Рабочая программа по учебному предмету "русский язык". УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Учебник Н.В. Нечаевой .
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету "русский язык".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_russkiy_yazyk_zankov.docx | 87.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО ________ /Е.Р. Иващенко/ Протокол №1 от «28» августа 2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9» ЭМР ___________ /Н.В. Николаева/ «02» сентября 2014г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №9» ЭМР ___________ /С.Ф. Родионова/ Приказ №868 от «05» сентября 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «русский язык»
для учащихся 4 «А» класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Авдейчик Елена Алексеевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 «А» класса, разработана на основе Примерных программ по русскому языку Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Н.В. Нечаевой «Русский язык», утвержденной Министерства образования и науки Российской Федерации.
Программа предназначена для обучения учащихся 4 класса средней общеобразовательной школы.
Цель курса.
Организовать исследование «жизни» уже изученных языковых норм в речи, а также многоаспектный анализ чужого текста, опыт собственной речевой деятельности в устной и письменной формах, в том числе и включение в проектно - исследовательскую деятельность.
Учебный предмет «Русский язык» является составляющей обязательной части учебного плана.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.
Задачи курса:
- сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- способствовать пониманию обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознанию значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Основные составляющие учебно-воспитательного процесса.
Основой курса «Русский язык» является система развивающего обучения Л. В. Занкова. Применяются технологии: развивающего обучения, ИКТ, исследовательские, интерактивные, игровые, здоровьесберегающие, метод проектов.
Формы организации учебного процесса:
- уроки: комбинированные, получения новых знаний, контроль знаний,
путешествие, сочинение, интеллектуальная игра, исследование, интегрированные;
- проекты: информационные, исследовательские, социальные;
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников,
вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения предмета «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами,
графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения.
-делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Развитие компетентностей.
Коммуникативные компетентности:
- отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью и форматом диалога;
- уметь принимать помощь;
- уметь отказаться от своего решения ради блага коллектива;
-уметь принять других людей, как ценность;
- проявлять качества личности: уважение к людям, доброжелательность, стрессоустойчивость, альтруизм, неконфликтность, оптимизм, ориентация на успех.
Информационные компетентности:
- формулировать предварительные ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
- поводить наблюдения / эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей;
- работать по плану, сверять свои действия с задачей и, при необходимости исправлять ошибки;
- систематизировать извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры.
Компетентность разрешения проблем:
- уметь определять цель своей деятельности, т.е. умение увидеть проблему и выразить её;
- составлять план действий по решению проблемы;
- осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с планом и целью, поправляя себя при необходимости;
- уметь оценивать результативность своей деятельности, оценив собственное продвижение.
Содержание учебного предмета "Русский язык"
(5 часов в неделю)
УМК Н.В.Нечаевой «Русский язык»
по системе развивающего обучения Л.В.Занкова
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов | |
Разделы | |||
Что нужно для общения. | 16 ч | ||
Обращение. | 11 ч | ||
Части речи. | 7 ч | ||
Склонение имен существительных. | 17ч | ||
Склонение имен прилагательных . | 17ч | ||
Местоимение. | 17ч | ||
Грамматические признаки глагола. | 46ч | ||
Сложное предложение. | 9 ч | ||
Наречие. | 13ч | ||
Законы языка в практике речи. | 8ч | ||
Всего: | 161ч | ||
Практическая часть | |||
Контрольные диктанты. | 8 | ||
Тестирование. | 7 | ||
Словарные диктанты . | 2 | ||
Контрольные словарные диктанты. | 3 | ||
Обучающее сочинение. | 7 | ||
Обучающее изложение. | 2 | ||
Контрольное изложение. | 1 | ||
Контрольное списывание. | 1 | ||
Количество уроков с использованием ИКТ. | 30 % | ||
Количество проектов. | 5 | ||
Количество исследовательских работ. | 2 |
Темы проектов, исследовательских работ
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ | Сроки реализации |
1. | Информационный проект «Афоризмы» по теме «Крылатые слова и выражения». | 03.04 – 06.04 |
2. | Информационный проект «Наречие» по теме «Музей наречий». | 17.04 – 07.05 |
3. | Информационно-исследовательский проект «Жизнь замечательных людей» по теме «Великие люди России». | 09.09 |
4. | Информационно-исследовательский проект «Секреты русского языка» по теме «Банк орфографических правил» | 02.09 – 22.05 |
5. | Прикладной проект «Информационный стенд по русскому языку» по теме «В стране частей речи» | 10.10 - 17.10 |
6. | Исследовательская работа «Местоимение» по теме «Грамматические признаки личных местоимений». | 17.12 |
7. | Исследовательская работа «Орфография» по теме «Почему дети допускают много орфографических ошибок» | 26.01 |
Тематическое планирование
по русскому языку (5 часов в неделю)
УМК Н.В.Нечаевой « Русский язык»
по системе развивающего обучения Л.В.Занкова
№ урока | Наименование тем уроков | Виды деятельности учащихся | Дата проведения | |
План | Корректировка | |||
1 триместр | ||||
Средства устного общения: речевая ситуация, инсценирование. Информационно-исследовательский проект «Банк орфографических правил» по теме «Секреты русского языка» | Определять части речи и члены предложения, однородные члены предложения, объяснять расстановку знаков препинания при них. Определять состав слова, склонение имени существительного и прилагательного. Выполнять морфологический разбор имени существительного. Выделять грамматические признаки глагола. | 02.09 | ||
Предложение, средства связи слов в предложении, виды предложений. Редактирование текста телеграммы | Составлять и редактировать текст телеграммы. Объяснять лексическое значение слова, состав слова. Обосновывать правописание слов с непроверяемыми гласными (словарные слова). Характеризовать окончание как средство связи слов в предложении и как грамматический показатель. | 03.09 | ||
Текст, стиль, тип, признаки. Обучающее сочинение на свободную тему. | Объяснять орфоэпические и орфографические нормы. Обосновывать правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных. Обобщение знаний: составление таблицы пропущенных орфограмм. | 04.09 | ||
Анализ и редактирование текста сочинения. Текст, тема, заголовок, основная мысль. | Актуализация знаний: определять склонение существительных, зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного; однородные члены. Решение орфографических задач: объяснять правописание безударных окончаний имени существительного и прилагательного, слова с непроверяемыми орфограммами. | 05.09 | ||
Работа со словарём, словарной статьёй. Синонимы, стилистически окрашенные слова | Выполнить письменный анализ одной из сказок Чуковского с опорой на данные вопросы. Находить имена существительные, имеющие форму только единственного (множественного) числа. Решать орфографические задачи. | 08.09 | ||
Диалог. Преобразование предложения. Информационно-исследовательский проект «Жизнь замечательных людей» по теме «Великие люди России». | Определять глагол и отглагольные существительные. Называть падеж имен существительных, влияние изменения падежа существительного на смысл предложения.Актуализация знаний: определять существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Решение орфографических задач: характеризовать роль мягкого знака, правописание Ь после шипящих. | 09.09 | ||
Обобщение знаний, систематизация по разделам. Тестирование по теме «Правила правописания корня » | Решение орфографических задач: объяснять правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных, букву удвоенного согласного, Ь в конце слова, в т.ч. после шипящих, буквы парных согласных, непроизносимых согласных, безударных гласных в корне слова. Лексическая работа: определять эпитеты, их роль. | 10.09 | ||
Обобщение знаний, систематизация по разделам. Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных. | Оценивать собственную работу, анализировать и исправлять допущенные ошибки. | 11.09 | ||
Описание как тип текста. Роль союза но. | Актуализация знаний: определять члены предложения (главные, второстепенные), однородные члены предложения и знаки препинания при них, части речи. Решение орфографических задач: объяснять правописание безударных окончаний имен прилагательных. Называть грамматические признаки существительных, глаголов. Выполнять морфологический и фонетический разбор. | 12.09 | ||
Роль Ь и Ъ знака. Работа с репродукциями | Работать с репродукциями картин. Называть глагол и отглагольные (без введения понятия) существительные. Выполнять морфологический и морфемный разбор имен существительных, сложных слов. | 15.09 | ||
Эпитеты, их роль в тексте. Правописание о-ё после шипящих и ц, ы-и после ц. | Актуализация знаний: выполнять разбор слова по составу. Решение орфографических задач: объяснять написание гласных -о, -ё после шипящих и ц, -ы, -и после ц, правописание словарных слов. | 16.09 | ||
Входной мониторинг предметных результатов (диктант с грамматическими заданиями). | 17.09 | |||
Урок коррекции знаний. Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном и предложном падежах. | Разбор текста на предмет его сокращения. Называть грамматические признаки имени существительного. Решение орфографических задач: безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением. | 18.09 | ||
Лексическая сочетаемость слов. | Актуализация знаний: находить словосочетания, определять падеж и склонение имен существительных. Решение орфографических задач: обосновывать написание словарных слов, орфограмм гласного и согласного. | 19.09 | ||
Определение лексического значения слова. Словарная статья, синонимы, лексическая сочетаемость. Словарный диктант. | Актуализация знаний: определять члены предложения и части речи, склонение и падеж, находить родственные слова, выполнять разбор слов по составу, объяснять способы словообразования. Решение орфографических задач: обосновывать правописание приставок, буквы гласного и согласного в приставках. | 22.09 | ||
Работа над ошибками. Фразеологизмы, их роль в языке. | Работать со словарной статьей. Анализировать высказывания. Решение орфографических задач: обосновывать правописание приставок, буквы гласного и согласного в приставках. | 23.09 | ||
Обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. | Определять части речи, которыми возможно выразить обращение. Называть виды предложений с обращениями по цели высказывания. | 24.09 | ||
Виды предложений с обращениями по цели высказывания. | Обобщение знаний: составление таблицы пропущенных орфограмм. Актуализация знаний: называть грамматические признаки существительного. | 25.09 | ||
Выделение обращения в устной и письменной речи. | Актуализация знаний: выполнять фонетический анализ слов, определять состав слова, разбирать слова по составу. Решение орфографических задач: характеризовать правописание парных согласных, суффикса -ек-. Лексическая работа: определять этимологию слова, работать со словарной статьей. | 26.09 | ||
Роль обращений в устном народном творчестве (заклички, скороговорки). | Лексическая работа: составить характеристику человека, проанализировать происхождение фамилий. Обосновывать обособление обращений. Актуализация знаний: называть члены предложения, части речи, характеризовать местоимение как часть речи, роль местоимений. | 29.09 | ||
Обособление обращений. | Анализировать предложения с обращениями. Актуализация знаний: определять состав слова, объяснять чередование, возникающее при образовании новых слов; выполнять фонетический анализ слов. Лексическая работа: находить синонимы, работать со словарной статьей. | 30.09 | ||
Решение орфографических задач: выбор предлога о и об, правописание суффиксов_ек_, _ик_. Этимология фамилий. | Лексическая работа: определять стилистические особенности научного стиля, происхождение фамилий; находить стилистически окрашенную лексику (роль уменьшительно-ласкательных суффиксов). | 01.10 | ||
Текст. Исследовательская работа «Стилистические особенности научного стиля» по теме «Происхождение фамилий» | Применять изученные правила при записи под диктовку. | 02.10 | ||
Средства устного общения: виды обращений в зависимости от адресата и места общения. | Проанализировать допущенные ошибки. Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов. | 03.10 | ||
Обучающее изложение. «В.А. Серов» | Определять средства устного общения: виды обращений в зависимости от адресата и места общения. Работать с репродукциями картин. Лексическая работа: открытка как вид текста, составить текст открытки. | 06.10 | ||
Анализ и редактирование текста изложения. Средства устного общения, инсценирование. | Актуализация знаний: находить словосочетание, определять грамматические признаки существительного и глагола, разбирать слова по составу, определять роль местоимений в речи, изменять местоимения по падежам; определять падежи, склонение существительных. Решение орфографических задач. Текст, тема текста, составление плана; лексическая работа: определять значение слова, находить синонимы. | 07.10 | ||
Обобщение знаний по теме «Обращение». | Решать орфографические задачи. Использовать средства устного общения: инсценирование. Лексическая работа: определять этимологию слова, использовать этимологический словарь. | 08.10 | ||
Части речи: самостоятельные и служебные. | Составлять монологическое устное или письменное сообщение с опорой на заданный текст. Называть грамматические признаки частей речи. Решение орфографических задач: объяснять написание словарных слов. | 09.10 | ||
Грамматические признаки частей речи. Прикладной проект «Информационный стенд по русскому языку» по теме «В стране частей речи». | Определять грамматические признаки частей речи. Называть роль служебных частей речи (союзов, частиц). Лексическая работа: определять влияние приставки на значение слова. Актуализация знаний: определять склонение, падеж имен существительных. | 10.10 | ||
Инструкция как вид текста. Составление инструкции «Как научиться летать паучку» | Характеризовать части речи и члены предложения. Лексическая работа: текст, инструкция как вид текста, стилистические особенности инструкции, составление инструкции. Решение орфографических задач. | 13.10 | ||
Тестирование по теме «Части речи». Имя существительное как часть речи. | Определять грамматические признаки имени существительного. Обосновывать согласование существительного с прилагательным. Объяснять изменение существительных 1, 2, 3 склонения по падежам. Называть окончания существительных 1, 3 склонения в форме Р., Д., П. падежей. Решение орфографических задач: объяснять правописание падежных окончаний существительных, словарные слова. | 14.10 | ||
Грамматические признаки имени существительного. | Выполнять фонетический и грамматический анализ слова. Работать с репродукцией картины. Актуализация знаний: характеризовать обращение. Выделять обращения в устной и письменной речи. Называть части речи, которыми возможно выразить обращение. Согласование существительного и прилагательного. Объяснять правописание безударных окончаний прилагательных. | 15.10 | ||
Окончания существительных 3 склонения в Т.п. | Лексическая работа: объяснять значение слов и выражений, лексическую сочетаемость, подбирать синонимы. Составлять описание (устное или письменное) на заданную тему. Актуализация знаний: определять состав слова, разбирать слова по составу. Решение орфографических задач. | 16.10 | ||
Разбор слова по составу. Защита проекта «В стране частей речи». | Объяснять согласование существительного и прилагательного. Актуализация знаний: находить обращения, выделять обращения в устной и письменной речи. | 17.10 | ||
Склонение существительных 1, 2 и 3 склонений. | Определять окончание как грамматический показатель. Актуализация знаний: находить обращение. | 20.10 | ||
Сочинение - описание «Милый сердцу уголок». | 21.10 | |||
Анализ и редактирование текста сочинения. Правописание безударных гласных –и /-е в окончаниях существительных единственного числа. | Проанализировать допущенные ошибки. | 22.10 | ||
Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей. Окончание как грамматический показатель. | Определять окончание как грамматический показатель. Лексическая работа: находить синонимы, эпитеты. | 23.10 | ||
Склонение одушевленных и неодушевленных существительных, собственных и нарицательных. | Актуализация знаний: определять одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные существительные. Склонять одушевленные и неодушевленные существительные, собственные и нарицательные. | 24.10 | ||
Наиболее употребимые формы имен существительных в разных стилях речи. | Выполнять краткое изложение текста. Сравнивать падежные формы в научном и художественном текстах. Различать существительные 2 склонения в форме Р. и В. падежа. | 27.10 | ||
Различие существительных 2 склонения в форме Р.и В. падежей. | Лексическая работа: определять синонимы, лексическую сочетаемость. Работать с репродукциями картин. Самостоятельно составлять рассказ (устный или письменный) на основе текста и репродукций картин. | 28.10 | ||
Склонение существительных в форме множественного числа. | Актуализация знаний: выделять обращение, объяснять знаки препинания при обращении. Решение орфографических задач. | 29.10 | ||
Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных в форме единственного числа» | Применять изученные правила при записи под диктовку. | 30.10 | ||
Работа над ошибками. Склонение существительных в форме множественного числа. Типы склонения | Проанализировать допущенные ошибки. Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов. | 31.10 | ||
Составление сводной таблицы склонений существительных во множественном числе. | Характеризовать окончание как грамматический показатель. Использовать родительный падеж множественного числа существительных. | 10.11 | ||
Окончание как грамматический показатель. Р.п. множественного числа существительных. | Лексическая работа: подбирать синонимы, объяснять переносное значение, находить антонимы, толковать многозначность слова. Использовать средства устного общения: инсценирование. | 11.11 | ||
Р.п. множественного числа существительных. Омонимы. Употребление числительных «оба» и «обе». | Определять существительные, имеющие одну форму числа. Решение орфографических задач: объяснять написание о-ё после шипящих и ц. | 12.11 | ||
Словообразование. Т.п. множественного числа существ. Существительные, имеющие одну форму числа. Тестирование по теме «Склонение имен существительных». | Работать с текстом: тема, заголовок, план; составлять характеристику человека на основе текста и репродукции. Лексическая работа: подбирать определения к словам «характер», «поза». Актуализация знаний: находить однородные члены предложения, объяснять расстановку знаков препинания при них; определять словосочетание; согласование существительного и прилагательного. | 13.11 | ||
Обобщение знаний по теме «Склонение имен существительных». | Обобщить и систематизировать знания по теме «Склонение имен существительных». Выделять грамматические признаки имен | 14.11 | ||
Обобщение знаний по теме «Грамматические признаки имен существительных» | Применять изученные правила при записи под диктовку. | 17.11 | ||
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Проанализировать допущенные ошибки. Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов. | 18.11 | ||
Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного. | Определять грамматические признаки прилагательного. Использовать согласование прилагательного с существительным. Обосновывать типы склонения прилагательного (с мягкой и твердой основой). Выделять окончания прилагательных в форме И., Р., В. падежей при их употреблении с одушевленным и неодушевленным существительным. Работа с текстом: определять тему, абзац, тему абзаца. | 19.11 | ||
Образование прилагательных. Притяжательные прилагательные. Контрольный словарный диктант. | Актуализация знаний: определять члены предложения и части речи, разбирать предложения; выполнять фонетический анализ слов. Решение орфографических задач: объяснять написание удвоенных согласных, безударных гласных. Лексическая работа: находить фразеологизмы, называть их роль в языке. | 20.11 | ||
Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний прилагательных. | Анализировать правописание падежных окончаний прилагательных. Актуализация знаний: определять состав слова и части речи; части речи и члены предложения; выполнять фонетический анализ слов. Выполнять морфологический разбор прилагательных. Характеризовать окончание как грамматический показатель. Решение орфографических задач: объяснять написание безударных окончаний прилагательных. | 21.11 | ||
Роль прилагательных в речи. Лексическая и грамматическая связь между существительным и прилагательным. | Определять согласование прилагательного с существительным. Актуализация знаний: подбирать однокоренные слова, определять части речи, выполнять их разбор. Определять правописание безударных окончаний прилагательных. Работа с текстом: написать эссе на основе данного текста и собственной информированности. | 24.11 | ||
Сочинение-рассуждение. Написание эссе на основе данного текста и собственной информированности. «М.Ю. Лермонтов – гордость российского народа» | Актуализация знаний: выполнять разбор слов по составу, объяснять способы словообразования. Лексическая работа: объяснять значение слова через словообразование. Заполнение адреса на конверте. Определять окончания у прилагательных мужского, женского, среднего рода в Р.п. Характеризовать роль имен прилагательных и существительных в предложении. Лексическая работа: анализировать смысл пословиц, синонимы, многозначность, переносное значение слов. | 25.11 | ||
Анализ и редактирование сочинения. Окончание у прилагательных м., ж., ср. рода в Р.п. | Определять грамматические признаки прилагательного. Называть особенности склонения прилагательных мужского и среднего рода. | 26.11 | ||
Правописание безударных окончаний прилагательных мужского рода в Т.п. и П.п. | Объяснять роль прилагательных в тексте. Сравнивать текст-описание и текст-повествование; использовать прием олицетворения. Актуализация знаний: объяснять орфограммы в корне и окончании, находить однородные члены предложения, объяснять расстановку знаков препинания при них, определять состав слова, характеризовать грамматические признаки существительного, прилагательного и глагола. | 27.11 | ||
Особенности склонения прилагательных женского рода. В.п. и Т.п. | Работать с текстом: анализировать описание в научном и художественном стиле. Определять роль прилагательных в речи. Текст-повествование: называть роль глаголов в речи. Актуализация знаний: определять части речи и члены предложения, разбирать предложения. | 28.11 | ||
2 триместр | ||||
Правописание безударных окончаний прилагательных (Р.п., Т.п. мужского рода; В.п., Т.п. женского рода.) | Работать с текстом: художественное и научное описание; сравнительное описание; тема каждой части. Составлять научное описание на основе проанализированных текстов. Актуализация знаний: решать орфографические задачи (непроизносимые согласные, словарные слова); использовать алфавит. | 01.12 | ||
Сочинение – описание. «Роза и гвоздика» | Решать орфографические задачи в сочетании с лексической работой. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов. Объяснять написание о-е после шипящих и ц в окончании имен существительных и прилагательных. | 02.12 | ||
Анализ и редактирование текста сочинения. О-е после шипящих и ц в окончании существительных и прилагательных . | Объяснять написание о-е после шипящих и ц в окончании имен существительных и прилагательных. Работать с текстом: строить связное устное высказывание; обоснованное и необоснованное употребление стилистического приема «повтор»; лишние слова; синонимы. | 03.12 | ||
О–е после шипящих и ц в окончании прилагательных. Прилагательные-паронимы, лексическая сочетаемость. | Внимательно и правильно списать текст. Выполнить задания. | 04.12 | ||
Повтор как средство художественной выразительности. | Проанализировать допущенные ошибки. Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов. | 05.12 | ||
Субстантивация (переход прилагательных в существительные) | Объяснять и использовать знаки препинания как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: решать орфографические задачи (составлять таблицу орфограмм), разбирать предложения по членам и по частям речи. Использовать повтор как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: выполнять фонетический анализ слов. | 08.12 | ||
Обобщение знаний по теме «Склонение имен прилагательных». | Объяснять и использовать знаки препинания как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: решать орфографические задачи (составлять таблицу орфограмм), разбирать предложения по членам и по частям речи. Использовать повтор как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: выполнять фонетический анализ слов. | 09.12 | ||
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | Обобщить и систематизировать знания по теме «Склонение имен прилагательных». Выделять грамматические признаки имен прилагательных. | 10.12 | ||
Работа над ошибками. Знаки препинания как средство художественной выразительности. | Применять изученные правила при записи под диктовку. | 11.12 | ||
Местоимение как часть речи. | Проанализировать допущенные ошибки. Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов. | 12.12 | ||
Роль местоимений в речи. Местоимение – член предложения. | Характеризовать местоимение как часть речи. Находить местоимения без различения их разрядов в тексте. | 15.12 | ||
Контрольное списывание по теме «Местоимение». | Лексическая работа: подбирать синонимы. Определять роль местоимений в речи. Определять местоимение – член предложения. Устранять стилистические ошибки, связанные с повтором слов. | 16.12 | ||
Работа над ошибками. Введение понятия «личные местоимения». Исследовательская работа «Местоимение» по теме «Грамматические признаки личных местоимений». | Исследовать грамматические признаки личных местоимений. Обосновать синтаксическую роль личных местоимений. Наблюдать за смысловой и грамматической связью местоимения и существительного, на которое оно указывает. | 17.12 | ||
Промежуточный мониторинг предметных результатов (диктант с грамматическими заданиями). | 18.12 | |||
Работа над ошибками. Нахождение местоимений без различения их разрядов в тексте. | Средства устного общения: инсценировать ситуации, раскрывающие смысл личных местоимений. Рассмотреть анкету как вид текста официально-делового стиля. Заполнить анкету. | 19.12 | ||
Взаимосвязь личных местоимений и глаголов настоящего времени. | Употреблять местоимения в речи. Развитие устной речи: инсценирование. Определять синтаксическую роль личных местоимений. Актуализация знаний: называть грамматические признаки глагола, определять грамматическую связь существительного с прилагательным. Лексическая работа: объяснять переносное значение слов. Анализировать ошибки, связанные с употреблением местоимений. | 22.12 | ||
Употребления местоимений в речи. | Называть грамматические признаки личных местоимений. Определять синтаксическую роль личных местоимений. Актуализация знаний: находить окончания глаголов, выполнять фонетический разбор слов. Исправлять ошибки, связанные с употреблением местоимений. | 23.12 | ||
Грамматические признаки личных местоимений. Синтаксическая роль личных местоимений. | Называть грамматические признаки личных местоимений. Определять синтаксическую роль личных местоимений. Преобразовывать текст в связи с заменой лица рассказчика. Актуализация знаний: разбирать по членам предложения, разбирать слова как части речи. | 24.12 | ||
Синтаксическая роль личных местоимений. | Применять изученные правила при выполнении работы. | 25.12 | ||
Склонение личных местоимений (анализ таблиц на с. 141). | Проанализировать допущенные ошибки. Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов. | 26.12 | ||
Местоимение. Обобщающий урок. | Обобщить и систематизировать знания по теме «Склонение личных местоимений». Работать с текстом инструкции. Выделять особенности склонения личных местоимений. | 29.12 | ||
Сочинение по картине Ф. Решетникова «Опять двойка» | Составлять текст на основе сравнительного анализа репродукций картин. Характеризовать текст-описание, текст-повествование. Подбирать наиболее употребимые части речи и лексику в создании текстов различных типов. Объяснять роль глагола в речи. | 12.01 | ||
Анализ и редактирование текста сочинения. Правописание предлогов с личными местоимениями. | Проанализировать допущенные ошибки. | 13.01 | ||
Особенности склонения личных местоимений. | Анализировать склонение личных местоимений. Выделять орфограммы, связанные со склонением личных местоимений. | 14.01 | ||
Синтаксическая роль личных местоимений. Употребление множественного числа в значении единственного. | Объяснять правописание предлогов с личными местоимениями. Анализировать особенности склонения личных местоимений 3 лица. Характеризовать написание начальной буквы Н у местоимений после некоторых предлогов. | 15.01 | ||
Работа с текстом: преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика. | Текст, работать с текстом. | 16.01 | ||
Обобщение знаний по теме. Тестирование по теме «Склонение личных местоимений». Работа с текстом инструкции. | Определять особенности склонения личных местоимений (продолжение темы). Определять синтаксическую роль личных местоимений. Употреблять множественное число в значении единственного. Средства устного общения: инсценировать речевую ситуацию. Выделять грамматическую связь глагола с личным местоимением; орфоэпические нормы; орфографические нормы написания личных местоимений. | 19.01 | ||
Глагол как часть речи, грамматические признаки. | Продолжать изучение темы. Решать орфографические задачи (составление таблицы). Лексическая работа: определять многозначность слова. Обосновывать грамматическую связь глагола с личным местоимением. Работать с текстом: преобразовывать текст в связи с заменой лица рассказчика. | 20.01 | ||
Роль глагола в речи, в предложении. | Работать с текстом: преобразовывать текст в связи с заменой лица рассказчика. Актуализация знаний: находить обращение, давать характеристику предложений. | 21.01 | ||
Постоянные и непостоянные признаки глагола. Введение понятия «вид глагола». Словарный диктант. | Обобщить и систематизировать знания по теме «Склонение личных местоимений». Работать с текстом инструкции. Выделять особенности склонения личных местоимений. | 22.01 | ||
Работа над ошибками. Вид глагола. | 23.01 | |||
Текст – рассуждение. Анализ текста- описания исследования. Этапы исследования. Исследовательская работа «Орфография» по теме «Почему дети допускают много орфографических ошибок» . | Составлять текст на основе сравнительного анализа репродукций картин. Характеризовать текст-описание, текст-повествование. Подбирать наиболее употребимые части речи и лексику в создании текстов различных типов. Объяснять роль глагола в речи. Характеризовать глагол как часть речи, называть грамматические признаки глагола. Определять начальную, неопределенную формы. Различать глаголы по вопросу: что делать? что сделать? | 26.01 | ||
Вид глагола. Образование глаголов совершенного и несовершенного вида. | Характеризовать текст-описание, текст-повествование. Подбирать наиболее употребимые части речи и лексику в создании текстов различных типов. Объяснять роль глагола в речи. Актуализация знаний: определять состав слова, находить однокоренные слова. Решать орфографические задачи при создании собственных текстов; объяснять написание проверяемого безударного гласного в корне. | 27.01 | ||
Обучающее изложение. «Корректор» | Характеризовать роль глагола в речи, роль глагола в предложении. Обобщить знания о грамматических признаках глагола: время глагола; отличать грамматические признаки глаголов прошедшего времени (число, род) от глаголов настоящего времени (число, нет показателя рода, другие окончания); отличать неопределенную форму глагола от других грамматических форм. Исследовать признаки грамматической формы «вид глагола». Знакомство с понятием «вид глагола». | 28.01 | ||
Анализ и редактирование текста изложения. Обобщение темы «Вид глагола». Понятие «глагольный суффикс»; разбор по составу неопределенной формы глагола. | Определять вид глагола. Называть постоянные и непостоянные признаки глагола. Объяснять влияние вида на образование временных форм глагола. Определять вид глагола. Оформлять данные в таблицу. | 29.01 | ||
Прошедшее время глагола. Грамматические признаки глаголов прошедшего времени. | Анализировать текст – описание исследования. Определять этапы исследования. Характеризовать текст-рассуждение. Выделять правила оформления цитаты. Определять будущее время глагола: простое и сложное. Отличать простое будущее время от настоящего времени. Характеризовать возвратные глаголы. Определять -СЯ как показатель возвратных глаголов. Называть вид глагола. | 30.01 | ||
Правило написания суффикса у глагола в форме прошедшего времени перед суффиксом –л- | Образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида. Анализировать случаи образования вида глагола от разных основ (литературные нормы, например: брать – взять). Сравнивать с похожими случаями образования другой грамматической формы у существительных и местоимений. Объяснять смыслоразличительную функцию ударения. | 02.02 | ||
Образование глаголов прошедшего времени . | Текст, работать с текстом. Написать изложение. Определять вид, время глагола. Характеризовать способы образования видовых пар. | 03.02 | ||
Наблюдение над правописанием Ь в возвратных глаголах. | Определять прошедшее время глагола. Выделять грамматические признаки глаголов прошедшего времени. Объяснять правописание безударных окончаний глаголов прошедшего времени (составить таблицу и вывести правило). Актуализация знаний: определять члены предложения, однородные члены, однокоренные слова, состав слова, разбирать слова по составу. Вывести правило написания суффикса у глагола в форме прошедшего времени перед -Л-. | 04.02 | ||
Контрольный диктант по теме «Глагол» | Определять правописание глагольных суффиксов перед суффиксом -Л-. Образовывать формы прошедшего времени с суффиксом -Л- и без него. Определять связь грамматических форм у слов, выполняющих роль подлежащего и сказуемого. Разбирать глаголы прошедшего времени по составу: выделять глагольный суффикс. Решение орфографических задач (составить таблицу пропущенных орфограмм гласных). Определять стилистические особенности художественного и научно-популярного стиля. | 05.02 | ||
Работа над ошибками. Возвратные глаголы. Правило написания глаголов на ТЬСЯ, ТСЯ | Анализировать образование глаголов прошедшего времени мужского рода. Разбирать глаголы прошедшего времени. Лексическая работа: находить синонимы, толковать лексическое значение слова, объяснять лексическую сочетаемость слов. | 06.02 | ||
Правописание возвратных глаголов | Решение орфографических задач: самостоятельно составлять задания к орфограммам; правописание суффиксов -ЕК-, -ИК-. Наблюдение над правописанием Ь в возвратных глаголах. Работать с текстом изложения. | 09.02 | ||
Глагол и отглагольное существительное. Составление текста на основе репродукции. Восстановление деформированного текста. | Применять изученные правила при записи под диктовку. | 10.02 | ||
Взаимосвязь личных местоимений и глаголов настоящего и будущего времени. | Проанализировать допущенные ошибки. Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов. | 11.02 | ||
Изменение глагола по лицам. Орфограмма в личных окончаниях глагола. | Характеризовать грамматические признаки глагола. Находить возвратные глаголы. Наблюдать за орфограммой «Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов в неопределенной форме и в форме настоящего и будущего времени. Вывести правило написания глаголов на - ТЬСЯ, -ТСЯ. | 12.02 | ||
Сложные предложения и предложения с однородными членами. Знаки препинания с союзом «и». | Лексическая работа: выделять значение контекста, использовать омонимы, синонимы. Актуализация знаний: определять части речи, называть грамматические признаки глагола, определять состав слова, однокоренные слова, выполнять фонетический разбор, объяснять обозначение звуков на письме. Развитие средств устного общения: инсценирование. | 13.02 | ||
Сравнение форм глагола в формах настоящего, будущего и прошедшего времени. | Распознавать глагол и отглагольное существительное: особенности управления в русском языке. Составлять текст на основе сравнительного анализа репродукций картин. Анализировать изобразительные средства в живописи и языке. Восстанавливать деформированный текст, использовать эпитеты. | 16.02 | ||
Сочинение. «Учитель и ученик». | Актуализация знаний: определять части речи, характеризовать глагол (неопределенная форма, прошедшее время, настоящее и будущее время, возвратные глаголы), определять прилагательные, перешедшие в существительные (субстантивированные). Решение орфографических задач: обосновывать разные изученные орфограммы, в т.ч. написание -ТЬСЯ, -ТСЯ. | 17.02 | ||
Анализ и редактирование текста сочинения. Правописание Ь после шипящих в разных частях речи. | Восстанавливать деформированные связные предложения. Называть окончание как грамматический показатель признаков глагола. Определять связь форм глагола в настоящем и будущем времени с личными местоимениями. Изменять глаголы по лицам. Объяснять орфограмму в личных окончаниях глагола. Работать с изученными орфограммами. | 18.02 | ||
Правописание Ь в окончании глагола 2 лица единственного числа | Определять грамматические признаки глагола. Работать с изученными орфограммами (безударные окончания существительных и прилагательных).Лексическая работа: использовать изобразительные средства языка. Различать сложные предложения и предложения с однородными членами. Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с союзом «и». Соблюдать орфоэпические нормы. Находить глаголы, не имеющие формы 1-го лица. | 19.02 | ||
Правописание Ь в окончании возвратных глаголов 2 лица единственного числа. Чередование согласных в корне при изменении глагола по лицам и числам. | Определять лицо глаголов и другие грамматические признаки. Сравнивать форму глагола в формах настоящего, будущего и прошедшего времени. Работать с текстом: определять тему, заголовок, составлять план. Преобразовать текст, записать его части. | 20.02 | ||
Гласные Е, И в личных окончаниях глаголов. | Актуализация знаний: объяснять правописание Ь после шипящих в различных частях речи. Анализировать языковой материал: Ь после шипящих в глаголе. Определять грамматические формы глагола. Обосновать правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. | 24.02 | ||
Введение понятия спряжение. Окончания глаголов I и II спряжения. Контрольный словарный диктант. | Обосновать правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. Работать с текстом: определять средства связи частей текста, составлять план; составлять текст-рассуждение (устное или письменное). | 25.02 | ||
Работа над ошибками. Спряжение глагола. Определение спряжения в глаголах с ударным личным окончанием. | Объяснять правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. Объяснять чередование согласных в корне при изменении глагола по лицам и числам. | 26.02 | ||
Правописание безударных личных окончаний глагола | Работать с текстом: исследовать, выделять этапы исследования. Закрепление темы «Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа». | 27.02 | ||
3 триместр | ||||
Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы-исключения. | Анализ языкового материала: подбирать личные формы глагола к видовым парам в неопределенной форме. Объяснять понятие «спряжение». Использовать орфограмму «Безударный гласный в личном окончании глагола». Определять окончания глаголов I и II спряжения. | 02.03 | ||
Глаголы-исключения. Спряжение глаголов-исключений. | Выявление соответствия личной формы глагола и личного местоимения. Определять форму, спряжение глагола. Определять спряжение при ударном личном окончании. Сравнение понятий «склонение» и «спряжение». Определять личные окончания глаголов I и II спряжения. | 03.03 | ||
Освоение алгоритма определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием. | Определять спряжение глаголов при ударных личных окончаниях. Сделать вывод о соответствии грамматических форм глагола и существительного или местоимения. Объяснять правописание безударных личных окончаний глагола. Актуализация знаний: находить грамматические признаки глагола, выполнять звуко-буквенный анализ слов, фонетический анализ слов. Лексическая работа: объяснять лексическое значение слова. | 04.03 | ||
Способы запоминания глаголов-исключений. | Определять спряжение глагола с безударным личным окончанием (по неопределенной форме). Запоминать глаголы-исключения. Определять спряжение глаголов-исключений. Объяснять правописание безударных личных окончаний глагола. Работать с текстом: сравнивать понятия «план» и «распорядок дня»; составлять распорядок дня. Актуализация знаний: определять состав слова, находить суффикс, окончание. | 05.03 | ||
Развитие речи текст, роль интонации. Сравнительный анализ репродукций | Осваивать алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием; способы запоминания глаголов-исключений. | 06.03 | ||
Порядок действий при определении спряжения. | Называть грамматические признаки глагола. Определять спряжение глагола и характеризовать способы его определения (по ударному окончанию, по инфинитиву). Работать с текстом: анализировать содержание; объяснять лексическое значение слова, точность как критерий при выборе слова, синонимы; написать продолжение рассказа. | 09.03 | ||
Алгоритм определения спряжения глагола. | Работать со словарем эпитетов. Развитие речи: анализировать текст; роль интонации, интонация как изобразительное средство. Сравнительный анализ репродукций картин. Выделять изобразительные средства в живописи и языке. Находить наречия, определять их разряды. Определять глагол и его называть его грамматические признаки. | 10.03 | ||
Обобщение. Тестирование по теме «Спряжение глагола». | Выполнять порядок действий при определении спряжения. Обосновывать правописание безударных личных окончаний глагола. Лексическая работа: толковать лексическое значение устойчивых выражений (фразеологизмов). Работать с изученными орфограммами. | 11.03. | ||
Введение понятия «орфограмма безударного гласного в личном окончании глагола». | Использовать алгоритм определения спряжения глагола. Определять роль спряжения в правописании безударных личных окончаний. Лексическая работа: объяснять значение устойчивых выражений, историю появления в языке. Работать с текстами пословиц. | 12.03 | ||
Глаголы-исключения. Рассуждение: сравнение текстов по стилю. | Работать над изучаемой орфограммой. Использовать алгоритм определения спряжения глагола. Нахождение изученных орфограмм. | 13.03 | ||
Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы-исключения. | Использовать алгоритм выбора безударного гласного в личном окончании глагола. Выполнять сравнительный анализ текстов: стиль текста, синонимы, точный выбор слова, лексическое значение слова, лексическая сочетаемость. | 16.03 | ||
Грамматические признаки глагола. | Решать орфографические задачи (правописание безударных личных окончаний у глагола, существительного, прилагательного). Актуализация знаний: разбирать предложения по членам; определять связи слов по грамматическим признакам. | 17.03 | ||
Окончание как грамматический показатель глагола. | Письмо по памяти. Лексическая работа: определять лексическое значение слов, лексическую сочетаемость. Актуализация знаний: выполнять звуко-буквенный анализ, подбирать однокоренные слова. Решение орфографических задач: правописание словарных слов. | 18.03 | ||
Способы образования глаголов. | Объяснять правописание безударных личных окончаний глагола. Находить глаголы-исключения. Выделять грамматические признаки глагола. Актуализация знаний: выполнять фонетический разбор, определять главные члены предложения. Работать с изученными орфограммами. | 19.03 | ||
Проверь себя: восстановление текста, преобразование форм глагола, определение спряжения. | Объяснять правописание безударных личных окончаний глагола. Лексическая работа: определять признаки старой речи, устаревшие слова. Актуализация знаний: определять части речи и выделять члены предложения, называть грамматические признаки глаголов, существительных; многозначность в языке. | 20.03 | ||
Работа с изученными орфограммами. Повторение. Обращение. | Применять изученные правила при записи под диктовку. | 01.04 | ||
Паронимы. Повторение. Обособление обращений. | Проанализировать допущенные ошибки. Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов. | 02.04 | ||
Работа по анализу написанного текста; статья как литературный жанр; анализ смысла афоризмов. Информационный проект. Создание буклета «Крылатые слова и выражения» Повторение. Грамматические признаки имени существительного. | Объяснять правописание безударных личных окончаний глагола. Называть глаголы-исключения. Характеризовать способы образования глаголов. Определять чередование согласных в глаголах. Актуализация знаний: определять спряжение глагола; делать фонетический анализ слов. | 03.04 | ||
Введение понятий «простое предложение», «сложное предложение». Защита проекта «Крылатые слова и выражения» Повторение. Склонение имен существительных | Выводить понятия «простое предложение», «сложное предложение» в ходе самостоятельных лингвистических действий. Актуализация знаний: характеризовать предложения с одной основой, определять члены предложения и части речи, выполнять синтаксический разбор простого предложения, находить однородные члены предложения и объяснять знаки препинания при них; определять грамматические признаки глагола. | 06.04 | ||
Союзная и бессоюзная связь в простом и сложном предложении. Повторение. Грамматические признаки прилагательного. | Определять союзную и бессоюзную связь в простом и сложном предложении. Актуализация знаний: характеризовать предложения с одной основой, определять члены предложения и части речи, выполнять синтаксический разбор простого предложения, находить однородные члены предложения и объяснять знаки препинания при них; определять грамматические признаки глагола. | 07.04 | ||
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний глагола» | Восстанавливать предложения, определять лексическое значение слов, толковать переносное значение слова и определять лексическую сочетаемость. Работать с изученными орфограммами, выполнять пунктуационный анализ. | 08.04 | ||
Работа над ошибками. Восстановление предложений, лексическое значение слова, переносное значение слова и лексическая сочетаемость. Повторение. Правописание безударных окончаний прилагательных | Работать с текстом: восстанавливать деформированный текст; выполнять пунктуационный и морфологический анализ. Актуализация знаний: выполнять звуко-буквенный анализ, называть грамматические признаки глагола; разбирать слова по составу. Работать с текстом: описание исследования, его этапы; стиль и тип текста. | 09.04 | ||
Восстановление деформированного текста; пунктуационный и морфологический анализ. Повторение. Местоимение как часть речи. | Различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения. Определять типы связи в сложном предложении. Выполнять пунктуационный анализ. Актуализация знаний: определять члены предложения, части речи, называть грамматические признаки существительных, разбирать слова по составу, выполнять фонетический анализ. | 10.04 | ||
Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Повторение. Склонение личных местоимений. | Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложные предложения». Актуализация знаний: определять части речи, члены предложения. Работать по изложению текста: выделить основную мысль, использовать изобразительные средства. | 13.04 | ||
Сочинение – рассуждение. «Что нужно, чтобы быть хорошим художником или музыкантом?» | Называть отличительные особенности разных типов текста. Составить текст-рассуждение. | 14.04 | ||
Анализ и редактирование текста сочинения. Типы связи в сложном предложении. Повторение. Глагол как часть речи. | Проанализировать допущенные ошибки. | 15.04 | ||
Тестирование по теме «Сложное предложение» Повторение. Глаголы-исключения. | 16.04 | |||
Роль в речи наречий, их синтаксическая роль, грамматические признаки. Образование наречий. Разбор наречий по составу. Информационный проект «Музей наречий» Повторение. Правописание безударных личных окончаний глагола. | Определять роль в речи наречий, их синтаксическую роль, грамматические признаки. Анализировать образование наречий. Разбирать наречия по составу. Актуализация знаний: находить основу предложения, второстепенные члены, определять части речи, характеризовать неизменяемые слова; разбирать по составу несклоняемые существительные. | 17.04 | ||
Отличие наречий (вечером, утром…) от существительных в Т.п. Повторение. Прошедшее время глагола. | Устанавливать связи слов в предложении. Работать с текстом: определять жанр произведений. Решать орфографические задачи. Актуализация знаний: определять члены предложения, части речи, состав слова. | 20.04 | ||
Анализ словосочетаний «гагол +наречие», «прилагательное +наречие». Повторение. Способы образования глаголов. | Решать орфографические задачи: определять орфограммы наречий. Лексическая работа: фразеологизмы-синонимы, лексическая сочетаемость слов, многозначность слов, антонимы. Актуализация знаний: давать характеристику предложений. | 21.04 | ||
Мониторинговые исследования качества начального образования. | Обозначить группы наречий по значению. Работать с репродукциями картин: использовать в высказываниях наречия. | 22.04 | ||
Группы наречий по значению. Повторение. Простое предложение | Обобщить знания по теме. Развивать средства устного общения: инсценирование с добавлением наречий. Лексическая работа: синонимы, фразеологизмы-синонимы. Редактировать текст. | 23.04 | ||
Развитие средств устного общения: инсценирование с добавлением наречий. Повторение. Сложное предложение. | Применять изученные правила при записи под диктовку. | 24.04 | ||
Приставочно-суффиксальный способ словообразования (в частности, наречий). Повторение. Наречие. | Объяснять написание. Актуализация знаний: выполнять фонетический и морфологический анализ слов. | 27.04 | ||
Мониторинг предметных образовательных результатов. Диктант с грамматическим заданием. | Написать орфографический диктант и выполнить грамматические задания. | 28.04 | ||
Работа над ошибками. Разряды наречий по значению. Способы образования наречий. Правописание наречий, образованных от прилагательных. Синтаксическая роль наречий. Повторение. Разбор наречий по составу. | Проанализировать допущенные ошибки. Характеризовать наречие как неизменяемую часть речи. Анализировать переход существительных в форме Т.п. в наречия. Приставочно-суффиксальный способ словообразования (в частности, наречий). Образовывать наречия от существительных приставочно-суффиксальным способом. Образовывать наречия от прилагательных суффиксальным способом. Актуализация знаний: определять члены предложения, части речи. | 29.04 | ||
Роль наречий в речи. Повторение. Состав слова. | Определять разряды наречий по значению. Объяснять способы образования наречий. Отличать наречия от существительных в форме Т.п. Объяснять правописание наречий, образованных от прилагательных. Называть синтаксическую роль наречий. Решать орфографические задачи: правописание -О, -Е после шипящих в существительных, прилагательных и наречиях; работать с изученными орфограммами. | 30.04 | ||
Второстепенный член предложения – обстоятельство, правописание суффиксов –а-, -о- в наречиях. Повторение. Секреты общения. | Анализировать роль наречий в речи, инсценирование; преобразовывать прилагательные в наречия. Лексическая работа: подбирать слова для характеристики человека, синонимия слова и фразеологизма, работать со справочником эпитетов. Актуализация знаний: подбирать однокоренные слова, определять состав слова. Промежуточное обобщение знаний. | 04.05 | ||
Наречие (обобщение знаний). Глагол и наречие. Тестирование по теме «Наречие» | Определять второстепенный член предложения – обстоятельство; правописание суффиксов -а-, -о- в наречиях. Работать с текстом: составлять рассказ по картине. Актуализация знаний: определять части речи, грамматические признаки частей речи, объяснять правописание падежных окончаний; однокоренные слова, состав слова. | 05.05 | ||
Разряды наречий по значению. Правописание наречий. Повторение. Словообразование существительных. | Обобщить знания по теме: «Наречие». Анализировать глаголы и наречия. Актуализация знаний: определять тип предложения, выделять грамматические признаки глагола, объяснять правописание глаголов. | 06.05 | ||
Обобщение знаний по теме «Наречие» Защита проекта «Музей наречий» Повторение. Словообразование прилагательных. | Определять разряды наречий по значению. Объяснять орфограммы в наречиях. Работать с текстом: определять тип текста, текст-повествование. Актуализация знаний: называть второстепенные члены предложения – обстоятельства, дополнения. Работать с изученными орфограммами. | 07.05 | ||
Контрольное изложение. «Детство Пушкина» | Работать с текстом. Написать изложение. | 08.05 | ||
Работа над ошибками. Итоговое повторение: обращение. | Проанализировать допущенные ошибки. | 11.05 | ||
Итоговое повторение: имя существительное. | Актуализация знаний: определять части речи, грамматические признаки частей речи, объяснять правописание падежных окончаний, однокоренные слова, состав слова. | 12.05 | ||
Итоговое повторение: склонение имен существительных. | Лексическая работа: выделять значение контекста, использовать антонимы, синонимы. Актуализация знаний: определять части речи, называть грамматические признаки слов. | 13.05 | ||
Итоговое повторение: глагол. Контрольный словарный диктант. | Находить многозначные слова, определять грамматические признаки слов с одинаковыми окончаниями. | 14.05 | ||
Работа над ошибками. Итоговое повторение: грамматические признаки глагола. | Проанализировать допущенные ошибки, повторить орфограммы | 15.05 | ||
Итоговое повторение: местоимение. | Актуализация знаний: определять части речи, грамматические признаки частей речи | 18.05 | ||
Итоговое повторение: наречие. | Проанализировать допущенные ошибки. | 19.05 | ||
Итоговое повторение: словообразование. | Называть отличительные особенности разных типов текста. Составить текст-повествование. | 20.05 | ||
Итоговое повторение: состав слова. | Актуализация знаний: состав слова | 21.05 | ||
Защита информационно-исследовательского проекта «Банк орфографических правил» по теме «Секреты русского языка» | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. | 22.05 |
Информационно – методическое обеспечение
Учебно-методический комплект (УМК) Нечаева Н.В. «Русский язык»
Литература для учителя
1.Контрольные работы по системе Л.В.Занкова. 2-е полугодие / Сост. С.Г.Яковлева. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
2. Методические рекомендации к курсу «Русский язык», Нечаева Н.В. 4 кл.Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013
3.Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. –
Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012
4.ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован
МинЮст №17785 от 22.12.2009
5.: Учебник для 4 кл в 2ч..: Самара:Издательство «Учебная литература»: Издательский дом«Федоров», 2014
6. Нечаева Н.В.. Рабочие тетради по русскому языку. 4 класс: В 2 ч. – Издательский дом «Федоров», 2014.
Литература для учащихся
1. Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 4 кл в 2ч..: Самара:Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014
2. Нечаева Н.В.. Рабочие тетради по русскому языку. 4 класс: В 2 ч. – Издательский дом «Федоров», 2014.
Адреса электронных ресурсов
http://for-schoolboy.ru/ Большая Энциклопедия Школьника
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия
http://peskarlib.ru/Детская библиотека им. А.П.Гайдара
http://www.cofe.ru/read-ka/ Детский сказочный журнал «Почитай-ка»
http://www.zoltec.org.ua / Малая детская энциклопедия
http://www.zankov.ru/contacts/ Занковский сайт
http://lukoshko.net/ Электронная книга Лукошко.
http://megabook.ru/ Энциклопедия Кирилла и Мефодия
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.rusolymp.ru Всероссийская олимпиада школьников
http://slovari.gramota.ru Словари русского языка на портале «Грамота.ру»
Техническое обеспечение.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Интерактивное устройство.
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор
- Многофункциональное устройство (МФУ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в неделю. Тематичес...
Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данная рабочая программа составлена на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. Программа предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в не...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (учебник Нечаевой Н.В.)
Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного пре...
Рабочая программа по математике для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (учебник Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н.)
Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного пре...
Рабочая программа по курсу "Математика" 4 класс. Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Рабочая программа включает в себя подробную пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с указанием тем уроков, количества часов, элементов содержания, предметных и метапредметных УУД,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР РАЗРАБОТАННА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЗАНКОВА Л.В. 2 КЛ
НАСТОЯЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАННА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЗАНКОВА Л.В....
Урок русского языка во 2 классе "Правописание парных согласных в корне слова" по системе развивающего обучения Л.В.Занкова (учебник "Русский язык" Н.В. Нечаевой)
Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебно-познавательной деятельности по закреплению правописания парных согласных в корне слова.В ходе урока обучающиес...