Разработка урока по русскому языку по теме "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку на тему "Состав слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_sostav_slova.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – обобщения по теме «Состав слова»
2 класс.
Цели:
Дидактическая –
- развивать и углублять понятия о частях слова;
Развивающая –
- развивать рефлексию, самооценку, фонематический слух, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словом, умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
- учить анализировать, выделяя главное, систематизировать.
- обогащать словарный запас учащихся.
- развивать внимание, мышление.
- побудить к творчеству.
Воспитательная –
- Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.
- Способствовать повышению речевой культуры.
- Воспитывать умение точно употреблять слова в речи.
- способствовать сплочению классного коллектива , осознать ценность совместной деятельности.
- Создание успешности каждого ученика, предупреждение утомляемости детей.
- Задачи:
- Обобщить знания по теме « Состав слова»
Оборудование: учебник русского языка автор Л.Я.Желтовская (УМК «Планета знаний»), карточки с названием команд, рисунки цветов, иллюстрация города, толковые словари, презентация.
Ход урока:
- Организационный момент.
Звучит музыка.
Возьмите за руку того, кто сидит вместе с вами за одной партой. Закройте глаза и молча, пожелайте своему товарищу что – нибудь приятное, доброе, удачи в работе.
Как вы думаете, теперь вам будет легче работать на уроке? Почему?
Девиз нашего урока: «Один за всех и все за одного»
- Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке я вам предлагаю отправиться в город Корнеслов, для того, чтобы определить знатоков русского языка по теме «Состав слова». Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, из каких значимых частей состоят слова?
А почему слова в русском языке называются значимыми? Заглянем для этого в толковые словари. (У каждого на парте заранее приготовлены словари, дети зачитывают значение слова «значимые»)
Сейчас мы разделимся на 3 команды: Приставка, Суффикс, Корень. За каждый правильный ответ команда будет получать жетон, в конце урока мы подсчитаем количество жетонов и определим победителей.
- Релаксация. Внедрение в общеобразовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Закройте глазки, сделайте полный и глубокий вдох, задержите дыхание, представьте круг и медленно выдохните в него воздух 3 раза. Откройте глазки. Вот такой воздушный шар у нас получился. На этом воздушном шаре мы и долетим в город Корнеслов.
Дополнительный материал.
А знаете ли вы, что в 1873 году француз Жозеф Монгольфье вместе со своим братом Этьеном соорудил воздушный шар. Это был лёгкий мешок из полотна и бумаги. К нему подвесили корзину и наполнили мешок горячим дымом. Для пробы в корзину посадили животных: барана, петуха и утку. Они стали первыми воздухоплавателями. Летели они 8 минут и остались живы и здоровы. Только после этого на шаре подниматься стали люди.
(открывается доска на ней сказочный город)
- Каллиграфическая минутка.
На доске записаны слова:
Берёза, малина, горох.
Составьте цепочки букв из непроверяемых гласных. Запишите 1 строчку цепочки в тетрадь.
- Какое из данных слов получило своё название от слова маленький? (малина)
- Что такое малина? Чем полезна эта ягода?
- Как вы понимаете фразу « Не жизнь, а малина», « Малиновый звон».
- Как можно назвать маленькую ягодку малины? Как называется участок земли, где растут кусты малины? (ответы дети записывают в тетрадь)
- Как называются слова, которые мы записали? Докажите. Выделите корень в словах.
- Расскажите, как правильно выделить корень в словах.
- Почему корень слова назвали корнем?
Ученик читает стихотворение «Как растут слова» Е.Измайлов
Как – то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово – корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло.
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном
- Работа по теме урока.
Давайте жителям этой страны сделаем подарок. Прямо в центре города мы разобьём клумбу с цветами.
Задание по командам.
Конкурс «Садовод»
Каждой команде раздаю заготовку цветка и лепестки. В центре цветка записано слово. Детям необходимо приклеить к нему однокоренные слова на лепестках.
Какое слово оказалось лишним? Докажите. ( дети высказывают свои мнения)
На доске вывешиваю аппликации ромашек.
Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвём на лужайке у тихой реки,
Как белые звёзды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадёт с неба звезда.
Следующий конкурс называется «Найди друзей».
Каждый из вас уже подружился с одноклассниками. В городе корнеслов тоже все дружат между собой. Не зря гласит народная мудрость « Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Как вы понимаете эту пословицу?
А какие пословицы о дружбе знаете вы? ( дети заранее должны были приготовить пословицы )
Сейчас вы должны подружить слова между собой и записать в тетрадь как можно больше однокоренных слов за 1 минуту. За каждое правильно подобранное слово команда получает жетон.
( даны слова: ход, боль, соль)
Конкурс «Путаница».
Жители города Корнеслов предлагают нам развлечься. Они перепутали слова в предложениях. Составьте из слов предложения и запишите их в тетрадь.
Зимушка, пришла.
Пушистый, накрыл, деревья, снег.
О чём говорится в предложениях?
Найдите в предложениях слово, в котором 7 звуков, 7 букв, 3 слога, 2 звука согласных звонких. (зимушка)
Выделите в слове зимушка корень и суффикс.
Какое значение имеет этот суффикс?
Назовите слова с таким же суффиксом. ( бабушка, избушка, дедушка…….)
Расскажите всё, что вы знаете о суффиксах.
Разминка для ума.
Как большой дом превратить в маленький? (домик)
Как из топора сделать рукоятку? (топорище)
Работа над развитием речи.
Ребята, давайте порадуем жителей города и составим предложения о зиме.
( дети записывают предложения в тетрадь и затем читают свои предложения всему классу)
Молодцы! Погладьте себя по голове, похвалите себя и назовите своё имя в уменьшительно – ласкательном значении.
Физкульминутка.
Звучит музыка Г. Свиридова «Метель»
Не боимся мы пороши –
Ловим снег.
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!!!
Как много снега намело в городе Корнеслов. Давайте поможем убрать его.
Раздаю каждой команде карточки в виде снежинок. На карточках записано: при, город, за, воз, при, шил, про, ход, по, шёл.
Ребята разделите карточки на две группы.
Какие группы у вас получились? (корни, приставки)
Для чего служит приставка?
Где стоит в слове приставка?
Соберите из частей слова и запишите их в тетрадь, выделив в слове приставку.
А какие приставки вы ещё знаете? Назовите их.
- Обобщение знаний по теме.
Ребята наше путешествие подходит к концу. И нам пора прощаться с жителями города.
У нас остался последний конкурс капитанов.
На доске слова: городок, красивый, перезвон. Рядом со словами схемы разбора этих слов, капитанам необходимо правильно соотнести схему со словом.
За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Аукцион знаний.
Тест.
- Значимая часть слова____________________
- Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов._______________
- Какая часть слова стоит перед корнем?__________________
- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении_____________________
- Найди однокоренные слова и подчеркни их:
Зимой солнце сквозь тучи улыбается. Зимнее солнце, что мачеха: светит, да не греет.
- Подведение итога. Рефлексия. Награждение.
Нам пора возвращаться домой. Давайте поблагодарим за гостеприимство жителей города и вспомним вежливые слова. ( на экране слайд с изображением воздушного шара)
Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки
1.2.3, 4, 5 – в класс вернёмся мы опять.
Подсчитываю количество жетонов у каждой команды.
Дети в это время пишут отзыв об уроке, на заранее приготовленных сердечках. На одной стороне что понравилось, на другой – что не понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"
Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные
Цель урока: создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре, закр...
Разработка урока по русскому языку по теме: "Перенос слов с буквой й в середине слова"
Урок закрепления знаний, на котором дети отрабатывают умение переносить слова с буквой й в середине слова....
Разработка урока по русскому языку , 2 класс, Школа 2100, "Родственные слова, корень слова"
Полная разработка урока, включающая в себя презентацию, раздаточны материал, конспект урока и технологическую карту....
методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Слово в языке и речи. Лексическое значение слова."
конспект урока...
Разработка урока по русскому языку. Тема: "Соотнесение слов - названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи"
Разработка урока для 2 класса...