Разработка урока по русскому языку "Знакомьтесь: другие части слова!"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по русскому языку во 2 классе по программе "Гармония"
- Ознакомить учащихся с новыми частями слова.
- Развивать умения составлять новые слова с помощью приставки и суффикса.
- Воспитывать сознательное отношение к значению слова, выбору его и употреблению в речи в зависимости от темы и основной мысли высказывания.
- Формировать умения и навыка пользоваться словарём.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формирование УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из частей слова дети собрают слова, вставляют их в текст и восстанавливают его. | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок во 2-В классе по программе «Гармония»
Тема: Знакомьтесь: другие части слова!
Задачи урока:
- Ознакомить учащихся с новыми частями слова.
- Развивать умения составлять новые слова с помощью приставки и суффикса.
- Воспитывать сознательное отношение к значению слова, выбору его и употреблению в речи в зависимости от темы и основной мысли высказывания.
- Формировать умения и навыка пользоваться словарём.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формирование УУД
Регулятивные УУД
-Принятие и сохранение учебной задачи;
-Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей;
-Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
Познавательные УУД:
-Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-Использование знаково-символических средств, включая модели и схемы для решения задач;
-Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;
-Синтез как составление целого из частей;
-Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;
-Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
-Умение формулировать собственное мнение и позицию;
-Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-Умение задавать вопросы;
-Умение использовать речь для регуляции своего действия;
Оборудование: презентация, толковый словарь, карточки с текстом, справочник русского языка (для каждого учащегося)
ХОД УРОКА
Слайд 1 Видео
1. Актуализация знаний
- Посмотрите внимательно видео ролик. Представьте, что мы совершали прогулку. Попробуйте задать друг другу вопросы после просмотра видео.( Задать вопросы по увиденному)
-Что вы увидели во время прогулки? (природу) В какое время года?
-Что происходит с природой? Какое настроение вызывает у вас эти это видео?
-Именно такое настроение нам поможет в сегоднейшей непростой работе.
- Итак, мы отправляемся с вами в весенний лес.
- Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья… Первые весенние цветы, которые начинают расти ещё под снегом. О каком цветке идет речь?
Слайд Подснежники
Справка
Латинское название подснежника "галантус" (Galanthus) предположительно состоит из греческих корней, означает «молочный цветок».
Эти цветы бывают самых разных цветов и форм, насчитывают их более 18 видов. В Ставропольском крае можно обнаружить 12 из 18 видов. Изящные хрупкие растения подснежника растут на опушках лесов, вдоль рек и на горных лугах.
Подснежник — один из самых первых вестников конца зимы.
Легенды о подснежниках
Сейчас вам поведают легенду о том, как на Земле появились подснежники
Русская легенда утверждает, что однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелек через толстое снежное покрывало. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне .
- Красоту первого весеннего цветка воспевали и поэты (Чтение стихотворения)
Слайд 3-4 фото со стихотворениями (читают стихотворения учащиеся)
-Работа со словарем со словами: проталина, вешних.
3. Постановка проблемного вопроса
От лирики переходим к тайнам русского языка, а именно к слову
- Посмотрите на экран. Сформулируйте задание (составляют слово)
(запишите слово в тетрадь) Подснежник
Назовите корень слова. (работа на интерактивной доске)
-Подберите однокоренные слова с корнем снеж?
-Снег, снежок, снежный. Запишите их.
-Почему их можно назвать однокоренными? Выделите корень.
-Что заметили с корне слов. (снег, снеж – чередование согласных).
- С какие чередования согласных в корне вы знакомы?
-Запишите их на следующей строчке и запомните.
-Какие части слова присоединились к корню –снеж-. Работа с каждым словом в отдельности.
- Как называется и обозначается часть слова –под-
- Как называется и обозначается часть слова –ник-, -н-
- Сформулируйте задачи урока. Чему будем учиться и что узнаем сегодня на уроке? Какие умения мы с вами будем развивать? (развивать умения составлять новые слова с помощью приставки и суффикса)
-Попробуем ответить на вопросы? Что мы знаем? И что сможем узнать?
- Какие существуют части слова?
- Как их обозначают?
- Где они находятся в слове?
- Для чего служат приставка и суффикс?
На последний вопрос попытаемся ответить к концу урока.
4. Работа с определением (по учебнику)
- Знакомство с правилом стр. 95
5.Работа по образованию новых слов
Итак, подснежники появляются ранней весной, их называют первоцвет.
-Какие еще первоцветы цветут в лесах на лугах?
Справка
Не успел еще сойти снег, а в лесах уже цветет розовыми и синими цветками
медуница. Медуница зацветает в конце апреля, пока лес еще стоит не очень зеленый. У медуницы красивые фиолетовые и пурпурные цветки. Название медуница получила, так как пчелы берут с нее первый нектар, когда вокруг еще нет цветов. Цветет в апреле—мае в европейской части России, на Кавказе, в Сибири.
Мать-и-мачеха цветет в начале весны. Назвали так , потому что верхняя сторона листьев гладкая и холодная (мачеха), а нижняя - пушистая и теплая (мать). Растет в Украине, Беларуси, России, на Кавказе. В народной медицине листья и цветки мать-и- мачехи и медуницы используют при болезнях органов дыхания, кашле, бронхите.
Крокусы цветут в начале весны или осенью. Насчитывается около 80 видов крокусов, которые делятся на весеннее цветущие и осеннее цветущие.
Крокусы хорошо растут на освещенных, прогреваемых солнцем местах.
-Давайте посмотрим, в каком лесу могли бы появиться первоцветы (выбор картинки) Почему?
-Приходя в лес, мы должны помнить правила поведения.
-Перед Вами иллюстрации. Скажите, где ребята поступают неправильно?
Берегите первоцветы, они занесены в Красную книгу!
ФИЗМИНУТКА
-Перед вами корень слова ЛЕС
-Какое задание вам надо выполнить? (образуем новые слова)
(в тетрадь учащиеся записывают слово лес, и однокоренные слова, выделяют части слова лесник, лесок, лесной, перелесок, лесистый).
К словам добавляем окончания –ый-, -е-, -ой-
Работа с толковым словарем.
В толковом словаре находим значения слов перелесок, лесистый, полесье
Вывод: С помощью какой части слова образовали новые слова?
7. Работа в группах и парах с текстом
(Задание для группы и для отдельных учащихся)
-Дополни слова приставками и суффиксами.
Текс 1 (работают в группах средние и слабые учащиеся)
Слайд
Однажды днём на мал…..ом ….горке оттаяла земля. ….бежал тёплый ветер…. . Показался цвет… Это был ….снеж…. .
(-ник- - еньк- -про- - при- - ок- -под-)
Текс 2 (индивидуально работают сильные учащиеся)
Слайд
Скоро всё …зеленеет. Мал…..ие школь…..и пойдут в лес на …гул…у.
Старшие ребята с рюкзаками отправятся в …ход.
Какими приставками (суффиксами) дополняли слова. Чтение получившего текста.
- Рефлексия
Слайд
Составим небольшой справочник русского языка для частей слова
(у каждого учащегося листочек «Справочник русского языка»)
Приставки Суффиксы
-Выпишем все приставки, с помощью которых образовывали новые слова.
- Выпишем все суффиксы , с помощью которых образовывали новые слова. Справочник будем пополнять новыми приставками и суффиксами. Их в русском языке много.
«Справочник русского языка»
Приставки | Суффиксы |
под, при, про, пере, по, за | ок, ник, н, ист, к, еньк, |
- Домашнее задание
Из текста по литературному чтению найдите и выпишите в тетрадь 10 слов с приставками и суффиксами, которые мы записали в справочник.
Карточка 1
Однажды днём на мал…..ом ….горке оттаяла земля. ….бежал тёплый ветер…. . Показался цвет… .Это был ….снеж…. .
(-ник- - еньк- -про- - при- - ок- -под-)
Карточка 2
Скоро всё …зеленеет. Мал…..ие школь…….и пойдут в лес на …..гул…у.
Старшие ребята с рюкзаками отправятся в …ход.
Справочник «Части слова»
Приставки | Суффиксы |
Справочник «Части слова»
Приставки | Суффиксы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Разработка урока по русскому языку по теме: "Перенос слов с буквой й в середине слова"
Урок закрепления знаний, на котором дети отрабатывают умение переносить слова с буквой й в середине слова....
Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс
Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...
Методическая разработка урока по теме "Суффикс как часть слова"
Урок усвоения новых знаний, образовательная программа «Школа 2100»...
Разработка урока по русскому языку. Тема: "Соотнесение слов - названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи"
Разработка урока для 2 класса...
Учебно-методическая разработка урока по русскому языку "Образование сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной."
Презентация знакомит детей с образованием сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной. Представлены практические задания....
Конспект урока по русскому языку "Значимые части слова"
Конспект урока по русскому языку "Значимые части слова"...