______ шевелил вершины деревьев. _______ тишину леса нарушал стук дятла. Белка _______ скакала с ветки на ветку. ( вдруг, опять, слегка, изредка, ловко )
Предварительный просмотр:
Место действия (где? куда? откуда?)
Время действия (когда?)
Способ (образ) действия (как? каким образом?)
Степень качества (насколько? в какой степени?)
Место действия (где? куда? откуда?)
Время действия (когда?)
Способ (образ) действия (как? каким образом?)
Степень качества (насколько? в какой степени?)
Место действия (где? куда? откуда?)
Время действия (когда?)
Способ (образ) действия (как? каким образом?)
Степень качества (насколько? в какой степени?)
Место действия (где? куда? откуда?)
Время действия (когда?)
Способ (образ) действия (как? каким образом?)
Степень качества (насколько? в какой степени?)
вверх | вчера | громко |
справа | сейчас | темно |
издалека | теперь | вброд |
слева | сегодня | тихо |
вниз | потом | мрачно |
однажды | вовремя | навстречу |
вверх | вчера | громко |
справа | сейчас | темно |
издалека | теперь | вброд |
слева | сегодня | тихо |
вниз | потом | мрачно |
однажды | вовремя | навстречу |
вверх | вчера | громко |
справа | сейчас | темно |
издалека | теперь | вброд |
слева | сегодня | тихо |
вниз | потом | мрачно |
однажды | вовремя | навстречу |
День стоял весёлый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, –
Шли куда попало
В первый теплый день.
Шли куда попало –
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили –
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
(С. Маршак)
1) Сначала думай, потом говори.
2) Тише едешь, дальше будешь.
3) У ленивого всегда праздник бывает.
4) Пустая бочка пуще гремит.
Бежать сломя голову | неожиданно |
Идти в час по чайной ложке | быстро |
Свалился, как снег на голову | рано |
Жить душа в душу | хорошо |
Начать работу ни свет ни заря | дружно |
Знать как свои пять пальцев | медленно |
В один из зимних дней ребята отправились в лес на прогулку. _________ погода испортилась. ________ пошел снег. Дети вошли в лес. Ветерок _________ шевелил вершины деревьев. ________ тишину леса нарушал стук дятла. Белка ________ скакала с ветки на ветку.
(вдруг, опять, слегка, изредка, ловко)
НАБЕКРЕНЬ
НАБЕКРЕНЬ нареч. на бок, на один бок: более говорится о шапке, на одно ухо. Шапочка в две денежки - и та набекрень! Глаза вразбежку и мозги набекрень! бестолочь, полоумье. Набекренить шапку, насунуть ее на одно ухо.
(Толковый словарь Даля)
НАБЕКРЕНЬ
НАБЕКРЕНЬ, парен, (разг.). О головном уборе: с наклоном набок, сдвинувшись к уху. В шапке н. * Мозги набекрень у кого (прост.) - о неумном, со странностями человеке или о том, кто потерял способность соображать.
(Словарь Ожегова)
НАРАСПАШКУ
НАРАСПАШКУ нареч. о верхней одежде, не подпоясавшись, не застегнувшись, распахнув полы. Сам нараспашку, руки вразмашку.
(Толковый словарь Даля)
Нараспашку
Набекрень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка к уроку по русскому языку 4 класс. Тема: «Упражнение в распознавании рода имен прилагательных и правописание родовых окончаний».
Цель:Развитие умения точно употреблять имена прилагательные и правильно писать родовые окончания;Использование общеклассных, групповых и индивидуальных форм работы с опорой на дидактический материал с...
Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в распознавании однокоренных слов»
Тема урока: Упражнения в распознавании однокоренных слов.Образовательные цели: распознавать группы однокоренных слов, учить детей находить корень в словах, закрепить понятия однокоренные с...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс, по теме" Наречие".
Урок открытия новых знаний. Формы работы на уроке: работа в группах, в парах.Имеется занимательный материал, который можно использовать на других уроках русского языка....
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания....
Конспект урока по русскому языку.2 класс УМК"Школа России".Тема"Упражнение в распознавании местоимений и в употреблении местоимений в речи".
Урок по УМК"Школа России".Русский язык.2 класс....
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Упражнения в распознавании падежей имён существительных."
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Упражнения в распознавании падежей имён существительных"...
Конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему: «Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах.»
Данный конспект урока разработан для 3 класса ко всем ведущим учебникам. Конспект поможет развивать умения распознавать имена существительные в творительном и предложном падежах, различать падежные фо...