Технологическая карта
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Одушвлённое и неодушевлённые имена существительные

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ» с.Объячево

Прилузский район Республика Коми

Технологическая карта

 по русскому языку

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

4 класс

Выполнила учитель начальных классов

Туркова Лидия Акиндиновна

2014 год


Технологическая карта урока русского языка

Предмет:

Русский язык

Класс, 4

Тема урока:

 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Тип урока:

Комбинированный урок

Систематизировать ранее изученное о существительном;

дать понятие одушевлённос
и и неоду
евлённо
ти имён существительных; формировать умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель:

Планируемые образовательные результаты:

- Предметные

Знать морфологические признаки существительных, их синтаксическую роль в предложении;

знать основные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными, уметь их распознавать.

Способность извлекать и
формацию из различных источников, находить, преобразовывать и передавать информацию.

Коррекция нарушений развития ребенка-

- Метапредметные (УУД

Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно- следственные связи между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными.

               - Личностные

Стремление к речевому самосовершенствованию.

 Развитие творческих способностей

Грамматические категории, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Презентация к уроку

www.uroki.net www.zavuch. Info.

     

наблюдения над языком, эвристический метод, беседа

Основные понятия и термины

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

Методы обучения

Организационная структура урока

Этапы урока.

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Познавательные: выполняют  учебно - познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие и вступительное слово.

Слушают и участвуют в диалоге.

2. Актуализация и пробное учебное действие

- Что вы знаете об имени существительном?

-   К какому разделу русского языка относится имя существительное?

- Найдите имя существительное в отрывке:

«Ручеек жалобно роптал, что лес, закрывшись от него и ясное небо, и далекие окрестности, не пропускают ни  ясного луча солнца, ни шаловливого ветерка».

- Зачем автор так много использует существительных?

-  Что он хочет этим сказать нам?

Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины.

3.Выявление места и причины затруднения.

Физкультминутка

Обсуждение результатов предыдущего этапа.

Слайд№3.

-   Проверяем знания об имени существительном. Продолжите предложение: Имя существительное – это…

- Отвечает на вопросы ….

- Изменяется…..

- К 1 склонению относятся существительные…

- Ко 2 склонению….

- К 3 склонению..

- В предложении имена существительные являются…

Обдумывают ответы и высказывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем делают выводы.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний;

Личностные: осознают трудности и стараются их преодолеть, проявляют способность к самооценке.

Коммуникативные:

Задают вопр
сы с цель
получения необходимой для решения проблемы информации.

4.Целеполагание

Беседа, обсуждение результатов наблюдения.

-Обратите внимание на предметы, изображённые на картинках.

- Назовите их.

-  К какой части речи они относятся?

- На какие вопросы отвечают?  Распределите их на две группы.

-  Почему к одним существительным мы задаём вопрос КТО? А к другим –ЧТО?

- О чём пойдёт речь на уроке?-

-  Чему мы должны научиться?

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Соотносят поставл
нные задачи с текстами, зна
омятся с материалом. Выделяют главное и устанавливают пр
чинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.

Личностные: адекватно рассуждают о причинах своего успеха, связывая успехи с трудолюбием.

Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану.

5.Творческая практическая деятельность

- Что значит одушевлённый?

- Что значит неодушевлённый?

Слайд №6 (вывод)

- Послушайте сказку Л.Успенского, которая содержит в себе подсказку.

- Всегда ли легко определить одушевлённые и неодушевлённые существительные?

- Давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав.

- Просклоняем слова по падежам и числам (учащимся раздать таблицы).

- Приведите свои примеры. НОРКА.(зверёк, жилище зверька) ЛИСИЧКИ(зверь, грибы)

- Просклонять эти существительные.

-  Есть ли разница в окончаниях при склонении?

- В. п у них не совпадает.

- Вывод: Разграничение на одушевлённые и неодушевлённые зависит от лексического значения. - У одушевленных совпадают окончания родительного и винительного падежа, а у неодушевлённых – именительного и винительного.

Вопросы для эвристической беседы и закрепления изученного.

-  Привести свои примеры одушевлённых и неодушевлённых существительных.

-  При изменении по падежам в чём будет различие?

- Одушевлённость и неодушевлённость – это постоянный или непостоянный признак существительного?

- Сделайте вывод.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем делают выводы о способах различия одушевлённых и неодушевлённых существительных в трудных случаях.

Познавательные: извлекают нужную информацию из объяснения учителя и из учебника.

Личностные: приобретают новые знания и совершенствуют их.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают ошибки и стараются их исправить, используют решение задач с помощью правила.

Коммуникативные: с помощью учителя осуществляют учебную деятельность, задают вопросы для уточнения работы.

6. Первичное закрепление с комментированием

Выполняют упражнения и отвечают на вопросы.

Работа по экрану .Слайд №*

Слайд № 10

Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные: осваивают новые виды действия, участвуют в творческом процессе.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполняют упражнения учебника и по карточкам с усложнением задания.

Отрывок из Чуковского К.(на экране)

 - Найти одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Выполняют упражнения 485,486,

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, работают по плану.

Коммуникативные:  высказывают и обосновывают свою точку зрения.

8.Включение в систему знаний и повторений.

Вопросы для повторения:

- Какие существительные относятся к одушевлённым?

-  К неодушевлённым? - Какое надо знать правило при определении одушевлённых и неодушевлённых существительных?

Отвечают на вопросы и вместе с учителем подводят итог усвоения материала.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Личностные: понимают, в чём значение знаний.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки и объясняют их.

9.Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности вы почувствовали при выполнении работы?

- Дайте оценку вашей работе и уроку при помощи смайликов.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке и дают оценку своей работе.

Записывают домашнее задание.

Познавательные:

Устанавливают взаимосвязь между приобретёнными знаниями и умениями на уроке, навыками исследовательских умений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные». Подготовил : учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №40» г.Саранска Суворова Е.А.

Слайд 2

Цель: Дать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Выработать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных. Повторить средства выразительности.

Слайд 3

I . Тезис. Слово … - имя существительное. Докажем это. II . Доказательства. Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, т.к. к нему можно задать вопрос что? (кто?) Во-вторых, слово … относится к одному из трех родов, а именно к … : (примеры). В-третьих, слово … склоняется, т.е. изменяется по падежам: … . В-четвертых, изменяется по числам: ед.ч.,мн.ч. В-пятых, в словосочетании с прилагательным слово … является главным. В-шестых, в предложении слово … бывает чаще всего подлежащим или дополнением, но может быть и обстоятельством, сказуемым, определением (примеры).

Слайд 4

III . Вывод: Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.

Слайд 6

Одушевленные (живые) – КТО? (дракон, принцесса, кот, король, попугай, мальчик) Неодушевленные (неживые) – ЧТО? (труба, лодка, море, дерево, бочка, солнце, причал)

Слайд 7

Где поставить запятую? Очень-очень странный вид: Речка за окном горит Чей-то дом хвостом виляет Песик из ружья стреляет Мальчик чуть не слопал мышку Кот в очках читает книжку Старый дед влетел в окно Воробей схватил зерно, Да как крикнет, улетая: -Вот что значит запятая! , , , , , , , , , , , , ,

Слайд 8

Неодушевленные (что?) Вид Речка Окно Дом Ружье Очки Книжка Зерно Запятая Хвост Одушевленные (кто?) Песик Мальчик Мышка Кот Дед Воробей

Слайд 9

Показатели одушевленности – неодушевленности: Значение слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет, а неодушевленные – неживой. Вопрос (Кто? Что?). Совпадение падежных окончаний: у одушевленных – В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. у неодушевленных – В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.

Слайд 10

Примеры: а) Р.п. Нет кого? Собак, птиц. В.п. Вижу кого? Собак, птиц. б) И.п. что? Книг и , деревь я . В.п. вижу что? Книг и , деревь я . одуш. неодуш.

Слайд 11

кот плот мн.ч. коты мн.ч. плоты Р.п. нет кого? котов И.п. что? плоты В.п. вижу кого? котов В.п. вижу что? плоты Одуш. имя сущ. Неодуш. имя сущ.

Слайд 12

Олицетворение – речевой оборот, в котором слова, обозначающие свойства и признаки явлений одушевленного мира, применяются в описаниях внешне сходных явлений мира неодушевленного.

Слайд 13

А посуда вперед и вперед По полям, по болотам идет. И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу». И заплакали блюдца: «Не лучше ли вернуться?» И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!» Но блюдо сказало: « Гляди, Кто это там позади?» (К. Чуковский.)

Слайд 14

Одушевленные (кто?) Посуда идет Чайник шепнул Утюг он слушает Блюдца заплакали Корыто зарыдало Блюдо сказало Олицетворение Неодушевленные (что?) Поля Луга

Слайд 15

Бабочка, судак, тюльпан. Дерево, кукла, девочка. Насекомое, животное, расписание. Самолет, машина, летчик. Соловей, песня, певец.

Слайд 16

Вывод: Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? (они живые) Неодушевленные – что? (неживые) 2. Отличие одушевленных от неодушевленных: Одушевленные имена существительные – мн.ч. Р.п. = мн.ч. В.п. Неодушевленные имена существительные – мн.ч. И.п. = мн.ч. В.п. 3. Если предмет совершает действия – одушевленное имя существительное. Если не передвигаются, не едят – неодушевленные имена существительные. 4. В сказках неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных. Такой прием называется олицетворением.

Слайд 17

Домашнее задание: 1) напишите сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных; 2) нарисуйте одушевленные и неодушевленные имена существительные; 3) упражнение № 466.

Слайд 18

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...